Какие изобразительно-выразительные средства использует Б. Пастернак в своих стихах?

ГАМЛЕТ

Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далеком отголоске

Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи, Тысячью биноклей на оси. Если только можноАвва Отче,

Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль.

Но сейчас идет другая драма,

И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить — не поле перейти.

1. Изложите письменно свое понимание этого стихотворения.

2. Как, в каких словах выражена тема Божественного предна­чертания человеческого пути?

3*. Что в этом коротком стихотворении от Евангелия, что от шекспировского Гамлета, а что от личной жизни автора?

275*. Выполните письменно один из вариантов задания по сти­хотворению Ин. Анненского «Среди миров».

1) О чем это стихотворение: о космических мирах или лич­ных взаимоотношениях? Как вы понимаете использованный в стихотворении образ «среди миров»?

2) Выразите свои личные мысли о ком-то, кто может слу­жить Звездой, у кого хочется «молить ответа», с кем светло без света. Обратите внимание на использование космических обра­зов в стихотворении, на поэтическую лексику.

СРЕДИ МИРОВ

Среди миров, в мерцании светил

Одной звезды я повторяю имя...

Не потому, чтоб я Ее любил,

А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,

Я у Нее одной молю ответа,

Не потому, что от Нее светло,

А потому, что с Ней не надо света.



Какие изобразительно-выразительные средства использует Б. Пастернак в своих стихах? - student2.ru Речевое общение. Культура речи

Речевая ситуация

Речевая ситуация— одна из основных единиц речевого общения.

Понятие речевой ситуации включает в себя сферу ре­чевого общения, предмет речи, условия, обстоятельства, при которых происходит речевое общение, социальные связи и личные отношения между говорящими, цели, задачи речевых действий, речевых поступков.

Сфера речевого общенияи предмет речиопределя­ют выбор функциональной разновидности языка для об­щения, функционального стиля. При непосредственном общении с окружающими мы пользуемся разговорной речью, в сфере научной деятельности — научным сти­лем, в сфере общественных отношений — публицистиче­ским стилем, в сфере официально-деловых отношений — официально-деловым стилем, преимущественно в пись­менной форме.

По своим внешним условиям речевое общение может быть официальным, требующим соблюдения всех норм, правил, всех формальностей (для него характерен бесстрастный, сдержанный тон), и неофициаль­ным, в форме дружеской беседы приятелей, разговора с хорошо знакомым один на один, разговора в семей­ном кругу. Типичной особенностью неофициального уст­ного общения является диалогичность, постоянное пере­распределение ролей — говорящий/слушающий.

Официальное общение может быть личным, не­посредственным (деловая беседа, например) и публич­ным (выступление по радио, телевидению, лекция, доклад).

На выбор языковых средств накладывают отпечаток социальное положение, социальные роли говорящих и их личные отношения: учитель и ученик (на уроке, на перемене, в личной, доверительной беседе), директор школы и ученик, отец и сын, мать и дочь, ученик и ученик (знающие друг друга и незнакомые), ребенок и взрослый (родственник, знакомый, незнакомый). Во всех названных и во многих других случаях созда-

ются ситуации, в которых необходим быстрый и пра­вильный выбор функциональной разновидности языко­вых средств, соответствующих данной речевой, социаль­ной ситуации речевого общения.

Свой отпечаток на выбор языковых средств наклады­вает и количество участвующих в речевом общении: говорим ли мы один на один, или нас много и мы все участвуем в разговоре, или же кто-то из нас отчитывает­ся перед группой, классом, выступает с сообщением пе­ред аудиторией — от этого будет зависеть и подбор слов, и построение предложений, и общий план, композиция речевого произведения, аргументы, направление мысли, используемый фактический материал, темп речи.

Важным компонентом речевой ситуации являются цели, задачи речевого общения. Взависимости от целей и задач общения используются средства соответству­ющей разновидности языка, соответствующего стиля.

276*. Составьте сложный, подробный план данного ниже текста (письменно), затем воспроизведите содержание текста по плану, упрощая лексику и предложения.

Речевая ситуация — это ситуация общения, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимоотно­шения, время и место высказывания.

Речевая ситуация помогает правильно понять смысл сообщения, уточнить его целевую функцию (рекоменда­ция, просьба, угроза и т. п.), выявить причинно-следствен­ные связи данного высказывания с другими событиями.

Речевая ситуация требует от коммуникантов6 соблю­дения определенных правил ведения разговора и опре­деляет формы его выражения (представьте ситуации ди­алога с врачом, беседы в гостях; вербальное общение в транспорте).

Речевая ситуация обусловливает не только прямой, но и косвенный смысл высказывания. Использование косвенных высказываний делает речь более выразитель­ной, сжатой. Смысл высказывания становится понят­ным только в конце речевой ситуации.




Например, нейтральное, казалось бы, высказывание У меня все нормально в зависимости от речевой ситуа­ции может приобретать различные прагматические зна­чения: В моей жизни ничего (нового) не происходит; Моя ситуация улучшилась; Я не хочу поддерживать разговор и др. (Н. Штрекер.)

Объясните: а) назначение курсива в тексте (в каждом конкретном случае); б) назначение скобок.

277*. Ниже дается отрывок из статьи А. Михальской «Речевая ситуация» в словаре-справочнике «Педагогическое речеведение». Что в этом тексте (после прочтения предшествующих матери­алов о речевой ситуации) является для вас новым?

...Понимание Р.с. в отечественной прагматике6: при описании Р.с. отбираются те элементы ситуа­ции речи, которые важны для членов данного речевого коллектива и могут определять выбор тех или иных лингвистических форм и значение последних. Среди этих элементов различают несколько групп: А — те, что в совокупности образуют «сцену действия»: 1) тип и жанр события (например, урок); 2) тема его (предмет речи); 3) функция (проверка знаний, сообщение инфор­мации и пр.); 4) обстановка (место, время и пр. — то, что важно); Б — признаки Р.с, относящиеся к участ­никам ее: 1) их социальные позиции (иерархия6 или равный статус и пр.); 2) социальные роли (учитель — ученик); 3) правила и нормы, регулирующие отношения участников в данном социуме6, социальной группе; 4) индивидуальные отношения между участниками (лю­бимый учитель или нет и пр. — то, что важно, и если это важно для речевого поведения).

Укажите своеобразие текста словаря-справочника, его стиля и графического оформления. Все ли вам нравится в этом своеобразии? Есть ли в тексте недостатки, которые мешают вос­приятию его содержания (вами лично)? Письменно ответьте на все вопросы.

278*. На основе текста учебника о речевой ситуации и текстов упражнений 276, 277 выскажите свое понимание речевой ситу­ации: а) или в форме статьи — связного, плавного, логически

упорядоченного изложения своих мыслей о речевой ситуации; б) или в виде пронумерованного перечня характерных призна­ков речевой ситуации, ее вариантов.

Наши рекомендации