Язык — важнейшее средство общения

УДК 372.881.116.1(073.3) ББК 74.268.1Рус

Министерство образования

Российской Федерации 2000 18ВК 5—7107—5350—5 ©ООО «Дрофа», 2000

Программа

По русскому языку

К учебникам

для 5—9 классов*

(авторы программы

М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская,

Н. М. Шанский)**

Объяснительная записка

Русский язык — язык русского народа. Он слу­жит ему средством общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в

* Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Т р о с-тенцова Л. А. и др. Русский язык. 5 класс/Научный редактор акад. РАО Н. М. Шанский.

Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Трос-тенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс/Научный редактор акад. РАО Н. М. Шанский.

Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Трос-тенцова Л. А. и др. Русский язык. 7 класс/Научный редактор акад. РАО Н. М. Шанский.

Бархударов С. Г., Крючков С. Е., М а к с и-м о в Л. Ю., Ч е ш к о Л. А. Русский язык. 8 класс.

Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Макси­мов Л. Ю., Ч е ш к о Л. А. Русский язык. 9 класс.

** Настоящая программа составлена на основе действую­щей с 1968 г. программы с учетом «Временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования». В процессе ее создания были учтены пред­ложения преподавателей ведущих педагогических вузов страны, методистов ИУУ, а также учителей многих школ.

научном и художественно-словесном творчестве); для хранения и передачи информации; для свя­зи поколений русских людей, живших в разные эпохи.

Русский язык — один из самых развитых язы­ков мира. Он отличается богатством и разнообрази­ем словаря, словообразовательных и грамматиче­ских средств, располагает неисчерпаемыми возмож­ностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.

Русский язык в современном мире — один из официальных языков ООН. В Российской Федера­ции он является государственным языком.

Свободное владение родным русским языком — надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Для реали­зации этой цели необходимо поднять преподавание русского языка на новый качественный уровень, со­ответствующий условиям и потребностям современ­ного общества, усилить практическую направлен­ность обучения русскому языку, повысить эффек­тивность каждого урока.

Задачи преподавания русского языка. Учебный предмет «Русский язык» в современной школе име­ет познавательно-практическую направленность, т. е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные за­дачи.

Специальной целью преподавания русского язы­ка в школе является формирование языковой, ком­муникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Языковая компетенция, т. е. осведомленность школьников в системе родного языка, реализуется

в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвис­тического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функци­онировании), развития языкового и эстетического идеала, т. е. представления о прекрасном в языке и речи.

Коммуникативная компетенция, т. е. осведом­ленность школьников в особенностях функциони­рования родного языка в устной и письменной фор­ме, реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфо­графических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогаще­ния словарного запаса и грамматического строя ре­чи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общест­венных сферах его применения.

Лингвистическая компетенция — это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разде­лах, целях научного изучения языка, элементар­ные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изуче­нии родного языка.

Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются: воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие логического мышления школьников; обучение их умению само­стоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений — работа с книгой, со справочной литературой, совершенство­вание навыков чтения и т. д.

Содержание школьного курса русского языка в 5—9 классах. В школе изучается современный

русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основ­ные сведения о нем. Вместе с тем в программу включаются элементы общих сведений о языке, об истории языка, его современных разновидностях — территориальных, профессиональных.

Программа содержит:

отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, мор­фологии, синтаксиса и стилистики русского литера­турного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развиваю­щемся явлении и т. д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связ­ной речи учащихся, — формирование коммуника­тивных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;

сведения о графике, об орфографии и пункту­ации; перечень видов орфограмм и названий пунк­туационных правил.

Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, ко­торыми должны овладеть учащиеся.

Структура школьного курса русского языка в 5—9 классах. Программа построена с учетом прин­ципов системности, научности и доступности, а так­же преемственности и перспективности между раз­личными разделами курса.

Материал школьного курса русского языка по классам располагается следующим образом: в 5, 6 и 7 классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография. Систематический курс синтаксиса является предметом изучения в 8 и 9 классах. Однако первоначальные сведения об

основных понятиях синтаксиса и пунктуации вво­дятся уже в 5 классе. Это позволяет организовать работу над синтаксическими, пунктуационными и речевыми навыками учащихся и подготовить их к изучению систематического курса синтаксиса в 8 и 9 классах.

Материал в программе расположен с учетом воз­растных возможностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского язы­ка проводится в два этапа. Например, темы «Лек­сика», «Словообразование», «Имя существитель­ное», «Имя прилагательное», «Глагол» даются в 5 и 6 классах, сведения по стилистике и речеведению — в 5, 6 и 7 классах.

Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам.

В каждом классе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Эти уроки дают учителю большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоцио­нальный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению. Знания, полученные на этих уроках, обобщаются и систематизируются в разделе «Общие сведения о языке», которым заканчивается школьный курс русского языка в 9 классе.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отво­дится повторению. Для повторения в начале и кон­це года в каждом классе выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе «Повторение пройденно­го в 1—4 классах» определено содержание этой ра­боты, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между началь­ным и средним звеном обучения. В остальных клас­сах содержание работы на уроках повторения не

регламентируется. Учитель планирует такие уроки, учитывая конкретные условия преподавания. Те­мам, изучаемым в несколько этапов, на следующей ступени предшествует повторение сведений, полу­ченных в предыдущем классе (классах). Каждая те­ма завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уро­вень прочных знаний и умений.

В программе специально выделены часы на раз­витие связной речи — пятая часть всего учебного времени, указанного для данного класса. Темы по развитию речи — речеведческие понятия и виды ра­боты над текстом — пропорционально распределя­ются между грамматическим материалом. Это обес­печивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

В конце программы каждого класса в специаль­ном разделе перечислены основные умения и навы­ки, которые формируются в процессе изучения све­дений о языке и речи.

В программе указан годовой объем учебного времени по каждому классу, а также дается распре­деление количества часов по темам программы. Преподаватель, учитывая значимость материала для формирования навыков грамотной письменной и устной речи, а также подготовленность учащихся и условия работы с данным классом, в указанное распределение часов может вносить свои коррек­тивы.

Основные направления работы по русскому языку в 5—9 классах. Одно из основных направле­ний преподавания русского языка — организация работы по овладению учащимися прочными и осоз­нанными знаниями.

Усиление практической направленности обу­чения русскому языку в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые слу­жат базой для формирования орфографических,

пунктуационных и речевых умений и навыков: деление слова по составу, различение частей ре­чи, определение грамматической основы предложе­ния, умение устанавливать связи слов в предложе­нии и т. д.

Усвоение теоретических сведений осуществляет­ся в практической деятельности учащихся при ана­лизе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуацион­ного и других видов разбора, которые следует ис­пользовать прежде всего для объяснения условий выбора орфограммы и знаков препинания, а также для выработки навыков самоконтроля.

Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Изучая с учащимися орфогра­фические и пунктуационные правила, важно до­биваться, чтобы школьники понимали и запомина­ли их, могли иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения правил на прак­тике.

Большое значение в формировании прочных ор­фографических умений и навыков имеет системати­ческая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Запоминание не требует обязательной зрительной опоры и целе­направленной тренировки. В словарно-лексиче­ской работе используются особые приемы: темати­ческое объединение слов в особые лексические группы, составление с данными словами словосоче­таний, предложений, включение их в самостоятель­ные работы, составление с ними гнезд однокоренных слов, ведение индивидуальных словариков, обращение к этимологии слов, работа с орфографи­ческими и толковыми словарями, использование словарных диктантов. Эти и другие виды упражне-

ний способствуют прочному усвоению словарей-минимумов (они помещены в приложениях кучеб­никам под названием «Пиши правильно»), необхо­димых для грамотного человека.

Важно обеспечить закрепление орфографиче­ских и пунктуационных навыков при изучении всех без исключения разделов и тем школьного кур­са русского языка, тем самым создавая непрерыв­ность в совершенствовании навыков правописания. Для работы по формированию умений и навыков отводится большая часть времени, предназначенно­го для изучения предмета.

Обучая школьников русскому языку в 5— 9 классах, учитель поддерживает и совершенствует умения и навыки правильного каллиграфического письма, формируемые в 1—4 классах, предъявляет необходимые требования к графически правильному и разборчивому оформлению всех записей в тет­радях, обращает внимание на то, чтобы учащиеся писали строго на строке тетради (а не между строк) буквы одинаковой высоты, правильно писали про­писные буквы (Г, а не г, П, ане п и т. п.) и строч­ные буквы, состоящие из графически близких эле­ментов (ш и т, м и ш, и и е, о и а, и и ы, н ип и т. п.), соблюдали требуемый наклон букв, интер­вал между словами, правильно и единообразие» рас­полагали в тетрадях записи даты, названия темы урока, наименования видов работ, номеров упраж­нений, эпиграфов, соблюдали красную строку, ак­куратно оформляли различные условные обозначе­ния при грамматическом разборе слов и предложе­ний.

В связи с этим особую важность приобретает контроль учителя за классными и домашними рабо­тами учащихся. Нужно так организовать проверку тетрадей, чтобы каждый ученик чувствовал еже­дневную ответственность за свои записи в них. Осо-

бенно пристальный контроль следует установить за состоянием тетрадей слабоуспевающих учащихся, которым необходимо оказывать повседневную по­мощь в правильном оформлении всех записей.

Тщательный анализ ошибок, допускаемых уча­щимися при написании обучающих и особенно контрольных работ, используется для определения направления дальнейшей работы учителя по фор­мированию умений и навыков школьников.

Изучение каждого раздела, каждой темы должно содействовать развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, ауди­рования (слушания), чтения и письма) и осуществ­ляется в трех направлениях, составляющих единое целое.

Первое направление в развитии речи учащих­ся — овладение нормами русского литературно­го языка: литературного произношения, образова­ния форм слов, построения словосочетаний и пред­ложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлеж­ностью.

Овладение нормами русского литературного язы­ка речи учащихся диалектизмов и жарго­низмов. Успех обеспечен в том случае, если учи­тель, принимая во внимание особенности местного говора, будет систематически следить за правиль­ностью речи учащихся, приучать школьников к сознательному анализу своей речи и речи товари­щей с точки зрения ее соответствия литературным нормам.

Второе направление — обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Словарь учащихся пополняется при изучении всех

учебных предметов, но особая роль в этом принад­лежит русскому языку и литературе. Обогащение запаса слов на уроках русского языка обеспечивает­ся систематической словарной работой. Одно из важнейших требований к словарной работе — раз­витие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словаря­ми-справочниками .

Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.

Третье направление в развитии речи учащих­ся — формирование умений и навыков связного из­ложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над со­держанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выпол­нении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирова­ние и совершенствование умений анализировать тему, уточнять ее границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним сис­тематизировать материал, правильно отбирать язы­ковые средства.

На уроках русского языка уделяется внимание совершенствованию связной устной речи учащихся: учебно-научной и публичной (ораторской) на основе знакомства с основными видами бытового, общест­венно-политического и академического красноре­чия.

Как обязательная составная часть в работе по развитию речи учащихся — предупреждение и устранение различных языковых ошибок.

Работа по развитию речи включает в себя форми­рование навыков выразительного чтения. Занятиям

по выразительному чтению предшествует и сопутст­вует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчетливо произ­носить слова, различать ударные и безударные сло­ги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое уда­рение). Очень важно добиться, чтобы каждый связ­ный текст не был прочитан монотонно, невырази­тельно.

Использование средств обучения. Следует широ­ко применять имеющийся фонд учебно-наглядных пособий, экранных и звуковых средств обучения, который включает несколько серий настенных таб­лиц, демонстрационные карточки для составления подвижных справочных таблиц, раздаточный изо­бразительный материал, учебные диафильмы (в том числе и со звуковым сопровождением), более 20 се­рий учебных диапозитивов, учебные кинофильмы, звуковые пособия (см. приложение 1).

Различные средства обучения, разрабатываемые как компоненты комплекса, основой которого явля­ется учебник, методически согласуются с ним. Все они расширяют возможности учителя по органи­зации самостоятельной работы учащихся, форми­рованию орфографических, пунктуационных, ре­чевых умений и навыков школьников, облегчают реализацию внутрипредметных и межпредметных связей и т. д.

Такие экранные пособия, как транспаранты для графопроектора, позволяют интенсифици­ровать учебный процесс, повысить плотность уро­ка, увеличить объем дидактического материала для объяснения нового и закрепления изученно­го ранее, организовать проверку написанного на уроке.

Использование репродукций картин известных русских художников на уроках грамматики и раз-



вития речи способствует расширению словаря уча­щихся, активизации их устной и письменной речи, помогает решить задачу эстетического воспитания учащихся.

Большое значение для формирования у школь­ников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литерату­рой. Постепенно переходя от справочного аппарата учебника к специально созданным для школы сло­варям и справочникам, учитель вырабатывает у учащихся привычку обращаться к этим пособиям в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, ударения, образования формы, раскрытия значения (см. приложение 2).

Следует совершенствовать учебный процесс, ис­пользуя наряду с уроком такие формы занятий, как семинары, собеседования, практикумы, консуль­тации, которые требуют более активного само­стоятельного изучения материала. Для успешной работы указанных форм занятий учитель должен приобщить учащихся и к разнообразной научно-популярной литературе по русскому языку и линг­вистике в целом. Все это будет способствовать повы­шению интереса к русскому языку у ребят и более качественному его преподаванию учителем.

Межпредметные связи на уроках русского язы­ка. В школе изучается в основном русский лите­ратурный язык, поэтому наиболее тесные и ор­ганические связи русского языка как предмета осуществляются с литературой. При обучении рус­скому языку широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнооб­разных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста, а также от­дельные типы речи (повествование, описание и рассуждение). Связь русского языка и литературы

закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ (обучение изложению, пересказу, сочинению и т. п.).

Одинаковые лингвистические понятия имеют место в курсе изучаемых иностранных языков (под­лежащее, сказуемое, член предложения и т. д.). Близкие понятия содержатся в курсе литературы, изобразительного искусства (антоним, антитеза, контраст, изобразительное средство); на уроках ис­тории учащиеся знакомятся с архаизмами, исто­ризмами, заимствованными словами, широко вво­дят их в речь; при изучении географии — с вопроса­ми народонаселения и языковыми группами; на уроках биологии — с вопросами мышления и речи; при занятиях музыкой — со звуком, с тембром, ин­тонацией.

Используя репродукции картин известных ху­дожников на уроках русского языка, учитель опи­рается на те знания, которые приобрели школьни­ки на уроках изобразительного искусства. Обучая детей писать сочинение по картине, учитель русско­го языка способствует их эстетическому воспита­нию, учит ценить правдивое изображение жизни, выявлять идейный замысел художника, понимать язык этого вида искусства. При этом школьники учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого.

Межпредметные связи в учебном процессе обес­печивают лучшее понимание школьниками изучае­мого материала и более высокий уровень владения навыками по русскому языку.

Применение программы в процессе преподава­ния русского языка. Программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все учащиеся общеобразовательной школы. Учитель должен реализовать ее выполнение. Вместе с тем ему предоставляется право по своему усмотрению

использовать пятую часть времени, не ослабляя, од­нако, изучение базовых знаний и работу по форми­рованию умений и навыков. Для этого преподава­тель располагает следующими возможностями: да­вать учащимся сходные и сложные темы обобщенно (в виде блоков); по-своему использовать материал повторения пройденного; увеличивать (за счет по­вторения пройденного в сильных классах) количе­ство работ по развитию связной речи.

Разные коллективы учащихся по-разному подго­товлены к восприятию нового. Учитывая реальный объем знаний школьников и уровень владения уме­ниями, а также значимость материала для их фор­мирования, учитель сам распределяет время на про­граммные темы того или иного класса.

КЛАСС

(204 ч)

Язык — важнейшее средство общения

(2ч + 1 ч)

Повторение пройденного в 1—4 классах (17 ч + 3 ч)

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в
словах. Правописание проверяемых и непроверяе­-
мых гласных и согласных в корне слова. Правопи­-
сание букв и, а, у после шипящих. Разделительные
ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное: три склонения, род, па­деж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце су­ществительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Право­писание гласных в падежных окончаниях прилага­тельных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окон­чаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздель­ное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление).

Предлоги и союзы. Раздельное написание пред­логов со словами.

II. Текст. Тема текста. Стили.

Наши рекомендации