Егор Летов — Игорю малярову. интервью специально для газеты «Бумбараш — 2017»

Источник: 06.07.94, газ. «БУМБАРАШ» — 2017 #4.

— Егор, первый же вопрос по текущей политической обстановке. Как ты относишься к пропагандируемой преступным режимом, палачами идее «гражданского согласия»?
— Я против «гражданского согласия»: это глумление над жертвами, над пролитой Ельцинистами в октябре 1993 года кровью. «Договор о гражданском мире» отвратительный документ, соглашательство, предательство. Неприемлемо и непонятное «Согласие во имя России». Объединение сейчас необходимо но не соглашателей, а радикальных сил как против правящих кругов, так и против соглашателей. Между бедными и богатыми нет и не может быть примирения! Национальное примирение — говно! Не будет от него добра.

— А ведь эту идейку не брезгуют по-своему разрабатывать и некоторые деятели оппозиции…
— Мы уже видели, как «центристы», «умеренные» предали радикальную оппозицию участием в выборах в Думу, Зюганов подставил Анпилова.
Я за союз подлинно радикальных сил. Жириновский только кажется радикалом, Жириновский такой же серый кошмар, как Зюганов серо-розовый… Не согласие нам нужно в оккупированной стране, а революция: национально-освободительная, перерастающая в социальную.

— Я заметил, что патриотические по названию (по сути — национал — буржуазные) издания сделали тебе хорошую рекламу. Они увидели в тебе только певца национальной русской идеи. Эдичка Лимонов с восторгом считает тебя «своим», национал-революционером. Но какая революция твоя?
— Не только национально-освободительная, но и социальная. Потому что русскому характеру всегда были присущи начала и соборности, и бунта: вспомним восстания Пугачева, Разина. Это будет глубоко русская, национальная по характеру революция. Она, транслируясь на другие народы, будет ими поддержана. Идея мировой революции, революционной бескомпромиссности зажжет всемирный очистительный пожар.

— Это великолепно! Творчество и революция! Ты мне напоминаешь молодого Володю Маяковского!
— Только пламя революции поможет миру родиться заново, сотворит мир новый. Мне всегда была близка революционная эстетика: взрыв пассинарности, огненно-революционные ценности, наибольший накал ее я вижу в 1917-20-е годах. Мне кажется, что потом все несколько угасало, с каждым последующим периодом система умирает без огненного стержня… Искры революции это искренность, утверждение ценностей от сердца. Грез этого ничего. Андрей Платонов после революции ходил по деревням — и там ему говорили, что теперь, после революции, не будет больше смерти. И когда какой-то дедушка умер, все поняли, что что-то не так…

— Егор Летов музыкант. Какую задачу стремиться ты выполнять в глобальном деле пробуждения нашего народа, всего человечества к свершению этой Мировой Революции? Ты считаешь, что твои песни должны и могут поднять массы на святую классовую войну?
— Мы творим на сцене не музыку, это не традиционное искусство и, может быть, вообще не искусство. Это сродни языческой религии, магическому действу. Мы несем глобальные, солнечные, революционные ценности. Творчество — серьезное дело, как война, борьба, преодоление. Задача слушателя преодолеть инерцию обыденщины. Это — не дискотека: не «разрядка», наоборот, делюсь с залом своей энергией. Иногда с избытком. Порою в зале вспыхивали побоища, беспричинные драки, поэтому мы в 1990 году прекратили концертировать. Многое тогда было неясно, но теперь ситуация в стране изменилась. Задача сокрушить темные силы, высасывающие в черную энергетическую дыру социальную энергию народа, пробудить гнев и направить на революцию. Поэтому наши концерты сейчас больше политика, чем что-то другое. Власти страшатся наших слов. В декабре против нас и наших слушателей бросили ОМОН. Но нас не запугать, и нам верят: если готов отдать жизнь, значит есть, ради чего жить.

— Не стебаешься ли ты в очередной раз, произнося затертые идеологическими мудилами великие слова «коммунизм», «рабочий класс»?
— Идеи коммунизма для меня были самоочевидны с детства как понятия добра, справедливости, равенства, братства. Мне говорил о них мой отец, участник Великой Отечественной войны, майор, военный, сейчас секретарь райкома Компартии Российской Федерации. Сам я сын рабочего класса: начинал трудовой путь штукатуром на стройке, работал на Омском шинном заводе, заводе имени Баранова. Первое творчество было оформление наглядной агитации… Люблю советскую песню, воспитался на ней и теперь хочу ее исполнять «Товарищ», «На Дальней Станции Сойду». Первого Мая на смотровой площадке на Ленинских горах, у МГУ я грел «И Вновь Продолжается Бои» Пахмутовой, люблю Таривердиева. Но у меня, конечно, иное понимание коммунизма: спокойная КПРФ подходит для него, немолодого человека; мне же гораздо более близка Российская Коммунистическая Рабочая Партия Анпилова. Те, кто любили изображать меня борцом с коммунизмом на основании моих песен «Все Идет По Плану», «Общество «Память», «Красная Власть», сейчас поражены.

— В твоих песнях тех лет кипит святая ненависть к тогдашним руководителям посконнорылым казенным «коммунистам» — тем гнидам, которые сейчас превратились в бизнесменов, банкиров…
— Да, у меня была сложная идейная эволюция от анархо-индивидуализма к «красному государственничеству», но «дерьмократом» я не был никогда, я всегда оставался верен себе. С 1988 года, с Новосибирского рок-фестивале считаю себя настоящим коммунистом. Я понял, что мне прежде было неясно: я всегда воевал с изврашением коммунизма «розовым» Брежневским режимом, наследником которого, по-моему, являемся Зюганов. И то, что тогда близоруко воспринимали ни как стеб, сейчас в нашем исполнении звучит жизнеутверждающе, в изначальном смысле.

— Ты говоришь об объединении радиальной оппозии для решающего удара по банде чиновников и капиталистов. Как политический деятель, скажу, что это непросто: тут и личные амбиции мешают, и недостаточная развитость классовых конфликтов, и политическая и организационная недозрелость оппозиции. Мало пока, к сожалению, примеров совместных акций!
— В нашей концертной деятельности это уже есть, это проект «Русский Прорыв» мы, Роман Неумоев и его ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ, Манагер с группой РОДИНА. Именно ради этого после кровавого октября-93 решил возобновить концертную деятельность. Содружество с братьями по духу вот основа! Их, тебя, Игорь, я всегда понимаю лучше, чем сытую сволочь. Поэтому никогда не делал коммерции, может, это и плохо на мне наживаются пираты-коммерсанты. Все, что вы видите в рок-магазинах плакаты, кассеты, футболки, значки со всего этого я не получаю ни гроша. Фанаты могут за это поблагодарить продавцов… Единственный источник дохода продажа пластинок и концерты. Хватает на еду, одежду и разъезды по стране. Плохо контактирую и с «интеллигенцией»: у нас это был изначально враждебный революции класс не против образованных людей, а о зажравшейся элите, «творческой интеллигенции»; слюнтяях «под Чехова». Жаль ее: за это она заплатит. Кровавый террор, как когда-то, обрушится на нее.

— Как рождаются твои песни?
— Я с теми, кому тесно в сложившейся реальности, кто хочет сломать, взорвать ее. Как я пишу свои вещи? Мне становится душно; наступает депрессия, аппетита нет, спать не могу, хожу, пока не угадаю ритм и не начнут рождаться слова… Момент этот наступает спонтанно, неожиданно. Помню, семь месяцев вынашивал песню, а потом вдруг как-то само собой зазвучало: «Вижу, поднимается с колен моя Родина… Моя Советская Родина…».

— Куда-то все подевались. Те, кто строили из себя беспомощных критиков, рокеров и бунтарей, сегодня с аппетитом лижут задницу Ельцину и буржуям, у которых жрут на презентациях. Они сытые, довольные, они продали свой талант за жирную похлебку и не могут больше петь…
— Без надрыва невозможно творчество. Продавшиеся режиму за валютные турне «рокеры» выродились. Черная ночь Ельцинского режималегла тяжелой скыой на юные таланты. Как грибы после дождя, раньше возникали рок-группы, на фестивалях узнавали много молодых, талантливых имен. А за последнее время не возникло ни одной яркой, самобытной группы. Мы «старики», нашей ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ уже десять лет. Сейчас «работает» только старая гвардия, те, кто не сломыся.

— Видать, «сломались» на том же, на чем и старая парт элита съездили за бугор, прошли по супермаркету… и продали бессмертную душу Желтому Дьяволу. Сам-то ты не гастролировал «там» перед пресыщенной публикой, перед богатенькими законодателями музыкальных мод, не испытав и себя «искушением»?
— С глубоким отвращением отказываюсь от предложений загран турне. Не играю здесь перед зажравшимися буржуями не хочу этого делать ни в Германии, ни во Франции, ни в Америке. «Там» я разве что выступил бы где-нибудь в подвале, перед радикальной молодежью. Я хочу играть для революционного народа. Я испытал кайф, посетив в апреле съезд «Трудовой России». Пришел, ожидая традиционного скучноватого мероприятия… А почувствовал себя в родной среде, как на классном концерте! Зал кипел, люди вскакивали с мест, махали красными знаменами, все дышало жизнью, борьбой, появление Анпилова в зале вызвало настоящую бурю. Буржуйская пресса называет анпиловцев, как и моих фанатов, «сумасшедшими», «маргиналами», «отбросами». Но именно эти «маргиналы», безумцы и способны творить великую революцию, а не мордастые респектабельные «коммунисты»!

«Самоубийство» Егора Летова

Автор: Фенечка Обломова

Источник: 06.1994, Московский Комсомолец.

Панк-концерт скандального Егора Летова и его ГРОБа (ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ) не мог, разумеется, остаться без внимания со стороны ЗД. Дабы осветить событие, пришлось выудить с конспиративной явки нашу легендарную Феню ОБЛОМОВУ, которая еще с прошлого года скрывается в подполье, спасая девичью жизнь от страшной мести обруганных ею поп-звезд. Фень, ну уж ГРОБ это твое! с этим напутственными словами дамочка и отчалила 27 мая во Дворец Спорта Крылья Советов… Да так и сгинула на полторы недели, уйдя под впечатлением увиденного и услышанного в лютый запой. Лишь позавчера бедняжка оклемалась и с виноватыми глазами притрюхала в контору, держа в трясущихся ручонках странички с убористым текстом. В ее глазах, казалось, прочно поселились скорбь, ужас и вечное удивление…

Как-то пытала я тщедушного панка со следами великих попилов на руках: А чего это тебе Летов так нравится? А вот навалится на тебя депрессняк, врубишь ГРОБ, и депрессуха еще круче прежней, отвечал мне авитаминозный панкер, кайф!

Чтоб словить обещанный наикрутейший кайф от Летовских песен, и отправилась я на концерт ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ в Крылышки. Но кайфа не словила. Зато познала прелесть 5-часового (!) сидения в анусе. Вышла оттуда и… не могла не напиться.

Глобальная акция, задуманная под названием Русский прорыв, на моих глазах переросла в Гнусный нарыв, которому, кстати сказать, в декабре прошлого гада так и не дали лопнуть в ДК им. Горького сердобольные омоновцы поколотили тогда изрядное количество летовских поклонников. Сам командир, правда, шею под дубинки подставлять не стал, а великодушно предоставил подросткам доказывать любовь к своей тяжело заболевшей детской болезнью левизны персоне ценой синяков, ушибов, сотрясений и без того потрясенных музонов и повреждением дорогих сердцу сочных прыщей половых проблем К тому времени Егор уже вырос до запланированных ранее Великих Поднебесий. Где его давно поджидали три веселых друга: АНПИЛОВ, БАРКАШЕВ да ЛИМОНОВ. Эдуард…

Коридоры служебных помещений Дворца спорта Крылья Советов 27 мая потрясли своей пустотой. Тусовкя как таковая отсутствовала. Ни тебе Кинчева с Крупновым, ни Сукачева с Галаниным, ни Борова с Пауком и инфернальными девицами… Несколько унылых бизнесменов от СД — индустрии, одноочковый змей-контркультурщик С. Гурьев с девушкой, пара фотографов, поэтесса М. Пушкина (почему-то) да я, дура откомандированная. Приличные люди рванули или к Арутюнову на празднование 150-летия ЛИГИ БЛЮЗА в Пилот, или к Квачам размахивать флажками и крутить китайские фонарики, распевая народную Где-то За Лесом Кактус Гниет. Все веселее и гигиеничней, чем нарыв-то.

Концерт задерживался аж на полтора часа, и зловредные звуковики измывались над собравшимися просто панками, предпанками, постпан-ками и недопанками, врубая на полную мощь Времена года Вивальди. Антонио… Противясь классике, публика пробовала скандировать: Е-гор, Е-гор!!!.

Над сценой красное полотнище с белым кругом по центру, а в центре черные серп и молот, этакий совьетизированный свастичный паучок. А на сцене Лимонов. Эдик. Товарищи! кричит Эдик. Стоп, думаю, а кепочка? А броневичок? Пипл в зале что-то прорычал в ответ. Ну Эдуард и пошел бомбить лозунгами: С нами Бог! С нами Рок! С нами Саша Баркашов и Анпилов!.. Наши герои маршал Жуков, Калашников, Дегтярев, Стечкин! (т. е. — к оружию, пацаны!), Мы самая большая белая нация Европы!, Мы имеем право на русское государство, наконец! И вот оно, сокровенное! Свергнем кровавый ельцинский режим!

Почему не вяжут? теряюсь в догатках. — Почему не прекратят? Если бы не этот кровавый и пр., разве стоял бы ты, Эдичка, этаким Гоголем под грязно черно-красной тряпочкой? Менты не реагируют, довольные чем-то своим, сокровенным. А накануне чуть не повязали моего другана Арчи Гаспаряна на пару с пенсионерствующей бабулей. За то, что та пыталась продать, а он соответственно купить номер эротической газетки Еще. Вот, оказывается, что подрывает устои государственной безопасности! Арт, правда, парень не промах: хай поднял на всю округу, тыча своими звукодорожечными пальчиками на сумрачных дедков упито-шизофренического вида, которые аккурат по соседству с эротоманствующей старушенцией и безо всякого напряга (!) со стражами закона дурманили народ подметно-подрывными листками Завтра, Правдой Жириновского и просто Правдой. Пока усатенький сержантик, впечатленный пламенной речью ведущего ЗД, чесал затылок, они со старушкой быстренько и свалили… Но, пардон за лирическое отступление, вернемся к Русскому прорыву.

Родина! Родина! Родина!!! орет оратор Лимонов. Эдик. Я истеричных баб то не люблю, а это мужик… Чувствую, тошнит. И тут групешник с одноименным названием, ка-ак… затрясется, как завопит, как зафонит! Дыр-дыр-дыр, рык-рык-рык! Ни черта не понять. Короче, родинцы прошли на полном моем недоразумении. Наверное, так надо было. Чтоб вроде как энергетикой брали, чтоб зарядка души происходила, и мы бы вылетали проросшим горохом в астрал.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ любимая группа по-детски впечатлительных контркультуршиков. Рома Неумоев, закутанный в палестинский клетчатый платок, как баба Маня в оренбургский пуховый, внятно заводит свое любимое Убей жида, купи пистолет! но на всякий случай посвящает песню Вольдемару Вольфовичу Эйдельштейну (Жириновскому). А остальное все то же. Дыр-дыр да шасть-шасть. Правда, с ощутимым элементом попсовости для легкости усвоения кишечником. Может, конечно, это и панк, но уж больно дерьмовый. Беснующаяся на сцене компания вроде опившихся валерьянки котов. Как у Стругацких в книжке Понедельник начинается в субботу котяра рвал когтями струны и дурным голосом орал: Поваляются, покатаются, Ивашкиного мяса поемши!. Кстати, мяса в зале было не так уж и много, тысячи так две с половиной из десяти возможных…

Вопли Неумоева, выскочившего на сцену во второй раз, уже без арабского подарочка на башке, но в отчаянно розовых штанцах, напомнили о том, что иногда котам можно прищемить хвост дверью. Чувствую опять тошнит…

Полная звуковая каша, кстати, меня не удивляла, ибо прослышала я о брошенной вождем ОБОРОНЫ, ушедшей в оппозицию, фразе: Сделайте так, чтобы инструменты звучали вразнобой, была стена такого грязного звука и чтоб слов не понять… Иначе будет не рок-н-ролл, а попса! Вот, оказывается, в чем отличительная черта, родимое, так сказать; пятно рок-н-ролла! А мы — то тут думали все 40 лет…

Опять Вивальди. О!.. Балдеть. Летов взвинчивает публику, держит паузу… Наконец-то! Идет, на меньшевика похож, но в кедах… Думаю: А есть ли в нем частица Абсолютной души. Как было обещано? С Летовым рядом дядька упитанный, видать, из новых, партийцев. Слово предоставляется идеологу национал-большевизма товарищу Дугину. Я чуть не поперхнулась: рок-концерт это или агитация за бывшую власть? Все в лучших традициях комсомольских съездов и партконференций! Ай да панки, ай да клоуны! Ай да анархисты-националисты-коммунисты! Моррисон, с которым любят сравнивать Летова сбрендившие от собственных знаний интеллектуалы, вроде не выступал от имени национал большевизма и вообще какой-либо партии. Просто надирался, как свинья, или упыхивался, как ежик, и выдавал на всю катушку Музыку напополам с офигительной сексуальностью какой же рок-н-ролл без секса?! Теперь я знаю какой: Летовский…

Честное слово, если бы Программа А показала интервью с Егором в четверг, а не в субботу, в пятницу я бы на концерт не пошла ни за какие коврижки и сникерсы. Ибо уже поняла бы, что у лидера ?ГО и иже с ним начался весенний съезд крыш. Оказывается, командир Летов участвует в метафизической войне светлых сил и сил сатанических (я бы сказала сатанюкских). Естественно, на стороне светлых. Вместе с Баркашевым(!), Анпиловым (!) и т. д. Лев Маргаритович, ну скажите, у кого из нас горячка белая? Может ли выступать от имени светлых сил человек, провоцирующий не просто единоличный суицид, а коллективное самоубийство страны и ее народа в форме гражданской войны той самой сокровенной и вожделенной цели, на почве которой, похоже, и слились в возбуждающем друг друга экстазе национал-большевистское отребье всех мастей и Егорка Летов?! Фашизм с подачи Летовского гуру Дугина может кому-то показаться светлым, как, впрочем, и большевизм с десятками (!) миллионов замученных и изведенных под корень…

Эй, Летов, протри глаза, прочисть упри! Кончай Ваньку Говнова валять. Тебя слишком много хвалили, и ты почувствовал себя Его наместником на Земле. Теперь тебя удачно прозомбировали… и твои фанаты вслед за тобой превращаются в армию зомби…

С грацией человека, переживающего электоршок, он баражировал у микрофона, переплевывая своей плакатностью примитив групп красного металла и комсомольских ВИА времен БАМа. Поднимается с колен моя Родина! Лицо белая маска, глаза закатились под потолок. Туда, где висит красно-бело-черная тряпочка-знамя. Слюны только на подбородке не хватает. Черная энергия ползет со сцены…

В каком-то рок-журнале читателям было сообщено, что ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА играет постинтеллектуальный панк. Сообщал, естественно, неугомонный С. Гурьев. То есть такой панк-рок звучит, когда с мозгом покончено и со способностью думать и соображать тоже. Оттого и пост-интеллектуальный. Кишечно-полостный? Пещерный?

Финал концерта был просто офигительный в дичайшей обработке медиум исполнил А Ленин такой молодой, и юный Октябрь впереди! Когда-то на худсоветах обязательно надо было исполнять…

Стоп. Так что же случилось на Гнусном нарыве во Дворце спорта Крылья Советов? Почему меня там так тошнило? Да потому, дурилка я картонная, агент МК, что там, на моих глазах, расправился сам с собой лидер ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ Егор Летов. Придушил легенду… А я трупы не люблю.

«Пуля-Дура, учить меня жить»

Автор: Алексей Курбановский

Источник: 22-28.07.1994 г.,«Северная Столица», СПб

«Мы сражаемся на стороне солнечных сил, против сил мрака, смерти и сатанизма», — заявляет Егор Летов, лидер движения «Русский прорыв» и группа ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА.

Сцена большого концертного зала Дворца молодежи, видавшая АКВАРИУМ и АЛИСУ, КОРРОЗИЮ МЕТАЛЛА и SONIC YOUTH, вновь заходила ходуном в ритмах скрежещуших гитар и барабанного грохота. 2 и 3 июня здесь выступили группы РОДИНА, ИНСТРУКЦИ ПО ВЫЖИВАНИЮ, а самое главное ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА во главе с неприменимым рок-бунтарем, диссидентом и анархистом Егором Летовым.

ПОГАНАЯ МОЛОДЕЖЬ

За плечами Егора (Игоря) Летова длительная история метаний, прозрений и гонений, более пятидесяти магнитоальбомов (в разных составах) и поистине национальная популярность. Родом он из Омска, где и начал слушать рок-музыку в начале 80-х, с подачи старшего брата Сергея, известного джаз авангардного саксофониста.

Вскоре перешел к практике, записав весной 1985-го коллекцию собственных песен под названием Поганая Молодежь. Отчаянный экстремизм и неслыханное для провинции вольнодумство привлекли внимание властей.

В конце того же года компания Летова была разогнана, сам Егор провел три принудительных месяца в психиатрической лечебнице. После выхода Летов продолжал сочинять бескомпромиссные, вызывающие песни.

Выступление ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ на Новосибирском рок-фестивале весной 1987 года имело эффект разорвавшейся бомбы, послужило настоящим Боевым Стимулом (так называется один из альбомов) к дальнейшей концертной деятельности. После серии поездок по стране, Летов в июне 1989 года участвовал в 7 Ленинградском рок-фестивале.

ПРЫГ-СКОК В ЛИДЕРЫ

Его песни «Все Идет По Плану», «Некрофилия», «Про Дурачка» и другие, до сего дня можно услышать в подземных переходах Невского. В ярких текстах, сочетающих эрудицию и простонародную образность (не исключая подчас ненормативной лексики), находит выражение и разухабистая бунтарская стихия, и мучительные попытки разобраться в себе. Из сумбурного, захлебывающегося словоизвержения растет обжигающая своей искренностью, трудная, неудобная правда.

В прошлом году записи Летова и ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ стали наконец доступны и на пластинках: независимые фирмы «ТАУ-Продукт» и «Золотая Долина» выпустили три альбома.

Еще раньше ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА в хит-параде «Комсомольской Правды» оказалась бок о бок со сладкоголосыми эстрадными кумирами. Теперь же по данным питерской музыкальной газеты «Рок-Фуз» альбом Егора Прыг-Скок признан лучшей рок-пластинкой 1993 года.

ЛЕТОВ УХОДИТ В ГОРЫ

Неожиданно свалившаяся всесоюзная известность вначале сильно смутила самого Летова: на заре 90-х, когда его имя стало муссироваться падкой на сенсации прессой, он объявил, что больше не будет ни выступать, ни записываться, и скрылся в горах Алтая. Последний проект альбом Сто Лет Одиночества был посвящен вечным ценностям: любви и религии, музыкально воздавая дань «золотой психоделии» 60-х.

Творчество Летова созвучно самой жгучей подростковой тревоге, отражая неуемную пытливость в вопросах насилия и смерти, наркотиков и свободы, излагая даже самые сложные проблемы языком современной улицы. Вместе с тем, живет в нем пронзительная народная истовость, архаическая чистота этакого Егорки-юродивого.

Если помнить о глубинной «почвенной», патриархальной струе Летовского таланта, идейная эволюция автора не покажется странной. Но для многих поклонников новое явление Егора весной нынешнего года стало неожиданностью. Дело в том, что вернулся он как лидер «национально-патриотического движения «Русский прорыв» на страницах небезызвестной газеты «Завтра», в компании с Сергеем Жариковым и Эдуардом Лимоновым.

И ВНОВЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ БОЙ

Ныне Егор Летов объявляет себл защитником общинных, соборных ценностей русской культуры от западного «буржуазного индивидуализма», и борцом «на стороне солнечных сил против сил мрака, смерти и сатанизма».

На практике это означает участие в национально-патриотических акциях (к которым относятся и теперешние питерские концерты), где помимо собственных вещей, Летов, пол красным стягом, исполняет знаменитую песню А. Пахмутовой «И Вновь Продолжается Бой».

В числе новых тем ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ: «Вижу, поднимается с колен моя Родина» и «Будет новый день ясный, светлый день». В интервью перед концертами Егор говорил много и предельно откровенно о политике, христианстве, Достоевском, революции, русской национальной культуре, панк-роке, снова о политике.

Трудно не поддаться обаянию этого искреннего, даровитого и глубоко убежденного человека. В нем есть святой восторг обреченности то, что Марина Цветаева называла «добровольчество добрая воля к смерти».

Вероятно, для Летова было естественным встать в ряды оппозиции, ибо он органически не способен быть среди победителей (при всей двусмысленности последнего определения): «при любом режиме я анархист», спел он еще в 1987 году.

Политические воззрения Летова такая же горячая, путаная сумятица, как и его стихи, подаваемые со страстностью и доверительностью исповеди. Он воздействует не логикой, но интенсивностью, обнаженной честностью.

АГИТАТОР, УЧИ МЕНЯ ДУМАТЬ

На сцене Дворца молодежи Летов в первый вечер выступал сольно и «в акустике», во второй завершил некое «электрическое действо», где приняли участие еще группы РОДИНА с вокалистом Олегом «Манагером» Судаковым и ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЯ (те же музыканты, и увы без знаменитого лидера Романа Неумоева).

Был вывешен красных флаг с черным серпом и молотом в белом круге, прозвучали приветствия городу-герою Ленинграду и дежурные обличения демократии. Набравшиеся ползала питерских панков, собственно, и не ждали от гостей особой виртуозности, зато децибелов было хоть отбавляй, а главное возникло забытое сладкое ощущение участия в чем-то запретном.

Комсомольский задор лозунгов придавал происходящему особую пикантность. Впрочем, объективности ради следует заметить, что содержание концерта не соответствовало заявленной идеологической установке. Так, песня Манагера «Армия Власова» звучала совершенно антисоветски, что ж до Егора, то убийственная ирония «Все Идет По Плану» не укладывается в каноны социалистического реализма.

В свое время Советская власть не прощала инакомыслия. Хочется верить, что мы уже дожили до классического демократического принципа: «Я не разделяю Ваших убеждений, но готов отдать голову на отсечение за то, чтоб Вы смогли их высказать».

Наши рекомендации