Общественная сущность языка. Основные функции языка. Язык - важнейшее средство человеческого общения. Язык и мышление

Языкознание как общественно-историческая наука. Язык и речь как предмет и объект изучения. Основные проблемы общего языкознания.

Современная наука состоит из трёх главных разделов - естествознания (или естественных наук, изучающих явления и законы развития и существования природы), общественных, или социальных наук, то есть наук об обществе, и философии, которая изучает наиболее общие законы природы, общества и мышления. Языкознание как наука о человеческом языке принадлежит к числу общественных (гуманитарных) наук.

Языкознание- это наука о языке, его происхождении, внутренней структуре, свойствах и функциях, его общественной природе, а также об общих законах строения и развития всех языков мира и классификации конкретных языков.

В мире существует от 2,5 до 5 тысяч языков (хотя народов поданным на 1983 г. около 1 тыс.). При всех огромных различиях между языками они имеют и много общего. К таким признакам, объединяющим все языки мира, относятся, например, следующие:

1) каждый язык является достоянием отдельного коллектива (народа, нации), в связи с чем любой язык (даже самый необработанный) выполняет в жизни этого коллектива разные функции, среди которых важнейшими являются две - быть средством познания и человеческого общения;

2) каждый язык состоит из звуков, произносимых человеком, с помощью которых формируются слова и выражаются мысли, поэтому любой язык имеет, по крайней мере, два коррелятивных класса образований - слово и предложение;

3) любое высказывание в том или ином языке членится на элементы, повторяющиеся в составе других высказываний;

4) каждый язык обладает набором таких повторяющихся элементов и правилами их соединения в высказывания.

Предметомязыкознания являются такие сложные вопросы, как сущность языка, его происхождение и основные функции, соотношение языка и мышления, языка и объективной действительности, типы языков, организация их языковых уровней, функционирование и историческое развитие, классификация языков и др. Объектом изучения языкознания является человеческая речь, а предметом – язык, взятый в целом.

2. В науке различают общее и частное языкознание. Частное ставит задачу изучить отдельный язык или группу родственных языков. Общее не занимается конкретными языками, а делает выводы на основе данных частных языкознаний.

3. Проблемы общего языкознания:

4. Проблема предмета языкознания;

5. Проблема методов и методик изучения языков. Языкознание, несомненно, выработало свои исследовательские приемы, свои методы: сравнительно-исторический, описательный, сопоставительный и др. ;

6. Проблема установления природы и сущности языка (т.е. является ли язык физическим или психическим, биологическим или социальным явлением), включая вопросы об отношении языка к обществу и мышлению, о функциях языка.

7. Проблема понимания и изучения структуры и системы языка. Вопросы, связанные со структурой языка, относятся к изучению строения языка: это и звуковая сторона, т.е. фонетические явления, и лексика, или словарный состав языка, а также вопросы грамматического строя языка – проблема дефиниции (т.е научного определения) частей речи, предложения, членов предложения и др. Вопросы же, связанные с системой языка, направлены на исследование тех разнообразных связей и отношений, которыми объединены в единое целое составные части и элементы языковой структуры.

8. Проблема охватывает вопросы происхождения и развития языка. Как, когда, в каких условиях возникла человеческая речь, началось развитие языков? Как, по каким направлениям и в зависимости от чего изменяется язык? Каковы главные этапы развития языка? И др.

9. Проблема отношения языкознания к другим смежным наукам - литературоведению, истории, логике, психологии, социологии, философии, математике, культурологии. Изучение условий и влияния их на языкознание.

Общественная сущность языка. Основные функции языка. Язык - важнейшее средство человеческого общения. Язык и мышление.

Существует большое количество определений языка, его сущности. Все эти определения можно свести к трем ᴏϲʜовным подходам: определение языка как биологическᴏᴦᴏ, психического, общественного явления. Язык как общественное явление рассматривается в рамках социологической концепции. Язык человека социален по происхождению, так как возник как ϲᴩедство общения. Язык обслуживает общество и возникнуть, существовать, развиваться без него не может. Главная сущность языка – общественная.

язык есть явление социальное, возникающее и развивающееся только в коллективе («Язык есть социальный элемент речевой дея­тельности,- говорил Ф. де Соссюр,- внешний по отношению к ин­дивиду, который сам по себе не может ни создавать язык, ни его изменять»).

Будучи явлением социальным, язык обладает свойствами социальной предназначенности, т.е. определенными функциями. Среди его функций важнейшими являются:

1) коммуникативная (быть средством человеческого общения) с ее производными: контактоустанавливающая функция (ср. формулы приветствия или прощания, которые имеются во всех языках); апеллятивная функция (т.е. функция призыва, побуждения к действию); конативная функция (т.е. функция усвоения информации адресатом, связанная с сопереживанием, ср. магическую силу заклинаний или проклятий в архаическом обществе или тексты реклам - в современном); волюнтативная функция (т.е. функция воздействия, связанная с волеизъявлением говорящего); эпистемическая функция (т.е. функция хранения и передачи знаний о действительности, традиций культуры, истории народа, национального самосознания); эта функция языка связывает его с действительностью (фрагменты действительности, выделенные и обработанные сознанием человека, закрепляются в единицах языка);

2) когнитивная функция (т.е. гносеологическая, познавательная функция быть средством получения новых знаний о действительности), эта функция языка связывает его с мыслительной деятельностью человека, в единицах языка материализуется структура и динамика мысли; производные этой функции: аксиологическая функция (т.е. функция оценки); номинативная функция (т.е. функция называния); с этой функцией тесно связана функция обобщения, которая позволяет нам с помощью языка выражать сложнейшие понятия. Обобщая и выделяя индивидуальное, неповторимое, слово обладает способностью «замещать» предметы и явления внешнего мира. Познавая действительность, человек по-разному ее конструирует, что находит свое выражение в языке (ср. в языке эскимосов существует более двадцати названий для льда, а в языке арабов - множество наименований для верблюдов, в которых актуализируются самые разные признаки); предикативная функция (т.е. функция соотнесения информации с действительностью) и др. Кроме этих основных функций языка, иногда выделяют эмоциональную или экспрессивную функцию (быть средством выражения чувств и эмоций человека), эстетическую, поэтическую, метаязыковую (металингвистическую, быть средством исследования и описания языка в терминах самого языка) и некоторые другие.

Язык – основное средство общения людей. Как средство общения, язык связан с жизнью общества, с народом – носителем данного языка. Будучи орудием общения, язык является орудием обмена мыслями. Поэтому возникает вопрос о соотношении языка и мышления. Есть две точки зрения по этому вопросу:

1. что язык оторван от мышления;

2. язык отождествляется с мышлением.

Мышление развивается гораздо быстрее, чем язык.

Российское языкознание говорит о единстве языка и мышления, но одновременно отрицает их отождествление. Нет слова, сочетания, предложения, которые не выражали бы понятия. Все единицы языка составляют материальную сторону языка, поэтому воспринимаются органами чувств. Материальную сторону языка образуют фонемы и морфемы, которые являются наименьшими единицами языка, обладающими значениями.

Составной частью мысли является понятие, суждение, умозаключение. Структура мысли и языка не всегда совпадает. Одно предложение может выражать различные значения. В зависимости от постановки логического ударения будет изменяться и значение.

Иногда кажется, что мысли возникают сами по себе, но опыты показали, что при возникновении мысли у человека намечаются движения артикуляционных органов. Интересна в этой связи теория Сеппер -Уорф, в основе которой лежит тезис, что мышление человека определяется тем языком, на котором он говорит и выйти за эти рамки нельзя, ведь все представления человека об окружающем мире даны ему языком.

Есть другая гипотеза, согласно которой мышление определяется окружающим материальным миром. Определяющая роль, таким образом, принадлежит окружающему миру. Однако не исключается и активность человеческой мысли. Человек моделирует окружающий внешний мир, то есть отражает своей психикой. Это восприятие находит отражение в языке.

Наши рекомендации