Основные методы изучения памяти в классической психологии.

Первые экспер. методы изучения мнемических процессов были предложены Эббингаузом (далее Э).

Чтение книги Г. Фехнера натолкнуло Эббингауза на мысль о возможности изучения высших психических процессов и особенно памяти.

В 1885 г. Э. опубликовал фундаментальный труд, в котором он описал метод заучивания и метод сбережения. В 1902г. Разработал метод антиципации или метод “подсказки”. В дальнейшем к этим классическим методам прибавились новые методы в духе экспериментальной традиции, начало которой положил Эббингауз. Упомянем метод воспроизведен­ных элементов Болтона (1892), метод парных ассоциаций Калкинса (1894), метод реконструкции Мюнстерберга и Бигхэма (1894), методы уравнивания в заучивании Вудвортса (1914) и метод узнавания, применявшийся с 1886 года Вольфом и модифицированный Вине и Анри в 1894 году.

1.Метод заучивания Эббингауза

Цель - добиться полного усвоения испытуемым материала, который требуется заучить. критерий усвоения -первое безошибочное воспроизведение материала или, при более строгом подходе, два безошибочных последовательных воспроизведения.

Он состоит в многократном предъявлении в постоянном темпе определенного материала, чередующегося в пе­риод между двумя последовательными предъявлениями вос­произведением удержанных в памяти элементов.

При этом методе можно получить два показателя, характеризующих скорость заучивания: количество проб и время, необходимое для полного заучивания материала. При этом можно установить кривую научения: на абсциссе -число проб, а на ординате — число элементов, правильно воспроизведенных при каждой пробе.

2.Метод постоянного числа предъявлений

Цель- добиться как можно большего числа правильно воспроизведенных элементов материала, который требуется заучить.

Вместо критерия усвоения принимают постоянный для всех испытуемых критерий упражнения. Этот критерий представляет собой определенное число предъявлений материала, которое заранее устанавливается экспериментатором.

Сразу же или спустя некоторое время после окончания предъявлений определяют количество запомненных элементов материала методом воспроизведения (устно или письменно) или методом узнавания.

Число правильно воспроизведенных каждым испытуемым элементов составляет показатель его запоминания; число правильно идентифицированных элементов — показатель его узнавания. Этот метод, удобный при применении в больших группах испытуемых, используется весьма часто.

3.Метод уравнивания в заучивании Вудвортса

Цель и содержание - уравнивание для всех испытуемых числа правильных воспроизведений, получаемых во время заучивания. С этой целью каждое предъявление материала сопровождается воспроизведением удержанных элементов. Однако, как только какой-нибудь элемент воспроизводится правильно, экспериментатор исключает его из материала. Таким образом, следующее предъявление включает в себя лишь те элементы, которые не были еще объектом правильного воспроизведения. Эксперимент продолжается до тех пор, пока один раз (и только один) не будут правильно воспроизведены все элементы материала, т.е. критерий усвоения – безошибочное воспроизведение. Показатели – количество проб и время.

4.Метод антиципации Эббингауза

Цель- изучение ассоц. механизмов памяти.

Испытуемому один или несколько раз предъяв­ляются элементы материала, сгруппированного в ряды: а → b → с → d и т. д., после чего он должен постараться воспро­извести их, соблюдая установленный порядок. В случае ошибки экспериментатор поправляет испытуемого; если же испытуемый не может воспроизвести нужный элемент, экспериментатор «подсказывает» ему его. Эта процедура обычно продолжается до первого безошибочного воспроизведения данного ряда –это критерий усвоения.

4 показателя: 1) общее время заучивания; 2) число проб, необходимых для достижения критерия усвоения; 3) число ответов, правильно антиципированных в каждой пробе; 4) число ошибок в каждой пробе.

5.Метод парных ассоциаций Калкинса

Цель- исследование механизмов запоминания.

Элементы материала для запоминания располагаются попарно. Первый элемент играет роль стимула, второй-ответа. Необходимо запомнить пару т.о. , чтобы при предявлении первого члена воспроиводился второй. Критерий усвоения- безошиб. Воспоизведение.

4 показателя: 1) общее время заучивания; 2) число проб, необходимых для достижения критерия усвоения; 3) число ответов, правильно антиципированных в каждой пробе; 4) число ошибок в каждой пробе.

6.Метод узнавания

Цель- просмотреть всю совокупность элементов и идентифицировать те, которые требуется заучить, по мере того как они будут встречаться.

Элементы материала, подлежащего заучиванию, располагаются в порядке, который испытуемый не может предугадать,среди новых, но однородных элемен­тов (заучиваемые слоги смешиваются с другими слогами, прилагательные с другими прилагательными, рисунки с другими рисунками и т. д.).

Критерий усвоения-прав. угадывание.

Показатель- число узнаваний с поправкой на случайность. Основные методы изучения памяти в классической психологии. - student2.ru

где Rс — показатель окончательного узнавания, В — число правильных идентификаций, М — число ошибочных иденти­фикаций и n — общее число предъявлений.

7.Метод реконструкции Мюнстерберга и Бигхэма

Заучиваемые элементы предъявляются в одном и том же порядке, который требуется запомнить во время за­учивания. После окончания заучивания испытуемому предъ­являют те же элементы, но в ином порядке. Задача испыту­емого заключается в том, чтобы расположить их в первона­чальном порядке.

Показатель заучивания-расположение элементов в их первоначальном порядке.

Адекватный показатель- коэффициент корреляции между правильной классификацией стимулов и классификацией, осуществляемой испытуемым.

8. Метод сбережения Эббингауза

Цель- изучение динамики изменения памяти (и особенно забывания) во времени.

Процедура состоит из 2 этапов. 1 этап-предьявл. слоги неоходимо запомнить.2 этап-повториь их.

Критерий усвоения- 2х кратное воспроизведение.

Повторное заучивание должно удовлетворять двум усло­виям: а) оно должно осуществляться тем же методом, с помощью которого происходило первоначальное заучивание; б) испытуемый снова должен достигнуть того же критерия усвоения, который был установлен при заучивании.

Различие между числом проб при первоначальном и по­вторном заучивании составляет величину абсолютного сбе­режения упражнения.

Показатель-

Основные методы изучения памяти в классической психологии. - student2.ru

где ес — относительное сбережение, Еa — число проб при заучивании, Еr — число проб при повторном заучивании, J — число правильных проб.

9. Метод угадывания Мюллера

Критерий усвоения- безошибочное воспроизведение.

Процедура –предьявляется ряд., который необходимо дополнить пропущенными элементами.

Показатели – количество проб и время.

Наши рекомендации