Прочитайте фрагмент статьи и составьте его конспект, пользуясь вопросами, приведёнными после текста.
Искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие
Класс
А.С. Грин. Рассказ «Зеленая лампа»
Какое подтверждение словам «Если желание сильно, то исполнение не замедлит» можно найти с тексте рассказа?
За что судьба сурово наказала Стильтона?
Какие качества личности и особенности характера помогли Иву добиться успеха в жизни?
Как ты думаешь, почему рассказ назван «Зеленая лампа»?
Рассказ написан почти 80 лет назад. Интересен ли он современному читателю? Обоснуй свою точку зрения.
Класс
А.С. Пушкин. Повесть «Выстрел»
Сравни двух пушкинских героев: Сильвио и Дубровского. Чем похожи их характеры? Чем отличаются? Какой главный мотив движет их поступками? Как Пушкин относится к одному и другому герою?
Класс
Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»
Пронаблюдайте, как ведут себя Остап и Андрий в сцене возвращения из бурсы домой. Чем похожи и чем различаются сыновья Тараса Бульбы?
Перечитайте сцену казни Остапа и гибели Андрия. Как ведут себя герои? Какие последние слова произносят? Каково отношение автора к героям? Обоснуйте свою точку зрения.
Согласны ли вы с утверждением, что Андрия «погубила любовь»? Обоснуйте свою позицию.
Подготовьте устный рассказ или напишите сочинение на тему (по вашему выбору): «Кто из героев повести произвел на меня самое большое впечатление? Почему?» или «Согласен ли я с авторской оценкой героев?» Помните о том, что все ваши утверждения должны быть подтверждены текстом повести.
Класс
Б. Пастернак. Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво…»
Каким вы представили себе лирического героя стихотворения «Быть знаменитым некрасиво…»? Почему, на ваш взгляд, стихотворение построено не как повествование от первого лица, а как обращение ко второму лицу? Как вы думаете, к кому именно обращено стихотворение? Обоснуйте свою точку зрения.
Класс
М.А. Шолохов. Повесть «Судьба человека»
Сколько раз Андрею Соколову пришлось делать нравственный выбор? Как в этих ситуациях проявился его характер?
За что капитан Мюллер оставил Соколова живым? Можно ли этот эпизод считать счастливым случаем в судьбе героя? Обоснуйте свою точку зрения.
Природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание
Класс
К стихотворениям Ф.И.Тютчева
Подчеркни карандашом, что в тексте говорится об особенностях поэзии Тютчева. Теперь попробуй доказать, что все четыре стихотворения, помещенный в этом разделе, принадлежат именно Тютчеву.
Найди эпитеты в стихотворениях «весенняя гроза» и «Весенние воды». Какое настроение они передают? Как ты полагаешь, почему именно такое настроение вызывает у лирического героя приход весны?
Какие чувства вызывает у тебя эта картина природы? Постарайся описать свое состояние как можно более подробно. Из прочитанных стихотворений выбери те, которые можно было бы проиллюстрировать с помощью приведенных иллюстраций.
Класс
С.А. Есенин. Фрагменты стихотворения «Сорокоуст»
В чем особенность изображения поезда в первой строфе стихотворения? Какими средствами поэт достигает того, что поезд воспринимается нами как живое существо? Какие эпитеты использованы при описании поезда? Почему, изображая движение состава по степным просторам, автор использует глагольную форму «кроясь» (то есть «прячась», «скрываясь»)? Раскрой свою позицию. Выдели эпитеты, с помощью которых автор описывает жеребенка. Какие чувства переданы в этом описании?Попробуй сформулировать главную идею стихотворения.
Класс
Перед чтением текста вспомните, в каких известных вам стихотворениях М.Ю. Лермонтова изображена природа. Какие именно картины природы создает поэт? Какое настроение они отражают?
Найдите в прочитанном тексте ответ на вопрос: чем объясняется мастерство Лермонтова в изображении картин природы.
Как в поэзии Лермонтова соотносятся изображение природы и выражение патриотического чувства?
Класс
Лирика С.А. Есенина
Какие цветовые эпитеты преобладают в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…»? Как вы думаете, почему Есенин избирает именно такую цветовую палитру? Обоснуйте свою точку зрения.
Какими поэтическими средствами передаются звуки и запахи «родного края» в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…»? Ответьте на вопрос, анализируя текст стихотворения.
Покажите, как метафоры и сравнения в этом стихотворении отражают состояние восторга лирического героя при встрече с «Русью родной».
Выделите цветовые эпитеты в стихотворении «Отговорила роща золотая…». Какова их особенность и роль в стихотворении? Сопоставьте цветовую палитру стихотворений «Гой ты, Русь, моя родная…» и «Отговорила роща золотая…». Сделайте выводы из своих наблюдений.
Найдите в тексте стихотворения «Отговорила роща золотая…» повторяющиеся строки. Объясните роль повторов в этом стихотворении.
Анализируя стихотворение «Отговорила роща золотая…», объясните, как олицетворения помогают выразить единство состояния природы и человека.
Класс
А.С. Пушкин. Стихотворение «Осень»
Объясните значение картин природы в этом стихотворении? Как соотносится описание природы с главной философской идеей стихотворения?
Почему Пушкин назвал стихотворение «отрывком»?
Охарактеризуйте роль эпитетов, метафор, сравнений в этом стихотворении.