В связи с разными смысловыми или стилистическими оттенками
жертвовать что (приносить в дар конкретные предметы): жертвовать деньги, золотые вещи | жертвовать чем (идти на потерю, отказываться от чего-либо): жертвовать свободой, честью, жизнью |
заслужить что (переходный глагол заслужить имеет значение «своими поступками, деятельностью добиться положительной оценки»): заслужить доверие коллектива, заслужить выговор | заслуживать чего (непереходный глагол заслуживать имеет значение «быть достойным чего-нибудь»): Предложение заслуживает внимания. |
знать что, говорить что, сообщать что (в полном объеме, основательно): знать свое ремесло, говорить правду, напоминать сказанное, сообщить нужные сведения | знать о чем, говорить о чем, сообщить о чем (в общем виде, поверхностно): знать о случившемся |
наблюдать что (проводить наблюдение, смотреть): наблюдать солнечное затмение | наблюдать за чем (иметь надзор): наблюдать за поведением учеников |
поражаться чем (восхищаться): поражаться величием и красотой сооружения. | поражаться чему (удивляться): поражаться его отваге |
придать что (дать в дополнение, прибавить): придать отряду артиллерию | придать чего (усилить качество, свойство): придать бодрости и силы |
согласиться на что (дать согласие на что-нибудь): согласиться на предложение, противники согласились на ничью | согласиться с чем (выразить солидарность): согласиться с мнением рецензента; согласиться о чем (договориться-в офиц. стиле речи): участники совещания согласились о следующем … |
соревноваться за что: соревноваться за право участия в конкурсе | соревноваться на что: соревноваться на первенство факультета соревноваться в чем: соревноваться в беге, в плавании |
Запомните: вариантами, не соответствующими норме, являются следующие: говорить за возможность, тормозить подъему, радоваться за успехи, тревожиться о брате, беспокоиться за мать, оплатить за проезд, способен к чувству, направлять усилия к чему-либо.
3. Управление при однородных членах предложения
Необходимо правильно осуществлять выбор падежной формы при однородных членах предложения, соединенных союзом и.
Нельзя: В цехе производится уход и ремонт оборудования.
Уход за чем? – за оборудованием.
Ремонт чего? – оборудования.
Правильно: В цехе производится уход за оборудованием и ремонт.
4. Типичные ошибки в структуре предложения
Нарушение границы предложения: Мастер предложил изготовить специальный желоб из листового металла, который установлен на подставках. Надо: Мастер предложил изготовить из листового металла специальный желоб, который будет установлен на подставках.
Ошибки в предложениях с причастным оборотом: Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. (Проваливающимся под ногами снегом
Ошибки в предложениях с деепричастным оборотом: Читая сказки Пушкина, меня восхищает в них все. (Когда я читаю сказки…).
В случаях 2 и 3 следите за связью слов в предложении. Проверьте, что входит в причастный и деепричастный оборот.
Нарушение связи с подлежащим и сказуемым: Но не вечно ни юность, ни лето. (Но не вечны…).
Ошибки в построении предложений с однородными членами Чай пью с лимоном и с удовольствием. (Я с удовольствием пью чай с лимоном).
Ошибки в построении сложного предложения: Который человек бережет свою честь, он не сделает подлости. (Человек, который бережет свою честь, не сделает подлости).
Контрольные тестовые задания по синтаксическим нормам
Выберите предпочтительный вариант согласования сказуемого с подлежащим.
1. Любому из нас одинаково … как критика, так и одобрение. | А. необходима Б. необходимы |
2. Мне нравится спокойствие и деловитость, с которыми вице-премьер Голикова … заседание кабинета министров. | А. провел Б. провела |
3. В Москву … госсекретарь США Кондализа Райс. | А. прибыл Б. прибыла |
4. Еще сорок один человек … на курсах компьютерной грамотности. | А. занимался Б. занимались |
5. Ряд сотрудников крупной фирмы … на стажировку за границу. | А. направлен Б. направлены |
6. За последний год в Университете педагогического мастерства … специальность учителя тысяча человек. | А. получили Б. получила |
7. Кто из девушек, впервые выходящих на подиум, … бы не волноваться? | А. смог Б. смогла |
8. Большая часть допущенных к экзаменационной сессии … студенты нашей группы. | А. была Б. были |
9. На лекцию … полгруппы. | А. опоздало Б. опоздали |
10. После окончания университета незаметно … четыре года. | А. пролетели Б. пролетело |
11. Девушка-оператор быстро … меня с абонентом. | А. соединил Б. соединила |
12. Перу … на северо-западе Южной Америки. | А. расположен Б. расположено |
13. Библиотека-музей … неизвестные рукописи М. Зощенко. | А. приобрела Б. приобрел |
14. Декан факультета, и в первую очередь заместитель декана и диспетчеры, строго … за успеваемостью студентов. | А. следит Б. следят |
15. Выписка и выдача документов … ежедневно с 8 00 до 15 00. | А. производятся Б. производится |
16. В купе ехали четыре … девушки. | А. молодых Б. молодые |
Выберите вариант, соответствующий синтаксической норме (управление).
17. Обычно до ближайшего города мы едем ... . | А. поездом Б. на поезде. |
18. В нашем рекламном агентстве он всегда слыл … . | А. чудаком Б. за чудака |
19. Главный бухгалтер высказала замечание … . | А. в мой адрес Б. по моему адресу. |
20. Собранные факты говорят … , что преступ-ление было совершено умышленно. | А. о том Б. за то |
21.В турагентстве говорили … в Египет. | А. о поездке Б. относительно поездки |
22. Он был самой творческой личностью … нашего отдела. | А. среди сотрудников Б. между сотрудниками |
23. Мне пришлось взять академический отпуск … болезни. | А. ввиду Б. вследствие |
24. Рекламная кампания прошла успешно … грамотной организации. | А. благодаря Б. за счет |
25. Когда мы с сестрой уезжаем в командировку, родители очень скучают … . | А. по нам Б. по нас |
26. Предоставить Ивановой Л. В. неоплачиваемый отпуск согласно … . | А. личному заявлению Б. личного заявления |
27. Сергея Петрова назначили начальником отдела продаж вопреки … большинства сотрудников. | А. желанию Б. желания |
28. Не могу не отметить … операционистов отдела кредитов. | А. отличную работу Б. отличной работы |
29. Я едва не пропустил … по математике. | А. занятия Б. занятие |
30. Весь семестр она не получала … . | А. стипендии Б. стипендию. |
31. После случившейся трагедии никто не посещал … . | А. этого места Б. это место |
32. Эти мероприятия тормозят … производительности труда. | А. подъему Б. подъем |
33. Он очень беспокоился … . | А. о матери Б. за мать |
34. Герои Достоевского способны … . | А. к глубоким чувствам Б. на глубокие чувства. |
35.Руководство фирмы поставило задачу … потребительского спроса. | А. изучения Б. по изучению |
36. Депутаты высказали свою точку зрения … . | А. на эту проблему Б. по этой проблеме |
37. Преподаватель написал отзыв … . | А. о моем реферате Б. на мой реферат. |
38. Личное обаяние, организаторские способности – все это характерно … . | А. для политических лидеров Б. политическим лидерам |
39. Она решила демонстрировать явное превосходство … . | А. надо мной Б. передо мной. |
40. Действиями полярников-исследователей руководила вера … . | А. в успехе Б. в успех. |
41. Необходимо оплачивать … водителю автобуса. | А за проезд. Б. проезд |
42. Я согласен … . | А. на мнение рецензента Б. с мнением рецензента |
43. Пушкин был поражен … природы Кавказа. | А. красотой Б. красоте |
44. Наши фигуристы недаром были удостоены на Олимпиаде … . | А. высокой награды Б. высокой наградой |
Список литературы
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г.Культура и искусство речи. – Ростов-на-
2. Дону., 1995.
3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского языка. – М., 1989.
4. Культура русской речи: учебник для вузов / Под.ред.Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 1999.
5. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. –
6. М., 1996.
7. Русский язык и культура речи. Учебник для вузов. / Под ред. В.Д. Черняк – М., 2005.
8. Розенталь Д.Э. Управление в русском языке: словарь- справочник. –
9. М., 1986.
10. Розенталь Д. Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – М., 1996.
11. Галлингер И. В. Культура речи. – М., 1994.
12. Культурно-речевая ситуации в России. – Екатеринбург,2000.
13. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение – М., 1982.
Дополнительная литература
1. Граудина Л. К. Русская риторика. Хрестоматия. – М., 1996.
2. Клюев Е. В. Речевая коммуникация. – М., 1998.
3. Михальская А. К. Основы риторики. Мысль и слово. – М., 1996.
4. Кохтев Н. Н. Основы ораторской речи. – М., 1993.
5. Ханин М. И. Как научиться красиво и правильно говорить. – СПб., 1997.
Содержание
Методические рекомендации…………………………………………………3
I. Язык и речь. Культура речи…………………………………………….. 4
Язык, речь и культура речи как лингвистические понятия………………... 4
Литературный язык и культура речи…………………………………………7
Нормы языка. Нормативный аспект культуры речи………………………. 10
Коммуникативный и этический аспекты культуры речи…………………. 14
II. Нормы современного русского языка……………………………….. 20
1. Лексика. Лексические нормы……………………………………………. 20
Контрольные тестовые задания по лексическим нормам ………….…….. 34
2. Орфоэпия. Акцентологические нормы…………………………………. 39
Контрольные тестовые задания по орфоэпическим
и акцентологическим нормам……………………………………………… 47
3. Морфологические нормы………………………………………………... 51
Имя существительное………………………………………………………. 58
Имя прилагательное………………………………………………………… 63
Имя числительное…………………………………………………………... 71
Местоимение………………………………………………........................... 75
Глагол………………………………………………………………………... 82
Контрольные тестовые задания по морфологическим нормам………….. 91
4. Синтаксические нормы………………………………………………….. 94
Трудные случаи согласования членов предложения……………………. 94
Управление. Выбор формы управляемого слова.……………………… .. 103
Контрольные тестовые задания по синтаксическим нормам……………. 117
Список литературы…………………………………………………………. 120
Учебное издание
Полякова Лариса Валерьевна