Упражнение на закрепление matepиала о типах темперамента

Это упражнение предназначено для того, чтобы прове­рить вашу способность распознать темперамент человека, располагая довольно ограниченной информацией. В приве­денном ниже фрагменте вы прочитаете про четырех пред­ставителей различных темпераментов. Ваша задача — опре­делить темперамент каждого человека и написать три признака, по которым вы это определили. Упражнение прине­сет больше пользы, если вы не будете заглядывать в списки признаков различных темпераментов, находя эти признаки прямо в тексте. Ответы на стр. 169.

Приостановка работы некоторых частей предприятия вкупе с неблагоприятным экономическим положением привели к распространению слухов о том, что семейная компания по обработке сырья может перенести произ­водство в другой штат. Так как это мероприятие было связано с трудными моральными вопросами, президент компании пригласил четырех рабочих, представляющих различные этапы производства, на деловой завтрак, на котором он собирался обсудить перспективы, стоящие перед сотрудниками ,и с помощью «мозговой атаки» най­ти способ повышения морального духа и продуктивно­сти предприятия.

Алекс, 44-летний специалист по работе с кадрами, вы­сказался первым: «Мне неприятно это говорить, но наша проблема состоит в следующем: сотрудники больше не считают себя частью компании. Раньше наша компания напоминала дружную семью. Неприятности возникали и раньше, но люди заботились друг о друге и чувствовали поддержку со стороны окружающих; они были частью коллектива. Часть проблемы заключается в том, что ком­пания слишком разрослась, и люди потеряли связь друг с другом. По-моему, ясно, что, когда человек не считает се­бя связанным с компанией, связанным в эмоциональном смысле, он никогда не будет работать в полную силу. Мы должны искать творческие пути решения проблем, стоя­щих перед нашими сотрудниками. Например, серьезной проблемой для многих жителей нашего города является поиск подходящих детских учреждений. Мы можем рас­смотреть возможность финансирования создания детского сада, деятельностью которого будет управлять группа со­трудников нашей компании. Или, например, мы можем ввести гибкий график работы, позволяющий нашим со-

упражнение на закрепление matepиала о типах темперамента - student2.ru

трудникам удобнее планировать свою личную жизнь. Именно подобные творческие подходы к решению люд­ских проблем будут служить огромным шагом навстречу сотрудникам со стороны руководства. При этом получен­ная выгода проявится не только сейчас, но и в будущем». Следующей взяла слово Лилиан, 55-летняя управляю­щая отделом закупки сырья и сбыта продукции. «Мне ка­жется, это может показаться глупым, но раньше работа на компанию доставляла мне удовольствие. Во все времена здесь проводились мероприятия, имеющие целью сплотить коллектив, например, соревнования по софтболу* и боулингу, ежегодный пикник для служащих и их семей на берегу озера. Тобин и множество других неофициальных мероприя­тий. Насколько я помню, мы все время участвовали в сорев­новании, победителей которого объявляли в обеденный пе­рерыв в кафетерии. Никто не хотел оказаться в проигрыше, и мы работали изо всех сил. Но после напряженной работы мы и отдыхали вместе! Мне кажется, что работа ныне стала какой-то серой и однообразной. Я слышала, как люди на производстве жалуются на то, что они стали лишь винтика­ми в огромной машине, ее придатками. Кроме того, сейчас, куда ни брось взгляд, везде все регламентировано и упомя­нуто в правилах, которым необходимо следовать. И, как следствие, огромное количество писанины, подтверждающей их исполнение. Все эти излишние правила попросту замед­ляют ход событий. Мне кажется, что, если вы избавите ком­панию от рутины, снова внеся разнообразие и радость в жизнь сотрудников, люди снова захотят работать на нас». Следующей должна была говорить 47-летняя Морин, представительница бухгалтерии. «Неудивительно, что я ос­мелюсь не согласиться с большей частью сказанного Лили­ан. Говоря, что организация отдыха сможет побудить людей к работе, она путает причину и следствие. Я считаю, что сле­дует награждать людей лишь в том случае, если они эту на­граду заслужили, но не ранее. В любом случае, мне кажет­ся, что руководство дает слишком много свободы. Левая ру­ка сейчас не знает о том, что делает правая. И это совсем не потому, что у нас слишком много правил, а по той причине, что они слишком неоднозначны и, кроме того, контроль их исполнения совершенно недостаточен. Как следствие, рабо­чие довольно часто пренебрегают ими. Эти правила введены не без причины. Они должны быть ясно изложены и напе­чатаны в виде книги, которую необходимо выдавать каждо­му приходящему на работу. Только тогда каждый будет точ­но знать свои обязанности. Вероятно, если мы начнем под* считывать индивидуальный рейтинг, рабочие, до этого палец о палец не ударившие, примутся за работу. Подводя итог всему сказанному, мы должны бороться за эффективность производства, чтобы сотрудники гордились своей ра­ботой результате чего выиграет вся компания».





Последним выступал 40-летний Чарли, представляющий вычислительный центр. «Я слушал вас с огромным интере­сом, и, честно говоря, мне показалось, что вы все не понимае­те глобальной задачи, фокусируя свое внимание на мелких сиюминутных проблемах. Мы же должны подумать о буду­щем: что мы можем сделать для того,чтобы наша компа­ния осталась конкурентоспособной и прибыльной и в следу­ющем столетии! Мы должны начать с оценки необходимых действий и, идя в ногу с прогрессом, немедленно модернизи­ровать наши компьютеры. Теоретически, люди станут рабо­тать усерднее, как только почувствуют себя частью компа­нии. Таким образом, необходимо разработать финансовый план, по которому доход, получаемый нашими сотрудника­ми, был бы пропорционален прибылям, полученным компа­нией. Только так мы дадим рабочим почувствовать себя ча­стью компании. Кроме того, я рекомендую разделить произ­водство на несколько этапов, на каждом из которых должна работать независимая группа. Этим мы объединим как по­желание Лилиан внести разнообразие в производственный процесс, так и желание Алекса сплотить коллектив. И, нако­нец, я считаю, что огромные прибыли в будущем принесет создание компьютерных классов для нужд всех наших со­трудников. В конце концов, именно компьютерам принад­лежит будущее, и чем лучше мы будем в них разбираться, тем больших успехов сможем достичь».

Задание

Определите тип темперамента каждого из выступавших и приведите три признака, подтверждающих ваш ответ.

А. Темперамент Алекса Признак № 1: ________

Признак № 2: Признак № 3:

Б. Темперамент Лилиан

Признак № 1: _________

Признак № 2: _________

Признак № 3: _________

В. Темперамент Морин Признак № 1: ________

Признак № 2: ________

Признак № 3: ____

Г. Темперамент Чарли Признак № 1: _______

Признак № 2:_______

Признак № 3: _______

Ответы k упражнению

В ответах указаны некоторые из многочисленных признаков, упомянутых в упражнении. Поэтому вы мог­ли указать только часть из них.

А. Темперамент Алекса: Идеалист (NF).

Признак № 1: Он первым делом задумался о людях и их нуждах, об их эмоциях и стремлении быть понятыми.

Признак № 2: Профессия — специалист по работе с кадрами.

Признак № 3: Рекомендуя ввести гибкий график и создать детский сад, он выражает личные нужды слу­жащих компании.

Б. Темперамент Лилиан: Реалист (SP).

Признак № 1: Жалуется на недостаток веселья и эн­тузиазма, рекомендуя возобновить игры, соревнования и совместные вечеринки.

Признак № 2: Советует сделать работу персонала ме­нее рутинной, сократив количество ограничивающих правил и ускорив принятие решений.

Признак № 3: В основном старается получить от ра­боты максимум удовольствия.

В. Темперамент Морин: Традиционалист (SJ).

Признак № 1: Осуждает игры и развлечения до по­лучения окончательных результатов.

Признак № 2: Рекомендует вести тщательно прора­ботанную, документированную политику.

Признак № 3: Борется за высокую продуктивность и производительность труда.

Г. Темперамент Чарли: Концептуалист (NT).

Признак № 1: Концентрирует внимание на разработке далеко идущих планов (вплоть до следующего столетия).

Признак № 2: Рекомендует ввести несколько незави­симых рабочих групп и повысить компьютерную грамот­ность персонала.

Признак № 3: Предлагает провести глобальную ре­структуризацию всей компании вместо частных измене­ний.

Итак, как у вас дела? Если вы не оправдали своих на­дежд, то, вероятно, захотите еще раз просмотреть преды­дущую главу и выяснить, что же все-таки вы пропусти­ли. Если же вы блестяще справились с заданием, то сей­час — самое время перейти к изучению пятой главы, в которой вы узнаете о третьей части искусства понима­ния людей.

ГЛАВА 5

ПОЧЕМУ ВНЕШНОСТЬ ЗАЧАСТУЮ БЫВАЕТ СТОЛЬ OБМАНЧИВОЙ..

/1адони Эндрю покрылись потом, когда он позвонил в дверь особняка в георгианском колониальном стиле. Ни разу в жизни он так не волновался, если не считать случая, произошедшего четыре года назад, когда в послед­ний момент им заменили исполнителя главной роли в институтском спектакле, которого неожиданно увезли в больницу с острым приступом аппендицита. Волновал­ся Эндрю потому, что на этот раз он должен был предстать перед более требовательной аудиторией. Он пришел, что­бы познакомиться с отцом Элиссы. Элисса была любовью всей его жизни, и он вполне мог предположить, что в один прекрасный день они поженятся. (Он уже перекинулся парой слов с матерью Элиссы, и ему показалось, что они довольно хорошо поладят.)

Несмотря на уверения Элиссы в том, что ее отец «будет от него без ума»,Эндрю в этом сильно сомневался. О чем могут разговаривать новоиспеченный специалист по истории искусств, который только и может, что сокрушаться по поводу того, что не родился в бурные 60-е, и ведущий специ­алист крупной фармацевтической компании? Ответ напра­шивался сам собой: общих тем совсем мало. Во время раз­говора над столом довольно часто нависало неловкое молча­ние, тяготившее Эндрю (равно как и Элиссу с матерью), но, казалось, проходившее совершенно незамеченным ее отцом. Разговор состоял из небольшого количества общих, как бы зондирующих вопросов, задаваемых хозяином, и застенчи­вых, почти бессвязных ответов Эндрю.

Медленно бредя к своей машине, попрощавшись с Элиссой и ее семьей, Эндрю был совершенно уверен в том, что полностью провалил дело, не только не понра­вившись отцу, но и упав в глазах матери девушки. В конце концов, Эндрю был художником и тонким це­нителем человеческих эмоций. В отношении отца Элис-сы не было заметно никакой теплоты. Он даже не попы­тался завязать более-менее оживленную беседу и вряд ли хоть раз взглянул в глаза Эндрю за весь ужин. И, ко­нечно же, не положил руку ему на плечо, говоря ,насколь­ко он рад знакомству, как представлял в мечтах Эндрю.

На следующее утро он был ошеломлен словами Элиссы, сказавшей, что он очень понравился ее отцу. «Он ска­зал, что ты интеллигентен и довольно умен. Кроме того, ты — отличный слушатель, тем не менее достаточно уве­ренно отстаивающий свои убеждения. Это качества, ко­торыми он восхищается и которые, к сожалению, столь редки среди людей нашего возраста». Очень довольный, хотя и допускающий возможность того, что Элисса не­много приукрасила, Эндрю довольно сильно удивился то­му, что неправильно истолковал поведение ее отца.

Выходит так, что старое предупреждение: «Первое впе­чатление всегда обманчиво» — обретает совершенно новое значение в свете искусства понимания людей. Всем нам из­вестны люди, переполненные энергией. С энтузиазмом под­ходя к любому делу, они показывают всем свои чувства

и эмоции. Говоря о чем-либо, они настолько возбуждены и подвижны, что создается впечатление. будто их глаза свер­кают. Мы знакомы с людьми, чье поведение совершенно про­тивоположно, людьми замкнутыми и постоянно имеющими совершенно непроницаемое выражение лица. В результате нам очень мало известно об их взглядах на окружающий мир. Необходимо принять во внимание, что люди, описан­ные выше, представляют собой лишь две крайности широ­чайшего спектра характеров. И совершенно ясно,что харак­теры всех людей лежат где-то между этими экстремумами. Но ведет человек совершенно открытый или совершенно за­мкнутый образ жизни, его поведение может оказаться силь­нейшим подспорьем при определении типа его характера.

ЧУВСТВА

Показывать Всему свету или таить в себе

Запомните, что люди воспринимают информацию од­ним из двух способов: посредством своих пяти органов чувств или с помощью шестого чувства — интуиции. Сенсоры обращают внимание на факты и детали, а интуиты — на возможности и перспективы. Для понимания данного вопроса полезно представить процесс восприя­тия в виде приема «входного сигнала» — т.е. информа­ции, попадающей в мозг. Представьте также, что человек может делать вывод или принимать решение двумя спо­собами: как логик, используя логический и беспристра­стный анализ, или как эмоционал, опираясь главным об­разом на личный, субъективный взгляд на мир. Полезно представить этот процесс в виде формирования «выход­ного сигнала»,т.е. надлежащей обработки информации.

Так как восприятие само по себе представляет про­цесс, происходящий внутри сознания, по виду человека Довольно трудно определить, склоняется ли он к чувст­венному восприятию или к интуиции. Другими слова­ми, лишь посмотрев на женщину, нюхающую цветок, вы

не в состоянии будете определить, как она этот цветок воспринимает. Делая это посредством чувственного вос­приятия,она может быть восхищена запахом цветка, мо­жет заметить тонкую пикантность его аромата. Но, ис­пользуй она интуицию, то же самое действие может на­вести ее на мысли о духах, которые использовала ее двоюродная бабушка, недавно отошедшая в мир иной.

При этом процесс принятия решения обычно связан с теми или иными действиями. И, как следствие, наблю­дая за поведением человека, можно определить, склоня­ется ли он к логике или идет на поводу у своих эмоций. Например, представьте себе ситуацию, когда человек рас­сказывает своему коллеге анекдот, который тот находит довольно неприятным. Человек, рассказавший анекдот, не знает, каким способом информация («входной сигнал») попадает в мозг собеседника и как она там обрабатывается. Но представьте, что собеседник, выслушавший анекдот, говорит рассказчику: «Понимаешь, я не хочу обидеть тебя, но должен заметить, что нахожу шутки, прославляющие негативные стереотипы, довольно неприят­ными и не хотел бы слышать от тебя подобных историй». Рассказчик легко может видеть реакцию, или «выходной сигнал». И, если бы он владел техникой, изложенной в данной главе, он бы быстро (и не без оснований) при­шел к выводу, что его сотрудник является эмоционалом (вскоре он все равно поймет это).

При попытке определить тип характера человека до­вольно полезно будет понаблюдать за его поведением и прийти к выводу, что его поступки основаны, например, на эмоциях,и таким путем выкинуть из рассмотрения все восемь типов, предпочитающих логику. Аналогичным образом, придя к выводу, что человек склоняется к ло­гичному решению проблем, можно не рассматривать все восемь эмоциональных типов. Но, к сожалению, на деле все не так просто. Во-первых, каждый человек использу­ет как логику, так и эмоции. Конечно же, предпочитающие логический подход логики гораздо чаще и эффек­тивнее его используют, в то время как эмоционалы чаще полагаются на свои эмоции. Вторая причина кроется в том, что отличить поведение логика от поведения эмоционала довольно трудно, ибо одни привыкли на людях афишировать эмоциональные стороны своего характера, а другие, наоборот, сдерживать проявление эмоций, даже если они от природы являются эмоционалами.

Склонность людей направлять свои эмоции наружу, на окружающих людей, у всех на глазах оценивать те или иные поступки, называется внешней (экстравертивной) эмоциональностью. Человек, обнимающий друга, которого он не видел на протяжении многих лет, смотрит ему в глаза и с улыбкой говорит: «Приятель, как я рад тебя видеть»,направляет наружу свои эмоции. То же самое де­лает и женщина, которая, смотря коммерческий канал, по которому рекламируют ершик для унитаза, и считая это совершенно оскорбительным для женщины, воскли­цает: «С меня хватит! Никогда больше не буду ничего по­купать у этих ничтожных, слабоумных женофобов!»

Люди, фокусирующие свои эмоции на внутреннем мире и/или не афиширующие свою систему ценностей, направляют свои эмоции внутрь, в себя. Женщина, спо­койно и хладнокровно обдумывающая эмоции, которые вызвало у нее то или иное событие, не пытаясь поделить­ся этим со своими подругами (со всем миром), фокуси­рует свои эмоции именно на внутреннем мире. То же де­лает и мужчина, корящий себя за то, что сделал что-либо не так, и не старающийся переложить вину на других.

Фразы, говорящие о том, что люди фокусируют свои эмоции на внешнем или внутреннем мире, могут ввести в заблуждение, наводя на мысли об аспекте «интро­верт/экстраверт». Но тем не менее, изучив теорию по­глубже, вы поймете, насколько велика разница в прояв­лениях эмоций различной направленности. Этот признак настолько могуществен, что, однажды овладев им, вы сможете сократить число «подозреваемых» типов с шестнад­цати до четырех. Причем это отнимет у вас буквально несколько секунд.

При обсуждении различных факторов, оказывающих влияние на поведение человека, этот раздел мы будем на­зывать сокращенно E/I — эмоциональная направленность".

Наши рекомендации