Комплексная работа с текстом.
Я сидел в березовой роще осенью, около половины сентября...
Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое стояло время года. То был не весёлый, смеющийся тренер весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаком, она то озарялась вся, словно вдруг в ней все улыбнулось: тонкие стволы не слишком частых берез внезапно принимали нежный отблеск белого шёлка, лежавшие на земле мелкие листья вдруг пестрели и загорались червонным золотом, а красивые стебли высоких кудрявых папоротников, уже окрашенных в свой осеннийцвет, подобный цвету переспелого винограда, так и сквозили, бесконечно путаясь и пересекаясь перед глазами; то вдруг опять все кругом слегка синело, яркие краски мгновенно гасли, березы стояли все белые, без блеску, белые, как только что выпавший снег, до которого еще не коснулся холодно играющий луч зимнего солнца; и украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь.
(И. Тургенев.)
— Выразительно прочитайте текст.
— Какие особенности описания как типа речи вы можете отметить в тексте?
(В структуру текста-описания входит начало — представление общего вида, затем последовательное перечисление отдельных предметов, объектов с указанием признаков: цвета, формы, размера, звуков, запахов; описание завершается окончанием.)
Затем учащиеся находят различные изобразительно-выразительные средства, способствующие созданию яркой картины: определения, уточняющие признаки предметов, в том числе эпитеты (дремотная болтовня и др.); слова, употреблённые в переносном значении, а также основанные на этом тропы: метафоры (мягкое шушуканье, холодное лепетанье и др.), олицетворения (всё улыбнулось, начинал шептать дождь и др.).
Синтаксический строй текста характеризуется преобладанием бессоюзных и сложносочинённых предложений, поскольку в задачу описания не входит выявление сложных взаимоотношений, например, причины и следствия, условия и результата.
— С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями?
— Подберите синонимы к словам сеяться, шептать.
— Какие слова из третьего предложения можно считать контекстуальными синонимами?
— Найдите в тексте слова, в которых: а) одинаковое количество звуков и букв; б) звуков больше, чем букв; в) букв больше, чем звуков.
— Найдите в тексте слова, в которых согласные буквы не обозначают звуков (поздней).
— Определите, какие звуки обозначает буква е в словах белые, еще.
— Произведите фонетический разбор слов яркие, отблеск.
— Найдите в тексте примеры, иллюстрирующие правила правописания н—нн в суффиксах разных частей речи (I вариант), чередующихся гласных в корнях слов (II вариант).
— Произведите пунктуационный анализ текста.
— Выпишите словосочетания с различными способами связи слов.
— Укажите сложные предложения с подчинительной связью между частями, определите вид придаточного.
— Сделайте синтаксический разбор 3-го предложения.
— Найдите слова интересные, для морфемного разбора.
— Произведите морфологический разбор причастия.
— Найдите в предложениях текста различные виды обстоятельств.
Урок 30. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными
Цель урока: дать обобщённое представление о сложноподчинённых предложениях с различными видами придаточных обстоятельственных.
Ход урока
1. Работа с учебником — таблица на стр. 30—31(57—58).
Целесообразно начать изучение нового материала с анализа примеров. Учащиеся, ставя вопросы к придаточным предложениям, сопоставляют их виды с известными обстоятельствами в простом предложении. В конце работы отмечается, что только придаточные следствия не имеют соответствия с обстоятельством в простом предложении.
Чтение теоретического материала на стр. 31 (58).
— Кратко сформулируйте выводы по материаламтаблицы.
2. Закрепление — упражнение 66(125).
Различая омонимичные союзы и союзные слова, учащиеся отмечают, что союзные слова являются не только средством связи придаточной части с главной, но и, сохранив знаменательность, выполняют функцию одного из членов предложения.
3. Составьте схемы предложений, определите вид придаточных.
1) С темной башни колокол уныло
Возвещает, что закат угас.
2) Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
3) А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу «зайчики» трепещут.
(Из произведений И. Бунина.)
Дополнительное задание.
— Произведите синтаксический разбор 1-го и 3-го предложений.
Домашнее задание. § 8 (12), упражнения 62, 63 (121, 122).