Швед, русский колет, рубит, режет. (А. Пушкин)
ШиПеНье ПеНистых БоКаЛов
И ПунШа ПЛамеНь ГоЛуБой… (А.Пушкин)
Аллюзия – стилистическая фигура: намек на реальное историческое, политическое, литературное явление, которое мыслится как общеизвестное и поэтому не называется. Напр., в стихотворении А.Блока «Пушкинскому Дому» строки «Всадник бронзовый, летящий // На недвижном скакуне» являются аллюзией на поэму Пушкина «Медный всадник».
Алогизм – намеренное нарушение в речи логических связей.
«Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строениями». (Н. Гоголь).
Амфибрахий – трехсложная стопа, в которой ударный слог располагается между двумя безударными.
È - È / È -È / È - È /
Не ветер/ бушует/ над бором…/ (Н. Некрасов)
Анакруса –
1/ сверхметрические безударные слоги в начале стиха, являющиеся «лишними» для данной стопы.
È - È / È - È / È - È / È -
Русалка / плыла по / реке го/лубой,
È/ È - È /È - È / È -
О/заряе /ма полной / луной. (M. Лермонтов)
2/ все безударные слоги, стоящие в начале стиха перед первым ударным.
Анапест – трехсложная стопа, в которой вслед за двумя безударными слогами располагается ударный слог.
È È - / È È - / È È - / È
О, весна,/ без конца/ и без кра/ю… (А.Блок)
Анафора –
1/ стилистическая фигура, основанная на повторении одного и того же слова или группы слов в начале нескольких рядом стоящих строк, строф, фраз.
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день. (А. Пушкин)
2/ повторение одинаковых звуков в начале нескольких слов /фоническая анафора – вид звукового повтора/;
3/ повторение одинаковых мотивов в начале эпизодов /композиционная анафора/.
Анахронизм – сознательное или ошибочное нарушение хронологического правдоподобия, перенесения явлений или событий из одной эпохи в другую.
Напр., в трагедии Шекспира «Антоний и Клеопатра» героиня (в I в. до н.э.) требует у служанки «бумаги и чернил».
Антитеза – стилистическая фигура, представляющая собой сопоставление резко контрастных или прямо противоположных определений.
Напр.: Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог! (Г. Державин)
Античное стихосложение – метрическое стихосложение, основанное на явлении изохронизма (равновременности); достигается упорядоченностью долгих и кратких слогов в стихе.
Архетипы – (греч. – первообраз, модель). В «аналитической психологии» и эстетике К.Юнга – универсальные психические схемы, бессознательно воспроизводимые и обретающие содержание в мифе, ритуале, актах психической деятельности, художественном творчестве. Образы-архетипы – древнейшие повторяющиеся образы-мотивы. Напр., архетипы «матери», «тени», «города» и др.
Архитектоника – внешняя организация литературного текста как единого целого: взаимосвязь и соотношение всех его частей, а также каждой части с целым. (Включается в более широкое понятие композиции).
Элементы архитектоники:
Надтекстовые: заглавие, эпиграф, посвящение.
Текстовые:
1/ динамическое изображение;
2/ статическое описание /характеристика/;
3/ диалог;
4/ монолог;
5/ внутренний монолог;
6/ письмо персонажа;
7/ авторская ремарка;
8/ лирическое отступление.
П
1/ портрет /паспортный, выразительный, отвлеченный; статический, динамический/;
2/ пейзаж /визуальный, акустический, осмический/;
3/ разговор;
4/ событие;
5/ сцена, эпизод.
Ш
Глава, часть, том, явление, акт, действие, произведение, дилогия, трилогия, тетралогия.
Ассонанс – 1/ повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков: Пара барабанов.
2/ неточная рифма, т.е. созвучие клаузул, в которых совпадают ударные гласные и не совпадают согласные. Напр.: рука – стена – удар – размах …
Ассоциативность в литературе – прием неожиданного композиционного связывания элементов художественного текста (деталей, образов, эпизодов, психологических состояний) на основе их сходства, смежности или контраста. В отличие от причинно-следственных связей, ассоциативность необычно соотносит разнородные явления, когда автор и читатель выявляют между ними неочевидные семантические связи
Белый стих – стих нерифмованный. Пример – стихотворение Пушкина «…Вновь я посетил…»
Бессоюзие – стилистическая фигура, основанная на опущении союзов, связывающих однородные члены или части сложного предложения. Придает речи динамичность, насыщенность. Напр.:
Ниже тоненькой былиночки
Надо голову клонить. (Н. Некрасов)
Лексика – словарный состав общенационального языка, индивидуального стиля того или иного писателя (исконная лексика, архаизмы, неологизмы, диалекты, профессиональная лексика, жаргоны, синонимы, омонимы и др.).
Лирический герой – образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания; художественный «двойник» автора, вырастающий из текста целого лирического цикла или всего творчества как жизненная роль, как лицо, наделенное индивидуальной судьбой, психологической отчетливостью внутреннего мира, а иногда и чертами пластического облика. Напр., лирический герой Есенина.
Мелодика – система интонаций (см.: «интонация»); элемент стиховой формы.
Метафора – троп, основанный на перенесении свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства или по контрасту.
«Тихо льется с кленов листьев медь…» (С. Есенин)
«Жизни гибельный пожар…» (А.Блок)/
Метод художественный (творческий) – это: 1/ способ воспроизведения действительности; 2/ способ выражения авторской позиции; 3/ способ эстетического воздействия на аудиторию; 4/ способ построения литературного текста. Творческий метод – всегда определенная система принципов художественного обобщения жизни (типизации, идеализации). Реализуется в стиле. В современном литературоведении «метод» нередко заменяют понятием «художественная система» (романтизм, реализм, модернизм и т.п. )
Метонимия – троп, основанный на замещении одного слова, понятия другим, имеющим вещественную связь с первым. Напр., «читать Пушкина» (вместо «читать книги Пушкина»); «Не то на серебре, – на золоте едал» (А. Грибоедов ) – на серебряной и золотой посуде.
Метр – общая схема звукового ритма, в силлабо-тонике – правильное стопосложение.
È - / È - / È - / È - /È
ШиПеНье ПеНистых БоКаЛов
И ПунШа ПЛамеНь ГоЛуБой… (А.Пушкин)
Аллюзия – стилистическая фигура: намек на реальное историческое, политическое, литературное явление, которое мыслится как общеизвестное и поэтому не называется. Напр., в стихотворении А.Блока «Пушкинскому Дому» строки «Всадник бронзовый, летящий // На недвижном скакуне» являются аллюзией на поэму Пушкина «Медный всадник».
Алогизм – намеренное нарушение в речи логических связей.
«Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строениями». (Н. Гоголь).
Амфибрахий – трехсложная стопа, в которой ударный слог располагается между двумя безударными.
È - È / È -È / È - È /
Не ветер/ бушует/ над бором…/ (Н. Некрасов)
Анакруса –
1/ сверхметрические безударные слоги в начале стиха, являющиеся «лишними» для данной стопы.
È - È / È - È / È - È / È -
Русалка / плыла по / реке го/лубой,
È/ È - È /È - È / È -
О/заряе /ма полной / луной. (M. Лермонтов)
2/ все безударные слоги, стоящие в начале стиха перед первым ударным.
Анапест – трехсложная стопа, в которой вслед за двумя безударными слогами располагается ударный слог.
È È - / È È - / È È - / È
О, весна,/ без конца/ и без кра/ю… (А.Блок)
Анафора –
1/ стилистическая фигура, основанная на повторении одного и того же слова или группы слов в начале нескольких рядом стоящих строк, строф, фраз.
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день. (А. Пушкин)
2/ повторение одинаковых звуков в начале нескольких слов /фоническая анафора – вид звукового повтора/;
3/ повторение одинаковых мотивов в начале эпизодов /композиционная анафора/.
Анахронизм – сознательное или ошибочное нарушение хронологического правдоподобия, перенесения явлений или событий из одной эпохи в другую.
Напр., в трагедии Шекспира «Антоний и Клеопатра» героиня (в I в. до н.э.) требует у служанки «бумаги и чернил».
Антитеза – стилистическая фигура, представляющая собой сопоставление резко контрастных или прямо противоположных определений.
Напр.: Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог! (Г. Державин)
Античное стихосложение – метрическое стихосложение, основанное на явлении изохронизма (равновременности); достигается упорядоченностью долгих и кратких слогов в стихе.
Архетипы – (греч. – первообраз, модель). В «аналитической психологии» и эстетике К.Юнга – универсальные психические схемы, бессознательно воспроизводимые и обретающие содержание в мифе, ритуале, актах психической деятельности, художественном творчестве. Образы-архетипы – древнейшие повторяющиеся образы-мотивы. Напр., архетипы «матери», «тени», «города» и др.
Архитектоника – внешняя организация литературного текста как единого целого: взаимосвязь и соотношение всех его частей, а также каждой части с целым. (Включается в более широкое понятие композиции).
Элементы архитектоники:
Надтекстовые: заглавие, эпиграф, посвящение.
Текстовые:
1/ динамическое изображение;
2/ статическое описание /характеристика/;
3/ диалог;
4/ монолог;
5/ внутренний монолог;
6/ письмо персонажа;
7/ авторская ремарка;
8/ лирическое отступление.
П
1/ портрет /паспортный, выразительный, отвлеченный; статический, динамический/;
2/ пейзаж /визуальный, акустический, осмический/;
3/ разговор;
4/ событие;
5/ сцена, эпизод.
Ш
Глава, часть, том, явление, акт, действие, произведение, дилогия, трилогия, тетралогия.
Ассонанс – 1/ повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков: Пара барабанов.
2/ неточная рифма, т.е. созвучие клаузул, в которых совпадают ударные гласные и не совпадают согласные. Напр.: рука – стена – удар – размах …
Ассоциативность в литературе – прием неожиданного композиционного связывания элементов художественного текста (деталей, образов, эпизодов, психологических состояний) на основе их сходства, смежности или контраста. В отличие от причинно-следственных связей, ассоциативность необычно соотносит разнородные явления, когда автор и читатель выявляют между ними неочевидные семантические связи
Белый стих – стих нерифмованный. Пример – стихотворение Пушкина «…Вновь я посетил…»
Бессоюзие – стилистическая фигура, основанная на опущении союзов, связывающих однородные члены или части сложного предложения. Придает речи динамичность, насыщенность. Напр.:
Швед, русский колет, рубит, режет. (А. Пушкин)
Богатая рифма – рифма, в которой согласные звуки совпадают и до и после ударного гласного: страх – кострах; излучается – случайность.
Венок сонетов – цикл стихотворений из 15 сонетов. В последнем, т.н. "магистральном", сонете сконцентрирован замысел всего произведения. Первая строка "магистрала" начинает первый сонет, заканчивающийся второй строкой магистрала; второй сонет начинается второй строкой магистрала и заканчивается его третьей строкой и т.д. В России писали Вяч. Иванов, В.Брюсов, М.Волошин и др.
Верлибр – (свободный стих) – стих, для которого характерна свободная структура: отсутствие метра, строфики, рифмы и некоторых других элементов. Отличается от прозы только наличием членения на стиховые отрезки. Напр.: А.Блок «Она пришла с мороза раскрасневшаяся…», М.Кузмин «Александрийские песни».
Версификация– стихосложение, а также учение о нем.
Вольный стих – сочетание разностопных стихотворных строк.
А судь/и кто? / За древ/ности/ю лет /
К свобод/ной жиз/ни их / вражда / непри/мири/ма… (А. Грибоедов)
Гекзаметр – в античном стихосложении – шестистопный дактиль; у русских поэтов – пятистопный дактиль с хореем. Цезура делит стих на полустишия.
- È È / - È È / - È // È/ - È È/- È È / - È
Все уж у/венчаны / гости; // и/ной обо/няет, заж/мурясь… (А. Пушкин)
Гипердактилическая рифма – рифма, имеющая в клаузуле более двух безударных слогов : подхватывая – подхохатывая .
Гипербола – троп, основанный на непомерном преувеличении силы, значения, размера изображаемого явления.
… раздирает рот
зевота