Швед, русский колет, рубит, режет. (А. Пушкин)

ШиПеНье ПеНистых БоКаЛов

И ПунШа ПЛамеНь ГоЛуБой… (А.Пушкин)

Аллюзия – стилистическая фигура: намек на реальное историческое, политическое, литературное явление, которое мыслится как общеизвестное и поэтому не называется. Напр., в стихотворении А.Блока «Пушкинскому Дому» строки «Всадник бронзовый, летящий // На недвижном скакуне» являются аллюзией на поэму Пушкина «Медный всадник».

Алогизм – намеренное нарушение в речи логических связей.

«Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строениями». (Н. Гоголь).

Амфибрахий – трехсложная стопа, в которой ударный слог располагается между двумя безударными.

È - È / È -È / È - È /

Не ветер/ бушует/ над бором…/ (Н. Некрасов)

Анакруса

1/ сверхметрические безударные слоги в начале стиха, являющиеся «лишними» для данной стопы.

È - È / È - È / È - È / È -

Русалка / плыла по / реке го/лубой,

È/ È - È /È - È / È -

О/заряе /ма полной / луной. (M. Лермонтов)

2/ все безударные слоги, стоящие в начале стиха перед первым ударным.

Анапест – трехсложная стопа, в которой вслед за двумя безударными слогами располагается ударный слог.

È È - / È È - / È È - / È

О, весна,/ без конца/ и без кра/ю… (А.Блок)

Анафора

1/ стилистическая фигура, основанная на повторении одного и того же слова или группы слов в начале нескольких рядом стоящих строк, строф, фраз.

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день. (А. Пушкин)

2/ повторение одинаковых звуков в начале нескольких слов /фоническая анафора – вид звукового повтора/;

3/ повторение одинаковых мотивов в начале эпизодов /композиционная анафора/.

Анахронизм – сознательное или ошибочное нарушение хронологического правдоподобия, перенесения явлений или событий из одной эпохи в другую.

Напр., в трагедии Шекспира «Антоний и Клеопатра» героиня (в I в. до н.э.) требует у служанки «бумаги и чернил».

Антитеза – стилистическая фигура, представляющая собой сопоставление резко контрастных или прямо противоположных определений.

Напр.: Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог! (Г. Державин)

Античное стихосложение – метрическое стихосложение, основанное на явлении изохронизма (равновременности); достигается упорядоченностью долгих и кратких слогов в стихе.

Архетипы – (греч. – первообраз, модель). В «аналитической психологии» и эстетике К.Юнга – универсальные психические схемы, бессознательно воспроизводимые и обретающие содержание в мифе, ритуале, актах психической деятельности, художественном творчестве. Образы-архетипы – древнейшие повторяющиеся образы-мотивы. Напр., архетипы «матери», «тени», «города» и др.

Архитектоника – внешняя организация литературного текста как единого целого: взаимосвязь и соотношение всех его частей, а также каждой части с целым. (Включается в более широкое понятие композиции).

Элементы архитектоники:

Надтекстовые: заглавие, эпиграф, посвящение.

Текстовые:

1/ динамическое изображение;

2/ статическое описание /характеристика/;

3/ диалог;

4/ монолог;

5/ внутренний монолог;

6/ письмо персонажа;

7/ авторская ремарка;

8/ лирическое отступление.

П

1/ портрет /паспортный, выразительный, отвлеченный; статический, динамический/;

2/ пейзаж /визуальный, акустический, осмический/;

3/ разговор;

4/ событие;

5/ сцена, эпизод.

Ш

Глава, часть, том, явление, акт, действие, произведение, дилогия, трилогия, тетралогия.

Ассонанс – 1/ повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков: Пара барабанов.

2/ неточная рифма, т.е. созвучие клаузул, в которых совпадают ударные гласные и не совпадают согласные. Напр.: рука – стена – удар – размах …

Ассоциативность в литературе – прием неожиданного композиционного связывания элементов художественного текста (деталей, образов, эпизодов, психологических состояний) на основе их сходства, смежности или контраста. В отличие от причинно-следственных связей, ассоциативность необычно соотносит разнородные явления, когда автор и читатель выявляют между ними неочевидные семантические связи

Белый стих – стих нерифмованный. Пример – стихотворение Пушкина «…Вновь я посетил…»

Бессоюзие – стилистическая фигура, основанная на опущении союзов, связывающих однородные члены или части сложного предложения. Придает речи динамичность, насыщенность. Напр.:

Ниже тоненькой былиночки

Надо голову клонить. (Н. Некрасов)

Лексика – словарный состав общенационального языка, индивидуального стиля того или иного писателя (исконная лексика, архаизмы, неологизмы, диалекты, профессиональная лексика, жаргоны, синонимы, омонимы и др.).

Лирический герой – образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания; художественный «двойник» автора, вырастающий из текста целого лирического цикла или всего творчества как жизненная роль, как лицо, наделенное индивидуальной судьбой, психологической отчетливостью внутреннего мира, а иногда и чертами пластического облика. Напр., лирический герой Есенина.

Мелодика – система интонаций (см.: «интонация»); элемент стиховой формы.

Метафора – троп, основанный на перенесении свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства или по контрасту.

«Тихо льется с кленов листьев медь…» (С. Есенин)

«Жизни гибельный пожар…» (А.Блок)/

Метод художественный (творческий) – это: 1/ способ воспроизведения действительности; 2/ способ выражения авторской позиции; 3/ способ эстетического воздействия на аудиторию; 4/ способ построения литературного текста. Творческий метод – всегда определенная система принципов художественного обобщения жизни (типизации, идеализации). Реализуется в стиле. В современном литературоведении «метод» нередко заменяют понятием «художественная система» (романтизм, реализм, модернизм и т.п. )

Метонимия – троп, основанный на замещении одного слова, понятия другим, имеющим вещественную связь с первым. Напр., «читать Пушкина» (вместо «читать книги Пушкина»); «Не то на серебре, – на золоте едал» (А. Грибоедов ) – на серебряной и золотой посуде.

Метр – общая схема звукового ритма, в силлабо-тонике – правильное стопосложение.

È - / È - / È - / È - /È

ШиПеНье ПеНистых БоКаЛов

И ПунШа ПЛамеНь ГоЛуБой… (А.Пушкин)

Аллюзия – стилистическая фигура: намек на реальное историческое, политическое, литературное явление, которое мыслится как общеизвестное и поэтому не называется. Напр., в стихотворении А.Блока «Пушкинскому Дому» строки «Всадник бронзовый, летящий // На недвижном скакуне» являются аллюзией на поэму Пушкина «Медный всадник».

Алогизм – намеренное нарушение в речи логических связей.

«Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строениями». (Н. Гоголь).

Амфибрахий – трехсложная стопа, в которой ударный слог располагается между двумя безударными.

È - È / È -È / È - È /

Не ветер/ бушует/ над бором…/ (Н. Некрасов)

Анакруса

1/ сверхметрические безударные слоги в начале стиха, являющиеся «лишними» для данной стопы.

È - È / È - È / È - È / È -

Русалка / плыла по / реке го/лубой,

È/ È - È /È - È / È -

О/заряе /ма полной / луной. (M. Лермонтов)

2/ все безударные слоги, стоящие в начале стиха перед первым ударным.

Анапест – трехсложная стопа, в которой вслед за двумя безударными слогами располагается ударный слог.

È È - / È È - / È È - / È

О, весна,/ без конца/ и без кра/ю… (А.Блок)

Анафора

1/ стилистическая фигура, основанная на повторении одного и того же слова или группы слов в начале нескольких рядом стоящих строк, строф, фраз.

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день. (А. Пушкин)

2/ повторение одинаковых звуков в начале нескольких слов /фоническая анафора – вид звукового повтора/;

3/ повторение одинаковых мотивов в начале эпизодов /композиционная анафора/.

Анахронизм – сознательное или ошибочное нарушение хронологического правдоподобия, перенесения явлений или событий из одной эпохи в другую.

Напр., в трагедии Шекспира «Антоний и Клеопатра» героиня (в I в. до н.э.) требует у служанки «бумаги и чернил».

Антитеза – стилистическая фигура, представляющая собой сопоставление резко контрастных или прямо противоположных определений.

Напр.: Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог! (Г. Державин)

Античное стихосложение – метрическое стихосложение, основанное на явлении изохронизма (равновременности); достигается упорядоченностью долгих и кратких слогов в стихе.

Архетипы – (греч. – первообраз, модель). В «аналитической психологии» и эстетике К.Юнга – универсальные психические схемы, бессознательно воспроизводимые и обретающие содержание в мифе, ритуале, актах психической деятельности, художественном творчестве. Образы-архетипы – древнейшие повторяющиеся образы-мотивы. Напр., архетипы «матери», «тени», «города» и др.

Архитектоника – внешняя организация литературного текста как единого целого: взаимосвязь и соотношение всех его частей, а также каждой части с целым. (Включается в более широкое понятие композиции).

Элементы архитектоники:

Надтекстовые: заглавие, эпиграф, посвящение.

Текстовые:

1/ динамическое изображение;

2/ статическое описание /характеристика/;

3/ диалог;

4/ монолог;

5/ внутренний монолог;

6/ письмо персонажа;

7/ авторская ремарка;

8/ лирическое отступление.

П

1/ портрет /паспортный, выразительный, отвлеченный; статический, динамический/;

2/ пейзаж /визуальный, акустический, осмический/;

3/ разговор;

4/ событие;

5/ сцена, эпизод.

Ш

Глава, часть, том, явление, акт, действие, произведение, дилогия, трилогия, тетралогия.

Ассонанс – 1/ повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков: Пара барабанов.

2/ неточная рифма, т.е. созвучие клаузул, в которых совпадают ударные гласные и не совпадают согласные. Напр.: рука – стена – удар – размах …

Ассоциативность в литературе – прием неожиданного композиционного связывания элементов художественного текста (деталей, образов, эпизодов, психологических состояний) на основе их сходства, смежности или контраста. В отличие от причинно-следственных связей, ассоциативность необычно соотносит разнородные явления, когда автор и читатель выявляют между ними неочевидные семантические связи

Белый стих – стих нерифмованный. Пример – стихотворение Пушкина «…Вновь я посетил…»

Бессоюзие – стилистическая фигура, основанная на опущении союзов, связывающих однородные члены или части сложного предложения. Придает речи динамичность, насыщенность. Напр.:

Швед, русский колет, рубит, режет. (А. Пушкин)

Богатая рифма – рифма, в которой согласные звуки совпадают и до и после ударного гласного: страх – кострах; излучаетсяслучайность.

Венок сонетов – цикл стихотворений из 15 сонетов. В последнем, т.н. "магистральном", сонете сконцентрирован замысел всего произведения. Первая строка "магистрала" начинает первый сонет, заканчивающийся второй строкой магистрала; второй сонет начинается второй строкой магистрала и заканчивается его третьей строкой и т.д. В России писали Вяч. Иванов, В.Брюсов, М.Волошин и др.

Верлибр – (свободный стих) – стих, для которого характерна свободная структура: отсутствие метра, строфики, рифмы и некоторых других элементов. Отличается от прозы только наличием членения на стиховые отрезки. Напр.: А.Блок «Она пришла с мороза раскрасневшаяся…», М.Кузмин «Александрийские песни».

Версификация– стихосложение, а также учение о нем.

Вольный стих – сочетание разностопных стихотворных строк.

А судь/и кто? / За древ/ности/ю лет /

К свобод/ной жиз/ни их / вражда / непри/мири/ма… (А. Грибоедов)

Гекзаметр – в античном стихосложении – шестистопный дактиль; у русских поэтов – пятистопный дактиль с хореем. Цезура делит стих на полустишия.

- È È / - È È / - È // È/ - È È/- È È / - È

Все уж у/венчаны / гости; // и/ной обо/няет, заж/мурясь… (А. Пушкин)

Гипердактилическая рифма – рифма, имеющая в клаузуле более двух безударных слогов : подхватывая – подхохатывая .

Гипербола – троп, основанный на непомерном преувеличении силы, значения, размера изображаемого явления.

… раздирает рот

зевота

Наши рекомендации