Страницы жизни А. И. Солженицына
Этапы жизни | Хронологические рамки | Основные события |
1. Ранние годы, юность, фронт | 1918 — 1945 | 11 декабря 1918 г. — родился в Кисловодске, в семье, имеющей крестьянские корни. Поступил в университет г. Ростова-на-Дону, на физико-математический факультет. Поступил в Московский институт философии и литературы. 1942 — начало фронтовой биографии, в конце которой — командование артиллерийской батареей, звание капитана, ордена, медали. |
2. Арест, лагерный период жизни, ссылка | 1945 — 1956 | 9 февраля 1945 г. — арестован фронтовой контрразведкой. 1945 — 1953 — следствие, пересылки, работа в тюремном НИИ, заключение в Особлагере. 1952 — 1954 — тяжелое заболевание. 1953 — выслан «навечно» в Казахстан. |
3. Реабилитация, учительство, литературная и общественная деятельность послелагерного периода | 1957 — 1974 | 6 февраля 1957 г. — решение Верховного Суда СССР о реабилитации. 1962 — опубликована повесть «Один день Ивана Денисовича». 1963 — выдвинут на соискание Ленинской премии. 1965 — обыск, изъятие личного архива, рукописи «Архипелага ГУЛАГ». 1968 — за рубежом опубликован роман «В круге первом». 1968 — 1969 — за рубежом издана повесть «Раковый корпус». 1970 — присуждение Нобелевской премии. 1971 — публикация за рубежом первого варианта романа «Август 14-го». 1973 — публикация за рубежом первого тома «Архипелага ГУЛАГ». |
4. Выдворение из страны, эмиграция | 1974 — 1994 | 1974 — выдворен за пределы СССР, живет в Германии, Швейцарии. 1976 — переехал в США, штат Вермонт, занимался напряженной научной и литературной деятельностью. |
5. Возвращение в Россию, литературная и общественная деятельность 1990-х годов | С 1994 | 1994 — возвращение в Россию, публичные выступления, общественная и литературная работа... 1992 — 1993 — издано «Красное колесо». 1995 — 1997 — издано трехтомное собрание публицистики 1964 — 1994 годов. 1996 — опубликован доработанный цикл очерков «Бодался теленок с дубом», «Угодило зернышко промеж двух жерновов». 1990-е — продолжение работы над циклом «Крохотки». |
Станут нас десятки тысяч — и мы не узнаем нашей страны.
А. И. Солженицын
ХОД УРОКА
Учитель. Прикоснуться к судьбе писателя... Как часто мы произносим эти слова. Сегодня на уроке они наполняются особым смыслом. Нам предстоит прикоснуться к судьбе нашего современника, человека, жизнь которого связана с противоречивыми, драматичными страницами истории нашей страны. Отношение к нему в разное время и у разных людей было неоднозначным.
И обычные люди, и специалисты в области литературоведения, социологии, политики глубоко эмоционально отзывались о писателе.
«Нравственный поводырь», «пророк», «мученик», «правдоискатель», «светоносец», — преклоняясь перед его талантом, перед его мужеством, произносили одни. Другие, переполненные гневом, бросали в его адрес: «предатель», «клеветник», «изменник». А он продолжал жить, писать, потому что видел в этом свою миссию, свое предназначение.
Солженицын — один из самых титулованных писателей современности: лауреат Нобелевской (1970) и Темплтоновской (1983) премий, литературной награды Американского национального клуба искусств (США, 1993), премий «Золотое Клише» (Италия, 1974), «Фонд Свободы» (США, 1976), Бранкати (Италия, 1995), академик Российской Академии наук (1998), кавалер ордена Св. Андрея Первозванного (1998, орденский знак не принят из-за несогласия с политикой президента России Б. Н. Ельцина)[3].
13 декабря 2000 года в Москве писателю была присуждена Большая премия французской Академии моральных и политических наук.
Встреча с произведениями А. И. Солженицына у нас впереди. Сегодня должно состояться наше знакомство с историей жизни писателя. Насколько успешным оно будет, насколько мы сможем приблизиться к пониманию личности нашего современника, будет зависеть от нас с вами.
Нас с писателем объединяет многое: мы — сограждане, люди, живущие в одной стране, в одну историческую эпоху. Но вы только вступаете в самостоятельную жизнь. Ваше преимущество — свежий, непосредственный взгляд на мир, способность нетрадиционно подойти к решению проблем. Ваша привилегия — отрицать, не принимать, задавать вопросы.
А. И. Солженицын — человек, за плечами которого уже восемь десятков лет, годы, наполненные драматическими событиями, обретением мудрости.
Встреча дерзкой юности и мудрого опыта — это возможность получить ответы на самые волнующие вопросы. А судьба и творчество А. Солженицына и есть не что иное, как долгий путь поиска ответов на мучительные вопросы. Но чем больше ответов находил писатель, чем ближе подходил он к постижению истины, тем большей загадкой становился для тех, кто соприкасался с его творчеством.
Познакомьтесь с названиями статей (они записаны на доске), посвященных А. И. Солженицыну и опубликованных в российской прессе в последние годы. В чем едины авторы публикаций, в чем противоречат друг другу?
На основе ваших наблюдений определите, в каком направлении нам следует организовать работу по изучению биографии А. Солженицына, сформулируйте цель урока.
· «Демонический пророк, конец эпохи» О. Антонов;
· «Он изменил лицо мира» Т. Вольтская;
· «Демон Солженицына» О. Давыдов;
· «Один в русском поле» Е. Дьякова;
· «Второе Пришествие» Г. Климов;
· «Россия не пошла за своим Моисеем» В. Лебедев;
· «Избранность или выбор?» А. Николина;
· «Мы современники великана» Б. Черных;
· «Солженицын: самовлюбленный мученик или раздраженный «отец нации»?» В. Сердюченко;
· «Явление Солженицына» Н. Струве;
· «“Властитель дум” в поле политики: опыт социоанализа» Д. Цыганков[4].
Учитель. Авторы едины в оценке масштаба такого явления, как Александр Солженицын, однако расходятся в определении его направленности.
Попытаемся понять, какие личностные особенности, идеи, мысли писателя сделали возможными такие разноплановые оценки, осознать свое индивидуальное восприятие личности и деятельности А. Солженицына.
Запишите в тетради основные вопросы урока.
s Какие личностные особенности А. И. Солженицына обусловили противоречивое его восприятие разными людьми?
s Как сам писатель понимает свое предназначение?
s Какие чувства вызывает этот человек и дело его жизни в каждом из вас?
Осмысление проблемы урока вы продолжите дома.
Вам предстоит, выполняя домашнее задание, написать творческую работу на тему «Слово о Солженицыне», в которой будут содержаться ваши ответы на вопросы, что значит этот человек для вас, какие события его жизни особенно взволновали вас, с какими словами вы хотели бы обратиться к писателю при встрече...
Первая учебная ситуация. «Мы прежде всего обязаны
родине истиной»
Учитель. Писатель, как и любой человек, обнажает глубинные качества своей личности, состояния души в письмах, дневниковых записях, в общении с другими людьми (судить об этом можно по воспоминаниям, отзывам современников), они отражаются в чертах его лица.
Обратимся к портретам А. Солженицына (фотопортреты, фоторепродукция скульптурного портрета работы Г. А. Израилевича, 1968[5]).
Всмотритесь в черты лица писателя.
sЧто о нем, как о человеке, помогают узнать его лицо, его глаза?
Подберите и запишите в тетради слова, которые, с вашей точки зрения, наиболее точно характеризуют этого человека.
Проницательный взгляд, сосредоточенность, скорбная задумчивость, высокая мудрость, уверенность в себе, суровое лицо...
Учитель. Теперь пусть прозвучит голос писателя.
Обратимся к интервью последних лет. (Если это возможно, классу предлагают просмотреть фрагменты телевизионных интервью, если такой возможности нет, работа осуществляется по тексту интервью).
s Как характеризует писателя его образ мыслей?