Примечания к истории создания и публикации рассказов А. И. Солженицына 60-х годов

Рассказ Примечания Год создания рассказа Год и место публикации
«Один день Ивана Дени­совича» Задуман автором на общих работах в Экибастузском Особом лагере зимой 1950 — 51. Издания 60-х годов уничтожались в 1971 — 72 по тайной инструкции. «Новый мир», 1962, № 11
«Матренин двор» Исходное название — «Не стоит село без праведника»; окончательное дал А. Твар­довский (главный редактор «Нового мира»). Подвергнут атаке в советской прессе. Рассказ полностью автобиографичен и достоверен. 1958 — 1960 «Новый мир», 1963, № 1
«Крохотки» Написаны по личным впечатлениям автора в связи с поездками по Средней России. Солженицын тщетно пытался напечатать часть из них (рассказов) осенью 1965. 1958 — 1960 Самиздат. «Грани», Франкфурт, 1964, № 56
«Правая кисть» Воспоминание об истинном случае. Предложен в несколько советских журналов, всюду отвергнут. После этого ходил в Самиздате. Самиздат
«Случай на станции Кочетовка» Кочетовка — реальное название станции, где и произошел в 1941 году описанный случай. 1960, ноябрь «Новый мир», 1963, № 1
«Для пользы дела» Задуман на основе истинного случая в Рязани. Напечатан с небольшими цензурными изъятиями без ведома автора. Позже сокращен по сравнению с журнальным изданием. Под Кнорозовым подразумевается А. Ларионов, при Хрущеве попавшийся на афере с мясными продуктами. 1963, ноябрь «Новый мир», 1963, № 7
«Захар-Калита» Набор рассказа рассыпан в газете «Известия». Герой — действительно живший человек, смотритель Захар в музее Куликова поля. 1965, осень «Новый мир», 1966, № 1
«Как жаль» Отвергнут всеми советскими журналами. Подлинный случай с дочерью профессора Владимира Александровича Васильева. 1965, осень Не печатался, в самиздате не ходил
«Пасхальный крестный ход» Написан в Переделкине на первый день Пасхи, после описываемой заутрени. Самиздат «Посев», Франкфурт, 1969

Внимательное чтение примечаний позволяет говорить о том, что автор очень тщательно отбирал фактический материал для каждого из рассказов: все они написаны на основе личного опыта писателя или включают в себя подлинные случаи из жизни, свидетелем и очевидцем которых был автор. Практически все рассказы созданы Солженицыным в годы «оттепели», но, несмотря на некоторое послабление господствующего режима, судьба почти каждого из них была сложна. Так, из девяти два не были изданы вовсе, два — напечатаны впервые за границей, три были опубликованы лишь через 2, 3, 4 года послеих создания. Почти все рассказы были подвергнуты цензуре.

Первая учебная ситуация

sКакие причины обусловили обращение писателя к теме лагерной жизни?

Сделайте вывод об этом, прослушав индивидуальное сообщение.

История создания и публикации рассказа
«Один день Ивана Денисовича»

«“Один день Ивана Денисовича”, по словам автора, был написан в предельно короткий срок — «за месяц с небольшим». Это именно рассказ, уточняет автор, а не повесть — повестью он был назван при первой публикации, которую осуществил журнал «Новый мир» в 11-м номере за 1962 год. Рассказ был задуман автором на общих работах в Экибастузском Особом лагере зимой 1950-51. Осуществлен сперва как «Щ-854 (Один день одного Зэка)», более острый политически»[19]. «Опубликовать «Один день...» Солженицын решил в «Новом мире», но сам в редакцию не пошел: «...просто ноги не тянулись... мне было 43 года, и достаточно я уже колготился на свете, чтоб идти в редакцию начинающим мальчиком»[20]. Рукопись передал самому А. Твардовскому тюремный друг Солженицына Л. Копелев, сказав при этом: «Лагерь глазами мужика, очень народная вещь». Твардовский, перечитав за одну ночь рассказ дважды, начал борьбу за его издание. Решение о публикации было «принято на Политбюро в октябре 1962 года под личным давлением Хрущева»[21]. Он появился в 11-м номере журнала за тот же год, а в следующем, 1963, переиздан в «Роман-газете» и «Советском писателе». Замысел рассказа автор объясняет так: «Как это родилось? Просто был такой лагерный день, тяжелая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир — одним днем... прошли годы. Я писал роман, болел, умирал от рака. И вот уже... в 59 году однажды я думаю... попробую-ка я написать один день одного зэка. Сел — и как полилось!.. образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором в советско-германскую войну (и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и личного опыта автора в Особом лагере каменщиком. Остальные лица — все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями»[22]). Рассказ был выдвинут на Ленинскую премию, но дружными стараниями противников автор ее не получил, зато несколько лет спустя он стал обладателем другой премии — Нобелевской. Почему же Солженицын счел необходимым обратиться к теме лагерной жизни? Почему использовал для воплощения ее жанр рассказа? Отвечая на эти вопросы, нужно прежде всего сказать о том, что, несмотря на «оттепель», стало выясняться, что правда об истории человека и общества страшит, и страшит она именно тех, кто совершал преступления против собственного народа. «...я узнал вот что. Оказывается, уничтожены все «дела» заключенных, все архивы лагерей, и никаких сведений о начальниках, следователях, конвоирах тех лет (1938 — 1948 г.г.) в Магадане найти нельзя... Операция по уничтожению документов произошла между 1953 и 1956 годом», — сообщает в своем письме к Солженицыну Варлам Шаламов[23]. Там же он замечает: «Вся ваша повесть — это та долгожданная правда, без которой не может литература наша двигаться вперед. Все, кто умолчат об этом, исказят правду эту, — подлецы»[24]. Может быть, предощущение самой возможности умолчания и подталкивает Солженицына к работе над рассказом: «... нельзя не пытаться повлиять на сознание современников», — скажет он в одном из своих нечастых интервью[25]. Такая особенность мироощущения писателя и помогла ему создать произведение, которое стало, по словам исследователя, «поворотным событием не только в истории русской литературы и общественной мысли, но и в истории духовного развития каждого из нас»[26]. Обращение же к жанру рассказа сам автор объясняет своей уверенностью в том, что в «малой форме можно очень много поместить»[27].

Творческая история рассказа связана с особенностями мироощущения автора: он глубоко уверен в том, что произведение на тему лагерной жизни необходимо, потому что человеку необходима правда, какой бы она ни была.

Вторая учебная ситуация

Учитель. Творческая судьба любого литературного произведения — это не только история его создания и публикации, но и реакция на него читателя.

Обратите внимание на доску, где записано название нашего урока: « правда лагерной жизни».

Проверьте свое восприятие рассказа — подберите и запишите определение к слову «правда», пропущенное в названии урока.

Горькая, ясная, страшная, великая, могучая, потрясающая, трагическая, светлая.

«Один день Ивана Денисовича» — это рассказ совершенно особенный. Он стал подлинным событием в жизни многих людей, можно сказать, в истории нашего общества. Многие из вас уже почувствовали его силу.

Поработаем с карточкой, подготовленной учениками первой группы.

sКак воспринимался рассказ первыми его читателями?

Карточка № 2

Наши рекомендации