Фольклорные мотивы в романе подчеркивают его народность.

30. Творчество и судьбы «крестьянских» поэтов в 1920-1930-е годы. Лирика Клычкова. Поэма Твардовского «Страна Муравия». Авторская интерпретация социальных процессов в русской деревне 1930-х годов.

Термин новокрестьянские поэты появился в литературной критике на рубеже 1910—1920-х в статьях Василия Львова-Рогачевского и Ивана Розанова. Термин был использован, чтобы отделить поэтов «крестьянской купницы» от крестьянских поэтов XIX века (Кольцов, Никитин, поэты-суриковцы).

Новокрестьянские поэты — условное собирательное название группы русских поэтов серебряного века крестьянского происхождения. К «новокрестьянским» поэтам традиционно относят Николая Клюева, Сергея Есенина, Сергея Клычкова, Александра Ширяевца, Петра Орешина.

В 1930-е годы период творческого молчания и замалчивания новокрестьянских писателей: они пишут «в стол», занимаются переводами (например, Сергей Клычков). Их оригинальные произведения не публикуют.

С 1910-х гг. Есенин, Клюев, Клычков и другие представляли в литературном процессе сложившееся направление. Существенную роль в становлении этих поэтов играл их личный жизненный опыт. Это были люди, активно себя проявлявшие и испытавшие все, что выпало на долю их поколения. Например, Первая мировая война.

Судьбы новокрестьянских поэтов свидетельствуют о том, сколь опасным было положение писателя в 1920–1930-е годы.

Новокрестьянские поэты довольно активно издавались – и до революции, и в начале 1920-х. Первая книга Клычкова «Песни. Печаль-Радость. – Лада. – Бова» увидела свет в 1910 г.

Как и Есенин, Клычков был внецерковен, что не умаляло его лирической, интимной обращенности к Богу, его страха оказаться богооставленным. Но, описывая обоженную природу, он черпал душевные и творческие силы и из славянской языческой мифологии.

Неомифы в поэзии Клычкова и Клюева 1920-х гг. явились благодатной почвой для рождения русского магического реализма. Особенно он проявился в прозе Клычкова.

Клычков знал, что для многих он чудной, неуютный, неразумный. Он был непонятен своими романами о чертях, леших, русалках, балакирях. Людей, ему внутренне чужих или враждебных, он раздражал нарочитой прямолинейностью. На него рисовали смешные карикатуры, о нем писали злые воспоминания. Клюев тоже не вписался в поведенческие нормы времени. Невероятным было то, что он, обладатель антиквариата, собирал милостыню на паперти.

Серге́й Анто́нович Клычко́в (деревенское прозвище семьи, использовавшееся иногда как псевдоним, — Лешенков)

В стихах которых отразились впечатления Первой мировой войны, разрушение деревни; одним из основных образов становится образ одинокого, бездомного странника. В поэзии Клычкова появились ноты отчаяния, безысходности, вызванные гибелью под натиском «машинной» цивилизации сошедшей с пути Природы старой Руси.

Лирика Клычкова связана с народным творчеством, он ищет уте­шения в природе.

По-иному устанавливается интимная связь с природой в лирике Клычкова, в которой церковная образность не играет никакой роли. Поэт ищет прежде всего ее завораживающего, отрешающего от обыденной суеты воздействия: того, от чего тело ощущает целительную, благотворную силу, душа — умиротворенность, а мысли — способность устремляться к возвышенному и вечному («Сад», «Детство» и др.).

«Детство»

Помню, помню лес дремучий,Под босой ногою мхи,У крыльца ручей гремучийВ ветках дремлющей ольхи... Помню: филины кричали,В темный лес я выходил,Бога строгого в печалиО несбыточном молил. Дикий, хмурый, в дымной хатеЯ один, как в сказке, рос,За окном стояли ратиСтарых сосен и берез...

Многие картины клычковского пейзажа дышат глубиной своего фантастического инобытия: вешние сумерки готовы сгуститься в зыбкий образ Лешего, которого вот уже и нет — растворился в красках и звуках лесного очарования.

Образами такого наивного мировосприятия пронизана вся ранняя лирика поэта. Здесь даже космос проявляется по-домашнему близко:

Низко месяц! Низко солнце!
И алеет у оконца,
И краснеет у ворот.(книга «Потаенный сад»)

«Потаенный» мир новокрестьянских поэтов оказывается не чем иным, как все той же деревенской Русью со всеми ее крестьянскими атрибутами, но только как бы поднятой на неизмеримую духовную высоту.

Если в первых двух сборниках Клычкова («Песни:Печаль-Радость. Лада. Бова», 1911; «Потаённый сад», 1913) безраздельно царит гармонически-светлый, одухотворенный мир природы, то последующие омрачаются мыслью о трагическом разладе с нею человека. Ранние клычковские темы были углублены и развиты в последущих сборниках «Дубравна» (1918), «Домашние песни» (1923), «Гость чудесный» (1923), «В гостях у журавлей» (1930), в стихах которых отразились впечатления Первой мировой войны, разрушение деревни.Намечается мотив «ухода» деревенской Руси, которой нет уже места в урбанизирующей яви, где скоро «Замолкнет волынка подпаска, Зальется фабричный гудок», в свое мифическое прошлое. Да и сама природа словно бы клонится к своему ущербу. «Прощальное сияние», «Предчувствие» — таковы разделы сборника «Дубравна».

«Как не петь и не молиться…»

Как не петь и не молиться,Если все поет вокруг —Лес и луг, ручьи и птицы,Если облик светлолицыйУлыбается, как друг!.. В мгле холодной, как могила,Изнемог бы я от слез! —Но да льется голос милыйМоей родины унылойВ шуме ласковом берез... Не грустить и не молитьсяИ не петь я не могу.Я на дне души-слезницыТихий свет ее зеницы,Словно тайну, берегу!

В 1937 году Сергей Клычков был арестован по ложному обвинению, приговорён к смертной казни и в тот же день расстрелян. В 1956 году реабилитирован.

Первые стихи А. Твардовского были опубликованы в смоленских газетах еще в 1925-1926 годах. В «Автобиографии» поэта читаем: «В газете «Смоленская деревня» летом 1925 года появилось мое первое напечатанное стихотворение «Новая изба». Начиналось оно так:

Пахнет свежей сосновой смолою,

Желтоватые стены блестят.

Хорошо заживем мы с весною

Здесь на новый, советский лад...»

Широкую известность принесла поэту написанная в середине 30-х годов «Страна Муравия» (1934-1936) - поэма о судьбе крестьянина-единоличника, о его непростом и нелегком пути в колхоз.

Одним из ранних произведений А. Т. Твардовского, ко­торым он заявил о себе в литературе, была поэма «Страна Муравия» (1934-1936), посвященная коллективизации. Работу над произведением поэт рассматривал как социаль­ный заказ. В год крутого перелома хозяйственных отноше­ний в деревне от крестьянина требовалось окончательно и бесповоротно отказаться от старого единоличного хозяй­ства и перейти в колхоз. Твардовский понимал необрати­мость исторического процесса и необходимость коллекти­визации в сложившихся условиях, поэтому в его произве­дении звучат мотивы «за» коллективное хозяйство на селе. Однако попутно как литератор Твардовский исследу­ет деревню, ее жителей. Автору важно показать людям, по­чему иные сопротивляются коллективизации, какой в этом смысл. Среди галереи характеров, представленных в поэме «Страна Муравия», есть и кулаки, и бандиты, и ярые при­верженцы старины, и те, кто боится грядущих изменений, и те, кто просто желает счастья — в своем понимании. К числу последних относится главный герой «Муравии» — Никита Моргунок. Он не против колхоза, но боится, что будет жить в колхозе бедно. Накрепко сидит в этом немолодом уже муж­чине убеждение, что крепким хозяином надо успеть стать до сорока лет. Если не успеешь, то и прозябать тебе в нищете. А представление у Моргунка о крепком хозяйстве свое: такое хозяйство видится ему прежде всего как единоличное. Хотя бы год так пожить, а потом можно смело и в колхоз. Середняк, он желает выбиться в сельские богатеи. Та­кое возможно, по слухам, в стране Муравии. И Никита пу­скается на поиски загадочной Муравской страны, где все живут каждый «по себе» и все — богато. Изображая пери­петии нелегкого пути Моргунка, автор показывает неле­пость таких поисков, а также и то, что подобные Никите люди не понимают происходящих вокруг изменений. Понимание приходит к Моргунку лишь тогда, когда он удаляется от кулацкой среды, которой некогда завидовал, и приближается к крестьянам-колхозникам. Знакомясь бли­же с их бытом и трудом, Моргунок начинает полнее осозна­вать преимущества новой жизни. Он понимает, что едино­личный хозяин теперь не у дел, подлинным хозяином на селе становится колхозник — тот, кто идет в ногу со временем, как бы ни был труден этот путь. И Никита Моргунок дела­ет свой выбор как человек, который любит и уважает труд.

Уходящая корнями в реальную жизнь и события в российской деревне 30-х годов, «Страна Муравия» вместе с тем выдержана в сказочно фольклорном поэтическом ключе. Отсюда и сам центральный образ Никиты Моргунка, в котором отчетливо ощутима близость сказочному герою - носителю лучших качеств народа: трудолюбия, честности, доброты, стремления к правде и свободной жизни. И сам путь его поисков воплощается в духе фольклорных и классических традиций русской поэзии, в первую очередь некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Проза военного времени (1941-1945) и послевоенного десятилетия (1945-1955). Изображение человека на войне в произведениях Шолохова («Наука ненависти», «Судьба человека», «Они сражались за Родину»). «Русский характер» А.Н.Толстого. «Взятие Великошумска» Л.М.Леонова, «В окопах Сталинграда» В.П.Некрасова. «Возвращение» А.Платонова.

Опираясь на героические традиции русской и советской литературы, проза времен Великой Отечественной войны достигла больших творческих вершин.

Для прозы военных лет характерны усиление ро мантических и лирических элементов, широкое использование художниками декламационных и песенных интонаций, ораторских оборотов, обращение к таким поэтическим средствам, как аллегория, символ, метафора.

Проза Шолохова

Публикация произведения «Они сражались за Родину» началась в 1943 году. «Они сражались за Родину» - уникальное писательское свидетельство об одном из самых драматических моментов во всей войне, если не сказать, всей истории народа и государства - о лете 1942 года – на Дону.

Характерно, что в произведения Шолохова периода Отечественной войны и послевоенных лет входит новый для писателя жизненный материал. Если в «Тихом Доне» и в «Поднятой целине» Шолохов повествовал обычно о людях казачьего Дона, то теперь главными героями его произведений становятся: лейтенант Герасимов - заводской механик, уроженец Урала («Наука ненависти»), шахтер Лопахин из Донбасса, комбайнер Звягинцев с Кубани («Они сражались за Родину»), Андрей Соколов - шофер из Воронежа («Судьба человека») и т.д. Одним из основных героев: романа «Они сражались за Родину» чуть ли не впервые в творчестве М. Шолохова становится также интеллигент - агроном Николай Стрельцов. Его брат, Александр Михайлович Стрельцов, - генерал, в годы революции «из офицерского корпуса царской армии пришел к большевикам».

Все это свидетельствует о значительном расширении писательских интересов и жизненных наблюдений Шолохова, бесспорно связанных с событиями войны.

В незаконченном романе «Они сражались за Родину» война осмысливалась М.Шолоховым не только как героический ратный подвиг народа, но и как величайшее испытание всех нравственных качеств советского человека. Впечатляющее раскрытие глубины и чистоты патриотического чувства народа сочеталось в них с проникновенным лиризмом в изображении судеб отдельных людей в годину общенародных бед и испытаний.

«Судьба человека»

Рассказ «Судьба человека» был опубликован в «Правде» 31 декабря 1956 г. и 1 января 1957г. Он получил всенародное признание.

Автор-повествователь лишён права всезнания, он – действующее лицо, он может судить с достаточной полнотой лишь о том, что ему видно, что ему стало известно. Главный интерес произведения связан с трагической долей Андрея Соколова. Видимо, какое-то, далеко не решающее значение в том, что в «Судьбе человека» использована традиционная форма «рассказ в рассказе», имела сама история создания произведения. При работе над ним автор опирался на действительную встречу с прототипом Соколова. Андрею Соколову захотелось излить свою душу перед случайным встреченным им человеком.

Сюжет:

С началом Великой Отечественной войны шофёру Андрею Соколову приходится расстаться с семьёй и уйти на фронт. Уже в первые месяцы войны он получает ранение и попадает в фашистский плен. В плену он переживает все тяжести концлагеря, благодаря своему мужеству избегает расстрела и, наконец, бежит из него за линию фронта, к своим. В коротком фронтовом отпуске на малую Родину он узнаёт, что его любимая жена Ирина и обе дочери погибли во время бомбёжки. Из родных у него остался только молодой сын-офицер. Вернувшись на фронт, Андрей получает известие о том, что его сын погиб в последний день войны.

После войны одинокий Соколов работает в чужих местах. Там он встречает маленького мальчика Ваню, оставшегося сиротой. Его мать умерла, а отец пропал без вести. Соколов говорит мальчику, что он его отец, и этим даёт мальчику (и себе) надежду на новую жизнь.

«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Сюжет рассказа основан на реальных событиях. Весной 1946 года на охоте Шолохов встретил человека, который поведал ему свою печальную историю. Шолохова захватил этот рассказ, и он решил: «Напишу рассказ об этом, обязательно напишу». Через 10 лет, перечитывая рассказы Хемингуэя, Ремарка и других зарубежных писателей, Шолохов за семь дней написал рассказ «Судьба человека».

В центре рассказа «Наука ненависти» М.А. Шолохова - трагедия рождения великой ненависти из великой любви к родине, дому, родной земле, культуре судьба человека на войне, психологический и трагический подтекст войны. К годовщине начала войны, 22 июня 1942 г., «Правда» публикует его рассказ «Наука ненависти». Герой, лейтенант Герасимов, механик из Сибири, во время двух встреч с автором повествует о том, как он пришел к своей жгучей ненависти к фашистам, приводя примеры их зверств на оккупированных территориях и особенно с пленными, среди которых он после двух ранений оказался, по счастью сохранив до самого побега партбилет.

«Русский характер» А.Н.Толстого.

В центре рассказа А. Н. Толстого находится проблема русского национального характера, которая была необычайно актуальна в те годы. О «таинственном» и «загадочном» русском характере на Западе слагались легенды, о мужестве русских людей, сумевших остановить дотоле непобедимые фашистские полчища. А. Н. Толстой никогда не считал русский характер неподвижным, раз и навсегда данным. Он рассматривал его в историческом развитии. Русский характер является предметом самого пристального внимания А. Н. Толстого и в трилогии «Хождение по мукам», и в историческом романе «Петр Первый».

При этом следует иметь в виду, что само понятие «русский характер» он толкует прежде всего как характер советского человека. Писателя интересует, какие именно черты советского человека особенно проявились в годы войны, что помогло ему не только выстоять, по и победить. В своем рассказе А. Н. Толстой говорит о жизнелюбии советского человека, о его силе и красоте, о его героизме, о том, как он может любить и ненавидеть.

В основу «Русского характера», вошедшего в цикл «Рассказы Ивана Сударева», положены реальные факты и события. Здесь не одна и даже не две, а несколько историй, услышанных писателем в разное время.

«приятель мой, Егор Дремов, и до войны былстрогого поведения, чрезвычайно уважал и любил мать, Марью Поликарповну, иотца своего, Егора Егоровича. "Отец мой - человек степенный, первое - онсебя уважает. Ты, говорит, сынок, многое увидишь на свете, и за границейпобываешь, но русским званием - гордись...»«Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придетсуровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нем великая сила -человеческая красота».

«Взятие Великошумска» Л.М.Леонова

Тема патриотизма- одна из главных тем творчества выдающегося советского писателя Леонида Максимовича Леонова, проходящая через все его произведения и продолженная в повести "Взятие Великошумска"

Повесть «Взятие Великошумска» (1944) публиковалась на страницах «Правды». Она написана после поездки писателя на фронт в к. 1943. Повесть, исполненная в монументальной былинной манере, посвящена танкистам, совершающим дерзкий рейд в тыл врага, в процессе которого выявляется героизм солдат, обессмертивших свое имя в борьбе с фашизмом.

«В окопах Сталинграда» В.П.Некрасова.

Повесть “В окопах Сталинграда” посвящена героической обороне города в 1942—1943 годах.
Это произведение впервые было напечатано в 1946 году в журнале “Знамя”. Но сразу же было запрещено, так как в нем показывалось автором “действительное лицо” войны со всеми поражениями и неудачами. Но самое главное заключалось в том, что в этом произведении Виктор Некрасов рассказывал, какой ценой русский народ добился долгожданной Победы!

Автор написал это произведение от первого лица, а один из главных героев — лейтенант Керженцев — это сам автор, благородно защищавший Сталинград.
Повесть “В окопах Сталинграда” — это фронтовой дневник автора, в котором от начала до конца он описывает тяжелые бои, трудности, с которыми сталкивались солдаты во время войны.

Создавая образ Керженцева и других героев, Виктор Некрасов пытается рассказать нам, как война изменила судьбы, характеры людей, что такими, какими люди были раньше, до войны, они уже не станут.
Автор с глубочайшим сожалением пишет о гибели родного города, в котором он вырос, который он горячо любил.
Виктор Некрасов стремился донести до читателей, что только благодаря патриотизму русского народа была выиграна эта война!

«Возвращение» А.Платонова.

«Возвращение» — рассказ Андрея Платонова. Впервые напечатан в 1946 году в журнале «Новый мир» (№ 10-11) под названием «Семья Иванова», затем существенно переработан автором и под итоговым названием впервые опубликован посмертно в сборнике Платонова «Рассказы», изданном в 1962 году.

Сюжет:

Только что закончилась Великая Отечественная война. Гвардии капитан Алексей Алексеевич Иванов демобилизуется. На вокзале он повстречал свою знакомую — Машу, сел вместе с ней на поезд и уехал. Через двое суток поезд прибыл в родной Машин город; Иванов решил побыть с ней ещё пару дней. Потом он поехал к себе домой, где его ждала жена Любовь Васильевна, сын Петя (двенадцати лет) и дочь Настя, которых он не видел уже четыре года. Петя распоряжается всем хозяйством, отец робеет перед собственным сыном. Всеми командует Петрушка — Иванов удивляется, какой взрослый и по-стариковски мудрый у него сын . Алексей чувствует, что он не может полноценно радоваться своему возвращению, он чувствует между собой и своей семьёй непреодолимую преграду. Ещё он узнаёт, что пока он воевал, его жене и детям всячески помогал некий Семён Евсеевич, у которого немцы убили жену и детей. Алексей Алексеевич начинает подозревать свою жену в измене. Ночью Иванов пытается объясниться с женой, Любовь Васильевна рассказывает мужу, что ждала она только его, что избегала близости других мужчин, что между ней и Семёном Евсеевичем ничего не было. Это объяснение переросло в крупную ссору, и как оказалось, за ходом этой перепалки, между мужем и женой, наблюдал Петя. Ему стало жалко мать, он заступился за неё и высказал отцу всё, что он о нём думает. Алексей Алексеевич был потрясён услышанным: «Вот сукин сын какой!» — размышлял он о сыне. На следующий день Алексей отправился на вокзал и сел на поезд, он хотел уехать к Маше, своей фронтовой знакомой. Проезжая переезд рядом со своим домом, Алексей увидел, как за поездом бегут его дети. Иванов сходит с поезда.

Наши рекомендации