Индивидуальные особенности памяти. Методы изучения и оценки характеристик памяти. Мнемотехника.

Нет строгой закономерности между тем, как быстро запоминает и как долго помнит. Чаще встречается положительная связь между прочностью и скоростью запоминания, т. е. тот, кто быстро заучивает, дольше и помнит, но наряду с этим наблюдается и обратное соотношение. Нет также никакой определенной взаимосвязи между скоростью и точностью запоминания.

Другая группа индивидуальных различий касается типов памяти. Тип памяти определяет то, как человек запоминает материал,— зрительно, на слух или пользуясь движением. Некоторые люди, для того чтобы запомнить, нуждаются в зрительном восприятии того, что они запоминают. Это люди так называемого зрительного типа памяти. Другим для запоминания нужны слуховые образы (это слуховой тип памяти). Существуют люди, которые, для того чтобы запомнить, нуждаются в движениях или речевых движениях (это двигательный тип памяти или рече-двигательный).

Но ярко выраженный один тип памяти встречается редко. Как правило, большинство людей обладает смешанными типами. Встречаются слухо-моторный, зрительно-двигательный, зрительно-слуховой тип памяти. Смешанный тип памяти повышает вероятность быстрого и долговременного заучивания. Так же, участие в процессах памяти нескольких анализаторов ведет к большей подвижности в использовании образованных систем нервных связей: например, человек не вспомнил что-то на слух, но смог вспомнить зрительно. Поэтому необходимо, чтобы человек запоминал информацию разными способами: путем прослушивания, чтения, рассматривая иллюстрации, делая зарисовки, наблюдая и т. д. Тип памяти зависит не только от природных особенностей нервной системы, но и от воспитания. На уроке активизируется деятельность разнообразных анализаторов учащихся, тем самым воспитывается смешанный тип памяти у детей. У взрослых людей тип памяти может зависеть от характера их профессиональной деятельности.

Но типы памяти следует отличать от видов памяти. Виды памяти определяются тем, что мы запоминаем. А так как любой человек запоминает все: и движения, и образы, и чувства, и мысли, — то разные виды памяти присущи всем людям и не составляют их индивидуальной особенности. В то же время тип памяти характеризует то, как мы запоминаем: зрительно, на слух или двигательно. Поэтому тип памяти представляет собой индивидуальную особенность данного человека. У всех людей есть все виды памяти, но каждому человеку присущ какой-либо определенный тип памяти.

Принадлежность к тому или иному типу в значительной мере определяется практикой заучивания, т. е. тем, что именно приходится запоминать данному человеку и как он приучается запоминать. Поэтому память определенного типа может быть развита с помощью соответствующих упражнений.

Мнемотехника (определение в новых современных системах запоминания) — система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти.

Мнемотехника применяется для запоминания незапоминаемой информации. Например, когда нужно запомнить последовательность двухсот цифр, список из 50-100 телефонных номеров, хронологическую таблицу, план-конспект речи, сборник анекдотов, новые иностранные слова, грамматические правила и т. п. Методы мнемотехники позволяют абсолютно точно воспроизводить последовательность информации. Так, ряд чисел может быть воспроизведён мнемонистом как в прямом, так и в обратном порядке.Технический арсенал современной мнемотехники состоит из набора унифицированных приёмов запоминания, позволяющих запоминать разные сведения однотипно. Основной способ запоминания — приём образования ассоциации (связка образов, кодирующих элементы запоминаемой информации).Мнемоника позволяет запоминать информацию с однократного восприятия каждого элемента. Например, 100 случайных слов (чисел) можно запомнить последовательно с интервалом в среднем в 6 секунд.

При заучивании учебных дисциплин (физика, биология и т. п.) мнемотехника обеспечивает очень глубокое понимание материала, поскольку методы запоминания предписывают создавать в воображении яркие образные иллюстрации для понятий и определений.В современной трактовке мнемоника обозначает всю совокупность приемов и методов запоминания информации, применяемых в той или иной системе, а термин мнемотехника трактуется как практическое применение методов, определённых в данной конкретной мнемонике.

Основные приёмы:-Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации-Рифмизация-Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных-Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией.

16.Свойства внимания: концентрация внимания Концентрация внимания - способность долго удерживать в фокусе внимания какую-то деятельность или объект. Определение скорее охватывает внешние свойства.Концентрация внимания это, по сути дела, отражение (стимульной?) прочности функциональной системы, которая обеспечивает текущую деятельность. (то, насколько прочна и не подвержена внешним воздействиям функциональная система).Роль концентрированного внимания может быть различна. С одной стороны, оно необходимо для более полного и глубокого исследования того или иного познаваемого объекта,вносит ясность в представления человека о том или ином предмете, его назначении,конструкции,форме; а с другой стороны, чрезмерная концентрация внимания приводит к резкому сужению поля внимания, что создает трудности в восприятии других важных объектов.

Показателем прочности любой системы является величина силы, требуемая для разрушения . В качестве количественной меры прочности функциональной системы, а именно степени концентрации внимания, будет величина того воздействия, которое достаточно для того, чтобы функциональная система разрушилась, и на место этой разрушенной системы встала новая, которая будет обеспечивать ответную реакцию на это разрушающее воздействие.

Методы, использующиеся для оценки степени концентрации внимания :

Испытуемый выполняет какую-то основную деятельность и одновременно с этим начинают подаваться звуковые раздражители, начиная с почти пороговых. Постепенно величина сигнала усиливается, до того момента, пока испытуемый не отвлечется от основной деятельности.

Оценивая концентрацию внимания по величине звукового стимула достаточного чтобы функциональная система, обеспечивавшая прежнюю деятельность разрушилась и появилась новая функциональная система, обеспечивающая реакцию на этот звуковой раздражитель.

Прочность функциональной системы может быть очень высокой, человек может настолько сконцентрироваться на чем-то, что он почти полностью перестает реагировать на то, что происходит вокруг.



Наши рекомендации