Интервью Александра Солженицына корреспонденту «Новой газеты — Понедельник» Леониду Алексееву

— Что делать с Чечней? Число погибших растет, и конца этому не видно...

— Я вам скажу, хотя мы действительно очень много заняты Чечней и говорим о ней, и это справедливо. Но мы теряем масштабы. Мы беспечно притворяемся, что вообще-то остальное все у нас в стране идет более или менее нормально. Нет.

В результате ельцинской эпохи разгромлены или разворованы все основные направления нашей государственной, народнохозяйственной, культурной и нравственной жизни. Мы буквально живем среди руин, но притворяемся, что у нас нормальная жизнь. Русское население вымирает в год почти по миллиону. Как если бы шла гражданская война. Именно русское население…

Мы бросаем драгоценный Крайний Север, на который ушли столетние, еще с царских времен, усилия по его освоению. Панически бросаем, капитулянтски — доставайся кому хочешь, Крайний Север, нам там не жить.

Наш сверкающий, драгоценный Дальний Восток. Мы к нему относимся, как к какому-то постылому придатку. Провались ты пропадом, кто бы тебя взял, пригрел, только бы не нам тобой заниматься! Мы позорно себя ведем по отношению к Дальнему Востоку.

Мы бросили... Кто мы? Президент Ельцин бросил 25 миллионов наших соотечественников, отрезанных межами СНГ, без всякой правовой защиты, без всякого внимания к их нуждам. Они ошарашены, они стали какие-то иностранцы в чужой стране. А он тем временем только обнимался с диктаторами.

Что представляет собой наше государство? У нас административный хаос. У нас не существует единых законов в стране…

До последнего времени, вы знаете, и все знают, невидимые для нас финансовые магнаты незримыми нитями по сути управляли исполнительной властью. И что же? Вот при новой власти послан ли нам знак, что эти путы будут разорваны? До сих пор нет…

Наш весь аппарат прогнил. Все прогноила коррупция. Сколько мы слышали болтовни: указ о коррупции, указ о коррупции. Никогда ни одного шага против коррупции не было сделано. А почему? А потому что, простите, весь аппарат вот так вот связан. Он в одном и том же замазан, и никаких выходов из этого не будет.

Мы слышали, что у нас проводятся великие реформы. Это были лжереформы, потому что они оставили в нищете больше половины населения страны. И что мы слышим от сегодняшней власти, какое ободряющее заключение? Новый стратегический центр нового президента говорит: продолжим реформы. То есть без критики реформ, без отказа от них, от их пороков, от их возмутительного издевательства? Продолжим реформы. Как это понять? Продолжим разграбление России до конца, продолжим разгром России до конца?..

Россию надо спасать. Не в годах — а в месяцах и в неделях, однако новая власть, она существует уже не 40 дней, и не 120, а даже еще можно добавить 3 месяца в том году. И пока ободряющих, оздоровительных движений внутренних мы не видели. Вот это все — страшно.

Вот этого темпа от новой власти мы пока не видим. Я не могу другого упрека поставить. То есть никаких разрушительных шагов не сделано. Только обещания разрушительные, вот вроде того, что продолжим реформы до конца. Не дай Бог те реформы продолжать до конца.

Но оздоровительные внутренние движения можно было бы за эти месяцы уже проявить. Вот мы их не видим, и это страшно... [6]

Учитель. Работая с материалами интервью, продолжите ряд характеристик личностных качеств писателя.

Прямота, резкость, бескомпромиссность, категоричность, максимализм, воодушевленность, горячая убежденность в своей правоте, одержимость идеей служения правде.

s Какое воздействие оказывают на слушателя, читателя слова А. Солженицына?

Никто из людей, слушающих А.лександра Солженицына, не остается равнодушным. Одни, сраженные жесткой, прямой манерой выступлений писателя, поторопятся любым способом уйти от размышлений, сразу же заявив о своем несогласии. Но тот, кто задумается, вдруг осознает, насколько мы, современные люди, смирились с диктатом условностей.

То, о чем говорит А. Солженицын, — страшная правда. Но чтобы признать это, человек должен быть смелым и мужественным.

Учитель. Никакой слабости — а значит, и трусости — не позволяет себе А. Солженицын. К каждому своему слову, к каждому поступку он предъявляет максимально высокие требования. Писатель считает, что человек не имеет права в мыслях и делах скрывать даже самую малую часть правды.

s Какими причинами обусловлена такая позиция А. Солжени­цына?

В начале 1970-х годов, незадолго до высылки из Советского Союза, А. Солженицын написал обращение к интеллигенции, к молодежи, ко всем соотечественникам.

Прочитайте фрагменты обращения А. Солженицына к соотечественникам и ответьте на вопросы.

s Что, с точки зрения А. Солженицына, является главным врагом человека? Как писатель это обосновывает?

s Какую цель преследует писатель в этом обращении?

s Почему человеку проще не соглашаться с точкой зрения писателя?

Карточка-информатор

Жить не по лжи

...насилию нечем прикрыться, кроме лжи, а ложь может держаться только насилием... И не каждый день, не на каждое плечо кладет насилие свою тяжелую лапу: оно требует от нас только покорности лжи, ежедневного участия во лжи — и в этом вся верноподданность.

И здесь-то лежит пренебрегаемый нами, самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи! Пусть ложь все покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упремся: пусть владеет не через меня!

И это — прорез во мнимом кольце нашего бездействия! — самый легкий для нас и самый разрушительный для лжи. Ибо когда люди отшатываются от лжи — она просто перестает существовать.

...пусть каждый выберет: остается ли он сознательным слугою лжи (о, разумеется, не по склонности, но для прокормления семьи, для воспитания детей в духе лжи!), или пришла ему пора отряхнуться честным человеком, достойным уважения и детей своих и современников. И с этого дня он:

· впредь не напишет, не подпишет, не напечатает никаким способом ни единой фразы, искривляющей, по его мнению, правду;

· такой фразы ни в частной беседе, ни многолюдно не выскажет ни от себя, ни по шпаргалке, ни в роли агитатора, учителя, воспитателя, ни по театральной роли;

· живописно, скульптурно, фотографически, технически, музыкально не изобразит...

· не приведет ни устно, ни письменно ни одной «руководящей цитаты» из угождения, для страховки, для успеха своей работы, если цитируемой мысли не разделяет полностью или она не относится точно сюда...

· не даст загнать себя на собрание, где ожидается принудительное, искаженное обсуждение вопроса...

· не подпишется и не купит в розницу такую газету или журнал, где информация искажается, первосущные факты скрываются...

Да, на первых порах выйдет не равно. Кому-то на время лишиться работы. Молодым, желающим жить по правде, это очень осложнит их молодую жизнь...

Это будет нелегкий путь? — но самый легкий из возможных. Нелегкий выбор для тела — но единственный для души. Нелегкий путь — однако есть у нас уже люди, даже десятки их, кто годами выдерживает все эти пункты, живет по правде.

Итак: не первым вступить на этот путь, а — присоединиться! Тем легче и тем короче окажется всем нам этот путь, чем дружнее, чем гуще мы на него вступим! Будут нас тысячи — и не управятся ни с кем... Станут нас десятки тысяч — и мы не узнаем нашей страны!

Если ж мы струсим, то довольно жаловаться, что кто-то нам не дает дышать — это мы сами себе не даем!..

Если... мы струсим, то мы — ничтожны, безнадежны, и это к нам пушкинское презрение:

К чему стадам дары свободы?..

Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич[7].

Вариант выполнения задания.

С точки зрения А. Солженицына, человеку противостоит ложь. Это противник коварный: человек так привык к тому, что ложь всегда рядом, что даже не осознает всей ее опасности. Но именно на лжи, считает А. Солженицын, основано все зло мира: насилие, подавление человека, унижение его достоинства.

Речь А. Солженицына не отвлеченные размышления об опасности лжи; это обращенное к каждому человеку, к каждому из нас наставление, как научиться бороться с ложью, как защищать свою личную свободу и свободу как основу жизни всего общества.

Писатель обращается к каждому человеку так, как будто именно от этого человека зависит судьба человечества. С таким пониманием несовместимы никакие нравственные компромиссы: человек ответствен за свою судьбу, судьбу своего народа, судьбу своей страны. Если он оказывается не в состоянии нести бремя такой ответственности, если прощает себе малодушие, трусость, то, по мнению А. Солженицына, заслуживает только презрения. Наверное, поэтому позиция писателя нередко воспринимается как излишне категоричная: кто же охотно согласится принять обвинение в малодушии, трусости, нравственной беспринципности.

Учитель. Людям свойственно не принимать слова гневного отрицания; разглядеть за этим неприятием глубокую любовь может не каждый.

А. Солженицын вступил на путь служения истине вслед за русскими писателями, его великими предшественниками. Их жертвенная жизнь — один из тех нравственных ориентиров, которые не позволили А. Солженицыну сойти с избранного пути.

(На переносной доске портреты А. Н. Радищева, П. Я. Чаадаева, Н. В. Гоголя. Звучит музыка: Моцарт, «Реквием».)

Ученики «озвучивают» голоса писателей.

А. Н. Радищев

Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?

Я тот же, что и был и буду весь мой век:

Не скот, не дерево, не раб, но человек!

Дорогу проложить, где не бывало следу,

Для борзых смельчаков и в прозе и в стихах,

Чувствительным сердцам и истине я в страх

В острог Илимский еду.

П. Я. Чаадаев.

«Больше, чем кто-либо из вас, поверьте, я люблю мою страну, желаю ей славы, умею ценить высокие качества моего народа; но верно и то, что патриотическое чувство, одушевляющее меня, не совсем похоже на то, чьи крики нарушили мое спокойное существованье и снова выбросили в океан людских треволнений мою ладью, приставшую у подножья креста. Я не научился любить мою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло, что теперь мы прежде всего обязаны родине истиной»[8].

Н. А. Некрасов

...Но нет пощады у судьбы

Тому, чей благородный гений

Стал обличителем толпы,

Ее страстей и заблуждений.

...Его преследуют хулы:

Он ловит звуки одобренья

Не в сладком ропоте хвалы,

А в диких криках озлобленья.

И веря и не веря вновь

Мечте высокого призванья,

Он проповедует любовь

Враждебным словом отрицанья, —

И каждый звук его речей

Плодит ему врагов суровых,

И умных и пустых людей,

Равно клеймить его готовых...

В день смерти Гоголя,

21 февраля 1852

Учитель.Судьба великих русских писателей, вступающих на дорогу жертвенного служения России и разделяющих признание Чаадаева: «Я не научился любить Россию с закрытыми глазами», складывалась трагично. В этом давал себе отчет и А. Солженицын. Он понимал, чем может обернуться для него каждое слово отвергаемой обществом правды, но это не подавляло его, а, напротив, воодушевляло, преумножало его силы.

Прослушайте фрагменты воспоминаний об А. Солженицыне.

«30 октября 1962 года Анна Ахматова с веселым удивлением рассказывала Лидии Чуковской о посетившем ее человеке: “Светоносец! Свежий, подтянутый, молодой, счастливый! Мы и забыли, что такие люди бывают...”»[9]

«Анна Андреевна рассказывала:

—- Вошел викинг. И что вовсе неожиданно, и молод, и хорош собой. Поразительные глаза. Я ему говорю: «Я хочу, чтобы вашу повесть прочитали двести миллионов человек». Кажется, он с этим согласился. Я ему сказала: «Вы выдержали такие испытания, но на вас обрушится слава. Это тоже очень трудно. Готовы ли вы к этому?» Он отвечал, что готов. Дай Бог, чтобы так...».

«“И молод, и хорош собой. Поразительные глаза...” — свидетельство Ахматовой, жены Гумилева, подруги Пастернака и Мандельштама, многого стоит. В то время Солженицыну было 44. До первого юбилея оставалось шесть лет»[10].

Учитель. Да, в 1962 году Солженицыну было 44 года.

s Какими были события в жизни писателя до этого периода?

Опираясь на материалы домашнего задания, расскажите о детстве и юности писателя, его фронтовой биографии, аресте и отбывании срока в лагерях, тяжелой болезни, чудесном исцелении, реабилитации, начале литературной деятельности, первом литературном успехе, публикации рассказа «Один день Ивана Денисовича» (1962).

s Чем можно объяснить расцвет духовных и физических сил писателя в это время?

А. Солженицын, пережив трагические события, познав разочарование, отчаяние, переосмыслил свою жизнь, осознал свое предназначение — он понял, что обязан служить истине.

Учитель. Что-то произошло в жизни Солженицына, что так изменило его, наделило его чертами, о которых мы говорили, работая с его портретами и текстом интервью писателя.

Наши рекомендации