Урок 63 Письменная работа.Анализ предложенного текста
Для организации самостоятельной работы желательно подобрать индивидуальные задания или несколько вариантов текстов.
Урок 64. Комплексное повторение
Цель урока: обобщить изученное по разделам «Фонетика»,«Морфемика», «Морфология»; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
Ход урока
1. Конкурсное задание.
В большом полукружии горных пород,
Где, темные ноги разув,
В лазурную чашу сияющих вод
Спускается сонный Гурзуф,
Где скалы, вступая в зеркальный затон,
Стоят по колено в воде,
Где море поёт, подперев небосклон,
И зеркалом служит звезде, —
Лишь здесь я познал превосходство морей
Над нашею тесной землей,
Услышал медлительный ход кораблей
И отзвук равнины морской.
(Н. Заболоцкий.Гурзуф.)
Учащиеся объясняют постановку знаков препинания, указывают трудные для написания слова.
Учитель поясняет постановку двойного знака — запятая, тире — как единого в периоде (греч. periodos — обход, круг, круговращение) — многочленном сложном предложении, которое характеризуется значительной полнотой и законченностью выражения мысли, а интонационно распадается на две части, при чтении сопровождаемых повышением и понижением голоса.
Благодаря емкости и изяществу формы, легкости восприятия заключённого в нём содержания, период получил широкое распространение в художественной прозе, поэзии, ораторских выступлениях, в публицистической речи.
Дополнительные задания.
— Выразительно прочитайте текст. Каким настроением он пронизан? Какие средства использует для этого автор?
— Укажите слова, в которых: а) одинаковые согласные звуки обозначены разными буквами; б) все согласныезвуки твёрдые; в) все согласные звуки мягкие; г) произносится звук [й’], не обозначенный буквой.
— Найдите в. тексте слова, корень которых состоит: а) из одной буквы (разув); б) из двух букв (поет).
— Приведите примеры слов с таким же буквенным составом корней (отойти, сошла, гнуть, придут — корень слов состоит из одной буквы; одеть, мыть, моют — в корне две буквы).
— Укажите слова с чередованием гласных в корне, приведите примеры.
— Выпишите из текста по одному слову всех частей речи, а также причастие и деепричастие.
— Произведите морфологический разбор одного из них (предлагается 6 вариантов заданий — по количеству знаменательных частей речи; а разбор причастия и деепричастия как индивидуальные задания.)
— Укажите примеры различных видов сказуемых. (Кроме простых глагольных, учащиеся находят составное именное сказуемое служит зеркалом.)
— Выпишите словосочетания с различными способами связи слов.
— Произведите синтаксический разбор данного предложения.
2. Тренировочные упражнения (по выбору учителя).
Упражнения 186, 195 (284, 293) — повторение разделов «Фонетика», «Орфография».
Упражнение 210 (310) — повторение раздела «Лексика».
Упражнения 217, 222 (318, 323) — повторение разделов «Морфемика», «Словообразование», «Орфография».
Объяснительный диктант.
Когда жар спадал и мы открывали окно, часть моря, видная из него между кипарисов, стоявших на скале под нами, имела цвет фиалки и лежала так ровно, мирно, что казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте.
Ночи были теплы и непроглядны, в черной тьме плыли, мерцали, светили топазовым светом огненные муки, стеклянными колокольчиками звенели древесные лягушки. Когда глаз привыкал к темноте, выступали вверху звёзды и гребни гор, над деревней вырисовывались деревья, которых мы не замечали днем. Недалеко от нас, в прибрежном овраге, спускавшемся из лесу к морю, быстро прыгала по каменистому ложу мелкая прозрачная речка. Как чудесно дробился, кипел её блеск в тот таинственный час, когда из-за гор и лесов, точно какое-то дивное существо, пристально смотрела поздняя луна.
Иногда по ночам надвигались с гор страшные тучи, шла злобная буря, в шумной гробовой черноте лесов то и дело разверзались волшебные зелёные бездны и раскачивались в небесных высотах допотопные удары грома.
(По И. Бунину.)
Домашнее задание. Составить словарный диктант из трудных для написания слов.
Уроки 65—66. Развитие речи.
Изложение с элементами сочинения
См.: Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс / Авт.-сост. Л. М. Рыбченкова, В. Л. Склярова.