Литературный язык как высшая форма национального языка его признаки.

Литературный язык как высшая форма национального языка его признаки.

Образцовую форму национального языка составляет язык литературный.

Основными отличительными признаками литературного языка являются:

1) традиционность и устойчивость. Быстрые изменения в языке привели бы к разрыву связей между поколениями в культуре;

2) обработанность в произведениях авторитетных художников слова и в речи образованных представителей населения;

3) наличие строгих норм – правил ударения и произношения, образования и употребления слов и т.д. (кодифицированность);

4) наличие устной и письменной формы;

5) разветвленная система функциональных разновидностей, позволяющая обслуживать все сферы человеческого общения: научную, официально-деловую, публицистическую, художественно-эстетическую и бытовую.

Современный русский литературный язык существует в двух основных разновидностях: книжно-письменной и устно-разговорной.

Отличительными особенностями языка книжно-письменной разновидности являются:

1) насыщенность книжными, абстрактными словами, терминами, канцеляризмами и поэтизмами (прерогатива, служение, можно наблюдать, пальма первенства);

2) наличие сложных логически законченных предложений (Безукоризненно владеть речью может только тот, кто достиг соответствующего уровня общего культурного развития);

3) недопустимость устно-разговорных элементов языка: собственно разговорных слов (зачетка, читалка) и эмоционально-оценочных слов (отвратительный, бабуля, балбес).

Книжно-письменный вариант литературного языка чаще существует в письменной форме, но может употребляться и в устной речи на деловом совещании, во время дискуссии на научной конференции, в деловых переговорах, где недопустимы разговорные слова, но общение происходит в устной форме.

Устно-разговорная разновидность литературного языка представляет собой так называемую разговорную речь, которая используется в неофициальном, непосредственном общении.

Отличительными особенностями устно-разговорной разновидности литературного языка являются:

1) преобладание общеупотребительной лексики (книга, дерево);

2) предпочтительное употребление простых предложений (Я повернулся и ушел);

3) наличие повторов, риторических вопросов (И это мои дети?!);

4) неполнота выражения ( – Куда и откуда? – Из Вологды в Керчь);

5) использование эмоционально-окрашенных слов (пожилая женщина – старуха, старушка);

6) допустимость отклонения от литературных норм (утрата некоторых звуков – «Здрасьте», «Сан Саныч»). Но при этом необходимо подчеркнуть: в разговорной речи отступление от языковых норм является несистемным и осознанным. Это отличает разговорную речь от нелитера-турных форм национального языка (просторечия, жаргонов, диалектов), в которых наблюдается полное несоответствие литературным нормам;

7) наличие невербальных средств общения.

Разговорная речь чаще реализуется в устной форме, но может существовать и в письменной (записки, частные письма, дневники).

Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Варианты норм. Типы норм.

Роль языковой нормы - помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций - культурную.

Речевой нормой называется совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации.

Нормированность речи - это ее соответствие литературно-языковому идеалу.

К основным источникам языковой нормы относятся:

· -произведения писателей-классиков;

· -произведения современных писателей, продолжающих классические традиции;

· -публикации средств массовой информации;

· -общепринятое современное употребление;

· -данные лингвистических исследований.

Характерными чертами языковых норм являются:

· относительная устойчивость;

· распространенность;

· общеупотребительность;

· общеобязательность;

· соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.

Точность речи

v Точность - умение четко и ясно мыслить, знанием предмета разговора и законов русского языка.

o Чтобы добиться точности речи, необходимо ясное представление о самом предмете речи, а также знание значения употребляемого слова в современном языке. Нередко речевые ошибки возникают именно тогда, когда говорящий или пишущий не может адекватно выразить свою мысль, употребляя слова в несвойственном им значении.

o С проблемой точности речи тесно связано умение различать так называемые паронимы, т.е. слова, исходные по звучанию, но имеющие разные значения и по-разному употребляющиеся, например: вступить – поступить, представить – предоставить, далекий – дальний, человечий – человеческий – человечный и т.п.

Понятность речи

- связана с ее действенностью, эффективностью и зависит от характера используемых слов. Чтобы речь была понятной, необходимо ограничить употребление слов, находящихся на периферии словарного состава языка и не обладающих качеством коммуникативной общезначимости. К ним относятся: узкоспециальные термины; иноязычные слова, не получившие широкого распространения; профессионализмы, то есть слова и выражения, используемые людьми одной профессии. В противном случае необходимо давать соответствующие пояснения значений используемых слов.

25. Средства речевой выразительности.

v Выразительнойназывается речь, способная поддерживать внимание и интерес слушателя или читателя, усиливать эффективностьвоздействия речи на адресата.

v Лингвистическое основание выразительности – наличие в языке изобразительных и выразительных средств, традиционно называемых тропами и фигурами.

v К языковым средствам выразительности также относятся пословицы, поговорки, фразеологические выражения, крылатые слова.

v Тропы – обороты речи и слова в переносном значении, сохраняющие выразительность и образность.

Основные виды тропов:

1) метафора,

2) метонимия,

3) эпитет,

4) сравнение,

5) гипербола,

6) литота,

7) олицетворение,

8) перифраза.

Различают тропы общеязыковые (с заранее готовой образностью напр, «солнце село») и оригинальные (авторские).

Тропы выполняют следующие функции:

1) придают речи эмоциональность ;

2) наглядность способствуют оригинальному отражению действительности;

3) позволяют лучше понять внутреннее состояние говорящего;

4) придают речи привлекательность.

Фигуры речи– особые формы синтаксических конструкций, усиливающие воздействие речи на адресата. Специалисты выделяют три группы фигур:

Фигуры, основанные на соотношении значений слов:

1) антитеза,

2) градация,

3) инверсия,

4) эллипсис.

Фигуры, основанные на повторе одинаковых элементов:

1) анафора,

2) эпифора,

3) параллелизм ,

4) период.

Фигуры, основанные навыражении риторической адресованности к читателю или слушателю:

1) обращение,

2) вопрос,

3) восклицание.

Речевой этикет

речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления и т.п.; обращение на «ты» и «вы»; выбор полного или сокращенного имени, формулы обращения и др.).

На использование речевого этикета большое влияние оказывают экстралингвистические факторы: возраст участников речевого акта (целенаправленного речевого действия), их социальный статус, характер отношений между ними (официальный, неофициальный, дружеский, интимный), время и место речевого взаимодействия и т.д.

Этический компонент культуры речи накладывает строгий запрет на сквернословие в процессе общения, осуждает разговор на «повышенных тонах».

Формулировка темы

-ясно, четко и по возможности кратко.

-разработка повестки заседаний, программ семинаров, темы докладов, сообщений должны ориентировать людей на участие в обсуждении конкретных проблем.

- цели выступления. По мнению ученых, эффективность речи – это степень реализации ее целевой установки, отношение достигнутого результата к поставленной цели. А цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть. Поэтому говорящий должен ясно представлять, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается.

Доминирование цели над содержанием и формой речи.

Цель речи формулируется не только для себя, но и для своих слушателей. Четкая формулировка целевой установки готовит слушателей к восприятию речи, облегчает ее осмысление.

Литературный язык как высшая форма национального языка его признаки.

Образцовую форму национального языка составляет язык литературный.

Основными отличительными признаками литературного языка являются:

1) традиционность и устойчивость. Быстрые изменения в языке привели бы к разрыву связей между поколениями в культуре;

2) обработанность в произведениях авторитетных художников слова и в речи образованных представителей населения;

3) наличие строгих норм – правил ударения и произношения, образования и употребления слов и т.д. (кодифицированность);

4) наличие устной и письменной формы;

5) разветвленная система функциональных разновидностей, позволяющая обслуживать все сферы человеческого общения: научную, официально-деловую, публицистическую, художественно-эстетическую и бытовую.

Современный русский литературный язык существует в двух основных разновидностях: книжно-письменной и устно-разговорной.

Отличительными особенностями языка книжно-письменной разновидности являются:

1) насыщенность книжными, абстрактными словами, терминами, канцеляризмами и поэтизмами (прерогатива, служение, можно наблюдать, пальма первенства);

2) наличие сложных логически законченных предложений (Безукоризненно владеть речью может только тот, кто достиг соответствующего уровня общего культурного развития);

3) недопустимость устно-разговорных элементов языка: собственно разговорных слов (зачетка, читалка) и эмоционально-оценочных слов (отвратительный, бабуля, балбес).

Книжно-письменный вариант литературного языка чаще существует в письменной форме, но может употребляться и в устной речи на деловом совещании, во время дискуссии на научной конференции, в деловых переговорах, где недопустимы разговорные слова, но общение происходит в устной форме.

Устно-разговорная разновидность литературного языка представляет собой так называемую разговорную речь, которая используется в неофициальном, непосредственном общении.

Отличительными особенностями устно-разговорной разновидности литературного языка являются:

1) преобладание общеупотребительной лексики (книга, дерево);

2) предпочтительное употребление простых предложений (Я повернулся и ушел);

3) наличие повторов, риторических вопросов (И это мои дети?!);

4) неполнота выражения ( – Куда и откуда? – Из Вологды в Керчь);

5) использование эмоционально-окрашенных слов (пожилая женщина – старуха, старушка);

6) допустимость отклонения от литературных норм (утрата некоторых звуков – «Здрасьте», «Сан Саныч»). Но при этом необходимо подчеркнуть: в разговорной речи отступление от языковых норм является несистемным и осознанным. Это отличает разговорную речь от нелитера-турных форм национального языка (просторечия, жаргонов, диалектов), в которых наблюдается полное несоответствие литературным нормам;

7) наличие невербальных средств общения.

Разговорная речь чаще реализуется в устной форме, но может существовать и в письменной (записки, частные письма, дневники).

Наши рекомендации