Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883)

Портрет

(1818-1883)

Иван Сергеевич Тургенев – русский писатель XIX в., чьей особой заслугой перед русской литературой является создание классических образцов отечественной прозы – рассказов, повестей, романов. Перу Тургенева принадлежит цикл очерков-рассказов «Записки охотника» (1847-1852), открывших новую литературную эпоху в описании провинциальной и крестьянской жизни. В серии повестей и романов 1850-х гг., среди которых выделяются повести «Ася» (1857), «Первая любовь» (1860), романы «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), создается тип героини времени в русской литературе, получивший определение «тургеневскаяих девушека». Творчество Тургенева 1840-х гг. – 1870-х гг. было насыщено актуальными вопросами русской общественной и политической жизни и сосредоточено на трёх главных темах: создание литературного типа героя, способного стать образцом для общества; поиск перспективного разрешения темаы любви и рост общественной роли женщины в русской жизни второй половины XIX в.

Иван Сергеевич Тургенев – уроженец Орловской губернии, происходил из древнего дворянского рода. Раннее детство Тургенев провел в усадьбе матери Cпасское-Лутовиново. В 15 лет будущий писатель поступает на словесное отделение Московского университета, подобно многим молодым литераторам и общественным деятелям 1830-х гг. Начало активной писательской деятельности Тургенева относится к 1840-м гг. Молодой писатель живет в Петербурге, где становится участником литературного кружка В.Г.Белинского. Настоящая известность приходит к Тургеневу после 1847 г., когда он опубликовал в журнале «Современник» свой первый очерк из «Записок охотника» – «Хорь и Калиныч». Книгу рассказов и очерков «Записки охотника» Тургенев закончил в 1852 г., после чего приступил к написанию повестей о русской жизни, природе, любви, человеке и его судьбе. С середины 1850-х гг. Тургенев создает обобщающую его размышления о стремительно изменяющейся русской действительности серию классических романов, завершившуюся романом «Отцы и дети», в котором автор прозорливо поставил общественные проблемы будущего десятилетия. Это было время наивысшей творческой активности Тургенева – писателя, с большим талантом объединившего в своем романе общественную и личную жизнь человека.

Последние два десятилетия жизни и творчества Тургенев проводит большей частью за границей. Поселившись в Баден-Бадене (Германия), писатель принимает активное участие в общеевропейской культурной жизни, пропагандирует произведения русской литературы, переводит западноевропейскую литературу на русский язык, общается с виднейшими писателями современности. В этот период, откликаясь на актуальные события русской жизни, Тургенев создает два романа – «Дым» (1867) и «Новь» (1877), – в начале 1880-х гг. пишет и публикует знаменитые стихотворения в прозе, подытоживая ими свою творческую жизнь. Умер Тургенев 22 августа 1883 г. во французском городке Буживаль под Парижем, тело его, согласно желанию писателя, было привезено в Петербург и похоронено на Волковском кладбище.

З Представьте, что вы являетесь автором статьи об И.С. Тургеневе на специальном сайте или в энциклопедии. Прочитанный текст – основа вашей статьи. Его необходимо сопроводить гиперссылками (или отсылками на другие статьи энциклопедии). Гиперссылки (см. подчеркивание в прочитанном тексте) указывают на материал, помогающий воссоздать атмосферу эпохи, которой принадлежал Гончаров.

Найдите подходящий материал, отберите главное, создайте краткий, лаконичный, содержательно насыщенный текст статей:

– Цикл очерков-рассказов «Записки охотника» (1847–1852);

– Тип литературной героини «тургеневская девушка»;

– Актуальные вопросы русской общественной и политической жизни 1840-х гг. – 1870-х гг.

– Литературный кружок В.Г. Белинского

Задание можно выполнить в паре или в группе.

З 2. «Возвратившись в [деревню] Спасское, семья Тургеневых зажила деревенской жизнью, той дворянской, медленной, просторной и мелкой жизнью, самая память о которой уже почти изгладилась в нынешнем поколении, – с обычной обстановкой гувернеров и учителей, швейцарцев и немцев, доморощенных дядек и крепостных нянек». (Автобиография)

Какое влияние на формирование личности писателя, по-вашему, оказала атмосфера его детства? Как вы понимаете слова «медленная, просторная и мелкая» жизнь? В каких известных вам произведениях Тургенева и других русских писателей отражены эти особенности жизни поместного дворянства?

З 3. Каким вы представили себе Тургенева-подростка на основании его письма дяде Н.Н. Тургеневу:

«Милый, милый дядя! Я думал долго, как начать, наконец решился: я тебя невыразимо люблю, люблю до бесконечности, одним словом, нельзя и написать на бумаге то, что я чувствую. Шаркнет ли кто в передней – я лечу туда: не почтальон; вот уже неделя, как нет мне совершенных радостей – я не получаю ни слова, ни привета, ничего. Ах, дядя, ты это не чувствуешь: каждый раз получаешь письма и не отвечаешь. Напиши мне хоть в мамашином письме два слова – и я весел… Когда я знаю о твоем здоровье, тогда веселее учусь, веселее играю, слаще сплю. Дядя, дядя, никогда я тебя не просил так усильно, нынче в первый раз. Апрель 1831 год»?

З 4. Ниже приведены фрагменты писем И.С. Тургенева французской певице Полине Виардо, которую писатель любил сорок лет, до последних мгновений своей жизни. Каким предстает Тургенев в этих письмах? Можно ли их считать подтверждением мысли Тургенева: «Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать». Раскройте свою позицию. Если можете, используйте также в качестве аргументов известные вам произведения Тургенева.

«Дорогая моя, хорошая m-me Виардо, как вы поживаете? Дебютировали ли вы уже? Часто ли думаете обо мне? нет дня, когда до­рогое мне воспоминание о вас не приходило бы на ум сотни раз; нет ночи, когда бы я не видел вас во сне… Прошу небо послать мне терпения и не слишком отдалять того, тысячу раз благословляемого заранее момента, когда я вас снова увижу! Работа моя для «Современника» окончена и удалась лучше, чем я ожидал… Видите ли, нам, маленьким литераторам, ценою в два су, нужны крепкие костыли для того, что­бы двигаться. Одним словом, мой рассказ понравился – и слава Богу!»

«С той самой минуты, как я увидел ее в первый раз, — с той роковой минуты я принадлежал ей весь, вот как собака принадлежит своему хозяину… Я… я уже не мог жить нигде, где она не жила; я оторвался разом от всего мне дорогого, от самой родины, пустился вслед за этой женщиной… В немецких сказках рыцари часто впадают в подобное оцепенение. Я не мог отвести взора от черт ее лица, не мог наслушаться ее речей, налюбоваться каждым ее движением».

«Уверяю Вас, что чувства, которые я к Вам испытываю, нечто совершенно небывалое, нечто такое, чего мир не знал, что никогда не существовало и что вовеки не повторится!»

«О мой горячо любимый друг, я постоянно, день и ночь, думаю о Вас, и с такой бесконечной любовью! Каждый раз, когда Вы обо мне думаете, Вы спокойно можете сказать: «Мой образ стоит теперь перед его глазами, и он поклоняется мне». Это буквально так».

«Господи! Как я был счастлив, когда читал Вам отрывки из своего романа. Я буду теперь много писать, исключительно для того, чтобы доставить себе это счастие. Впечатление, производимое на Вас моим чтением, находило в моей душе стократный отклик, подобный горному эхо и это была не исключительно авторская радость».

(Из «Переписки» Тургенева) «С той самой минуты, как я увидел ее в первый раз, — с той роковой минуты я принадлежал ей весь, вот как собака принадлежит своему хозяину… Я… я уже не мог жить нигде, где она не жила; я оторвался разом от всего мне дорогого, от самой родины, пустился вслед за этой женщиной… В немецких сказках рыцари часто впадают в подобное оцепенение. Я не мог отвести взора от черт ее лица, не мог наслушаться ее речей, налюбоваться каждым ее движением».

Если вас заинтересовала эта драматическая история, расскажите о ней подробнее, используя найденный самостоятельно дополнительный материал. Закончите ваше сообщение легендой, переданной поэтом К. Бальмонтом: «От графини Воронцовой, вызвавшей к жизни несколько прекраснейших страниц русской поэзии, Пушкин получил в дар заветный перстень с восточными письменами. Когда Пушкин был убит, Жуковский снял этот перстень с остывшей руки волшебника, и в свой час он достался Тургеневу, и в свой час от лучшего чарователя русской художественной прозы этот перстень достался Полине Виардо, любимой женщине. От женщины к поэту и от поэта к женщине, круг завершился: Восточные письмена талисмана осуществили свою ворожбу не напрасно».

Задание можно выполнить письменно или устно – по вашему выбору.

З 2. Прочитайте приведенные ниже фрагменты критических статей и воспоминаний современников Тургенева. Каким вы представили себе писателя? Какие ценности, по вашему мнению, он считал главными в жизни? Дайте развернутый ответ, аргументируйте свою точку зрения.

«Посмотрите на портрет Тургенева. Вот лицо коренного русского человека. Глаза с тонким умом и нежною русскою печалью, добрые, мудрые и грустные морщины, – это лицо старого русского крестьянина, только облагороженное и утончённое высокою культурой». (Д.С. Мережковский).

«Я имел возможность оценить, какой он был блестящий и пленительный собеседник, бытовой рассказчик и художник в своих устных очерках и русской и заграничной жизни, в портретах и характеристиках людей. Всем известно, что при очень большом росте и богатырской фигуре у него был… несколько шепелявый голос, с оттенком произношения старожилов местностей пониже Москвы, в Орловской, Тульской и Тамбовской губерниях. Но это не мешало обаянию его разговора, так же, как не мешало ему, когда он сам читал свои вещи, особенно из "Записок охотника". Прибавлю, что он хотя и был настоящий барин и светский человек более, чем все писатели его эпохи, но в русском произношении не грешил никакой манерностью и сохранял настоящий великорусский говор. По-французски же он говорил уже как старый парижанин "из русских", с разными ударениями и словечками, какие прививаются только после очень долгого житья с французами .(П.Д. Боборыкин).

«Доброта, доброта – вот что главное!» Она была написана на его обрамленном раннею густою сединою лице, от которого веяло светом и теплом. И осуществлял он эту доброту с трогательною стыдливостью, скрывая по возможности от тех, кому творил добро, свою в их пользу жертву временем, деньгами, тягостными хлопотами. Вот почему он часто сам нуждался в необходимых средствах и вынужден был работать даже в преклонные годы по вечерам, отдавая все дневные часы на выслушивание жалоб на судьбу, просьб о помощи и бездарных сочинений многих посетителей и посетительниц, из которых некоторые потом на него же и клеветали...Умея соединять объективную справедливость с милосердием, он находил, – в своей жизни осуществляя это, – что человеку следует научиться, при виде действительного падения или слабости собрата, сочувствовать ему и помогать без тайного самоуслаждения собственной силой, со всяческим смирением и пониманием естественности, почти неизбежности вины». (А.Ф. Кони).

«Он говорил, как и писал, образами. Желая развить мысль, он прибегал не к аргументам..., он пояснял ее какой-нибудь сценкой, переданной в такой художественной форме, как будто бы она была взята из его повести». (П. А. Кропоткин).

«Редко его произведение печаталось прежде, чем он прочтет его кому-нибудь из близких людей, не посоветуется; замечания возбуждали иногда спор, но принимались всегда без признака самолюбивого укола; рукопись потом сверху донизу перечитывалась, исправлялась и часто переписывалась заново». (Д. В. Григорович).

«Прежде всего у Тургенева выдается ярко отношение его богатой поэтической личности к природе, тонкое понимание ее красот, понимание человека развитого, не утратившее, однако, – что особенно редко и дорого – свежести непосредственного чувства, – делают его одним из высоких описательных поэтов везде». (А.А. Григорьев).

«Он быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание… Этому чутью автора к живым струнам общества, этому уменью тотчас отозваться на всякую благородную мысль и честное чувство, только еще начинающие проникать в сознание лучших людей, мы приписываем значительную долю того успеха, которым постоянно пользовался г. Тургенев в русской публике... Не бурная, порывистая сила, а напротив – мягкость и какая-то поэтическая умеренность служат характеристическим чертами его таланта». (Н.А. Добролюбов).

«Отцы и дети». История создания романа

Роман "Отцы и дети" – самое значительное произведение Тургенева. Писатель создавал его в 1860-–1862 гг. – время начала исторических реформ, открывших новую эру в жизни России. Изменения коснулись всех сторон жизни, главная же реформа времени, повлиявшая на сословную структуру общества и вызвавшая политические и культурные последствия, состояла в отмене крепостного права. Идеи коренной ломки старых устоев жизни пробудили к активности всю сколько-нибудь образованную часть общества – стали появляться новые люди, готовые посвятить жизнь делу преобразования российского государства. Многие из них представляли социальный слой разночинцев, составлявших весьма значительную к этому времени группу населения.

Историческое время требовало найти такой тип героя в литературе, кто который мог бы явить собой образец человека, способного увлечь своими идеями и деятельностью русское общество. Этот герой должен был обладать сильной нравственной позицией в жизни вообще и любви в частности. В русской литературе 1850-1860 гг. способность героя любить была стала решающим условием для преодоления основной коллизии разрешения основной проблематики произведений этого периода: яркими подтверждениями этого положениея подтверждают являются повесть "Ася" И.С. Тургенева, роман "Обломов" И.А. Гончарова, драма "Гроза" А.Н. Островского. Кроме того,

пПисатели стремились обнаружить героя времени в разных сословиях и слоях населения. Принадлежность к тому или иному общественному сословию перестала быть базовым фактором для выбора героя, поэтому поиск его велся на широком социальном поле, и главными героями становились дворяне, чиновники, купцы, мещане, крестьяне, разночинцы и другие, т.е. герои представляли большинстввсе или почти все слои обществаа. Сравнивая процесс поиска героя времени в 1850-1860-е гг. с предыдущим периодом литературы, можно сделать вывод:Однако если художественный тип «лишних людей», представленный дворянами и аристократами, уже сложился в самой жизни и отразился в таких произведениях, как «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, то героевя нынешнего времени демократизации общества еще предстояло и находитьискать, и отображать в художественной литературесоздавать в условиях демократизации общества.

Новое время требовало новых идей, прежде всего, социально-экономических, политических, но также в области морали и этики: старые формы жизни, устои, нравы, ритуалы не могли вместить в себя содержание новой жизни. Носителями этих идей чаще всего оказывались молодые образованные интеллигенты. Тургенев обнаружил данный тип не в привычной ему дворянской среде, а в быстро растущем кругу разночинцев, среди представителей, в основном, естественнонаучных профессий. В русском обществе реформенных лет особенно среди студенчества и прогрессивных кругов интеллигенции утвердилось радикальное умонастроение – отрицать все старое, полагая прежние устои отжившими. Тургенев первым из писателей описал это явление, введя новое для общественной мысли понятие - – нигилизм, определившее политическую действительность 1860-х гг. Писатель создал в романе "Отцы и дети" образ главного героя – первого нигилиста в русской литературе – Евгения Васильевича Базарова.

Тургенев тщательно готовился к работе над образом Базарова, чтобы как насколько возможно достовернее описать личность, взгляды и деятельность нового и во многом чуждого ему человека: он некоторое время даже писал вел дневник от лица своего будущего героя, автор также искал среди современников людей, которые могли бы послужить в какой-то мере его прототипами героя: врачей, ученых-естественников, общественных деятелей. Сам Тургенев так писал о времени, когда он работал над замыслом романа и думал о будущем герое: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполовину выросшая из почвы, сильная, злобная, честная, – и все-таки обреченная на погибель, потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего».

Роман «Отцы и дети» создавался Тургеневым в 1860-1861 гг., затем писатель дорабатывал его вплоть до публикации в журнале «Русский вестник» в 1862 г.

Г 1. Что означает термин «лишний человек»? Охарактеризуйте этот тип героя русской литературы.

Г 2. Почему эпоха 1860-х годов поставила перед писателями задачу создать нового «героя времени»? Каким мыслился этот новый герой?

Ж 3. «В основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года.) В этом замечательном человеке воплотилось – на мои глаза – то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно…»

Обратитесь к дополнительным материалам: является ли термин «нигилизм», использованный в романе «Отцы и дети», неологизмом Тургенева? Дайте развёрнутый ответ.

Объясните, почему роман посвящен памяти В.Г. Белинского.

Задание можно выполнить письменно или устно – по вашему выбору.

Б Проверьте себя: внимательно ли вы читали текст романа «Отцы и дети».

На сколько вопросов вам удалось ответить? Вернитесь к тексту еще раз, найдите ответы на те вопросы, с которыми не справились.

1. В каком году происходят события романа? Какие приметы этого времени можно в нём встретить?

2. Как познакомились Базаров и Аркадий?

3. Как и почему произошла их ссора и последующее отдаление?

4. Как зовут отца Базарова? Каков род его занятий?

5. Как Павел Петрович оказался в Марьино? Чем он занимается?

6. Когда и почему Николай Петрович пошел наперекор воле своей матери?

7. Кто такие Катя, Дуняша, Фенечка?

8. Каковы повод, причина и последствия дуэли Павла Петровича и Базарова?

9. Где Базаров познакомился с Одинцовой? Как сложилась ее судьба после смерти Базарова?

10. Кто такие Колязин, Ситников, Кукшина?

11. Сколько всего пейзажей в тексте романа? Какие события сопровождаются описаниями природы?

Какие сложности при чтении текста романа вы испытывали? Преодолевали ли их? Как? Что показалось интересным? Не интересным? Что запомнилось больше всего?

"Отцы и дети". Анализ произведения

(М.Б. другой подзаголовок – дальше ведь тоже анализ)?

Идеи времени

После выхода из печати роман "Отцы и дети" сразу же вызвал огромный интерес и острую дискуссию. Новизна и актуальность проблематики, яркая личность Базарова, живое изображение русской жизни привлекли к роману читателей и ведущих литературных критиков и писателей – А.В. Анненкова, А.И. Герцена, Д.И. Писарева, М.Е. Салтыкова-Щедрина и других. Представители разных общественно-политических, литературных групп не могли понять определить, считать ли своим к какой из них относится герояй Тургенева, не могли точно определить к какой группе он принадлежит, чьи взгляды, чью позицию он выражает. Важным также оказался вопрос отношения самого автора к Базарову: симпатизирует ли Тургенев ему или считает такого человека неправым и нежизнеспособным.

Обратим внимание на острую современность происходящих в событий произведениия событий: действие начинается 20 мая 1859 г. Выбранноеый писателем календарное год - время, непосредственно предшествуетющее историческим переменам в стране, а время года – весна - – период цветения и буйства природных сил. Именно тогда в русскую провинцию приезжают два молодых приятеля, только что окончившие учебу в университете: нигилист Базаров и его последователь Аркадий Кирсанов. Эта необычная параУже тот факт, что эти двое оказываются приятелями, свидетельствует о распространенности показывает заразительность идей нигилизма: ведь Базаров разночинец, сын лекаря и бедной незнатной дворянки, в то время как молодой Кирсанов - – потомственный дворянин.

Основной конфликт романа – конфликт поколений – усиливается тем, что стороны представляют последнее поколение времени уходящего и первое поколение эпохи, вступающей в свои права. Со сменой поколений произошел эпохальный разлом. Но не стоит забывать, что «отцы» и «дети» в романе – понятия вовсе не в первую очередь возрастные.

Завязка конфликта происходит буквально на первых же страницах: непонимание, разногласия и, как следствие, неприятие друг друга как в идейном, так и человеческом плане обнаруживаются сразу после приезда героев в имение Кирсановых «Марьино», и прежде всего между самым выразительным представителем "отцов" – Павлом Петровичем Кирсановым – и самым решительным представителем "детей", последовательным идеологом нигилизма – Евгением Васильевичем Базаровым. Столь стремительной завязкой сюжета, Тургенев как бы демонстрирует, что конфликт существует в русской жизни повсюду, где только встретятся в споре сторонники старого и нового. Приступая к анализу романа, следует сразу понять, что в его основе лежит не только конфликт двух поколений переломного времени, но и их отношения с самой жизнью, все проверяющей и все ставящей на свои места.

Роман состоит из двух частей, двух сюжетных ситуаций: ситуации идейного спора и ситуации испытания героев любовью. Композиционный центр первой части приходится на X главу, в которой сталкиваются в похожем на словесную дуэль споре аристократ Павел Петрович Кирсанов и разночинец Базаров. В споре сосредоточился весь идейный диапазон и вся глубина конфликта, в нем писатель показал все его стороны: его вечный, повторяющийся характер, его ценностные (историческую, социально-политическую, философскую, морально-этическую) грани. Другими словами, содержание этого спора в полной мере отражает смысл названия произведения.

Пребывание молодых людей со старшими Кирсановыми в усадьбе Марьино оказало на каждого из героев свое воздействие: возбудило меланхолическую грусть у Николая Петровича; усилило неприязнь к Базарову и укрепило веру в свою правоту у Павла Петровича; поколебало нестойкое увлечение нигилизмом Аркадия; вызвало желание испытать свои убеждения в деятельности и потребность в широкой аудитории у Базарова.

Задания к тексту произведения:

В Проанализируйте фрагмент романа:

Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей – и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня вставал белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами... "Нет, – подумал Аркадий, – небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы... но как их исполнить, как приступить?.."

Так размышлял Аркадий... а пока он размышлял, весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка, все – деревья, кусты и травы; повсюду нескончаемыми звонкими струйками заливались жаворонки; чибисы то кричали, виясь над низменными лугами, то молча перебегали по кочкам; красиво чернея в нежной зелени еще низких яровых хлебов, гуляли грачи; они пропадали во ржи, уже слегка побелевшей, лишь изредка выказывались их головы в дымчатых ее волнах. Аркадий глядел, глядел, и, понемногу ослабевая, исчезали его размышления... Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что тот опять его обнял.

– Теперь уж недалеко, – заметил Николай Петрович, – вот стоит только на эту горку подняться, и дом будет виден. Мы заживем с тобой на славу, Аркаша; ты мне помогать будешь по хозяйству, если только это тебе не наскучит. Нам надобно теперь тесно сойтись друг с другом, узнать друг друга хорошенько, не правда ли?

– Конечно, – промолвил Аркадий, – но что за чудный день сегодня!

– Для твоего приезда, душа моя. Да, весна в полном блеске. А впрочем, я согласен с Пушкиным – помнишь, в Евгении Онегине:

Как грустно мне твое явленье,

Весна, весна, пора любви!

Какое...

– Аркадий! – раздался из тарантаса голос Базарова, – пришли мне спичку, нечем трубку раскурить.

Николай Петрович умолк, а Аркадий, который начал было слушать его не без некоторого изумления, но и не без сочувствия, поспешил достать из кармана серебряную коробочку со спичками и послал ее Базарову с Петром.

1. Какое настроение вызвал у вас описанный пейзаж? Какие ассоциации с прочитанными ранее произведениями возникли? Какие новые впечатления по сравнению с полученными при чтении первых двух глав романа появились после знакомства с пейзажем? Всегда ли вы внимательно читаете пейзажные фрагменты произведений? Почему?

2. Какие особенности личности героев (Николая Петровича, Аркадия, Базарова), представленные в первых главах романа, проявились и в данном эпизоде? Что нового о героях узнаЁт узнаёт читатель? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст.

3 Можно ли, анализируя данный фрагмент, предположить, каков будет основной конфликт романа? Обоснуйте вашу позицию.

4 Очевидно, что пейзаж делится на две контрастные части? Почему? Отвечая на вопрос, подумайте, в чьем восприятии даны картины природы.

5 Почему пейзаж представлен в данном фрагменте в движении? Как этот приём соотносится с замыслом романа? В каких ещё произведениях картины природы возникают перед глазами героя, находящегося в пути?

6 Подчеркните в тексте предметы изображения в первой части пейзажа. Какие из них вам кажутся наиболее значимыми образами (возможно, даже символичными) для романа? Поясните свою мысль. Задание можно выполнять в паре или индивидуально – по вашему выбору.

Ж 6) Проведите самостоятельное исследование, используя дополнительный материал:

– Что означают словосочетания: «отрытые берега», «размётанные крыши», «плетённые из хвороста стены»? Что нового для понимания текста романа дали ваши комментарии?

– Сравните картину «разорённых кладбищ» в начале романа и пейзаж, завершающий произведение:

«Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам... Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалекой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка — муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку елки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем...».

Сделайте вывод из ваших наблюдений.

– Сравните данную картину: «церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами» с другими изображениями церквей, встречающимися в романе. Сделайте вывод из своих наблюдений ваших наблюденийсравнения.

Задания можно выполнять индивидуально, в паре, коллективно (спланировав и распределив работу), письменно или устно – по вашему выбору.

- Какое значение для понимания фрагмента имеет сравнение пейзажа со «старинными планами екатерининского времени?»

- Подчеркните эпитеты и сравнения в первой части пейзажа? Какова роль этих изобразительных средств?

- Найдите в первых главах романа описание преобразований в имении Николая Петровича. Верно ли утверждение Аркадия, что «преобразования необходимы»? Дайте аргументированный развёрнутый ответ.

Д 10) Сопоставьте первую часть пейзажа с приведенным ниже фрагментом из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Выделите все детали и образы, сближающие анализируемые фрагменты. Обратите внимание на время, отраженное в произведениях. Сделайте вывод из своих наблюдений.

Покамест Чичиков думал и внутренно посмеивался над прозвищем, отпущенным мужиками Плюшкину, он не заметил, как въехал в средину обширного села со множеством изб и улиц… Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конек вверху да жерди по сторонам в виде ребр. Кажется, сами хозяева снесли с них дранье и тёес, рассуждая, и, конечно, справедливо, что в дождь избы не кроют, а в ведро вёдро и сама не каплет, бабиться же в ней незачем, когда есть простор и в кабаке, и на большой дороге, – словом, где хочешь. Окна в избенках были без стёекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном; балкончики под крышами с перилами, неизвестно для каких причин делаемые в иных русских избах, покосились и почернели даже не живописно. Из-за изб тянулись во многих местах рядами огромные клади хлеба, застоявшиеся, как видно, долго; цветом походили они на старый, плохо выжженный кирпич, на верхушке их росла всякая дрянь, и даже прицепился сбоку кустарник. Хлеб, как видно, был господский. Из-за хлебных кладей и ветхих крыш возносились и мелькали на чистом воздухе, то справа, то слева, по мере того как бричка делала повороты, две сельские церкви, одна возле другой: опустевшая деревянная и каменная, с желтенькими стенами, испятнанная, истрескавшаяся… (1842 г.)

Задание можно выполнять в паре или индивидуально – по вашему выбору.

Д 11) Сопоставьте первую часть пейзажа с приведенным ниже фрагментом из стихотворения Ф.И. Тютчева. Выделите образы, сближающие анализируемые фрагменты. Обратите внимание на время, отраженное в произведениях. Сделайте вывод из своих наблюдений.

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь небесный
Исходил, благословляя.

13 августа 1855

Задание можно выполнять в паре или индивидуально – по вашему выбору.

Д 12) Сопоставьте первую часть пейзажа с приведенным ниже фрагментом из рассказа И.А. Бунина «Эпитафия». Выделите образы, сближающие анализируемые фрагменты. Обратите внимание на время, отраженное в произведениях. Сделайте вывод из своих наблюдений. Перед началом работы обязательно обратитесь к словарю: что означает слово «эпитафия»?

За крайней избой нашей степной деревушки пропадала во ржи наша прежняя дорога к городу. И у дороги, в хлебах, при начале уходившего к горизонту моря колосьев, стояла белоствольная и развесистая плакучая берёеза. Глубокие колеи дороги зарастали травой с жёелтыми и белыми цветами, береёза была искривлена степным ветром, а под еёе легкой сквозной сенью уже давным-давно возвышался ветхий, серый голубец, – крест с треугольной тесовой кровелькой, под которой хранилась от непогод суздальская икона божией матери… Старая икона дни и ночи охраняла старую степную дорогу, незримо простирая свое благословение на трудовое крестьянское счастье…

Жизнь не стоит на месте, – старое уходит, и мы провожаем его часто с великой грустью. Да, но не тем ли и хороша жизнь, что она пребывает в неустанном обновлении? Детство миновало. Потянуло нас заглянуть дальше того, что мы видели за околицей деревни, тем сильнее потянуло, что и деревня становилась все скучней, и берёеза уже не так густо зеленела весной, и крест у дороги ветшал, и люди истощили поле, которое охранял он. И так как беда не ходит одна, то само небо, казалось, стало гневаться на людей. Знойные и сухие ветры разгоняли тучи, подымая вихри по дороге, солнце нещадно палило хлеба и травы. Подсыхали до срока тощие ржи и овсы. Было больно смотреть на них, потому что нет ничего печальнее и смиреннее тощей ржи. Как беспомощно склоняется она от горячего ветра легкими пустыми колосьями, как сиротливо шелестит! Сухая пашня сквозит между ее стеблями, видны среди них сухие васильки... И дикая серебристая лебеда, предвестница запустения и голода, заступает место тучных хлебов у старой проселочной дороги. Нищие и слепые все чаще стали с жалобными припевами обходить деревню. А деревня безмолвно стояла на припёеке – равнодушная, печальная. (1900 г.)

Подчеркните эпитеты и олицетворения во второй части пейзажа. Какова их роль в тексте? Объясните отсутствие олицетворений в первой части.

Подчеркните глаголы. Почему они использованы автором? Объясните их отсутствие в первой части.

Дайте развёрнутые ответы на вопросы, опираясь на текст.

Д 14) Сопоставьте пейзаж в третьей главе романа «Отцы и дети» с приведёенным ниже фрагментом из рассказа И.С. Тургенева «Лес и степь». Выделите образы, сближающие анализируемые фрагменты. Сделайте вывод из своих наблюдений.

Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выходите на крыльцо... На темно-сером небе кое-где мигают звёезды; влажный ветерок изредка набегает лёегкой волной; слышится сдержанный, неясный шёпот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью… Вы едете — едете мимо церкви, с горы направо, через плотину... Пруд едва начинает дымиться... Край неба алеет; в берёезах просыпаются, неловко перелёетывают галки; воробьи чирикают около темных скирд… А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул — и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенеётся, как птица. Свежо, весело, любо! Далеко видно кругом. Вон за рощей деревня; вон подальше другая с белой церковью, вон берёезовый лесок на горе; за ним болото, куда вы едете... Живее, кони, живее! Крупной рысью вперед!.. Версты три осталось, не больше. Солнце быстро поднимается; небо чисто... Погода будет славная. Стадо потянулось из деревни к вам навстречу. Вы взобрались на гору... Какой вид! Река вьёется верст на десять, тускло синея сквозь туман; за ней водянисто-зеленые <

Наши рекомендации