Упражнение 23 (78) закрепление.
П р и е м ы - п о м о щ н и к и.
1) В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, журавли с печальным криком полетели дальше.
2) Я сказал мальчикам: «Заблудился»...
7. Составьте пары предложений, в которых слова как, когда будут выступать: а) в роли союзов; б) в роли союзных слов.
8. Тренировка в определении главного и придаточного предложения — упражнение 21 (79).
Учащиеся определяют, что вопрос к придаточному предложению можно поставить от слова или от словосочетания в главном предложении.
Выработка навыков самоконтроля: придаточное предложение — это ответ на поставленный вопрос, его границы необходимо отметить знаками препинания. Если сомневаетесь в расстановке знаков, перечитайте несколько раз ответ и определите его начало и конец.
9. Роль указательного слова — упражнение 25 (80).
Учащиеся делают вывод, что указательное слово всегда находится в главном предложении, являясь его членом, позволяя задать вопрос к придаточному и определить вид. Однако его употребление не всегда уместно (предложения 1, 3, 5).
Чтение теоретического материала на стр. 15 (39), упражнение 26(81) (устно).
10. Место знаков препинания в предложениях с составными союзами — теоретический материал на стр. 16(39).
11. Упражнение 27 (устно) (82).
Учащиеся дважды читают предложения, меняя интонацию. Делается вывод: запятая ставится один раз —после указательного слова или перед составным союзом. В двойных союзах залятая ставится перед второй частью — упражнение 28 (83).
12. Место придаточного предложения по отношению к главному — упражнение 30 (85).
13. Чтение теоретического материала на стр. 17—18(41—42).
Объяснительный диктант.
Ручей несёт из-за облаков горные новости. Мельтешат в нем белые лепестки... А когда придёт в горы осень, поплывут сверху желтые листья буков.
Если ручей обмелеет, посветлеет, похолодеет, значит, на горных лугах зима. А вздуется, потемнеет от грязи, покатит камни — в горы пришла весна.
Всё лето ручей несет лепестки цветов; можно узнать, какие цветы в горах отцветают. Плывут лепестки черемух и яблонь, маков и ирисов, рябин, барбариса, боярышника. А потом ручей объявит, что поспели и осыпаются в горах черешни, яблоки, груши. Живая текучая фенология! То ели и сосны высыплют семена, то был буран — и полный ручей лесного хлама.
Когда я не смогу подниматься в горы, я сяду внизу у ручья, и он расскажет мне обо всем, что творится там, за белыми облаками.
(Н. Сладков.)
— Определите тему, основную мысль текста.
— Какие языковые средства помогли автору выразить не только мысли, но и чувства?
— Какую роль играет в художественном тексте научный термин фенология? Найдите в толковом словаре значение этого слова.
(Фенология — раздел биологии, изучающий закономерность и периодичность явлений в жизни животных и растений в связи сосменой времён года.)
— Объясните постановку знаков препинания.
— Найдите в тексте сложные предложения с различными видами связи. Составьте схему 2—3 сложноподчиненных предложений.
— Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?
Домашнее задание. Упражнения 31, 32 (86, 87(I)).
Уроки 21—22. Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению
Цель уроков: формировать умения определять смысловые отношения между-главным и придаточным предложениями, правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы сложноподчинённых предложений.
Ход уроков
I. Повторение.
1. «Кто быстрее?». Проверьте правописание безударной гласной в корне. (Устно.)
Уважать, ограничение, угощать, стеснённый в средствах, тиснёный переплёт, недосягаемый, непостижимый, утащить, отощать, извиниться, обожать, удостовериться, воплощение, единомышленник, укротитель, сокращение, закрепитель, заскрипеть.
2. Сопоставьте предложения:Пишете? Пишите!
— Охарактеризуйте каждое из них с точки зрения орфографии и синтаксиса.
Дополнительные задания.
— Запишите аналогичные пары глагольных форм.
— Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения: Пишите чаще друзьям, и получите ни с чем не сравнимую радость общения.
(Сложносочинённое предложение, так как сказуемые выражены разными наклонениями глагола.)
II. Новый материал.
1. Разберите предложение по членам.
Седые вербы у плетня нежнее головы наклонят. (С. Есенин.)
Учитель сообщает, что придаточные предложения по значению можно соотнести с членами простого предложения — определением, дополнением и обстоятельством; они отвечают на те же вопросы, что и члены предложения. (Деление придаточных на группы по соотношению с членами простого предложения является традиционным. Во многих случаях смысловые отношения, выражаемые придаточными частями, значительно разнообразнее и сложнее. Кроме того, некоторые виды придаточных — следствия, присоединительные — не имеют соответствия среди членов простого предложения[7].)
2. Чтениетеоретического материала на стр. 19(43), работа с термином .
— Подберите к данному слову однокоренные (ясно, пояснять и т. д.)
— Найдите в домашнем задании (упражнение 32 (87 (I)) предложения с придаточными: а) определительными; б) изъяснительными и в) обстоятельственными.
(Придаточные определительные в предложениях 7, 8; изъяснительные — в предложениях 2, 6; в остальных — обстоятельственные.)
Необходимо обратить внимание учащихся на то, что вид придаточного предложения нельзя определять по союзу или союзному слову, которые служат для связи придаточных частей с главными. Чтобы правильноопределить вид придаточного, необходимо учитывать: к чему присоединяется придаточная часть (к слову, словосочетанию или к главной части в целом) и в каких смысловых отношениях находятся главная и придаточная части.
Примеры из домашнего задания — предложения 2, 7.
Второй вариант п р име р о в.
— Составьте предложения по данному началу.
Я знаю, что...
когда...
куда...
зачем...
сколько...
Смысловые отношения между главным и придаточным предложениями не меняются, все придаточные —изъяснительные.
3. Определите значение придаточных частей, присоединённых к главным при помощи союза как.
1) Он не слыхал, как подымался жадный вал. (А. Пушкин.) (Изъяснительное.)
2) Зачем Арапа своего младая любит Дездемона, как месяц любит ночи мглу? (А. Пушкин.) (Обстоятельственное значение — сравнительное.)
3) Ранней зимой, как только выпадет снег, залегают в берлоги медведя. (И. Соколов-Микитов.) (Обстоятельственное времени.)
4) Как ни старались мы в этот день добраться до самой высокой горы, нам сделать это не удалось. (В. Арсеньев.) (Обстоятельственное уступительное.)
4. Выборочная проверка домашнего задания.
— Начертите на доске схемы 7 и 8-го предложений. Определите количество придаточных предложений, их место по отношению к главному и группу по значению.
Словарь.
Гостиная — —существительное образовано способом перехода в другую часть речи (в прилагательное): гостиная комната — просторная гостиная.
Мини-диктант.
Никого4. Темно, гул воды.
Раздуваю костер4. Снова я дома, за стенами света, в своём прозрачном световом шалаше4. И уже спокойней, и ночь отступает — со всеми пугающими тенями и неясными звуками.
Утром на краю обрыва нашёл медвежьи следы. Медведь брёл по тропинке вверх, напевая под нос, как это любят делать медведи: бурчат и гудят на ходу, как шмели. Выбрался на уступ и ... чуть не въехал носом в костер!
(Н. Сладков.)
Учащимся следует сказать об интонационном тире и многоточии, которое передаёт прерывистый характер речи.
Дополнительные задания.
— Произведите синтаксический разбор 1, 3 и 4-го предложений.
(Никого — простое, односоставное, безличное, неполное — пропущено сказуемое нет, распространённое.Снова ядома... — двусоставное предложение, именная часть сказуемого выражена наречием и именами существительными.)
— Охарактеризуйте сложные предложения данноготекста.
— Отметьте роль союза как в сложноподчинённом предложении.