Готовимся к олимпиаде по литературе

Готовимся к олимпиаде по литературе

Готовимся к олимпиаде по литературе - student2.ru

Организационно-технологическая модель проведения

муниципального/межлицейского этапов

Республиканской олимпиады обучающихся

общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики

По литературе

1. Время написания работы – 3 астрономических часа (9.00-12.00) письменный тур + устный тур: конкурс выразительного чтения наизусть (участие является обязательным; балл за выразительное чтение суммируется с баллом за письменную работу).

График проведения:

Письменный тур

Устный тур

12. Участники олимпиады по литературе будут выполнять четыре уровня заданий. Первый уровень заданий – респонсивно-репродуктивный: на проверку знаний по литературе (задания по курсу литературы за текущий и предыдущие годы обучения: история литературы, литературоведение и т.д.); второй– репродуктивно-конструкторский: на проверку уровня предметных компетенций обучающихся; умения выполнять анализ текста, в том числе из литературы родного края (художественный текст или отрывок из него не переписываются в тетрадь или на лист), а также умения решать литературные и литературно-метапредметные задачи; третий – творческий: написание сочинения объёмом от 0,75 до 1,5 страницы (обязательным условием является демонстрация круга чтения и культуры чтения), где проверяется уровень литературной компетенции и общей культуры, умение писать творческую работу разны типов и жанров, способность обучающегося к адекватному эмоционально-эстетическому сопереживанию (сотворчество); уровень усвоения необходимых теоретико- и историко-литературных знаний, сформированности аналитических интерпретационных умений, литературно-художественного и литературно-критического творчества; уровень подготовленности к самостоятельному общению с искусством слова; четвёртыйуровень – выразительное (художественное) чтение наизусть лирического произведения или отрывка их прозаического (драматического) текста по выбору участника олимпиады, где обязательным является знание автора и названия произведения; обучающийся предлагается объяснить выбор текста для чтения наизусть.Участие в данном туре является обязательным. Обучающийся, который не принял участие в данном туре, не может стать победителем или призёром олимпиады по литературе.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Не так трудно догадаться, что это отметки (текущие) А. С. Пушкина во время его обучения в Царскосельском лицее. А вот конкретное число назвать, конечно, непросто. В Лицее действовала следующая система отметок: 4 — посредственно, 3 — хорошо, 2 — весьма хорошо, 1 — превосходно. Цифра 0 означала отсутствие ответа или каких бы то ни было знаний. В выпускном свидетельстве поэта сказано, что он «оказал успехи» превосходные в российской и французской словесности, а также в фехтовании. Следовательно искомое число — 1.

Задача №2. Кто изображен в этом описании?

В детстве он стал свидетелем восстания Пугачева и чуть не погиб, так как его отец был помощником коменданта Яицкой крепости; в жизни был забиякой и драчуном, участником многих скандалов и литературных бунтов, обжорой и лентяем, но блестяще образованным человеком; известность приобрел в жанре, известном с античности; ему поставлен памятник в Летнем саду в Петербурге и на Патриарших прудах в Москве в окружении его героев.

Ответ: И.А. Крылов

Задача №3.

О творчестве какого русского поэта идет речь в приведенном отрывке из книги Юрия Айхенвальда? Свой ответ обоснуйте, объяснив, что помогло вам узнать имя поэта?

Он поведет нас, например, под изодранные шатры цыган и научит нас, что и там живут мучительные сны, и там горят роковые страсти; он противопоставит грандиозной объективности государственного дела субъективное горе бесхитростной души и около памятника Петра Великого заметит, едва ли не первый в русской литературе, меленькую фигурку бедного чиновника, которого счастье, и скромный роман, и самую жизнь задавило тяжело – звонкое скаканье Медного Всадника; и он отнесется к этому чиновнику, как старший и умный брат.

Ответ: А.С.Пушкина

Задача №4.

Решите анаграммы, в которых зашифрованы понятия из области русского языка и литературы, и запишите их на свободных строках.

1. САНЯБ ______________________________
2. ИНЕДУРАЕ ___________________________
3. ЕЧИАНРЕ ___________________________
4. РИЯОНИ _____________________________
5 ЕГОНЛОМЗИ __________________________
Выпишите первые буквы полученных слов в
том порядке, в котором они расположены, и Вы
получите новое слово, обозначающее фамилию
русского писателя. __________________________

Ответ: Бунин И.А.

Задача №5

В повести Валентина Катаева «Алмазный мой венец» известные писатели выведены под вымышленными именами. Кто из писателей получил имя Вьюн?
(А) Павел Антокольский;
(Б) Алексей Кручёных;
(В) Владимир Маяковский;
(Г) Юрий Олеша;
(Д) сам Валентин Катаев.
Кратко поясните ваше решение.

Ответ: Б)

Задача №6.

Уносит все дела людей.

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

А если что и остаётся

Чрез звуки лиры и трубы,

То вечности жерлом пожрётся

И общей не уйдёт судьбы!

Ответ: Произведение Г.Р. Державина представляет собой акростих, т.е. стихотворение, первые буквы строк которого составляют отдельное слово или фразу, как бы «текст в тексте». Читаем сверху вниз:

Р У И Н А Ч Т И

Руина - "разрушение, падение"; чти - старая форма родительного падежа слова "честь"; "честь, слава", т.е. настало время разрушения чести и славы гражданина и патриота.

Руина –

Готовимся к олимпиаде по литературе - student2.ru «разрушение,

Готовимся к олимпиаде по литературе - student2.ru

Готовимся к олимпиаде по литературе

Готовимся к олимпиаде по литературе - student2.ru

Наши рекомендации