Своеобразие поэм «Дом у дороги» и «Теркин на том свете»

«Дом у дороги» - завершил и опубликовал после войны – в 1946 году с подзаголовком «Лирическая хроника».Возродил приемы символистской поэзии. Образ дома у дороги – символ России, её постоянной приближенности к кардинально значимым процессам мировой истории. Звук покосной работы – мотив, символ мирного руда и благоденствия. в поэме на Росси. надвигается некто ОН – фантастически страшная сила. Тема дома – Отечества и матери – Росии звучит как трагедия нового времени.

«Теркин на том свете» - завершена в 1945, но вышла в 1963 году. Это не продолжение книги про бойца, здесь другие задачи. В поэме акцентированы отрицательные черты системы, мешавшей людям жить в послевоенные годы. Твардовский показывает, что в государстве формальная схема стала большей ценностью, чем жизнь человеческая. Место, куда попал Теркин, напоминает высокое чиновное заведение вроде тгдашнего ЦК ВКПб. Встречает погибщего солдата генерал-покайник. Теркин сомневается в целесообразности охранять мертвого. Законы, исходящие с того света, провоцируют нелепости. ВУмершего героя вопрос о документах мало волнует, но ему назидательно указывают: «Все мы, братец, мертвецы,/ А порядок – вот он».

В поэме «с доброй выдумкою рядом правда в целости жива» — правда о зловещей бюрократической машине, существующей в действительности и стремящейся каменной стеной отгородиться от жизни, людей, их нужд.

Местный «старожил» объясняет Теркину:

Тут ни пашни, ни покоса,
Ни заводов, ни станков.
Нам бы это все мешало —
Уголь, сталь, зерно, стада...

36. Литература послевоенного десятилетия. Тема войны в художественной прозе и поэзии. Поколение писателей-лейтенантов. Сельская тема в очерках В.Овечкина, повестях В.Тендрякова, романах Ф.Абрамова.

Переходность послевоенного времени не только провозглашалась поэтами. В самой поэзии оказалось связано с нею буквально всё, начиная от тематики, типа конфликтов, характера образности стихов и до их места и роли в общелитературном процессе. Тихонов в докладе: «Нам нужна лирика действенная, а не анемичная. Нам нужно боевое слово, а не тень слова, скользящая, как по стеклу, по жёлобу строки, наклонённому к рифме, лишённой блеска и силы». Суровая и полная правда жизни, предельная приближённость к внутреннему миру человека, равно как и многообразие художественных решений, их гражданственность — вот что вышло на передний план развития литературы первых лет завоёванного мира.

На протяжении только первого послевоенного года — с мая 1945 по июнь 1946 г. — ведущие литературно-художественные журналы России («Новый мир», «Знамя», «Октябрь», «Звезда») опубликовали целый ряд поэм, стихотворных циклов, отдельных стихотворений, которые по праву считаются теперь гордостью национальной поэзии, причислены к русской советской поэтической классике. Среди них — «Дом у дороги», «Я убит подо Ржевом» А. Твардовского, «Враги сожгли родную хату» М. Исаковского, «Утро победы», «Землянка» А. Суркова, «Твой путь» О. Берггольц , «Зинка» Друниной, «Его зарыли в шар земной» Сергея Орлова и др.

В 60-е годы некоторые критики отзывались о периоде 1945 — 1955 гг. как о «пустом десятилетии», когда в советскую поэзию будто бы «широким потоком входили риторика, выспренность, парадность, поверхностность в описании великих дел наших людей».

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля —
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей...

(С. Орлов)

Писателей периода 50-60-х годов называют «поколением лейтенантов»: Ю. Бондарев, Г. Бакланов, Ю. Гончаров, В. Быков, К. Воробьев и др. Это были окончившие училища уже во время войны молодые командиры, уцелевшие на войне и поведавшие о том, чему свидетелями были они сами. Из большого массива произведений этих писателей образовалось целое художественное течение, которое стали называть «лейтенантской прозой». А жанровую модель этой прозы стали называть фронтовой лирической повестью.

Центральный персонаж фронтовой лирической повести – это либо бывший студент, либо вчерашний школьник, а не бывалый солдат, как раньше. Герой повести Бондарева «Батальоны просят огня» Борис Ермаков – лихой комбат– иногда вдруг с тоской думает о том, что отдал бы все ордена и звания за одну только лекцию по высшей математике.

Сюжет: Поддерживать батальоны майора Бульбанюка и капитана Максимова огнем должен артполк дивизии, но в ходе боев обстановка сложилась так, что всю артиллерию полка пришлось перебросить на северный плацдарм, где постоянные контратаки немцев грозили сорвать всю задуманную операцию, и батальоны на южном плацдарме остались без огневой поддержки. Они дрались до последнего патрона, дрались геройски, но были окружены и почти полностью погибли в неравном бою.
Казалось бы, в этом сюжете нет ничего особенно занимательного: это один из обычных эпизодов великой войны, каких было тысячи и тысячи за долгих четыре года... Но именно в этом выборе заключается главная особенность творчества писателя: он в обычном умеет увидеть великое, в повседневном — героическое. Бондарев никогда не приукрашивает, не героизирует войну, он показывает ее именно такой, какой она и была на самом деле.

Новаторством писателей-лейтинантов был также и психологизм в произведениях. Авторы фронтовых повестей искали пути наиболее непосредственного, предельно откровенного изображения того, что же происходит в душе молодого солдата-фронтовика.

Называние вещей своими именами. Это тоже относится к новаторству писателей-лейтенантов. Но это, можно сказать. Начальная ступень в развитии натуралистической образности, фронтовая проза пошла дальше – от называния к натуралистическому изображению вещей и явлений, и прежде всего того, что испокон веку считалось ужасным, - уничтожения человека.

В середине прошлого столетия, появилась так называемая "деревенская проза". В центре внимания этой литературы стояла послевоенная деревня - нищая и бесправная.

Деревенская проза - это целое направление в русской советской литературе 1960-1980-х годов, связанное с обращением к традиционным ценностям в изображении современной деревенской жизни.

Первоначально термин "деревенская проза" объединял сельскую публицистику 1950-х В.Овечкина ("Районные будни", 1952 - 1956), произведения В.Тендрякова ("Падение Ивана Чупрова", 1953), , предваряющие появление собственно деревенской прозы, началом которой считается "Матренин двор" А.И.Солженицына (1959, опубл. 1963), тетралогии "Братья и сестры" Ф.Абрамова (1958).

Сельская тематика всегда волновал Овечкина. В своей публицистике он остро ставит вопросы о руководстве совхозов и колхозов. Всесоюзная слава приходит после публикации в «Правде» и в журнале «Новый мир» очерков «Районные будни». Первый очерк (1952) - «Борзов и Мартынов» (в «Правде» и в «Новом мире»), «На переднем крае» (1953), «В том же районе» (1953), «Своими руками» (1954), «Трудовая весна» (1956). Овечкин считал, что недобросовестное руководство - главная причина неудач в сельском хозяйстве. Он считает, что главная задача писателя и журналиста - улучшать жизнь народа. Овечкин называет «Районные будни» книгой очерков. Это новый тип очерков на стыке публицистики и художественной литературы. Действие происходит в городе Троицке (районный центр) - прообразом послужил город Львов. Из всех героев с натуры списан только Долгушин. Жизненная достоверность других героев была обеспечена тем, что они отображали реалии действительности. Поразительный эффект документальной достоверности создается ее содержимым. Овечкин использует художественный прием - стилизация под очерк. Это позволяет автору анализировать характер людей, важные хозяйственные проблемы, проблемы руководства, позволяет выносить героям приговор устами героев и от своего имени.

Сюжет первого очерка:

В первом очерке «Борзов и Мартынов» автор сталкивает двух партийных руководителей: первого секретаря райкома партии Борзова и второго секретаря Мартынова. Очерк начинается с описания уборочной компании. Убрать урожай мешают затянувшиеся дожди. Мартынов просит приехать Д.Опенкина (председателя передового колхоза). Мартынов обращается к нему с просьбой помочь советом. Опенкин ничего посоветовать не может, но может обещать, что план по хлебозаготовкам не будет повышен. Затрагиваются проблемы уравниловки в оплате труда. Возвращается Борзов, не догуливая отпуска, и сразу едет на работу. Его волнует, как идет уборочная, беспокоится о престиже района, для него главное - план. Упрекает Мартынова в том, что район не на первых позициях. Опенкин возмущается несправедливым порядком, когда кто-то честно работает, а кто-то становится иждивенцем. Борзова это не волнует, ему главное сдать хлеб. Борзов и Мартынов показаны с разных сторон. Рассказывается о жизни Борзова. Он женился на известной трактористке Маше, есть любовница. Между Мартыновым и Борзовым возникает конфликт. Борзов снимается с поста, его место занимает Мартынов. Овечкин подчеркивает, что партийное руководство озабоченно сменой руководящих кадров, вследствие чего методы руководства меняются к лучшему. Мартынов старается решить наболевшие проблемы, борется с бюрократами, занимается подбором кадров. Проблематика очерка актуальна, герои очерка - правдоискатели, они стремятся найти истину. Мартынов является таковым, ведь он не заботится о своей карьере, а заботится о пользе дела. В других очерках продолжают действовать эти же герои.

Наши рекомендации