Славянские литературы в контексте мировой литературы. Проблема интерпретации художественного произведения другими видами искусства.
ПЛАН ОТВЕТА
И. А. Гончаров о своем творчестве.
История создания романа «Обломов». Основная идея романа.
Образ И. Обломова.
Образ Штольца.
Любовь в жизни Обломова.
Значение романа.
1. Иван Александрович Гончаров широко известен как создатель трех
романов — «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». В конце жизни в
статье «Лучше поздно, чем никогда» писатель так говорил о своем взгляде на
эти произведения: «...вижу не три романа, а один. Все они связаны одной
общей нитью, одной последовательной идеею — перехода от одной эпохи русской
жизни, которую я переживал, к другой — и отражением их явлений в моих
изображениях, портретах, сценах, мелких явлениях и т. д.». Все три романа
связаны по смыслу: «обыкновенной историей» можно назвать судьбу Обломова и
героев «Обрыва», в силу типичности изображаемого.
2. Остановимся на романе «Обломов». Он был начат в 1847 году, а
полностью опубликован в 1859-м. Появление его совпало со временем
острейшего кризиса крепостничества. Образ апатичного, неспособного к
деятельности помещика, выросшего и воспитанного в патриархальной обстановке
барской усадьбы, где господа жили безмятежно благодаря труду крепостных,
был очень актуален для современников. Н. А. Добролюбов в своей статье «Что
такое обломовщина?» (1859) дал высокую оценку роману и этому явлению. В
лице Ильи Ильича Обломова показано, как среда и воспитание уродуют
прекрасную натуру человека, порождая лень, апатию, безволие.
3. Первая часть романа «Обломов», включающая «Сон Обломова», посвящена
описанию всех подробностей, «мелочей» бытия героя романа вего
петербургской квартире — миниатюрной петербургской «Обломовке» — с Захаром,
знаменитым диваном, халатом. Портрет Обломова говорит о многом вего
характере: «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста,
приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой
определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла
вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы,
пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице
теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы
всего тела, даже в складки шлафрока». Далее отмечает автор «выражение
усталости или скуки», нездоровый цвет лица от недостатка воздуха и
движения; обрюзгшее тело. Апатия Обломова доходила до того, что ему была
безразлична паутина, напитанная пылью, которая лепилась в виде фестонов
вокруг картин, ковры, покрытые пятнами, запыленные зеркала, «которые могли
служить скорее скрижалями, для записывания на них, по пыли, каких-нибудь
заметок на память».
Захар, слуга Ильи Ильича, под стать хозяину. Если дорогой восточный
халат Обломова «засалился», то у Захара — постоянная прореха под мышкой, из
которой торчит нижняя рубашка. Для своей нерадивости и лени он всегда
находит оправдание. Разве он виноват, что «уберешь, а завтра опять пыль
наберется». Сам ленивый, он благоденствовал на лени хозяина. С дивана
Обломова не могут поднять даже неотложные дела: нужно ответить на письмо
старосты Обломовки, переехать на новую квартиру, заплатить по счетам.
Обломова навещают приятели, пытаясь соблазнить на гуляние в Петергоф, но он
отговаривается тем, что ему вредна сырость, хотя на улице солнечный день.
Обломов видит суету и пустоту светской жизни, понимает, как обезличивается
человек, посвятивший себя карьере. Особенно умны слова, обращенные к
писателю Пенкину, о назначении литературы — сострадать людям из любви к
ним. Однако за этими словами, при всей их безусловной правоте, угадывается
желание оправдать свою бездеятельность. Обломов и читать ленится, и
писательский труд его страшит: «И все писать, все писать, как колесо, как
машина, пиши завтра, послезавтра: праздник придет, лето настанет — а он все
пиши? Когда же остановиться и отдохнуть? Несчастный!» Не только заняться
каким-либо полезным делом, но даже переменить образ жизни у него не хватает
воли. Не имея привычки действовать, он свои желания облекает в форму
мечтаний: «Оттого он любит помечтать и ужасно боится того момента, когда
мечтания придут в соприкосновение с действительностью. Тут он старается
взвалить дело на кого-нибудь другого, а если нет никого, то на авось...»
Гордясь своей независимостью, тем, что он «барин». Обломов в силу своей
неприспособленности к жизни становится рабом чужой воли, начиная со слуги
Захара и кончая жуликами, которые чуть было не присвоили его имение. И
только иногда, в редкую минуту он начинает с грустью и болью понимать свое
истинное положение: «А между тем он болезненно чувствовал, что в нем
зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть теперь
уже умершее, или лежит оно, как золото, в недрах горы... Но глубоко и
тяжело завален клад дрянью... Что-то помешало ему ринуться на поприще жизни
и лететь по нему на всех парусах ума и воли... Ум и воля давно
парализованы, и, кажется, безвозвратно...» Ответ на этот вопрос дан в главе
«Сон Обломова». В ней рассказывается о семье Обломова, об их поместье и
обычаях: «...забота о пище была первая и главная жизненная забота в
Обломовке...» Труд воспринимался как наказание, посланное за грехи. У
Обломова не было необходимости трудиться, так как все делали крепостные
крестьяне, слуги.
Годы учения тоже не воспитали в Обломове дисциплины ума. И родители
всячески спасали любимое дитя от мук учения.
4. Параллельно с Обломовым прослеживается судьба его школьного товарища
Андрея Штольца, сына управляющего имением. Отец Андрея Штольца с немецкой
педантичностью и последовательностью приучал его к труду, умственному и
физическому, к ответственности за выполненный урок или поручение. И
Обломов, и Штольц окончили Московский университет, оба направились в
Петербург служить. Но уже через год Илья Ильич вышел в отставку: служба
тяготила его, требовала внимания, усидчивости, трудолюбия. Деятельный
Штольц заставляет «беспокоиться» русского барина Обломова, навязывает ему
свои идеи. Штольц хочет пробудить Обломова от спячки: «Теперь или никогда!»
Он заставляет его бывать в обществе, читать книги, посещать театры. Усилия
его оказались тщетны.
5. Последняя возможность излечиться от «обломовщины» предстала перед
героем в образе прекрасной русской девушки Ольги Ильинской. Любовь к ней на
время воскресила Обломова. Здесь обнаружилось и «золотое сердце» Обломова,
способное к сильному чувству, и его поэтичность, и чуткость, и благородство
души, сказавшееся в письме к Ольге, в котором он «готов пожертвовать своим
счастьем, так как не достоин ее». Но любовь требует от человека не только
порывов, но и постоянного внутреннего роста, преображения души, развития
ума, чувства. Любовь не принимает «сна», неподвижности. «Обломовщина»
победила и на этот раз. Ольга Ильинская расстается с Обломовым. Тонкая и
глубокая натура, не останавливающаяся в своем развитии, она поняла, что ее
чувство обречено, не имеет перспективы: в затхлом обломовском мирке она
задохнулась бы, умерла как личность. Поэтому итог жизни самого Обломова
(еще задолго до смерти физической) она воспринимает как катастрофу. Ольга
выходит замуж за Штольца. Союз со Штольцем — это любящая семья:
«...работали вместе, обедали, ездили в поля, занимались музыкой... Только
не было дремоты, уныния у них, без скуки и апатии проводили они дни». Но
несмотря на идеальность Штольца, который сочетает черты дельца с высокими
нравственными качествами, Ольга чувствует, что ей чего-то не хватает в
жизни, ее тяготит спокойствие и безмятежность, которая сродни
«обломовщине», так как она — тип русской женщины того периода, когда в
России стало пробуждаться самосознание женщин, когда они почувствовали свое
право на участие в общественной жизни. В финале мы наблюдаем медленное
умирание Обломова в доме его жены, мещанки Агафьи Матвеевны Пшеницыной,
которая создала ему «идеал нерушимого покоя жизни». Но и сама она приобрела
новое человеческое существование, наполненное серьезной внутренней работой
и обретшее смысл.
6. Таким образом, роман И. А. Гончарова «Обломов» можно считать не
только произведением, в котором раскрывается явление «обломовщины» как
национального порока, но и предостережением против засилья прагматиков,
подобных Штольцу, деятелей, лишенных полета, не имеющих таланта
«душевности».
Недоросль
Анализ произведения
Пьеса была задумана Д.И. Фонвизиным как комедия на одну из главных тем эпохи просвещения — как комедия о воспитании. Но впоследствии замысел писателя изменился. Комедия «Недоросль» — первая русская социально-политическая комедия, и тема воспитания связана в ней с важнейшими проблемами XVIII века.
Основные темы;
1. тема крепостного права;
2. осуждение самодержавной власти, деспотического режима эпохи Екатерины II;
3. тема воспитания.
Своеобразие художественного конфликта пьесы в том, что любовная интрига, связанная с образом Софьи, оказывается подчиненной социально-политическому конфликту.
Основной конфликт комедии — борьба просвещенных дворян (Правдин, Стародум) с крепостниками (помещики Простаковы, Скотинин).
«Недоросль» — яркая, исторически точная картина русской жизни XVIII века. Эта комедия может считаться одной из первых в русской литературе картиной социальных типов. В центре повествования находится дворянство в тесной связи с крепостным сословием и верховной властью. Но происходящее в доме Простаковых — это иллюстрация более серьезных общественных конфликтов. Автором проводится параллель между помещицей Простаковой и высокопоставленными вельможами (они также, как Простакова, лишены представлений о долге и чести, жаждут богатства, раболепствуют перед знатными и помыкают слабыми).
Сатира Фонвизина обращена против конкретной политики Екатерины II. Он выступает как непосредственный предшественник республиканских идей Радищева.
По жанру «Недоросль» — комедия (в пьесе множество комических и фарсовых сцен). Но смех автора воспринимается как ирония, направленная против действующего порядка в обществе и в государстве.
Серебряный век
Серебряный век - это период расцвета духовной культуры: литературы, философии, музыки, театра и изобразительного искусства. Он протекал с 90-х гг. XIX в. вплоть до конца 20-х гг. XX в. На данном этапе истории духовное развитие в России происходило на основе взаимоотношения индивидуального и коллективного начал. Первоначально преобладающим было индивидуальное начало, рядом с ним существовало, отодвинутое на второй план, начало коллективное. После октябрьской революции положение изменилось. Основным стало коллективное начало, а индивидуальное начало стало существовать с ним параллельно.
Начало Серебряному веку было положено символистами, небольшой группой литераторов, осуществивших в конце ХIX - начала ХХ в. “эстетический переворот”. Символисты в 90-х годах XIX в. выступили с идеей произвести переоценку всех ценностей. В основу ее была положена проблема соотношения индивидуального и коллективного начал в общественной жизни и в искусстве. Проблема эта не была новой. Она возникла сразу после отмены крепостного права и проведения Великих реформ, когда активно стало формироваться гражданское общество. Одними из первых решить ее попытались народники. Рассматривая коллективное начало в качестве определяющего, они подчинили ему индивидуальное начало, личность - обществу. Человек имел ценность только в случае, если он приносил пользу коллективу. Наиболее эффективной народники считали общественно-политическую деятельность. В ней человек должен был раскрыть себя. Укрепление в обществе народнического подхода к человеку и его деятельности, произошедшее в 60-х - 80-х годах XIX в., привело к тому, что на литературу, философию и искусство стали смотреть как на явление второго плана, менее необходимое по сравнению с политической деятельностью. Свой “эстетический переворот” символисты направили против народников и их идеологии.
Символисты: как старшие (В.Я.Брюсов, Ф.К.Сологуб, З.Н.Гиппиус и др.), так и младшие (А.Белый, А.А.Блок, В.В.Гиппиус и др.) утверждали индивидуальное начало в качестве главного. Они пересмотрели отношения индивида и коллектива. Символисты вывели человека за пределы общества и стали рассматривать его как самостоятельную величину, равную по значению обществу и Богу. Ценность индивидуума они определяли богатством и красотой его внутреннего мира. Мысли и чувства человека были превращены в объекты исследования. Они стали основой творчества. Внутренний мир человека рассматривался как результат его духовного развития.
Вместе с утверждением индивидуального начала символисты и литераторы, близкие к ним (А.Л.Волынский, В.В.Розанов, А.Н.Бенуа и др.), занимались формированием эстетического вкуса публики. Они открывали читателю в своих работах мир русской и западноевропейской литературы, знакомили с шедеврами мирового искусства. Художественные произведения символистов, в которых затрагивались ранее запрещенные темы: индивидуализм, аморализм, эротизм, демонизм - провоцировали публику, заставляли ее обращать внимание не только на политику, но и на искусство, на человека с его чувствами, страстями, светлыми и темными сторонами его души. Под воздействием символистов изменилось отношение общества к духовной деятельности.
Вслед за символистами утверждение индивидуального начала в искусстве и общественной жизни продолжили философы-идеалисты и акмеисты.
Философы-идеалисты (Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов, С.Л.Франк, и др.) выступили против утилитарного восприятия обществом личности. Они возвратили философии ценность и в центр ее поставили человека, жизнь которого они стремились обустроить на религиозных началах. Через изменение личности они хотели преобразовать все общество.
Сторонники акмеизма (М.Кузмин, Н.Гумилев, Г.Иванов и др.), литературного направления, возникшего в 10-х годах ХХ в., относились к личности как к данности, которая требует не формирования и утверждения, а раскрытия. Религиозные поиски и желание преобразовать общество были им чужды. Они ощущали мир прекрасным и таким же хотели изобразить его в своих произведениях.
В 10-х годах ХХ в. вместе с акмеизмом зародилось еще одно литературное направление - футуризм. С его развитием связано повторное утверждение в искусстве и общественной жизни коллективного начала. Футуристы (В.В.Маяковский, Д.Бурлюк, А.Крученых и др.) отказались от человека как объекта изучения и самостоятельной величины. В нем видели лишь совершенно безликую частицу общества. В объекты были превращены машины, станки, аэропланы. Объявив себя создателями истинных произведений искусства, футуристы провели свою переоценку ценностей. Они полностью отвергли достижения старой культуры и предлагали сбросить их с “парохода современности”. Религия отвергалась как базовый элемент старой культуры. Новую культуру футуристы намеревались строить “без моралина и чертяковщины”.
Появление в культуре направления, активно утверждающего коллективное начало, совпало с ломкой общественно-политической системы в России. Первая мировая война, ее последствия: голод, анархия, политические брожения привели к двум революциям. В ходе октябрьской революции к власти пришли большевики, провозгласившие в стране диктатуру пролетариата. В сознании многих людей политические перемены объединились с новшествами в культуре. Особенно тяжело было тем, кто долгие годы вел борьбу с коллективным началом. Они вновь столкнулись с ним в искусстве и в политике. Им казалось, что все, что они создали тяжелым трудом, в одно мгновение разрушено, что конец наступил не только старому политическому режиму, но и культуре. “Мы переживаем конец Ренессанса, изживаем последние остатки той эпохи, когда отпущены были на свободу человеческие силы и кипучая игра их порождала красоту. - писал Николай Бердяев в 1918 году. - Нынче эта свободная игра человеческих сил от возрождения перешла к вырождению, она не творит уже красоты.” [ 1 ] Старые культуртрегеры, убежденные, что искусство “вырастает из духовной глубины человека”, отрицательно относились к авангарду. Они не считали его искусством. Негативное отношение к авангарду укрепилось в сознании старых деятелей культуры после того, как многие футуристы заявили о своей поддержке новой власти, а большевики, в свою очередь, признали футуризм как искусство. Отношение большевиков к авангарду было двояким. Новая власть ставила в заслугу авангардистам борьбу с “упадочной” буржуазной культурой, но не могла принять ухода к беспредметности и зауми. Она делала ставку на искусство, “которое ясно и всякому понятно”. Ориентация на массы была одной из главных установок большевиков в культуре. Но установка была расплывчатой и не имела определенного содержания.
Культурная политика большевиков в 20-х годах только начинала формироваться. Еще отсутствовали органы управления культурой, не было мифов о Ленине, революции и партии - структурирующего элемента советской культуры, охватывающего все стороны общественной и частной жизни. Все это появилось позднее. В 20-х годах партийными идеологами были сделаны общие установки на ликвидацию безграмотности, повышение культурного уровня масс. Идеологи утверждали необходимость соединения искусства с производством и антирелигиозной пропагандой. Но у них не было единого взгляда в отношении того, какую культуру необходимо строить классу, оказавшемуся у власти. Он появился позже, в тридцатых годах. Все это способствовало возникновению споров о путях развития культуры. В них принимали участие представители новой власти (Л.Д.Троцкий, А.В.Луначарский и др.) и литераторы, художники, театральные деятели им сочувствующие. Они заявляли о необходимости строительства культуры, которая бы соответствовала вкусам и потребностям всего общества и каждого конкретного человека в нем. В спорах принимали участие и представители старой традиционной культуры, желающие в строительстве искусства и общественной жизни исходить из индивидуального начала. Споры о путях развития культуры прекратились в тридцатых годах, когда произошло мощное усиление советской власти и увеличилась степень ее воздействия на общество.
Анализ стихотворения А. А. Блока "Фабрика"
Стихотворение "Фабрика" было написано Блоком 24 ноября 1903 года. В нем он говорит о судьбе несчастных бедных и голодных людей. О том, как они беспрестанно трудятся, чтобы выжить. Автор сочувствует нищим людям, которые не перестают наваливать на "измученные спины" кули, сострадает их тяжелой жизни и удивляется их покорности судьбе. Это стихотворение говорит об острой и серьезной проблеме того периода, за которым последовали революционные события 1904-1905 годов, точнее народная борьба за свободу.
Трудности дореволюционного периода Блок передает и через цветовую гамму. Такой цвет, как "жолтый", причём через букву "о" , что было сделано для усиления акцента на слове, выражает болезненность положения, отвращение и убожество. Другой цвет, который присутствует в произведении, это черный: "неподвижный кто-то, черный кто-то". Этот цвет угнетает атмосферу, это символ чего-то страшного, неизвестного, и в данном случае, символ насилия над человеческой жизнью, лишающей его права выбора, заставляющий его жить в немыслимом однообразии.
Для того, чтобы передать эту ужасающую атмосферу в стихотворении автор использует многочисленные эпитеты: "окна жолты", "задумчивые болты", "медный голос", "измученные спины". Автор использует глаголы для отражения состояния простых людей: "согнуть" ("согнуть спины"), "войдут", "разбредутся", "навалят" ("навалят кули"). Бедный народ представлен одними рабами, рабами кого-то "неподвижного", кого-то "черного". Это мир социальной несправедливости и зла, особенно это отражено в последних строках стихотворения: "И в жолтых окнах засмеются, что этих нищих провели". В атмосфере отсутствует гармония, т. к. она вселяет страх. Здесь царят жестокость и страдание, и выхода из этого тупика многочисленные герои не находят.
Биография автора.
Представитель офицерской династии, Борис Львович Васильев родился 24 мая 1924 года в Смоленске. Его отец – кадровый офицер, служивший в царской, а потом в красной и Советской армиях. Предки по материнской линии тоже были военными. Борис Львович ушёл на фронт добровольцем со школьной скамьи, участвовал в боях под Смоленском, выходил из окружения. Воевал в воздушно-десантных войсках. После Великой Отечественной войны в 1948 году Борис Львович окончил Военную академию бронетанковых войск, служил в армии, был инженером-испытателем боевых машин на Урале.
Литературный дебют Бориса Васильева состоялся в 1955 году, когда была опубликована его пьеса «Офицер», за ней последовали «Стучите и откроется» (1959), «Отчизна моя, Россия» (1962). Борис Львович говорил: «Мне захотелось написать о «своей» войне – не о масштабных сражениях и громких героях, а о «тихих» подвигах, когда у человека за спиной нет никакого прикрытия – ни артиллерии, ни танков, а есть только он сам и враг». Так появилась первая повесть писателя «А зори здесь тихие…» - трагическая история о старшине, оказавшимся с горсткой девушек на крошечном пятачке земли в экстремальных условиях. В 1969 году повесть была опубликована, а в 1972 году на экраны вышел фильм под этим же названием, имевший огромную популярность и ставший классикой советского кинематографа. Многие театры включили в свой репертуар одноимённый спектакль. Повесть переведена на все европейские языки, а в некоторых странах включена в обязательную школьную программу.
Последующие произведения Б. Л. Васильева неизменно вызывали интерес публики, подтверждая талант писателя. Повесть «Самый последний день» (1970), роман », «В списках не значился» (1974) и роман «Завтра была война» (1984) были экранизированы. Перу Б. Л. Васильева принадлежат исторический роман «Были и небыли» (книга 1-2, 1974-1980), автобиографическая повесть «Летят мои кони…» (1982), книги «Неопалимая купина» (1986) и «И был вечер, и было утро» (1987). В 1991 году вышли в свет две повести – «Капля за каплей» и «Карнавал», в следующем году – «Дом, который построил дед», в 1990-м – очерк «Есть такая профессия».
Борис Львович писал: «Надо знать корни свои, особенно если они хоть в какой-то степени сопричастны истории твоего государства. Однако история в России всегда была наукой дворянской, а её скверное изложение в школах более отпугивало детей, чем привлекало, и, в конце концов, мы получили народ, в массе своей не обладающий исторической памятью. Мы черпаем исторические знания чаще всего из кинематографа, куда реже – из посредственных исторических романов, не понимая ни закономерности собственной истории, ни тем паче её логики».
Закончены исторический роман «Ярослав и его сыновья» посвящённый эпохе Александра Невского, повесть «Утоли мои печали». Новый публицистический роман Бориса Васильева «Победоносцы» так же посвящен и связям с Чечнёй. Он начал писать роман о Несторе Ивановиче Махжёстко. Писатель располагает документальными материалами, свидетельствующими о том, какой это был интересный, разносторонний и отважный человек, незаурядная личность. Писатель в своих многочисленных публицистических статьях 1980-х – 1990-х годов призывает к установлению приоритета национальной культуры над политикой. Борис Львович Васильев ведёт серьёзную общественную работу. Он много лет проработал в комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации, вплоть до её преобразования в 2004 году. Борис Львович не прекращает свою литературную деятельность: «Писателя, ушедшего на пенсию, не бывает: пока он жив, должен работать размышлять, писать».
Героями не рождаются – героями становятся!
В повести «А зори здесь тихие…» описывается подвиг коменданта разъезда Васкова Федота Евграфича и пяти девушек, из которых война сделала защитников Родины: Рита Осянина, Лиза Бричкина, Женька Комелькова, Соня Гурвич, Галка Четвертак. Свою смерть девушки нашли со своим отрядом в северном тыловом городочке. И хотя для солдат он казался курортом, на самом деле война не оставила в покое никого и ничего: пустые дома, вдовы, ещё надеющиеся на возвращение мужей с фронта, жёны, сохранившие верность, дети, мыслящие не по годам. Всё это составляло скучный и печальный портрет городочка. Но жизнь кипела, и её лозунг был: «Всё для фронта, всё для победы!» До того как они получили задание отправиться в этот городок, они уже почувствовали привкус смерти.
Вот Рита Осянина, прежде Муштакова. Ещё до войны она была уверенной в себе, могла добиться своего, несмотря ни на что. Именно по этому в свои семнадцать с половиной лет она вышла замуж за командира-пограничника. Война лишила её всего: мужа, любви, возможности радоваться жизни. Внешне в повести она спокойна, сдержанна, но по её фразам и ежедневным ночным отлучкам к сыну можно понять истинные чувства героини, её переживания. Теперь свою цель в жизни она видит в мести, кровавой мести, хотя матери это чувство не присуще. Рита, как и остальные героини повести, погибает в неравной схватке с фашистами, выполняющими специальное задание.
Женя Комелькова. Несмотря на все трагедии, она была чрезвычайно общительной, весёлой, озорной и …красивой. И она тоже имела свой личный счёт к врагам. В первые дни войны её семью расстреляли, расстреляли безжалостно всех, а она видела всё. Всё! Война обострила Женькины чувства, и она продолжала верить в себя, никогда не расстраивалась, и даже когда уводила немцев за собой, спасая подругу, ни на мгновение не сомневалась, что всё окончится благополучно. Евгения Комелькова смогла с честью выполнить свой долг, отомстила за смерть близких и любимых родных, став настоящим героем.
Лиза Бричкина. Всю свою короткую, но насыщенную жизнь она прожила в ощущении завтрашнего дня. Каждое утро её обжигало нетерпеливое предчувствие ослепительного счастья, и тотчас же повседневные заботы о больной матери отодвигали это свидание с праздником на завтрашний день. Не убивали, не перечёркивали-отодвигали. Лиза умела ждать. Война растоптала всё. Но Лиза жила, задыхаясь от застенчивости. Всю любовь своего сердца она отдала коменданту разъезда Васкову, хотя он и не ведал об этом. Лиза погибла, выполняя приказ, и она выполнила его ценой своей жизни.
Галка Четвертак. Своё будущее она выдумала ещё в детском доме. Сердце без ласки и любви жаждало романтики, бурных эмоций, всеобщего поклонения, славы. Галя попала в зенитчицы, упорно проштурмуя военкомат. Но осуществлённая мечта всегда лишена романтики. Будни были совсем не похожи на Галины представления о фронте. Война родила в душе тупой, чугунный ужас, она убила Галю Четвертак, которая даже не успела дойти до немцев и не разу по врагу не выстрелила. Сколько человеческих душ сгубила война.
Соня Гурвич. Дочь медика, она была незаметной и исполнительной, в её жизни были только чистые и возвышенные идеи. Сквозь всё её детство красной нитью прошли постоянные вызовы к больным и смерти людей. Но Соня всегда жила с готовностью помогать другим, помочь в трудную минуту. Она была серой мышкой, а стала бойцом, защитником Родины, и она выполнила свой долг перед Отечеством.
Постмодернизм
Постмодернизм как движение в литературе возникает на Западе в конце 1960- начале 1970-х годов. Фактически одновременно и в русской литературе стали появляться произведения Андрея Битова, Виктора Ерофеева, которые были причислены к постмодернистким.
Постмодернисты доказывали неразделимость коммунистической утопии и тоталитарного насилия, фиктивность веры в коммунизм как в высшую форму социального прогресса. Показывали кризис господствующей идеологии. Постмодернизм отвергает реалистическое представление о мире, равнодушие к любому идеалу, ироническое переосмысление культурных традиций.
История и в особенности русская история XX века стала объектом художественной игры в произведениях многих авторов-постмодернистов. Роман Войновича «Чонкин», Аксенова «Остров Крым», В.Шарова «Будьте как дети». Сегодня постмодернизм воспринимается уже не как альтернатива классической прозе, а как индивидуальная манера зрелых авторов.
Писатели постмодернисты конца XX – начала XXI века:
(Владимир Сорокин, Виктор Ерофеев, Михаил Шишкин, Анатолий Королев, Владимир Шаров, Евгений Попов, Эдуард Лимонов). Книги, адресованные людям сравнительно образованным, начитанным. Ярким представителем этого направления является В.Пелевин.
Сербская поэзия
Сербской поэзии присуще эпико-героическое сознание, она тяготеет к на- родным традициям, вековым корням сербской культуры. Она творчески воспринимает и перерабатывает современные тенденции развития мировой литературы, в ней нет беспристрастности и отстранённости, это поэзия живая и искренняя.
Лучшие представители современной сербской поэзии: СтеванРаичкович, Миодраг Павлович, Иван Лалич, БожидарТимотиевич, Йован Христич, Бранко Милькович, Любомир Симович, ПетарПаич, ДобрицаЭрич, Милован Данойлич, Бранислав Петрович, МатияБечкович, Адам Пуслоич, РадомирАндрич, Райко Петров Ного, ЗоранКостич и другие.
Чешская поэзия
Чешской поэзии присущи рационализм, прагматизм и натурализм в об- разном построении стиха, сдержанная внутренняя экспрессия и ирония, творческая работа со стихотворной формой и новаторский подход к сти- хосложению. В ней редко встречаются лирические описания или пейзаж, зато характерно активное и глубокое проникновение в урбанистическое пространство, поэтизация быта современного города. Чешская поэзия, скорее, поэзия не звука, а рисунка.
Лучшие представители современной чешской поэзии: ИвоВодседялек, ЭгонБонди, Мирослав Флориан, Иржи Груша, Милан Книжак, Павел Шрут, Пётр Кабеш, Алёна Надворникова, Вера Лингартова, ВратиславЭфенбергер, Иван Ироус, Ян Скацел, Иван Верниш, Иржи Пиштора, Вит Слива, Мирослав Гуптых, Карел Давид, ЯхимТопол, БоженаСправцова и другие.
Болгарская поэзия
Болгарская поэзия тесно связана с русской литературой ещё с византийских времён, но в конце 80-х годов прошлого века некогда обильные и обширные связи оскудели.. Болгарская поэзия сохранила в своей основе традиционные ценности и классический музыкальный строй стиха, близкий и понятный нашему читателю. Обращение к античным и мифологическим сюжетам, любовь, материнство, чувство долга, обостренное восприятие истории и пространства — главные темы болгарских авторов.
Лучшие представители современной болгарской поэзии: Валерий Петров, Блага Димитрова, Радой Ралин, Павел Матев, Георгий Джагаров, Любомир Левчев, ЕфтимЕфтимов, НиноНиколов, Никола Инджов, АтанасСтоев, Георгий Борисов, Надя Попова, Бойко Ламбовски, Георгий Господинов и другие.
Висла́ваШимбо́рская (польск.WisławaSzymborska[viˈswavaʂɨmˈbɔrska]; 2 июля1923, Бнин, ныне Курник близ Познани — 1 февраля2012, Краков[1]) — польская поэтесса; лауреат Нобелевской премии по литературе1996 года.
С 1931 года жила в Кракове. В 1945—1948 годах изучала польскую литературу и социологию в Ягеллонском университете, однако его не закончила. В 1953—1981 годах работала в краковской литературной газете «ŻycieLiterackie». В 1996 году удостоена Нобелевской премии по литературе«за поэзию, которая с предельной точностью описывает исторические и биологические явления в контексте человеческой реальности».
Творчество!!
Дебютировала в печати стихотворением под названием «Szukamsłowa» («Ищу слово») в марте 1945 года в газете «DziennikPolski». Первый сборник стихотворений «Dlategożyjemy» («Поэтому живём») издан в 1952 году. Для творчества Шимборской характерны философские и морально-нравственные проблемы, поэтика исповеди и рефлексийность, связь между вечным и мгновенным, существующим и несуществующим, ирония, близкая к гротеску, лаконичная метафора, рациональная конструкция стихотворения.Переводила на польский язык произведения французских поэтов.
ЧЕШСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
У истоков первых произведений чешской литературы стояли Кирилл и Мефодий и их ученики (рубеж IХ–Х вв.). С IХ в. связано обращение чехов в христианство. К концу ХI в. с усилением влияния римской церкви старославянский язык вытесняется латынью. Наиболее значительный памятник на латинском языке – «Чешская хроника» Козьмы Пражского. В конце ХIII в. возникает письменность на чешском языке и начинает развиваться чешская литература. В ХIV в. на чешском языке существовала литература, в которой были представлены все традиционные для Средневековья жанры: рыцарские романы, летописи, сказания о святых, сочинения религиозного характера, песни вагантов, правда, большей частью подражательного характера. Одним из первых известных по имени чешских писателей был СмилФля́шка, показавший противоречия между королем и феодальной знатью (соч. «Новый свет» 1378 г.).
Особым этапом в развитии чешской литературы считают первую половину ХV в. В это время заявляет о себе гусистское движение как борьба против католической церкви, феодального гнета и немецкого засилья. Название движения связано с именем Яна Гу́са, ставшего национальным героем. Идеолог чешской Реформации, он хотел демократизировать церковь. Писал на чешском языке проповеди, трактаты, послания; дал толкование Евангелия в «Постилле» (собрание чешских проповедей). Человек прогрессивных взглядов, ученый, служивший сначала деканом, потом ректором Пражского университета, был осужден церковным собором в Констанце и сожжен как еретик в 1415 г. Гусов век называют золотым веком чешского гуманизма, а литературу этого времени – золотым веком.
В 1468 г. в Чехии началось книгопечатание – явление для литературы, безусловно, положительное. Потом с 1618 по 1918 г. Чехия потеряла независимость и стала частью Австрийской империи. Четыре столетия чехи не имели права говорить на родном языке. Засилье католической реакции в ХVII–ХVIII вв. сказалось и на литературе: чешские книги уничтожались, многие писатели вынужденно оказались в эмиграции. Среди них Ян Коме́нский – выдающийся чешский мыслитель, чьи педагогические сочинения, написанные по-латыни, послужили основой всей современной педагогики. Вынужденный покинуть родину, скитаться, он мечтал о мире и счастье для людей, был гуманистом, искал в христианстве подкрепления своим идеалам. В мировой литературе Я.Коменский известен как автор более 140 сочинений, в том числе утонченной, образной аллегории «Лабиринт света и рай сердца», трактата «О поэзии чешской», педагогического труда «Дидактика», переводов стихотворных псалмов. Им собраны и сохранены для народа 2 тысячи чешских пословиц и поговорок.
С конца ХVIII в. намечается подъем и оживление национальной культуры, зарождается новейший период литературы. В 1825 г. появляется первая книга об истории чешской литературы, первый театр, журналы, музеи, возрождается фольклор. Преобладающими становятся тенденции предромантизма.
В 30-е гг. ХIХ в. в чешской литературе возникает революционный романтизм, отразивший мятежный порыв к свободе, лирическое начало, философскую проблематику. Ярчайшим представителем романтизма является Карел Ма́ха, которого называют чешским Богдановичем. Он написал поэму «Май», переводил на русский язык «Цыган» Пушкина. И у самого есть произведение 1835 г. под название