Иван Сергеевич Шмелев (1873-1950)

Ничто не выплеснет из меня светлую весну жизни

И

ван Сергеевич Шмелев - выдающийся писатель-реалист. Читатели начала века хо­рошо знали его по таким произведениям, как «Гражданин Уклейкин», «Человек из ресторана», «Чужая кровь», «Забавное приключение».

О позднем творчестве И. С. Шмелева критики, литературоведы писали немало и ос­новательно. Так, А. И. Куприн отмечал великолепный народный язык Шмелева как главное его богатство: «Шмелев теперь - последний и единственный из русских писа­телей, у которого еще можно учиться богатству и свободе русского языка. Шмелев изо всех русских самый распрерусский, да еще и коренной прирожденный москвич, с мос­ковским говором, с московской независимостью и свободой духа».

О Шмелеве эмигрантской поры как о человеке и художнике интересно говорил близко знавший его писатель Борис Зайцев: «Писатель сильного темперамента, страстный, бурный, очень одаренный и подземно навсегда связанный с Россией, в частности с Москвой, а в Москве особенно - с Замоскворечьем. Он замоскворецким че­ловеком остался и в Париже, ни с какого конца Запада принять не мог. <...> Лично я считаю лучшими его книгами „Лето Господне" и „Богомолье" - в них наиболее полно выразилась его стихия».

Высокая оценка творчества И. Шмелева дана в трудах И. А Ильина, крупного фило­софа и художественного критика: «Шмелев всегда стоял вне всяких литературных „те­чений", „направлений" и „школ". Он сам - и направление и школа. Он творит не по программе, а по ночным голосам своего художественного видения, которые зовут его и указуют ему путь. Он может писать только тогда, когда в нем зреет, когда созревшее овладевает им. <...> Не он „выбирает" свой художественный предмет или образы, а они берут его... Это означает, что Шмелев творит в некоей художественной одержимо­сти. Именно поэтому тот, кто прочитает одно из его завершенных произведений, - ни­когда не сможет забыть его. <...> В произведениях Шмелева дело идет не более и не менее как о человеческой судьбе, о жизни и смерти, о последних основах и тайнах земного бытия, о священных предметах; притом - не о судьбе других людей или опи­сываемых персонажей, а о собственной судьбе самого читателя...»

Родился И. С. Шмелев в Москве 21 сентября (3 октября) 1873 г. Он великолепно знал этот город и любил его нежно, преданно, страстно. Именно самые ранние впечатле­ния навсегда заронили в душу будущего писателя любовь к старой Москве, а любовь к русскому народу сформировала на всю жизнь его мировоззрение.

За плечами И. Шмелева гимназия и юридический факультет Московского универ­ситета (1894-1898), напряженные духовные искания, включая юношеское увлечение идеями толстовства, ботаникой и открытиями Тимирязева. В то же время он отличал­ся консерватизмом вкусов и эстетических пристрастий.

Писатель эмигрировал за границу в 1922 г., сначала в Берлин, затем в Париж. В 1923 г. написал книгу «Солнце мертвых»,где рассказал о трагедии террора в Крыму. За границей написал самые поэтичные книги - «Родное»(1931), «Богомолье»(1931-1948), «Лето Господне»(1933-1948). Это книги о Москве, о русской земле, о нра­вах, обычаях русского народа, о традиционном национальном жизненном укладе.

Отъезд И. Шмелева в эмиграцию в 1922 г. не был следствием только идеологиче­ских разногласий с новой властью. И. Шмелев, как справедливо считает критик О. Михайлов, не собирался покидать родину: в 1920 г. в Алуште он покупает участок зем­ли и дом. Но случилось трагическое, непредвиденное. Его единственный, нежно лю­бимый сын Сергей - офицер Добровольческой армии, не пожелавший уехать с побеж­денными врангелевцами за границу, был взят в Феодосии из лазарета и расстрелян без суда и следствия вошедшими в город красными.

И. Бунин после многочисленных и утомительных хлопот получил для И. Шмелева и его жены Ольги Александровны визу на въезд во Францию. В 1922 г. Шмелевы при­езжают из Берлина во Францию. За границей писатель сотрудничает в журнале «Рус­ский колокол»,издаваемый И. А. Ильиным, журнале с патриотическим и православ-

ным уклоном.

Первое произведение И. Шмелева - зарисовка из народной жизни «У мельницы» (1898), об истории создания и публикации которой он позже написал рассказ «Как я стал писателем».Судьба первой же книги была печальной. Она была задержана цен­зурой, искажена и не расходилась. После этого И. С. Шмелев надолго замолчал. Восемь лет после учебы и армии писатель служил чиновником в провинции. Эти годы обога­тили его знанием того огромного, застойного мира, каким была уездная Россия. Здесь он встретил прототипов своих героев, у него снова возникло желание писать.

Основные произведения писателя в эти годы - «Вахмистр»(1906), «По спешному делу» (1906), «Распад»(1906) прошли под знаком первой русской революции. Его ге­рои - забитые и униженные люди, в которых пробуждается человечность. Сама рево­люция передана их глазами, ее события для них - крушение веры в незыблемость су­ществующего порядка.

В эти годы И. С. Шмелев был одним из организаторов «Книгоиздательства писате­лей»в Москве, по духу произведений был близок к писателям, входившим в общество «Знание»,в котором М. Горький с начала столетия стал играть ведущую роль (в обще­ство И. Шмелев вошел в 1910 г.). Реализм, разработка темы «маленького человека» («Человек из ресторана», «Распад», «Патока») определили место Шмелева как лучшего писателя этого периода в русской литературе. Так, повесть Шмелева «Человек из ре­сторана», как и повесть И. А. Бунина «Суходол», была опубликована «Книгоиздатель­ством писателей» в Москве в числе первых.

Важную роль в формировании И. С. Шмелева как писателя сыграл М. Горький. Творческая поддержка М. Горького помогла И. С. Шмелеву завершить повесть «Чело­век из ресторана», о чем писатель признается в письме М. Горькому от 5 дек. 1911 г.: «От Вас я видел расположение, помню его всегда и буду помнить, ибо Вы яркой чертой прошли в моей деятельности, укрепили мои первые шаги (или, вернее, после первых) на литературном пути, и если суждено мне оставить стоящее что-либо из того дела, которому привана литература наша, - сеять разумное, доброе и прекрасное, то на этом пути многим я обязан Вам».

Замысел своей новаторской повести «Человек из ресторана»Шмелев раскроет в письме к Горькому от 22 декабря 1910 г.: «Хотелось бы выявить слугу человеческого, который по специфической деятельности как в фокусе представляет всю массу слуг на разных путях жизни». Публикация рассказа сделала имя писателя широко извест­ным.

Повествование в «Человеке из ресторана» ведется от лица официанта, «лакея по на­значению судьбы» Якова Сафроновича Скоро-ходова - старого, на исходе сил тружени­ка, не лишенного тонкой наблюдательности, сметливого ума. «Конечно, жизнь меня тронула, и я несколько облез, но не жигуляст, и в лице представительность, и даже ба­ки в нарушение порядка», - так характеризует себя шмелев-ский герой, которого «по­рядочное общество» лишило даже имени, оставив безликое «человек». Не лишен Ско­роходов и чувства достоинства, он порядочнее тех, кому прислуживает, видит посети­телей насквозь, осуждает их жадность, угодничество, разврат.

Скороходов задумывается о сущности человека, его возмущает невоздержанность в выпивке и в еде, грубость «образованных господ». И лакейство высших господ не уй­дет из поля зрения Скорохо-дова, осознает герой и то, что лакейство это только совер­шается «не за полтинник, а из высших соображений». Пронизана болью исповедь Ско-роходова о человеческом несовершенстве, потере человеком чувства достоинства ра­ди каких-то жизненных благ: «Я-то всего повидал. Сам собственными глазами видел, как один важный господин, с орденами на всей груди, со всею скоростью юркнули с головой под стол и подняли носовой платок, который господин министр изволили уронить».

Образ Скороходова показан Шмелевым с большой художественной силой, симпа­тией к «маленьким людям». Исповедь героя пронизана мудрой горечью - он потеряет жену, дочь - его гордость - станет содержать человека, который ее обманет, сына аре­стуют за революционную деятельность. Не лишен правдивой оценки и горький жиз­ненный опыт, данный себе шмелевским героем: «А у меня... один только результат остался, проникновение насквозь. Да кости ноют. Да вот тут, иной раз, подымется, за-

кипит. Так бы вот на все и плюнул».

Однако как писатель-реалист Шмелев верен художественной правде: официант Скороходов и в своем социальном протесте остается для него обывателем. Мир героя ограничен мещанскими рамками - иметь собственный дом с душистым горошком, подсолнухами, собственными породистыми курами. Недоверие к господам перераста­ет у Скороходова в фатальную разобщенность людей из народа и «общества господ», этот мотив разобщенности будет ощутим и в ранней повести «Гражданин Уклейкин»(1907).

В этих повестях Шмелев преемствует и развивает образы «маленьких людей», во­шедших в русскую литературу с произведениями А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. До­стоевского, проявляет искреннее сочувствие к человеку, осознающему однообразие и пустоту жизни и пытающемуся вырваться из нее.

Так, в рассказе «Росстани»(1913) речь идет о выходце из деревни, лишь на старо­сти лет с горечью осознавшем, что не так жил. Мальчишкой ушел Данила Лаврухин из своей деревни Ключевая в Москву, копил и копил капитал, повел широко банное и подрядное дело, на склоне лет разбогател и через полвека запросился на родину. («Всю жизнь укреплял капитал: укрепил, а тут и конец»). И лишь здесь, в родных ме­стах Данила Степаныч открывает в себе человека истинного, неосуществившегося, по которому и взывала его душа. Он радуется пению птиц, старой рябине, встрече с род­ней.

Поэтическое содержание рассказа обнаруживает почвенную связь И. С. Шмелева с национальными устоями старой русской жизни. В описании жизни в деревне, есте­ственных радостей человека в общении с природой, с людьми Шмелев широко ис­пользует художественную деталь, прибегает к психологизму. Вот Данила Степаныч идет на пасеку, смотрит на своего дальнего родственника Захарыча: «Смотрел Данила Степаныч, как накрыл старик улей, как пошел к березе и поцеловал на березе черную дощечку. И узнал он эту дощечку: Зосима и Савватия, пчелиных покровителей».

Возвращение человека к истинным ценностям описывается Шмелевым художе­ственно убедительно: автор прослеживает дела, поступки, изменения в восприятии мира своих героев. Сам больной и беспомощный, Данила Степаныч рад возможности теперь, когда осталась лишь малая часть жизни, помогать бедным и слабым, силится отдать земле то, что недодал, так как накапливал в городе капитал, стремится напом­нить самому себе о кровной связи с землей. Шмелев прибегает к внутреннему моно­логу, чтобы проследить изменения в восприятии мира своим героем: «По делам в Москве и в голову не приходило, что есть еще дела, которые ему по сердцу, как теперь вот: взял бы вот лопату и стал копать... И нападала на него жадность - сажать, сажать. Думалось, хорошо бы яблонек хоть парочку посадить - белого наливу, китайских».

В годы Первой мировой войны И. С. Шмелев занимает антивоенную позицию. В эти годы появляются сборники его прозы «Карусель»(1916), «Суровые дни»и «Лик скры­тый»(1917).

Народное восприятие войны, мысль о непрочности позиций новоявленной буржу­азии отразились в концентрированной форме в рассказе «Забавное приключение»,написанном в 1916 г. и опубликованном впервые в сборнике «Лик скрытый». В расска­зе развенчивается стиль жизни человека, опустошенного погоней за прибылью, не брезгующего ничем ради обогащения. Идет война, на которой наживается владелец завода - «биржевой заяц» - Карасев, скупающий все, что попадается под руку, прояв­ляя то силу, то наглость, то хитрость «в делах а-ля-карман». О цинизме новоявленного нувориша можно судить по авторской характеристике: «С войной ему повезло. Захи­ревший заводик теперь был завален заказами на подковы, гвозди, грызла и стремена. Со свояком, москательщиком, скупил он на последние десять тысяч, заложив женин дом, подвернувшуюся партию индиго, а через год продал за полтораста». Портрет, речь, поведение, стиль жизни Карасева - всё вызывает неприятие читателя. У героя и лицо как у карася - «круглое, красное, как титовское яблоко, лицо с раздувшимися ще­ками»; и «такой пуз» в тридцать два года, и заботы личного плана не позволяют рас­слабиться; «денег жене в Алупку послать и написать, чтоб не торопилась и жарилась с ребятами на солнце» и «дорогой любовнице» Зойке надо занести («ждет шельма... отыскал в Екатеринославе в летнем саду и вывез в Москву, обещая устроить в оперет-

ке») и не дать миллионеру Сандукову, с которым ужинал в «Яре» с Зойкой, отбить со­держанку.

Мотив пути в сюжете рассказа выявляет новые стороны опустошенной души Кара-сева: в дорогу позовет героя новое дело - выкупить у генеральши, потерявшей на вой­не сына, по выгодной цене лес. Застряв в глухомани («перегрелись подшибники»), Ка-расев вместе с любовницей окажется в сторожке лесника. В этой сцене напрямую сталкиваются мнимые «хозяева жизни» с крестьянской, мужицкой Россией, воплоща­ющей народную ненависть к богатеям, наживающимся на войне. И солдат, пришед­ший с войны со «сгнившимися почками и с медалями», и мужики с ненавистью сулят заводчику скорое возмездие: «Чисто короли какие... от всего могут откупиться! <...> Сидит, милиенами обклался, а все хо-чет... А тут бьешься-бьешься, с дыры на дыру пе­рекладываешь, только и делов. <...> Смерти-то и ты боишься! Надоть... она ноне хо­дит».

Братоубийственная Гражданская война вызывает осуждение Шмелева в повестях «Это было»(1919) и «Чужой крови»(1918-1923). Он пишет также враждебные для но­вой власти рассказы-памфлеты - «Каменный век», «На пеньках», «Про одну стару­ху».

В повести «Неупиваемая чаша» (1918), написанной в Алуште во время Граждан­ской войны, И. С. Шмелев поднимает одну из главных тем своего творчества: радо­сти, наполненности жизнью, которое приносит художнику искусство, вдохновленное любовью к людям и к своей земле. В форме сказа, искренне и поэтично повествует ав­тор грустную и, одновременно, исполненную истинного счастья историю жизни без­ответной любви крепостного юноши Ильи Шаронова - талантливого художника-жи­вописца - к чистой и прекрасной девушке Анастасии Ляпуновой. Как святой прожил Илья свою жизнь, оставив след на земле, - прекрасные росписи церкви, белого мона­стыря над Нырлей и потрет своей возлюбленной, как свеча сгоревшей в двадцать два года.

В рассказе пропет гимн художнику-творцу, верного своей земле и отечеству. Выве­зенный сумасбродом-барином в Италию, обучившийся там у подлинных мастеров, та­лантливый юноша, сын крепостного дворового человека, искусного в своем деле ма­ляра Терешки и тягловой Луши Тихой, Илья не остается даже за большое вознаграж­дение в чужой стране. Чистотой и непорочностью своей жизни, своим служением лю­дям Илья уподобляется святому, а жизнь его - житию. В описании картин, созданных героем рассказа Ильей, Шмелеву удается передать мироощущение православного рус­ского человека: «В цветах и винограде глядели со стен кроткие: Алексей - человек бо­жий и убогий Лазарь. Сторожили оружием - Михаил Архангел с мечом, Георгий с ко­пьем, и со щитом Благоверный Александр Невский. Водружали Крест Веры и письме­на давали слепым Кирилл и Мефодий. Вдохновенно читали Писание Иван Златоуст, Григорий Богослов и Василий Великий. <...> А над входом и по краям его - во всю сте­ну - написал Илья Страшный последний суд, как в полюбившейся ему церковке у Тиб­ра. Шли в цепях сильные мира - к Смерти, а со светильниками-свечами, под золотым виноградом, радостно грядущие в Жизнь Вечную».

Особую жизненную значимость рассказу придает то, что Шмелев не только напо­минает читателю имена, достойные памяти, например Кирилла и Мефодия - сла­вянских просветителей, проповедников христианства, но и то, что лики святых -«блаженных страстотерпцев» - художник Илья пишет с реальных персонажей - с ма­ляра Терешки, мастера Арефия, и глупенькой, но доброй Сафо-Соньки. Да и сам герой носит имя Ильи - пророка и чудотворца в ветхозаветных преданиях.

Рассказ Шмелева «Неупиваемая чаша» поднимает множество онтологических (бы­тийных) проблем, имеющих вневременную значимость: это и вопросы памяти, и во­просы внутренней свободы, этической позиции художника, истинных и ложных цен­ностей, духовности и любви, и вопросы нравственного выбора, роли красоты в форми­ровании личности. Не станет Ильи-живописца, творца, воплощенной бескомпромисс­ности, свободы, непродажности художника: «Я пишу... и пишу по своей воле. Если моя работа не нравится, сударь, заставьте писать другого. А великомученицу Анастасию я напишу как знаю. <...> В работе своей я волен. Волей своей вернулся - волей и рабо­тать буду». Не станет и Анастасии, возлюбленной художника Ильи, а икона «Неупива-

емая чаша», написанная им и перед смертью подаренная монастырю, предостерегает людей от зла, исцеляет.

«Неупиваемую чашу» - символ страдания («пити чашу» - церк. - «терпеть бед­ствия, страдать, мучиться») - народ стал почитать и «за избавление от пьяного неду­га» стал считать своей и наименовал по-своему - «Уливаемая чаша».

Живое соприкосновение с миром святости происходит и в шме-левской книге «Бо­гомолье»(1931), где в картинах паломничества в Троице-Сергиеву лавру предстают все сословия верующей России. Подвижническое служение «старца-утешителя» Вар­навы Гефсиман-ского воссоздано Шмелевым с признательной любовью.

Роман «Няня из Москвы»(1934), написанный в излюбленной Шмелевым форме сказа, в которой писатель достиг непревзойденного мастерства, - это повествование бесхитростной русской женщины, попавшей в бурный водоворот исторических собы­тий XX в. и оказавшейся на чужбине. В страданиях, теряя здоровье и богатство, герои романа приходят к Истине.

Вершиной творчества И. С. Шмелева явились произведения 1930-х годов, написан­ные в эмиграции - «Лето Господне»(1933-1948), «Богомолье»(1935), сборник «Род­ное»(1931). Эти книги рождаются из воспоминаний детства, из глубин памяти.

В книге «Лето Господне» Шмелев воскрешает быт, нравы прошлого, славит Замоск­воречье, Москву, всю Русь, поэтому так оправдан эпиграф из А.С. Пушкина к роману:

Два чувства дивно близки нам - В них обретает сердце пищу - Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам.

«Лето Господне»состоит из трех частей - «Праздники», «Радости», «Скорби».Мир романа пронизан единым чувством достойного пути человека в жизни, впитавшего в себя народную нравственность и духовные заветы предков. В них отражены традиции национальной культуры, которые входят в реалии жизни конкретного человека, пре­ломляется национально специфичная ритуально-обрядовая сторона жизни, ее эти-кетность и церемониальность.

Восприятие жизни, данное через образ чистого и открытого миру мальчика, - это народное восприятие жизни с его нравственным заветом - «душу готовить надо».Слово «душа» неоднократно встречается на страницах романа. Уже в первой главе -«Великий пост»- автор-рассказчик, просыпаясь, ощущает великое таинство жизни, ее радости, вникает в ее смысл: «Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый ка­кой-то свет, холодный, скучный. Да, сегодня Великий Пост. <...> Сегодня у нас Чистый Понедельник, и все у нас в доме чистят. Серенькая погода, оттепель. Капает за окном -как плачет. <...> И радостное что-то копошится в сердце: новое все теперь, другое. Те­перь уж „душа начнется". Горкин вчера рассказывал - „душу готовить надо". Говеть, поститься, к Светлому Дню готовиться».

Единение с людьми, близость к миру старого плотника - «фи-ленщика» Горкина, Мартына и Кинги, старого кучера Антипушки, бараночника Феди и старой нянюшки Домны, близость к миру отца, строгого и справедливого, любящего, возвышают душу ребенка, напитывают ее самыми светлыми чувствами связи с родной землей.

В романе Шмелев воссоздает русские семейные обычаи, «из дали лет» слышит зву­ки, священные для него запахи в день Чистого Понедельника, когда в доме все чистят и за окном начинается оттепель.

Книга «Лето Господне» посвящена автором русскому философу Ивану Александро­вичу Ильину и его жене Наталии Николаевне, с которыми Шмелева и его супругу свя­зывала тесная дружба. И как никто другой проникновенно и верно о книге «Лето Гос­подне» скажет И. А. Ильин, отметив и поэтический язык Шмелева, точность и изобра­зительность его слова, его благодарную память и неистребимую связь с родной зем­лей.

24 июня 1950 года тяжело больной писатель отправляется в обитель Покрова Бо­жьей Матери, в 140 километрах от Парижа. В тот же день сердечный приступ обрыва­ет его жизнь. И. С. Шмелев был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Па­рижем.

Как и И. А. Бунин, Шмелев до последних лет мечтал вернуться на Родину. Согласно желанию И. С. Шмелева его прах ныне покоится на кладбище Донского монастыря.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Напишите реферат на тему: «Жизненный, творческий путь Ивана Сергеевича Шмелева».

2. В каких произведениях Шмелева отразилась тема «маленького человека»? Тра­диции каких писателей, рассматривающих в своем творчестве тему «маленького че­ловека», преемствует и развивает Шмелев? В каких произведениях проявилось сочув­ствие Шмелева к «маленьким людям», стремившимся вырваться из однообразия и пу­стоты жизни?

3. Когда и где была опубликована повесть «Человек из ресторана», сделавшая имя автора широко известным в России? Какова основная, на ваш взгляд, проблематика повести? Каковы приемы раскрытия образа Якова Скороходова в рассказе «Человек из ресторана»? Какую роль в раскрытии образа главного героя играет его исповедь?

4. Напишите рецензию на одно из произведений Шмелева, в котором исследуется тема «маленького человека» (рекомендуется «Человек из ресторана», «Гражданин Уклейкин» - по выбору).

5. В каких произведениях проявилась антивоенная позиция Шмелева в годы Пер­вой мировой войны и Гражданской войны? Сделайте целостный анализ рассказа «За­бавное приключение». Раскройте смысл названия, приемы создания образа главного героя. Раскройте роль диалогов в рассказе, внутренних монологов антигероя.

6. Какова роль творчества, искусства, вдохновленного любовью к людям, к своей земле, в повести Шмелева «Неупиваемая чаша»? Что вы знаете о Георгии Победонос­це, Кирилле и Мефодии, Александре Невском, др. исторических деятелях и святых, упоминаемых в повести?

7. Правомерно ли, на ваш взгляд, считать романы Шмелева «Лето Господне», «Бого­молье» вершиной творчества писателя? Аргументируйте свои рассуждения. Какие строки взяты писателем в качестве эпиграфа к роману «Лето Господне», какова их функция?

8. Какова композиция романа «Лето Господне»? В чем своеобразие стиля писателя, характерные черты его языка, использование сказовой формы?

9. Какую оценку получили романы и повести Шмелева в отечественном литерату­роведении? Согласны ли вы с такой оценкой?

ЛИТЕРАТУРА

1. Шмелев И. С. Собр. соч.: В 2 т. - М., 1989.

2. Шмелев И. С. Лето Господне. / Составитель, автор предисловия О. Н. Михайлов. -М., 1991.

3. Дудина Н. Образ красоты в повести И. Шмелева «Богомолье» // Русская речь. 1991, №4.

4. Лазарев В. А., Черников А. П. Письма И. Шмелева к А. С. Элиасбер-гу // В поисках вершины. Литературный сборник в честь 80-летия профессора С. И. Шешукова. - М., 1993.

5. Михайлов О. Н. Иван Сергеевич Шмелев // Михайлов О. Н. Литература русского зарубежья. - М., 1995.

6. Смирнова М. Пути земные // Шмелев И. Пути небесные. - М., 1991. Михаил Андреевич Осоргин (1878-1942)

М

. А. Осоргин родился 7(19) октября 1878 года в Перми, умер 27 ноября 1942 года в Шабри, во Франции.

М. А. Осоргин (настоящая фамилия писателя - Ильин) родился в семье потомствен­ных дворян. С детских лет обладал свободолюбивым, независимым характером. Успешно окончил гимназию в Перми и поступил на юридический факультет Москов­ского университета. За участие в студенческих волнениях был выслан на год в Пермь под негласный надзор полиции.

После окончания университета в 1902 г. занимался адвокатской практикой, рабо­тал в Московской судебной палате помощником присяжного поверенного, был в это же время членом Общества попечительства о бедных. Написал книгу «Вознагражде­ние рабочих за несчастные случаи». В 1904 г. примкнул к партии эсеров. Об эсерах, по­литических эмигрантах Осоргин написал позже рассказ «Террорист»(1929), дилогию «Свидетель истории»(1932) и «Книгу о концах»(1935). В декабре 1905 г. Осоргин был

арестован, приговорен к трем годам ссылки в Нарымский край, сидел в Таганской тюрьме. Под залог его на время выпустили из тюрьмы. Обманув правосудие, Осоргин уехал в Финляндию, затем в Италию.

Юриспруденция, политика мало интересовали Осоргина. Он вышел из партии эсе­ров, стал масоном. С ранних лет печатался в газетах. Будучи гимназистом, в 1896 г. опубликовал первый рассказ «Отец»под псевдонимом «Пермяк» в «Журнале для всех». С 1908 г. Осоргин стал корреспондентом «Русских ведомостей» в Италии, писал репортажи, статьи, очерки. На основе итальянских впечатлений написал книгу «Очерки современной Италии» (1913). Автобиографический материал лежит в основе рассказов «Эмигрант», «Моя дочь», «Призраки», «Старая вилла», в которых явно зву­чит ностальгия по России, сомнения в правильности пребывания вдали от нее. В рас­сказе «Старая вилла»угадывается быт русской эмигрантской коммуны на вилле «Ма­рия».

Летом 1916 г. Осоргин без официального разрешения, нелегально добрался до Пет­рограда. В «Русских ведомостях», в журнале «Голос минувшего», в газетах «Луч прав­ды», «Власть народа» публикуются его статьи «Дым отечества», «Старая проклама­ция», «Драться - так драться», вызывавшие большой интерес интеллигенции, простых людей. В них проявилось отношение Осоргина к революции, его страстное желание предостеречь народ от кровопролития, призвать к созидательному труду.

Осенью 1922 г. М. А. Осоргин вместе с другими писателями и учеными был выдво­рен на «философском пароходе» из страны. Годы, проведенные писателем в России до эмиграции и между двумя эмиграциями, дали материал для лучших его романов и по­вестей, опубликованных за границей: «Сивцев вражек»(1928), «Повесть о сестре» (1931), «Свидетель истории»(1932), «Вольный камещик»(1937), «Повесть о некоей девице»(1938) и др. Автобиографический материал лег в основу замечательных рас­сказов «Земля», «Егожиха», мемуарной повести «Времена» (1955), главная мысль кото­рых - о любви человека к родной земле, к природе.

«Мистическое поклонение» земле писатель пронес через всю жизнь. Все рассказы из книги «Происшествия Зеленого мира»- это настоящий гимн земле и ее бессловес­ным обитателям. В предисловии к книге Осоргин писал: «Мы только часть природы. Нельзя ощутить и познать жизнь, не научившись слушать, как растет трава».

«Сивцев вражек»- лирико-философский роман. Произведение во многом автобио­графично. Прототипом главного героя, ученого-орнитолога Ивана Александровича был известный в свое время профессор М. А. Мензбир.

В романе повествуется о судьбе русской интеллигенции в трагические моменты ис­тории, о катастрофе, постигшей страну. Иван Александрович и его внучка, семнадца­тилетняя Танюша, далеки от политики. Таня радуется солнцу, профессор увлечен нау­кой. «Но смерть и смерти предшествуют жизни». Первая мировая война, революция несут «закат культуры». Уютный мир рушится. Погибнет Эрберг, подумывающий о женитьбе на Танюше; станет инвалидом, «обрубком» другой ее поклонник Стольни­ков; будет расстрелян Астафьев, философ и скептик. Отвратителен в своей ненависти Лубянский следователь «товарищ Брикман», допрашивающий людей; выбивается в «начальника команды» Андрей Колчагин, принесший много горя обитателям Сивцева Вражка. Но жизнь продолжается.

По Осоргину, «цель жизни - в процессе жизни». Бескорыстно ухаживает за искале­ченным Стольниковым крестьянин Григорий, не поддаются хаосу профессор и Таню­ша, по своим естественным законам живет природа. В ней писатель-гуманист видит залог торжества жизни, ее здоровых начал.

Рекомендуемое творческое задание

1. Напишите реферат на тему: «Трагедия русской интеллигенции в романе М. Осор­гина „Сивцев вражек".

ЛИТЕРАТУРА:

1. Осоргин М. А. Сказки и несказки. - М., 1918.

2. Осоргин М. А. Сивцев вражек. - Париж, 1918.

3. Осоргин М. А. Повесть о некоей девице. - Таллинн, 1938.

4. Коровин В. И. Осоргин М. А. // Русские писатели XX века. Биогр. словарь. - М., 2000.

5. Марченко Т. В. Осоргин // Литература русского зарубежья: 1920-1940 / Сост. и отв. ред. О. Н. Михайлов. - М., 1995.

Наши рекомендации