Интервью журналу «Мир фантастики» (Июнь 2010)
1. Какое место среди межавторских проектов предназначено "Зоне Смерти"?
Имеется ли, по Вашему мнению, у проекта некая сверхидея, месседж или это
чистая развлекаловка? Как Вы сами стараетесь писать свои книги?
Думаю, проект «Зона Смерти» стал знаковым, вехой, отметившей переломный момент, после которого межавторские проекты выйдут на новый уровень. Ведь это не собрание сочинений на тему, заданную людьми из других отраслей индустрии развлечений, это изначально литературный проект. Предполагаемое мультимедийное наполнение, игры и экранизации, будут базироваться на установках, заданных в книгах, а не наоборот. О «Зоне Смерти» нельзя будет спросить в стиле росконовского диспута, что это «проект» или «творчество»? Ведь вначале было слово, мир «Зоны Смерти» создавался по крупицам, строился по кирпичикам литераторами, а не разработчиками игр или кинематографистами.
Что касается сверхидеи, послания человечеству, то они просты и понятны. Как и в любой сольной книге любого фантаста проект содержит предупреждение: не летайте быстрее, чем летает ваш ангел-хранитель, не пытайтесь идти семимильными шагами, пока не будете к этому готовы, думайте, прежде, чем делать. Созрейте духовно, дорастите до плодов своего труда. Ведь даже самые совершенные технологии не сделают вас богом и в любой момент ситуация может вдруг выйти из-под контроля. Так и случается в Зоне Смерти. Единственное отличие «месседжа» проекта от посланий, которые содержатся в «серьезных» трудах фантастов – мы доводим эти идеи до читателя ненавязчиво, в игровом режиме, не грузим его многостраничным философствованием.
Во всяком случае, лично я стараюсь писать именно так.
2. Причина Вашего участия в этом проекте? Только финансовая? Или
Проект интересен Вам также лично - концептуально или как своеобразный
писательский вызов?
Участвую в проекте, потому, что считаю «проектирование» наиболее перспективным направлением в современной фантастике. По опыту общения с тысячами поклонников серии «Сталкер», могу сказать, что новое поколение читателей подрастает не в библиотечных залах, оно воспитывается Сетью, компьютерными играми, фильмами. Заинтересовать их в чтении еще три года назад было чрезвычайно трудно. Но тут пришел книжный «Сталкер» и подростки начали читать. Поначалу в перерывах между прохождением очередных этапов игры, затем просто так. Моя трилогия в той серии не жестко прикручена к игровой реальности, совпадают разве что основные вехи, атмосфера и антураж, но читатели оценили и её. Думаю, именно в тот момент игроки-читатели (не все, конечно, но многие) превратились в читателей-игроков и должен был появиться проект, в котором первично будет литературное наполнение, проект, который удержит нашу будущую читательскую аудиторию в нужном русле. И таким проектом стала «Зона Смерти». Теперь же перед нами стоит сверхзадача – удержать наших читателей на верном пути, доказать им, что запрограммированные компьютерные реалии при всей своей красоте не могут заменить полета собственной фантазии, ощущение которого получает любой человек читающий книгу. Безусловно, никто не собирается возвращать молодежь в прошлый век, пусть играют, но пусть при этом не забывают, что мозг это не просто процессор и накопитель информации в одном системном блоке, именуемом череп. Пусть помнят, что это еще и уникальный генератор идей, фантазий и образов, которые рождаются только во время чтения. Если мы убедим игроков, что хотя бы пять процентов их времени стоит посвящать книгам, а еще пять спорту – ведь реальные герои Зоны Смерти не могут быть хилыми – наша сверхзадача будет выполнена. И нация подрастает здоровая, и нам хорошо (это к вопросу о финансовой составляющей).
3. Каков механизм Вашего участия в Проекте? Имеется ли у него координатор,
который определяет строгую конструкцию, в рамках которой отдельные авторы
сочиняют свои тексты? Или Вы абсолютно свободны в написании книг,
придерживаясь лишь общей базовой концепции серии?
Проект начинался в формате два плюс четыре. Двое редакторов предложили четверым авторам общую концепцию проекта, авторы посовещались и решили предложить редакторам свой вариант. Редакторы посовещались и выработали план номер три, который устроил всех. Так и пошло-поехало. Довольно долго авторами создавался и прорабатывался в деталях «мир», затем каждый определил для себя временной промежуток, в котором будут разворачиваться события его книг и точки пересечения с книгами других авторов. Всё это постоянно обсуждалось на закрытом форуме. Таким образом, идейными вождями и координаторами проекта выступили Д. Малкин и Р. Ярчук, а А. Ливадный, Р. Глушков, А. Калугин и ваш покорный слуга стали первыми авторами и, не побоюсь этого слова, «создателями» мира Зоны Смерти.
В данный момент в наш отряд прибывает мощное пополнение, которое пользуется материалами, выложенными на форуме, примерно ориентируется (не более того) на тексты вышедших и готовых к выходу книг, а в особо сложных случаях обращается за советами к «первопроходцам». Таким образом, строгой конструкции и жестких рамок у проекта нет. Есть заданные параметры, в которые нужно уложиться, руководствуясь здравым смыслом. Но и тут всё, как в жизни. Кому-то слон кажется ходячей горой, а кому-то чайником на ножках, восприятие у всех разное. Но как в жизни не может быть летающих слонов (фильм «2012» не в счет), так и в Зоне Смерти не может появиться нечто выходящее за рамки оговоренных изначально условий. Допустим, шестая, скрытая локация населенная сталтехами и прочей жестяной нежитью это нормально, а вампиры и оборотни – «отказать».
4. Как Вы думаете, в чем причина такого общественного интереса к теме
постапокалипсиса, который отчетливо проявляется в последние годы? Сначала
серия "Сталкер", ныне "Метро" и "Зона Смерти" - и все расходятся огромными
по нашим меркам тиражами + Это мировая тенденция (пророчество майя и прочие
паранаучные идеи) либо некое подспудное опасение российского общества
относительно вероятных грядущих потрясений? А может, это просто страсть
сытого современного человека пощекотать нервишки?
Ответ частично содержится в вопросе. Именно так, «страсть сытого человека к щекотанию нервишек». Но это лишь часть проблемы. Постапокалипсис это яркая и многоплановая картина, широчайшее поле для разгула фантазии… разработчиков компьютерных игр. Именно они формируют эту моду. Ведь где иначе потребитель может безнаказанно творить, что ему вздумается? Только на виртуальных руинах цивилизации. Раньше был еще вариант – на другой планете, но своя рубашка, как известно ближе к телу и её утрата ощущается острее. Так и здесь. Мочить монстров в далекой галактике не настолько интересно, как гонять их же по знакомым с детства лесам, улицам или тоннелям метро. Глупо пытаться сломать эту тенденцию, но вот расслоить её, посеять рациональное книжное зерно на компьютерном поле мы в состоянии. Чем и занимаемся. Что же касается пророчеств и прочей чепухи, это также следствие, а не причина. Следствие того, что мир захлестнула мода на постапокалисис. Подумайте, где жили майя, что был для них мир – пятак земли в центральной Америке? Да, его, возможно, в 2012 тряхнет неслабо, поблизости калифорнийский разлом. Хотя и это вряд ли. Как можно верить пророкам, не сумевшим предсказать, что сами они исчезнут за полтысячи лет до конца света? Но это если рассуждать здраво, а если в жизни не хватает острых ощущений и хочется чего-то жареного, какой выбор? Или за город на шашлыки, или в Интернет за очередной высосанной из пальца сенсацией, или в виртуальный мир игры.
Или за книжку, чего всем и желаю.