Драматургия на современном этапе

1. Драматургия на современном этапе (основные направления, авторы, герои, проблемы).

2. Творческая биография Н.Коляды (общая характеристика).

3. Проблемы и герои пьес Н.Коляды.

4. Особенности конфликта, сюжета и композиции пьес Н.Коляды.

Литература:

1. Винокуров А.Лирическая песнь о крысах, мышах и дебильных харях.Рец. на кн.: Коляда Н. Пьесы для любимого театра. - Екатеринбург, 1994; Коляда Н. Персидская сирень и другие пьесы. - Екатеринбург, 1997 //Знамя. -1998. -№ 10.

2. Громова М. Русская современная драматургия. - М., 1999.

3. Дуленин О. Выгодная партия // Современная драматургия. – 2004. - № 1.

4. Канунникова И. Русская драматургия ХХ века. - М., 2003.

5. Лейдерман Н. Драматургия Н.Коляды. – Екатеринбург, 1997.

6. Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: Учебное пособие в 3-х кн. - М., 2001.

7. Сальникова Е. В отсутствии несвободы и свободы // Современная драматургия. - 1995. - № 1-2.

8. Серова (Качмазова) Н. Страстные сказки Коляды // Литературная Россия. - 2002. - № 13

9. Соколянский А. Шаблоны склоки и любви // Новый мир. -1995. - № 8.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Предусмотренные программой курса контрольные работы, доклады, сообщения, экзаменационные вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение, способствуют формированию навыков сбора, обработки, интерпретации информации, в том числе и с использованием современных информационных технологий (электронные библиотеки, электронные версии журналов, базы данных).

Данный курс предполагает развитие и закрепление навыков владения основными методами филологического и журналистского анализа. Лекции направлены на формирование умения раскрыть своеобразие научного исследования в журналистике с использованием системы основных понятий и терминов науки. Необходимость освоения большого и разнообразного материала предопределяет существенную долю самостоятельной работы студентов: умение пользоваться научной, справочной, методической литературой, владение навыками библиографического разыскания, знание основных библиографических источников и поисковых систем.

Написание контрольных работ способствует формированию навыков разработки актуальной журналистской темы, реферирования научной литературы, владения терминологическим аппаратом современной журналистики, навыками библиографического описания, методами и приемами письменной коммуникации, создания разных типов и видов текстов (контрольная работа может представлять собой реферат научных источников, самостоятельный журналистский текст, рецензию на современное произведение отечественной литературы и культуры).

Программа должна быть освоена на уровне глубоких, устойчивых знаний, способных послужить основой для формирования профессионального исторического мировоззрения, креативного мышления студентов.

В процессе изучения курса предусматривается несколько форм контроля, обеспечивающих мониторинг усвоения знаний: написание докладов, рефератов, письменных работ по анализу разных точек зрения на одну и ту же проблему; аудиторное тестирование; участие в дискуссии; итоговый экзамен.

К экзамену допускаются студенты, не имеющие задолженностей по другим предметам и выполнившие все задания в течение семестра. Экзамен проводится в устной форме по билетам, включающим два теоретических вопроса.

Оценка «отлично» ставится, если

· студент аргументированно и логически последовательно сумел полностью раскрыть смысл сформулированных в билете вопросов;

· имеет высокие результаты во время текущего и промежуточного контроля и имеющий высокую посещаемость.

Оценка «хорошо» ставится, если

· ответил на 75% вопросов билета;

· имеет положительный результаты во время текущего и промежуточного контроля и хорошую посещаемость.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если

студент выполнил около половины от общего объема всех заданий.

Оценка «неудовлетворительно» ставится

за ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения, непонимание сущности поставленного вопроса, при этом выполнено менее 50% всех заданий семестрового обучения.

Кроме того, при оценке знаний студентов в ходе промежуточной и итоговой аттестации учитываются:

· посещаемость аудиторных занятий.

· активное участие в семинарских, практических занятиях.

· оценки, полученные студентами за выполнение практических работ, докладов, рефератов и т.д.

· результаты текущего тестирования.

· эффективная самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов с литературными и интернет-ресурсами.

Вопросы для подготовки к экзамену 3 курс:

1.Социокультурная ситуация 90-х годов. Особенности литературного процесса на современном этапе.

2.Концепции современной литературы М.Эпштейна и Д.С.Лихачева. Современная русская литература в оценке критики.

3.Основные черты неоклассической прозы.

4.Деревенская проза на современном этапе. Споры о деревенской прозе в современной критике. Идейно-художественное своеобразие современной прозы о деревне (на примере 1 произведения).

5.Социальные и нравственные проблемы в произведениях В.Распутина «Изба», «В ту же землю», «Дочь Ивана, Мать Ивана».

6.Позднее творчество В.Белова.

7.Проблематика и художественное своеобразие романа В.Астафьева «Прокляты и убиты».

8.Современная проза о Великой Отечественной войне: проблематика и художественное своеобразие (на примере 1 произведения).

9.Афганская и чеченская война в современной литературе (на примере одного произведения).

10.Философическая ветвь неоклассической прозы (Бежин Л. «Калоши счастья», «Приватный наблюдатель», Кантор В. «Записки из полумертвого дома», Малецкий Ю. «Физиология духа» - на примере 1 произведения).

11.Религиозная тема в современной русской прозе (на примере 1 произведения).

12.Социально-нравственная проблематика в произведениях современной неореалистической прозы. Изображение деформации современного общества в произведениях Ю.Бондарева, В.Астафьева, А.Проханова и др. (на примере 1 произведения).

13.Концепция русской истории в произведениях современной прозы (на примере 1 произведения).

14.Двучастные рассказы А.С.Солженицына: проблематика и художественное своеобразие.

15.Публицистика А.С.Солженицына постсоветского периода.

16.Основные черты условно-метафорической прозы. Линии развития этой прозы (общая характеристика).

17.Социальное течение в условно-метафорической прозе (на примере романа В.Рыбакова «Не успеть»).

18.Антиутопии конца ХХ века. Особенности сюжета, композиции, авторского стиля (на примере 1-2-х произведений)

19.Философское течение в условно-метафорической прозе (на примере 1 произведения).

20.Творческий путь А.Кима.

21.Женская проза рубежа ХХ-ХХ1 вв. Споры о женской прозе в современной критике.

22.«Женская тема» в творчестве Л.Улицкой, В.Токаревой, Т.Щербаковой, М.Палей, М.Юденич, Е.Вильмонт (на примере 1 произведения).

23.Творческий путь Т.Толстой: рассказы, роман «Кысь» как постмодернистская антиутопия.

24.Массовая литература как историко-культурная проблема. Жанрово-тематические модели массовой литературы.

25.Современный «дамский роман» (произведения М.Мареевой, Н.Левитиной и др. – на примере 1 произведения).

26.Многообразие современного отечественного детектива. На примере творчества Б.Акунина.

Вопросы для подготовки к экзамену 4 курс:

1.Причины возникновения «другой прозы» и ее основные черты.

2. «Историческое» течение «другой прозы (М.Кураев «Капитан Дикштейн», «Ночной дозор»).

3. «Натуральное» течение «другой прозы». Генетические корни этого течения. Соотношение героя и среды в «натуральной» прозе (Проиллюстрируйте теоретические положение конкретным анализом одного произведения).

4. Основные черты литературы «иронического авангарда» (Проиллюстрируйте теоретические положение конкретным анализом одного произведения).

5. «Зона» как социальное и психологическое явление (на примере произведений В. Смирнова, Г. Пасько, А. Цыганова, Ю. Буйды – одно произведение по выбору).

6. Постмодернизм как литературное направление, философия, особое состояние общества. Типологические признаки литературного постмодернизма.

7. Постмодернизм в русской литературе (основные черты). Отличие русского постмодернизма от западного. Классификация постмодернистских произведений в современной критике.

6. Поэма В.Ерофеева «Москва-Петушки» как пратекст русского постмодернизма.

7. Преломление постмодернистских принципов в произведениях Ф. Эрскина, Е.Попова, М.Харитонова, А. Королева, Д.Галковского, В. Шарова, Д. Быкова, Ю.Полякова (на примере произведений 2-3-х авторов).

8. Творческий путь А.Битова. Постмодернистские тенденции в романе «Пушкинский Дом». Роман «Оглашенные». Человек и природа в контексте культуры (на примере 1 произведения).

9. Творчество В.Пелевина. Экзистенциальная проблематика повести «Жизнь насекомых». Деконструкция социалистических ценностей в повестях «Омон Ра» и «Желтая стрела» (на примере 1 произведения).

10. Философская основа романа В.Пелевина «Чапаев и Пустота», его поэтика.

11. Парадокс в системе художественных приемов в творчестве В.Сорокина.

12. Поздняя лирика Ю.Кузнецова. Проблематика и художественное своеобразие.

13. Творчество поэтов-традиционалистов

14. Неоакмеизм в современной поэзии.

15. Творческие поиски молодых поэтов, представителей современного постмодернизма, их художественные обретения и потери.

16. Поэзия концептуалистов.

17. Поэзия «куртуазных маньеристов».

18. Пути развития современной рок-поэзии.

19. Реалистическая драма на современном этапе.

20. Драматургия «новой волны» и постмодернистская драматургия (А.Образцов, М.Угаров и др.).

21. Драматургия Н.Коляды. Проблематика и художественное своеобразие.

22. Критика на современном этапе.

Примерная тематика реферативных работ.

1. Библейские образы в русской прозе 80-90-х годов.

2. Национальный катастрофизм как философско-онтологическая проблема (по поздним произведениям В.Распутина, В.Астафьева, Б.Васильева).

3. Образ мира и человека в романе Л.Леонова «Пирамида». Языческие образы и мотивы в романе А.Кима «Отец-Лес».

4. Концепция мира в современной антиутопии (по произведениям В.Войновича, Л.Петрушевской, А.Кабакова, А.Курчаткина – по выбору).

5. Образ неофита в прозе на религиозные темы (В.Алфеева «Джвари», Ф.Светов «Отверзи ми двери», А.Варламов «Рождение»).

6. Национальные проблемы в свете духовных поисков героя в романе Ф.Светова «Отверзи ми двери».

7. Стилевой синтез в повести А.Варламова «Здравствуй, князь».

8. Типология романтического героя в творчестве И.Митрофанова.

9. Генезис страха и пути обретения свободы в повестях Б.Ямпольского «Московская улица» и В.Маканина «Стол, покрытый сукном…».

10. Реальное и мифологическое в романе О.Ермакова «Знак зверя».

11. Гротеск и его роль в повести Н.Евдокимова «Трижды Величайший».

12. Человек и история в повести М.Кураева «Капитан Дикштейн».

13. Человек и среда в «натуральной» прозе (по произведениям Л.Петрушевской и С.Каледина).

14. «Низовой» тип сознания в «натуральной» прозе.

15. Традиции обэриутов в прозе «иронического авангарда».

16. Игра в прозе «иронического авангарда».

17. Анекдот как сюжетообразующий элемент прозы «иронического авангарда».

18. Фольклорные мотивы в повести В.Головина «День рождения покойника».

19. Стилевое своеобразие повести Саши Соколова «Школа для дураков».

20. Парадокс в системе художественных приемов в творчестве В.Сорокина.

21. Спор Достоевского и Тургенева на страницах повести А.Королева «Голова Гоголя».

22. Функции сна в рассказах Ю.Мамлеева.

23. Художественное своеобразие повести В.Пелевина «Омон Ра».

24. Основные черты поэтики массовой литературы (по произведениям П.Дашковой и А.Марининой).

25. Феномен «глянцевого» писателя.

26. Проблема телесности в произведениях постмодернизма (Ю.Мамлеев, И.Яркевич, В.Сорокин).

27. Категория пустоты и ее место в романе Ю.Мамлеева «Шатуны».

28. Ирония как способ духовного переосмысления национальной истории в прозе В.Пьецуха.

29. Эстетизация реальности и игровая интерпретация жизни в рассказах Т.Толстой.

30. Мифологемы детского сознания в жизни современного человека (по прозе Т.Толстой).

31. Литературоведческие изыскания Льва Одоевцева и их художественная функция в романе А.Битова «Пушкинский дом».

32. Функции интертекстуальности в романе В. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени».

33. Черты русского национального характера в поздней прозе В.Распутина.

34. Приемы изображения действительности в повести В.Маканина «Стол, покрытый сукном и с графином посередине».

35. Черты антиутопии в романе Т.Толстой «Кысь».

36. Использование приемов абсурда в произведениях Е.Попова «Душа патриота», «Хреново темперированный клавир» (по выбору).

37. Исследование «низкой» действительности в прозе Г.Головина «Чужая сторона», М.Кураева «Блок-ада».

38. Трансформация мифа об Ионе в романе А.Кима «Остров Ионы».

39. Смысл эпиграфов в романе Саши Соколова «Школа для дураков».

40. Тема юродства в поэме В.Ерофеева «Москва-Петушки».

41. Библейские архетипы в поэме В.Ерофеева «Москва-Петушки».

42. Функции интертекстуальности в произведениях «Человек-язык» А. Королева, «Чапаев и Пустота» В. Пелевина, «Голубое сало» В. Сорокина (по выбору).

43. Традиции русской классики в рассказе В.Маканина «Кавказский пленный».

44. Соединение классической и постмодернистской традиции в романе В.Пьецуха «Новая московская философия».

45. История и современность в романе В.Пьецуха «Заколдованная страна».

46. Профанное и идеальное в произведениях В.Ерофеева («Жизнь с идиотом», «Белый кастрированный кот с глазами красавицы» и др.).

47. Жанр «антиисповеди» в прозе Э.Лимонова («Это я – Эдичка!», «Подросток Савенко», «Молодой негодяй», «Палач»).

48. «Свое» и «чужое» в текстах В.Сорокина («Очередь», «Заседание завкома», «Месяц в Дахау», «Тридцатая любовь Марины» и др.).

49. В.Нарбикова и традиции эротической литературы («Видимость нас», «Равновесие света дневных и ночных звезд», «Около Эколо»).

50. Компромисс как принцип отношения к действительности в творчестве С.Довлатова.

51. Смех как жанрообразующий и формообразующий элемент в прозе С.Довлатова.

52. Антиидеальный герой в рассказах С.Довлатова.

53. Традиции русской классики в романе В.Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина».

54. Литературные реминисценции в рассказах В.Пьецуха «Палата №7», «Центрально-Ермолаевская война», «Государственное дитя» и др.

55. История и современность в романе В.Пьецуха «Заколдованная страна».

56. Природа конфликта в прозе А.Бородыни («Парадный портрет кисти Малевича», «Мама и парное молоко», «Функ-Элиот»).

57. Эсхатологический характер прозы Ф.Горенштейна («Искупление», «Пос­леднее лето на Волге» и др.).

58. «Субкультурное» начало в романе А.Королева «Эрон».

59. Мотив «сумасшествия» как защиты от реальности в прозе постмодернизма (Н.Садур, В.Шаров, Е.Садур, Ю.Алешковский и др.).

60. «Ведьмины слезки» Н.Садур в русле постмодернистской эстетики.

61. Художественное своеобразие прозы Ю.Мамлеева («Тетрадь индивидуалиста», «Не те отношения», «Висельник», «Изнанка Гогена» и др.).

62. Роль художественной условности, фантастики в творчестве В.Пелевина (рассказы сб. «Синий фонарь»).

63. Жанровое многообразие творчества Л.Петрушевской.

64. «Симулякризованная реальность» в прозе В.Пелевина («Хрустальный мир», «Чапаев и Пустота» и др.).

65. Трансформация жанра литературной пародии в литературе постмодернизма (М.Веллер, А.Кабаков, В.Сорокин и др.)

66. Эпатаж и эскапада в трилогии И.Яркевича «Детство», «Отрочество», «Юность».

67. Концепция природы в поэзии И.Жданова.

68. Образ зеркала в стихах И.Жданова.

69. Поэзия перевоплощения в лирике А.Парщикова

70. Христианские мотивы в лирике О.Седаковой.

71. Позднее творчество Ю.Кузнецова (общая характеристика).

72. Формы апроприации в поэзии Д.Пригова («Явление стиха после его смерти», «Махроть всея Руси»).

73. Ироническое начало в поэзии постмодернизма.

74. Театр абсурда В.Казакова.

75. Драматургические опыты В.Ерофеева.

76. Абсурдизм в сатирических пьесах для «балаганного театра» М.Павловой.

77. Драматургия Л.Петрушевской как антитеза социалистическому реализму.

78. Ужасное как определяющее эстетическое качество драматургии Н.Садур («Заря взойдет», «Панночка»).

79. Прием гротеска в современной драматургии.

80. Метафорика драматургии Д.Липскепрва.

Требования к подготовке и защите реферата

Объем реферата – не менее 10 стр. Обязательно использование не менее 5 отечественных источников, опубликованных в последние 5-7 лет. Обязательно использование электронных баз данных.

Критерии оценивания:

Новизна текста:а) актуальность темы исследования; б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных, интеграционных); в) умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал; г) четкость авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений; д) стилевое единство текста, единство жанровых черт.

Степень раскрытия сущности вопроса: а) соответствие плана теме реферата; б) соответствие содержания теме и плану реферата; в) полнота и глубина знаний по теме; г) обоснованность способов и методов работы с материалом; е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).

Обоснованность выбора источников: а) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. книжные и журнальные публикации последних лет).

Соблюдение требований к оформлению: а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы; б) оценка грамотности и культуры изложения, владение терминологией; в) соблюдение требований к объёму реферата.

Оценка 5 ставится, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.

Оценка 4 – основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.

Оценка 3 – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата.

Оценка 2 – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы, либо

реферат студентом не сдан.

В процессе обучения студенты по каждому пройденному разделу выполняют тестовые задания

Примерные образцы тестов:

27. Автором концепции стадиального развития литературы является:

а) Н.Иванова

б) Н.Лейдерман

в) М.Эпштейн

г) И.Золотусский

2.Роман «Факультет ненужных вещей» написал:

а) А.Приставкин

б) А.Иванов

в) Ю.Домбровский

г) Д.Гранин

Ключи: 1. в); 2. в);

Список художественной литературы для обязательного чтения

  1. Смирнов В. Государство зэков // Москва. – 2000. - № 4; Пасько Г. Человек с венком на шее // Знамя. – 2004. - № 6; Буйда Ю. Домзак // Октябрь. – 2004. - № 6 (1 произведение по выбору).Золотуха В. Последний коммунист // Новый мир. – 2000. - № 1-2; А. Варламов Падчевары: Повествование в рассказах // Новый мир. - 2002. — № 2., С. Василенко Город за колючей проволокой // Новый мир, 2006, № 5, Б. Евсеев Отреченные гимны // Дружба народов, 2002, № 11-12, Юрод // Постскриптум, 1998, № 2 (10), А. Дмитриев. Бухта Радости // Знамя, 2007, № 4; Крестьянин и тинейджер // Октябрь, 20012, № 3; А. Терехов. Крысобой. М., 1995, Немцы. М., 2012. А.Проханов. Холм. М., 2008, Крейсерова соната М., 2003, Око. СПб, 2010. Р. Сенчин. Афинские ночи. М., 2001, Изобилие. М., 2010, Елтышевы. М., 2011, Минус. М., 2002 (1 произведение по выбору).
  2. Бежин Л. Приватный наблюдатель // Новая Юность. – 2003. - № 6; Кантор В. Записки из полумертвого дома // Октябрь. – 2002. - № 9; Малецкий Ю. Физиология духа // Континент. – 2002. - № 113; Ким А. Остров Ионы // Новый мир. – 2001. - № 11-12 (1 произведение по выбору).
  3. Шаров В. Воскрешение Лазаря // Знамя. – 2002. - № 8-9; Николаева О.Мене, текел, фарес//Новый мир. – 2003. - № 5..Светов Ф. Отверзи ми двери // Новый мир. – 1991. - № 10-12; Варламов А.Паломники, Лох // Октябрь. - 1995. - № 2; Рождение // Новый мир. – 1995. - № 7; Затонувший ковчег // Октябрь. – 1997. - № 3-4; Купол // Октябрь. – 1999. - № 3-4; Нежный А. Там, где престол сатаны // Звезда. – 2005. - № 11-12; Зорин Л. Обида // Знамя. – 2005. - № 9; Самарин Ю. Ключи от рая // Москва. - 2002. - № 7; Чижова Е. Лавра // Звезда. – 2002. - № 7-9; Сычева Л. Уже и больные замуж повыходили. М.,2008 (2 произведение по выбору).
  4. Васильев Б. «Утоли мои печали…». - М., 1998, Сегень А. Тамерлан // Роман-газета. – 1997. - № 16, Личутин В. Раскол // Наш современник. – 1993. - № 10-11, 1994, № 1-6, 11/12, 1996, № 3-6, 11-12; Гусев В. Взятие Казани. - М., 2003; Тараканова Л. Похищение генерала Кутепова // Наш современник. – 1993. - № 1-3; Балашов Д. Степной пролог, Сергий Радонежский, Ветер времени Балашов Д. Святая Русь. В 3-х т. - М., 1997; Бородин Л. Царица смуты // Москва. – 1996. - № 5: Николаев С.Княжий крест // Москва. – 2002. - № 1-2 (1 произведение по выбору).
  5. Федоров Е. Илиада Жени Васяева // Звезда, 1994, № 4; Одиссея // Новый мир”, 1994, № 5; Бунт // Континент, 1997, № 1(91). Гинзбург Е. Крутой маршрут. М., 2008 (есть др. издания); Жигулин А. Черные камни. Черные камни. М., 2010 (есть др. издания); Довлатов С. Зона // Довлатов С. Собр. прозы в 3-х т. Т. 3. СПб, 1995 (есть др. издания); Владимов Г. Верный Руслан // Знамя, 1989, № 2: Бородин Л. Правила игры // Кубань, 1990, № 7-8; Васильев В. Этап на восьмую. Омск, 2004 (2 автора по выбору).
  6. Распутин В. В ту же землю // Наш современник. – 1995. - № 8, Изба // Роман-газета ХХI век. – 1999. - № 1, Дочь Ивана, мать Ивана // Наш современник. – 2003. - № 11.
  7. Белов В. У котла, Лейкоз // Москва. – 1995. - № 3; Душа бессмертна // Наш современник. – 1996. - № 7, Во саду при долине // Наш современник. – 1999. - № 2;М.Тарковский. Ложка супа // Новый мир, 2000, № 7, Отдай мое // Новый мир, 2003, № 2,И.Мамаева Ленкина свадьба // Дружба народов, 2005, № 6. Земля Гай // Дружба народов, 2006, № 1. Бутыль // Дружба народов, 2010, № 9.Писигин В. Путешествие из Москвы в Санкт-Петербург.- М., 1997.(1 произведение по выбору).
  8. Екимов Б. Фетисыч // Новый мир, 1996, № 2, Наш старый дом // Новый мир, 1997, № 7, Пиночет // Новый Мир, 1999, № 4, Под высоким крестом // Новый мир. – 2005. - № 8; Житейские истории // Новый мир. – 2000. - № 11; Ралли // Новый мир. – 2004. - № 3; Не надо плакать // Новый мир. – 2004. - № 11; Предполагаем жить // Новый мир, 2008, № 5. Не забудь // Новый мир, 2012 (2 произведения по выбору).
  9. Владимов Г. Генерал и его армия // Знамя. – 1994. - № 4-5, 1996, № 2; Павлов О. Казенная сказка // Новый мир. – 1994. - № 7; Аксенов В. Московская сага. - М., 1993-1994; Алексеев М. Мой Сталинград // Роман-газета. - 1993. - № 1; Бородин Л. Ушел отряд // Москва. – 2004. - № 2 Генатулин А.Загон // Согласие, 1990, № 1, 1991, № 1; Гегемон // Дальний Восток, 1996, № 1; Астафьев В. Так хочется жить // Знамя. – 1995 . - № 4; Веселый солдат // Новый мир. – 1998. - № 5-6; Ельчик-бельчик // Новый мир. – 1998. - № 9; Быков В. Болото //Дружба народов. - 2001. - №7; Василевская А. Книга о жизни //Новый мир. - 2003. - №2; Ракша И. Останкинские дубки: Рассказ //Наш современник. - 2004. - №3; Скобелев Э. Расстрел под Смоленском //Наш современник. - 2004. - №5; Шишкин Е. Распятая душа: Роман //Наш современник. - 2001. - №11, №12; Кононов М. Голая пионерка. СПб., 2001; Славниковв О. Бессмертный // Октябрь, 2001, № 6 (1 произведение по выбору).
  10. Астафьев В. Прокляты и убиты // Новый мир. – 1992 . - № 10-12, 1994, № 10-12. Пролетный гусь // Новый мир, 2001, № 1.
  11. Блоцкий О. Афган // Дружба народов. – 1993. - № 2; Ермаков О. Возвращение в Кандагар // Новый мир. – 2004. - № 2; Проханов А. Сон о Кабуле // Наш современник. – 2000. - № 3-6; Чеченский блюз. - СПб., 2002; Миронов В.Я был на этой войне. - М., 2001; Черкасов Д. Крестом и булатом. - СПб., 2001; Бабченко А. Алхан-Юрт // Новый мир. – 2002. - № 2; Взлетка // Новый мир. - 2005. - № 6; Бакланов Г. Нездешний // Знамя. – 2001. - № 1; Карасев А. Чеченские рассказы // Дружба народов. – 2005. - № 4. Прилепин З. Патологии. М., 2011 (1 произведение по выбору).
  12. Солженицын А. Желябугские выселки, Адлиг Швенкиттен // Новый мир. – 1999. - № 3; Эго, На краях // Новый мир. – 1995. - № 5, Молодняк, Настенька, Абрикосовое варенье // Новый мир. – 1995. - № 10 (2-3 произведение по выбору).
  13. Рыбаков Вяч. Не успеть // Новый мир. – 1991. - № 5; Бородыня А. Парадный мундир кисти Малевича // Дружба народов. – 1992. - № 9; Кабаков А. Невозвращенец // Искусство кино. – 1989. - № 6. Пьецух Вяч. Город Глупов в последние десять лет // Дружба народов. – 1998. - № 12; Есин С. Казус, или эффект близнецов // Московский вестник. – 1992. - № 2-5. Коваль Ю. Суер-Выер. - М., 1998 Латынин Л. Ставр и Сара, Спящий во время жатвы), (1 произведение по выбору).
  14. Ким А. Отец-Лес // Новый мир. – 1989. - № 4-6; Стена // Новый мир. – 1998. - № 10; Онлирия // Новый мир. – 1995. - № 2-3; Близнец // Октябрь. – 2000. - № 2; Поселок кентавров // Новый мир. – 1992. - № 7; Сбор грибов под музыку Баха // Ясная поляна. – 1997. - № 1; Остров Ионы. М., 2002 (2 произведение по выбору).
  15. Кураев М. Капитан Дикштейн // Новый мир. – 1987. - № 9, Ночной дозор // Новый мир. – 1988. - № 12 Зеркало Монтачки // Новый мир, 1993, № 6; Осторожно - Кукуев // Дружба народов, 2006, № 4-6; Путешествие из Ленинграда в Санкт-Петербург // Новый мир, 1996, № 10; Золотуха по прозвищу Одышка // Новый мир, 1997, № 11; Записки беглого кинематографиста // Новый мир, 2001, № 8(1995) (1 произведение по выбору).
  16. Каледин С.Стройбат // Новый мир. – 1989. - № 4; Шабашка Глеба Богдышева. М., 1991; Поп и работник. М., 1994; Ку-ку // Стройбат. Повести и рассказы. М., 1994; На подлодке золотой…. // Континент, 1998, № 98; Коридор. М., 1999; Записки гробокопателя. М., 2001; (1 произведение по выбору).
  17. Павлов О. Карагандинские десятины // Роман газета. – 2003. - № 18, Сенчин Р. Афинские ночи // Знамя. – 2000. - № 9 (1 произведение по выбору); Стефанович Е. Дурдом. М., 1989; Чмарь. М., 1996; Девочка из НКВД. М., 1996; Барак. М., 2007 (1 произведение по выбору).
  18. Пьецух Вяч. Новая московская философия // Новый мир. – 1989. - № 1, Роммат // Волга. – 1989. - № 5-6; Головин Г. День рождения покойника. - М., 1990; Попов Е. Тетя Муся и дядя Лева // Попов Е. Тихоходная барка «Надежда». - М., 2001; Ерофеев Вик. Тело Анны, или конец русского авангарда. - М., 1989;Мамлев Ю.Мир и хохот. М., 2001 Черное зеркало. М., 2001. Палей М. Long Distance, или Славянский акцент. Сценарные имитации // Новый мир. 2000.№ 1 -4. (1 произведение по выбору).
  19. Нарбикова В. Около Эколо // Новые амазонки. - М., 1991; …и путешествие // Знамя. – 1996. - № 6, Инициалы // Стрелец. – 1996. - № 2; Токарева В. Этот лучший из миров. - М., 2000, Звезда в тумане. - М., 1998; Щербакова Г. У ног лежащих женщин. - М., 1999, Моление о Еве. - М., 2001, Армия любовников. - М., 2001; Улицкая Л. Сонечка. - М., 2001, Казус Кукоцкого. - М., 2002, Искренне ваш Шурик. - М., 2004; Юденич М. Я отворил пред тобою день. - М., 2000, Исчадие рая. - М., 1993, Дата моей смерти. - М., 2000; Вильмонт Е. Полоса везения, или все мужики козлы. - М., 2002, Путешествие оптимистки, или все бабы дуры. - М., 2001;Палей М. Месторождение ветра. - СПб., 1998, Клеменс // Нева. – 2005. - № 2; Петрушевская Л. Донна Анна, печной горшок // Новый мир. – 1999. - № 5;Новые Робинзоны // Новый мир. – 1989. - № 8, Гигиена // Русская проза конца ХХ века. Хрестоматия. - М., 2002;. Дом девушек. Рассказы и повести. - М., 1999; .Новикова О. Женский роман. - М., 193, Мужской роман // Звезда. – 1999. - № 9; Василенко С. Дурочка. Роман, повесть, рассказы. - М., 2000; Вишневецкая М. Опыты. М., 2002; Кащей и Ягда, или Небесные яблоки. М., 2004 (2 произведения по выбору).
  20. Мареева М. Возвращение принцессы. М., 2007; Зависть богов, или последнее танго в Москве. М., 2007; Наследницы. М., 2006; Левитина Н. Великолепная корпоративная вечеринка. М., 2008; Грешница. М., 2008; Дилетант. М., 2008. Берсенева А.Антистерва. М., 2006; Все страсти мегаполиса. М., 2011; Мельникова В. Колечко с бирюзой. М., 2006; Неоконченный романс. М., 2010. Парфенова А. Мочалкин блюз. М., 2006; Вильмонт Е. Путешествие оптимистки, или Все бабы дурры. М., 2009; Полоса везения, или Все мужики козлы.М., 2008; Хочу бабу на роликах! М., 2008; Плевать на всё с гигантской секвойи. М., 2008; Дубчак А. Филе женщины в винном соусе. М., 2004; Осенние любовники. М., 2006; Тарантелла, или танцы с пауками. М., 2005; Юденич М. Я отварил перед тобою дверь. М., 2000; Исчадие рая. М., 2000; Алексеева А. Любовь провинциалки, или Нелепы опыты любви. Замужество Зиночки Пенкиной, Тетя Шура, любовь и старый дом. М., 1997; Дамы печального образа. М., 2000; Ульянина И. Все девушки любят богатых. М., 2007; Все девушки любят женатых. М., 2007; Все девушки - невесты. М., 2006; Все турки любят русских девушек. М., 2004; Все девушки - артистки. М., 2007; Девушки любят опаздывать, господа не любят ждать. Новосибирск, 2004; Робски О. Эта-Тета. М., 2009; Жизнь заново. М., 2006; CASUAL. М., 2005 (2 произведения по выбору).
  21. Акунин Б Азазель. - М., 2000, Турецкий гамбит. - М., 2000, Пелагия и красный петух. М., 2004; Пелагия и Черный Монах. М., 2005. Левиафан. М., 2007; Бушков А.Волчья стая. М., 2001, Колдунья. М., 2007; Сходняк. М., 2007; Анастасия. М., 2006. Маринина А.Фантом памяти. М., 2003, Мужские игры. М., 2004; Замена объекта. М., 2005; Каждый за себя. М., 2007. Дашкова П. Херувим. М., 2003; Источник счастья. М., 2007; Небо над бездной. М., 2010. Лукьяненко С.Дневной дозор. – М., 2000 ; Сумеречный дозор. М., 2004; Ночной дозор. М., 2001; Последний дозор. М., 2006; и др. (1 произведение по выбору).
  22. Эрскин Ф. Рос и я // Вестник новой литературы. – 1990. - № 1; Попов Е. Подлинная история «Зеленых музыкантов // Знамя. – 1998. - № 6; Мастер Хаос // Октябрь. – 2002. - № 4; Харитонов М. Линии судьбы, или сундучок Милашевича // Дружба народов. – 1992. - № 1-2; Королев А. Голова Гоголя // Знамя. – 1992. - № 7, Человек-язык // Знамя. – 2000. - № 1, Змея в зеркале, которое спрятано на дне корзинки с гостинцами, какую несет в руке Красная Шапочка, бегущая через лес по волчьей тропе // Дружба народов. – 2000. - № 10; Галковский Д. Бесконечный тупик. - М., 1998; Шаров В. Старая девочка // Знамя. – 1998. - № 8-9; Быков Д. Орфография. - М., 2003; Поляков Ю.Козленок в молоке // Смена. – 1995. - № 11-12; Пьецух В.Государственное дитя. - М., 1997; Гандлевский С. <НРЗБ> // Знамя. – 2002. - № 1. Малецкий Ю. Физиология духа // Континент, 2002, № 113; Проза поэта // Континент, 1999, № 99. Битов А. Пушкинский Дом. – М., 1998, Оглашенные. - М., 2004 (2-3 автора по выбору).
  23. Толстая Т. Кысь. - М., 2000.
  24. Ерофеев В. Москва-Петушки. –М., 1998.
  25. Сорокин В. Сердца четырех. - М., 2001, Месяц в Дахау. - М., 1992, Норма. - М., 1994, Роман. - М., 1994, Голубое сало. - М., 1999; Пир. М., 2001; Лед. М., 2002; Путь Бро. М., 2004; Заплыв М., 2008 (1 произведение по выбору).
  26. Пелевин В. Чапаев и Пустота // Знамя. – 1996. - № 4-5; Жизнь насекомых // Знамя. - 1993, № 4; Омон Ра // Знамя, 1992, № 5; Желтая стрела // Новый мир, 1993. - № 7; Generation «П». - М., 1999; DПП (nn) Диалектика Переходного периода из ниоткуда в никуда. - М., 2003 Священная книга оборотня. М., 2004; Числа. М., 2006; Шлем ужаса. М., 2005; Empire.V. М., 2007; Т: роман. М., 2009; Ананасная вода для прекрасной дамы. М., 2011; S. N. U. F. F.: роман-утопия. М., 2012 (1 произведение по выбору).
  27. Ахмадулина Б. Созерцание стеклянного шарика. - СПб., 1997; Друзей мои прекрасные черты. - М., 1999; Новые стихи // Знамя. – 1999. - № 7; Айги А. Избранные стихотворения. - М., 1991; Филиппов В. Стихи. Избранные стихотворения 1984-1990. - М., 2002; Айзенберг М. Другие и прежние вещи. - М., 2000; Вознесенский А. Гадание на камне. - М., 1994; На виртуальном ветру. - М., 1998; WWW. Девочка с пирсингом. ru. Стихи и чаты третьего тысячелетия. - М., 2000; Евтушенко Е. Мое самое. - М., 1995, Медленная любовь. - М., 1999; Казакова Р. Ломка. - М., 1997; Др-унина Ю. Мир до невозможности запутан. - М., 1997; Искренко Н. Непосредственно жизнь. - М., 1997; Куняев С.Русские сны. - М., 1990; Сквозь слезы на глазах. М., 1996; Глушкова Т.Всю смерть поправ. - Новосибирск, 1997; Русские границы. - М., 1997; Шкляревский И.Стихотворения. - М., 1997; Седакова О.Стихи. - М., 1994; Лисянская И. В пригороде Содома: стихи. - М., 2002 (стихи из сборников 2-3-х авторов по выбору).
  28. Пригов Д. Подобранный Пригов. - М., 1997; Кибиров Т. Сантименты. - М., 1994, Парафразис. - М., 1997, «Кто куда – а я в Россию». - М., 2001; Некрасов Вс. По-чистому или по-другому. - М., 1996, Рубинштейн Л.Домашнее музицирование. – М., 2000 (стихи одного автора по выбору).
  29. Жданов И. Неразменное небо. - М., 1990, Место земли. - М., 1991, Шварц Е. Стихотворения и поэмы. - М., 1999. Еременко А. Добавление к сопромату. - М., 1990, Стихи. - М., 1990. Парщиков А. Фигуры интуиции. - М., 1989 (стихи одного автора по выбору).
  30. Кузнецов Ю.До свидания! Встретимся в тюрьме… - М., 1995, До последнего края. – М., 2001. Путь Христа. М., 2001.
  31. Коляда Н. Мурлин Мурло, Чайка спела, Полонез Огинского, Манекен, Корабль дураков Рогатка, Сказка о мертвой царевне "Девушка моей мечты", "Дураков по росту строят", "Мы едем, едем, едем в далекие края...", "Бином Ньютона", "Попугай и веники", "Родимое пятно", "Персидская сирень" и др. пьесы (2-3 по выбору)
  32. Разумовская Л. Домой // Драматург. – 1995. - № 6; Конец восьмидесятых // Драматург. – 1993. - № 2; Горин Г. Пьесы. - М., 2004; Арбатова М. Алексеев и тени. - М., 1990, Пьесы для чтения. - М., 1991; Галин А. Титул // Современная драматургия. – 1993. - № 2; Аномалия // Современная драматургия. – 1996. - № 4; Петрушевская Л. Песни ХХ века, Стакан воды, Анданте, Любовь, Лестничная клетка, Три девушки в голубом и др. // Петрушевская Л. Три девушки в голубом. - М., 1989 (2 пьесы по выбору).
  33. Садур Н. Чудная баба. Панночка, Уличенная ласточка, Ехай, Нос и др. // Садур Н. Чудная баба. Пьесы. - М., 1989 Арро В. Трагики и комедианты. - М., 1990; Казанцев А. Сны Евгении // Современная драматургия. – 1990. - № 5; Железцов А. Гвоздь // Современная драматургия. – 1987. - № 4, Стены древнего Кремля // Современная драматургия. – 1993. - № 3-4; Липскеров Д. Река на асфальте // Современная драматургия. – 1989. - № 6, Семья уродов // Совр. драматургия. – 1991. - № 4; Стругацкие А. и Б. Жиды города Питера // Нева. – 1990. - № 9; Слаповский А. Русская тоска // Сюжеты. – 1990. - № 5, Вишневый садик // Сюжеты. – 1993. - № 1; Птушкина Н. Овечка // Драматург. - 1995, № 6; Угаров М. Голуби // Сюжеты // 1990, № 5, Оборванец // Драматург. – 1994. - № 3; Гремина Е. Сахалинская жена // Современная драматургия. – 1996. - № 3, Сон на конец свету // Современная драматургия. – 1997. - № 2; Дударев А. В сумерках // Современная драматургия. – 1997. - № 2; Гришковец Е. («Как я съел собаку», братья Пресняковы «Изображая жертву»; Вырыпаев И. «Кислород» (2 пьесы по выбору).

Произведения, выделенные жирным шрифтом, обязательны для чтения.

7.Учебно-методическое обеспечение

Обязательная литература:

1. Альфонсов В., Васильев В. Русская литература ХХ века. Школы, направления, методы творческой работы. СПб., М., 2002.

2.Горбачев А. Ю. Русская литература XX - начала XXI века. Минск, 2007 // Универси

Наши рекомендации