Формы и разновидности речи. Виды речевой деятельности. Правила эфф. слушания.

Язык – это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.Как две стороны одной медали, понятия язык и речь не существуют друг без друга. Язык – набор единиц и правила их использования; речь – выбор из набора и реализация правил. Язык абстрактен – речь конкретна, это материализация языка.

Существуют две формы речи: устная и письменная. Устная речь – это не просто произносимая, не просто звучащая, но говоримая, творимая в момент говорения речь. Степень отличия устной речи от письменной определяется жанром. В зависимости от жанра устная речь может быть совершенно неподготовленной (разговор в семье за обедом), частично подготовленная, когда подготовлено в основном содержание и цель высказывания (переговоры), подготовленная (не продумано словесное выражение, но продумано главное, что будет сказано, в какой последовательности и т.д. – объяснение материала на уроке). Применительно к устной речи можно выстроить шкалу от полной неподготовленности до выучивания наизусть.

Речь существует в двух разновидностях: как диалог и монолог. Диалог – первичная, естественная форма речи, а монолог – вторичная и искусственная.

Речевая деятельность имеет 4 разновидности: говорение, слушание, письмо, чтение. Обычно недооценивается важность слушания. Есть данные: средний человек слушает больше, чем говорит. Слушать – это не просто воспринимать звук, а сосредоточиться на воспринимаемом. Прирожденные слушатели японцы. Что касается остального мира, то ученые считают, что только 10% людей, слушая собеседника, вникают в суть того, о чем говорится.

Эффективное слушание складывается из слуховой способности, внимательности, способности к пониманию и запоминанию. Всех слушателей публичного выступления можно разделить на 4 группы: 1) Те, кто вообще не слушает. Такие просто «выключают оратора» и думают о посторонних вещах», ничего не получая от речи; 2) Те, кто слушает наполовину (то пристальное внимание, то полное отсутствие внимания). Такие понимают фрагменты, не воспринимая идею; 3) Слушатели с пассивным восприятием. Они без возражений принимают то, что говорит оратор, не соотносят речь с собственным опытом; 4) Те, кто слушает вдумчиво. Это критические слушатели. Которые получают от слушания максимум пользы. Чтобы быть хорошим слушателем в данной ситуации, надо сделать 4 вещи:

1) определить свою цель как слушателя. Что я могу извлечь из речи?

-получить информацию

-развлечься

-воодушевиться

-получить возможность анализировать

-улучшить собственную речь.

2) отключить эмоции, снять предубежденность.

3) Сконцентрироваться!

4) Научиться анализировать содержание.

В ситуации диалога часто происходит то же, что в ситуации публичного выступления: когда мы мысленно не соглашаемся с говорящими, то прекращаем слушать и ждем своей очереди высказаться, подбираем доводы и аргументы, готовим «достойный ответ». А ведь без умения слушать нельзя понять позицию собеседника, оценить разногласия, выработать общую позицию и т.д.

Специалисты выделяют два вида слушания – рефлексивное и нерефлексивное.Нерефлексивное состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваться в речь замечаниями. Оно кажется пассивным, но требует большого физического и психологического напряжения. Нерефлексивное уместно там, где один из собеседников глубоко взволнован, хочет обсудить наболевшее. Рефлексивное подразумевает активное вмешательство в речь поддерживающими репликами, репликами, которые вызваны желанием уточнить позицию. Разновидностью рефлексивного слушания является резюмирование. Слушающий подытоживает основные идеи и чувства говорящего: Как я понял…Если я правильно понял…

(Для общей информации: Девять правил слушания предлагает И. Атватер в книге «Я вас слушаю». (М, 1988):

1. Не принимайте молчание за внимание. Если собеседник молчит, то это не значит, что он слушает. Он может быть погружен в собственные мысли.

2. Будьте физически внимательны. Повернитесь лицом к говорящему. Поддерживайте с ним визуальный контакт. Убедитесь в том, что ваша поза и жесты говорят о том, что вы слушаете.

3. Не притворяйтесь, что слушаете. Это бесполезно: как бы вы ни притворялись, отсутствие интереса и скука неминуемо проявятся в выражении лица и жестах.

4. Дайте собеседнику время высказаться. Сосредоточьтесь на том, что он говорит. Старайтесь понять не только смысл слов, но и выводы собеседника.

5. Не перебивайте без надобности. Большинство из нас перебивают друг друга, делая это неосознанно. Руководители чаще перебивают подчиненных, старшие - младших, мужчины перебивают чаще, чем женщины. Если вам необходимо перебить в серьезной беседе, помогите затем восстановить прерванный вами ход мыслей собеседника.

6. Слушая, не делайте поспешных выводов. Это один из главных барьеров эффективного общения. Воздерживайтесь от оценок и постарайтесь понять точку зрения собеседника или ход его мыслей до конца.

7. Не будьте излишне чувствительны к эмоциональным словам. Слушая сильно взволнованного собеседника, будьте осторожны и не поддавайтесь воздействию его чувств, иначе можно пропустить смысл сообщения.

8. Если собеседник уже высказался, повторите главные пункты его монолога своими словами и поинтересуйтесь, то ли он имел в виду. Это гарантирует вас от любых неясностей и недопонимания.

9. Не заостряйте внимания на разговорных особенностях собеседника. )

Наши рекомендации