Лекция 2-3. Основы стиховедения.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Факультет филологии и медиакоммуникаций
Кафедра русской и зарубежной литературы
«Утверждаю»
Проректор по учебной работе
_______________ Т.Ю. Стукен
«_____» ________________ 20__ г.
Рабочая программа дисциплины
«Основы филологии: введение в литературоведение»
цикл ФГОС ВПО Б2 часть обязательная
к следующим образовательным программам
по направлению подготовки бакалавра
Направление подготовки / специальность | Шифр направления подготовки / специальности | Форма обучения |
филология | 032700.62 | очная |
г. Омск – 20__ г.
Программа дисциплины «Основы филологии: введение в литературоведение»
Разработана: Подгорной И.П. старшим преподавателем кафедры русской и зарубежной литературы
Программа рассмотрена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы (протокол № ___ от «___» _____________ 20__ г.)
Зав. кафедрой русской и зарубежной литературы ___________________ / Соломонова В.В./
Программа разработана в соответствии с федеральным(и) государственным(и) образовательным(и) стандартом(амии) высшего профессионального образования РФ и согласована с факультетами/институтами, осуществляющими профессиональную подготовку по этим направлениям подготовки/специальностям:
Декан факультета
филологии и медиакоммуникаций ____________________________ / Иссерс О.С./
1. Цели освоения дисциплины:
Целями освоения дисциплины «Введение в литературоведение» являются овладение основными теоретико-литературными понятиями и терминами, а также умение пользоваться ими при обращении к конкретному литературному явлению (произведению, творчеству какого-либо автора, литературному процессу в целом), анализируя и интерпретируя литературные факты и события.
Основные задачи:
- раскрыть важность знания и понимания основных литературоведческих категорий и терминов в изучении истории литературы и самостоятельных научных исследованиях.
- показать неповторимость каждого художественного произведения, невозможность схематического подхода к анализу текста.
Реализация поставленных задач осуществляется исследованием художественных текстов в единстве содержания и формы.
2. Место дисциплины в структуре ООП вуза
Введение в литературоведение изучается в первом семестре первого курса, являясь, таким образом, и пропедевтической и базовой дисциплиной для последующего постижения всех литературоведческих курсов. Введение в литературоведение непосредственно связано с Практикумом по анализу художественного текста. Основные разделы курса: филология и литературоведение как научные дисциплины; стиховедение; литература как искусство; литературное произведение; типология литературы.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
ОК – владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1)
Коды компетенций | Название компетенции | Краткое содержание/определение и структура компетенции. Характеристика (обязательного) порогового уровня сформированности компетенции у выпускника университета | Средства и технологии оценивания |
ОК-1 | Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения | Владение культурой философского мышления Знает: - основные направления осмысления отношений человека и мира - основные философские категории, используемые для описания и объяснения реальности; - основные принципы организации философского дискурса; - различные дискурсивные практики философии; - основные этапы развития, направления и течения философии; - основы онтологии и теории познания; - основы логики и теории аргументации; - и понимает специфику философии как способа познания и духовного освоения мира - содержание представлений об отношениях науки и философии; - содержание представлений о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального; - философские проблемы в области профессиональной деятельности | Устный опрос, тестирование, коллоквиум, собеседование по лекциям, прочитанной литературе |
Умеет: - проблематизировать мыслительную ситуацию, репрезентировать ее на уровне проблемы; - корректно вести диалог по актуальным мировоззренческим вопросам; - основы онтологии и теории познания; - основы логики и теории аргументации; - определять пути, способы, стратегии решения проблемных ситуаций в социальной жизни; - определять современное значение философских идей прошлого; - определять конкурентность и взаимодополняемость различных концепций по отдельным мировоззренческим проблемам; - логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; - использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений; - непредвзято, многомерно оценивать различные философские, научные, религиозные, общественные, идейные течения, направления и школы; - выявлять философские проблемы в своей профессиональной деятельности. | Выступления на семинарских занятиях, реферат, рецензирование и аннотирование научной литературы, письменные работы по вопросам семинаров, эссе | ||
Владеет: - приемами ведения дискуссии, полемики, диалога; - способами выявления онтологического и гносеологического аспектов решаемых проблем; - навыками работы с философскими текстами; - навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения; - опытом участия в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера; - опытом решения философских проблем в сфере профессиональной деятельности; - опытом создания философского текста. | Устный опрос, тестирование, собеседование, курсовая работа, эссе, написание научной статьи, выступление на конференции, участие в социальных проектах (проектная деятельность) | ||
Пороговый уровень: знает: - основные направления осмысления отношений человека и мира - основные философские категории, используемые для описания и объяснения реальности; - основные принципы организации философского дискурса; - основные этапы развития, направления и течения философии; - философские проблемы в области профессиональной деятельности | Устный опрос, тестирование, собеседование по лекциям | ||
умеет: - проблематизировать мыслительную ситуацию, репрезентировать ее на уровне проблемы; - корректно вести диалог по актуальным мировоззренческим вопросам; - определять современное значение философских идей прошлого; - логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; - непредвзято, многомерно оценивать различные философские, научные, религиозные, общественные, идейные течения, направления и школы | выступления на семинарах, письменные работы по вопросам семинаров, эссе | ||
владеет: - приемами ведения дискуссии, полемики, диалога; - навыками работы с философскими текстами; - навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения | выступления на семинарах, письменные работы по вопросам семинаров, коллоквиум, экзамен |
ОК – осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8)
Код компетенции | Название компетенции | Краткое содержание / определение и структура компетенции. Характеристика порогового уровня сформированности компетенций у выпускников университета | Средства и технологии оценивания |
ОК-8 | Осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности | Знает: - роль и значение своей будущей профессии в современном обществе - понятия «профессиональная деформация», «профессиональное выгорание». - механизмы, факторы развития и преодоления феномена профессионального выгорания - понятие и виды мотивации, методы и приемы ее изменения. - собственное отношение и представления о будущей профессиональной деятельности. - профессионально важные качества. Умеет: - оценивать значимость и необходимость собственной будущей профессии для решения актуальных задач современного общества. - распознавать внешние и внутренние факторы профессиональной деформации и профессионального выгорания. - понимать собственное отношение к будущей профессиональной деятельности и ее роли в системе интересов личности. Владеет: - методами повышения мотивации и самомотивации в профессиональной деятельности. техниками профилактики профессионального выгорания. | Коллоквиум Деловые игры Решение кейсов Выступление на семинаре Зачет |
Пороговый уровень: Знает понятие и виды мотивации. Знает понятия «профессиональная деформация», «профессиональное выгорание». Знает профессионально важные качества, необходимые для осуществления профессиональной деятельности. Умеет распознавать внешние и внутренние факторы профессиональной деформации и профессионального выгорания. Владеет методами повышения мотивации в профессиональной деятельности. |
ПК – Способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка и литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологи (ПК-1)
Код компетенции | Название компетенции | Краткое содержание/определение и структура компетенции. Характеристика порогового уровня сформированности компетенции у выпускников университета | Средства и технология оценивания |
ПК-01 | Способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка и литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологи | Решение научно-инновационных задач Знает:- основные положения, концепции и базовую терминологию истории и теории отечественной литературы и языкознания, текстологии и коммуникации; - периодизацию литературного процесса и истории русского языка, основные закономерности их эволюции; - различные аспекты изучения текста; - современное состояние и новейшие достижения отечественной филологии; - тенденции формирования развивающихся филологических направлений, актуализирующих проблемы русского национального характера, ментальности и культуры; - тенденции развития смежных областей знаний. | Контрольная работа Выступление на семинаре Коллоквиум Тестирование |
Умеет: - применять теоретические основы филологической науки для интерпретации литературных фактов и языковых явлений; - формулировать теоретические задачи и положения для разработки собственных научных исследований; - использовать теоретические знания для анализа художественного текста как литературного произведения и лингвистического феномена;- ориентироваться в языковой ситуации периода, в который создан тот или иной текст, в характере разных литературных и языковых традиций и их реализации в тексте. | Зачет Экзамен Защита курсовой работы | ||
Владеет: - методологией научного исследования; -разнонаправленными методиками анализа художественного текста в синхроническом и диахроническом аспектах. | Реферат Эссе Междисциплинарный экзамен | ||
Пороговый уровень: Знает систему норм русского литературного языка, экстралингвистические и языковые особенности функциональных стилей русского литературного языка. Умеет отбирать и организовывать языковые средства в соответствии с задачами коммуникации. Владеет принципами и приемами редактирования текстов разных стилей и жанров. | Контрольная работа Тестирование Реферат Курсовая работа или ВКР Отчет по НИР Итоговая государственная аттестация |
ПК – Владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК- 2)
Код компетенции | Название компетенции | Краткое содержание/определение и структура компетенции. Характеристика порогового уровня сформированности компетенции у выпускников университета | Средства и технология оценивания |
ПК-02 | Владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий | Знает: - структуру и содержание лингвистической и литературоведческой терминосистемы; - факты и явления истории русского языка и литературного процесса; - программные средства в компьютерных сетях. | Контрольная работа Выступление на семинаре Коллоквиум Тестирование |
Умеет: -анализировать языковые единицы разного уровня и литературные особенности текстов в синхронии; - анализировать языковые единицы и литературные факты в ретроспективном отношении; - интерпретировать систему образно-выразительных средств выражения; - использовать Интернет-ресурсы и создавать базы данных. | Экзамен | ||
Владеет: -навыками сбора и систематизации материала; -навыками комплексного анализа языковой единицы на разных лингвистических уровнях; - методикой объяснения важнейших исторических изменений русского языка и литературного процесса; - навыками подготовки тематических презентаций (в том числе на электронном носителе) | Реферат | ||
Пороговый уровень: Знает факты и явления истории русского языка и литературного процесса, возможности их программно-компьютерного воплощения. Умеет интерпретировать языковые единицы и литературные факты в рамках традиционной методологии и современных информационных технологий. |
ПК – Владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7 )
Код компетенции | Название компетенции | Краткое содержание/определение и структура компетенции. Характеристика порогового уровня сформированности компетенции у выпускников университета | Средства и технология оценивания |
ПК-7 | Владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем | Знает: - жанровые нормы аннотации, простого информационного реферата и реферата-обзора -правила составления библиографических списков -приемы библиографического описания -основные поисковые системы Умеет: -написать аннотацию, простой информационный реферат и реферат- обзор -составить библиографический список в соответствии с действующим ГОСТом -правильно оформить ссылку, сноску -найти научную литературу по теме исследования пользоваться различными, в том числе электронными, каталогами Владеет: -навыками смысловой компрессии научного текста -навыками составления вторичных текстов в сфере науки -различными вариантами представления научного контекста в актуальных для студента жанрах (курсовая и бакалаврская работа , научная статья) | Контрольная работа Участие в семинарах, студенческих конференциях |
Пороговый уровень: Знает правила написания аннотаций, рефератов, обзоров; правила составления библиографических списков Умеет самостоятельно написать аннотацию, информационный реферат, реферат-обзор; умеет составить библиографический список. Владеет основными приемами составления вторичных текстов в сфере научной деятельности. |
ПфК – Понимание закономерностей литературного процесса, художественного значения литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определение художественного своеобразия произведений и творчества писателя в целом (ПфК- 21)
Код компетенции | Название компетенции | Краткое содержание/определение и структура компетенции. Характеристика порогового уровня сформированности компетенции у выпускников университета | Средства и технология оценивания |
ПфК-21 | Понимание закономерностей литературного процесса, художественного значения литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определение художественного своеобразия произведений и творчества писателя в целом | Знает: - важнейшие этапы развития европейского литературного процесса; - отличительные признаки главных общеевропейских художественных систем; - особенности строения художественного произведения, отдельных уровней его организации; - основные стиле- и жанрообразующие факторы; Умеет: - анализировать художественное произведение с учетом его историко-культурного контекста и национальной специфики; -на основе художественных особенностей произведения определять его принадлежность к той или иной художественной системе (направлению, течению, школе); - выявлять жанрово-стилевое своеобразие художественного произведения; Владеет: - навыками литературоведческого анализа художественного произведения; - теоретико-литературной терминологией Пороговый уровень: Знает особенности строения художественного произведения, отличительные признаки художественных систем. Умеет анализировать художественное произведение с учетом его культурно-исторической и национальной специфики Владеет навыками литературоведческого анализа художественного произведения | контрольная работа, реферат, Зачет, экзамен. |
4. Тематический план (с распределением общего бюджета времени)
Общая трудоемкость дисциплины 4 зачетные единицы; 128 часов.
Раздел дисциплины, содержание | Объем часов (по видам работы) | ||||||||
Аудиторные занятия | Самостоятельная работа студентов | ||||||||
Всего | в том числе | Всего | в том числе | ||||||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | Другие виды занятий, в т.ч. промежуточная аттестация | Курсовая работа (проект) | Индивидуальные задания | Другие виды СРС, в т.ч. подготовка к зачету, экзамену | |||
1. Филология и литературоведение как научные дисциплины | |||||||||
2. Стиховедение | |||||||||
3. Литература как искусство | |||||||||
4. Литературное произведение | |||||||||
5. Типология литературы. | |||||||||
Всего: | 72 (в том числе36 СРСЭ |
Формы промежуточного и итогового контроля: текущий контроль в форме индивидуальных консультаций (проверка чтения научно-исследовательской и справочной литературы; проверка тетрадей с записью лекций, знания тем, вынесенных на самостоятельное изучение; опрос в ходе практических занятий), промежуточный контроль – экзамен.
5. Содержание дисциплины
Раздел 1. Филология и литературоведение как научные дисциплины
Лекция 1. Филология и литературоведение как научные дисциплины.
Специфичность филологического знания. С.С. Аверинцев об «инонаучности» филологии. Филология как «служба понимания». Литературоведение в ряду других филологических дисциплин. Проблема взаимоотношения литературы и литературоведения. Основные разделы литературоведения. Теория литературы, ее категории и понятия. Поэтика.
Литература:
1.Аверинцев С. С. Филология.// Литературный энциклопедический словарь. М.,1987.
2.Лихачев Д. С. Еще о точности литературоведения.// Лихачев Д. С. Литература – реальность – литература. Л., 1981.
3.Бахтин М.М. К методологии литературоведения.// Контекст – 1974. М., 1975.
4.Уэллек Р., Уоррен О. Литературная теория, история литературы, критика.// Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. М., 1978.
Раздел 2. СТИХОВЕДЕНИЕ.
Раздел 3. ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО.
Литература для обязательного конспектирования.
1. Аверинцев С. С. Филология.// Литературный энциклопедический словарь. М.,1987.
2. Жирмунский В. М. Задачи поэтики. Поэтика А. Блока.// Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977
3. Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды.// Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: в 13 т. М., 1954. Т. 5.
4. Мукаржовский Ян. Искусство.// Мукаржовский Ян. Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994.
5. Бахтин М. М. К методологии гуманитарных наук.// Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
6. Лотман Ю. М. Некоторые вопросы общей теории искусства.// Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994.
7. Тынянов Ю. Н. О литературной эволюции.// Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. Л., 1977.
8. Успенский Б. А. Поэтика композиции.// Успенский Б. А. Семиотика искусства. М., 1995. (две – три главы).
7. Учебно-методическое обеспечение
Основная литература
- Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные термины и понятия./Под ред. Л. В. Чернец. М.,2000 (20 экз.)
- Введение в литературоведение./Под ред. Л. В. Чернец. М., 2004 (13 экз.).
- Хализев В. Е. Теория литературы. М., 2007 (13 экз.)
Рекомендуемая литература:
- Краткая литературная энциклопедия. Т. 1 – 9. М., Л., 1962 – 1978.
- Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
- Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1987.
- Квятковский А. П. Поэтический словарь. М.,1966.
- Эстетика. Словарь. М., 1989.
- Тамарченко Н. Д. Теоретическая поэтика. М., 2002.
- Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.
- Современное зарубежное литературоведение. Концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М., 1996.
- Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.
- Жирмунский В. М. Введение в литературоведение. СПб., 1996.
- Введение в литературоведение. Хрестоматия./ Под ред. П. А. Николаева. М.,1997.
- Хализев В. Е. Теория литературы. М., 2002.
- Русская словесность. Антология./ Под ред. В. П. Нерознака. М., 1997.
- Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века.
- Стиховедение. Хрестоматия. СПб.,1996.
- Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. М., 1978.
- Федотов О. И. Основы теории литературы. М., 2002.
Дополнительная литература
1. Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М.,1996.
2. Автор и текст. СПб., 1996.
3. Ауэрбах Э. Мимесис. М., 1976.
4. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.,1989.
5. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
6. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
7. Бочаров С. Г. Сюжеты русской литературы. М., 1999.
8. Бройтман С. Н. Историческая поэтика. М., 2001.
9. Винокур Г. О. О языке художественной литературы. М., 1991.
10. Выготский Л. С. Психология искусства. М.,1987.
11. Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха. М.,1984.
12. Гинзбург Л. Я. О лирике. Л., 1980.
13. Гинзбург Л. Я. О литературном герое. Л., 1979.
14. Грехнев В. А. Словесный образ и литературное произведение. Нижний Новгород, 1997.
15. Женетт Ж. Фигуры. М., 1997.
16. Жирмунский В. М. Теория стиха. Л., 1975.
17. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.
18. Жолковский А. К., Щеглов Ю. К. Работы по поэтике выразительности. М., 1996.
19. Левин Ю. И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М., 1997.
20. Левитан Л. С., Цилевич Л. М. Сюжет в художественной системе литературного произведения. Рига, 1991.
21. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
22. Лотман Ю. М. Избранные статьи. Таллинн, 1992.
23. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970.
24. Гаспаров М. Л. Избранные труды. М., 1997
25. Мукаржовский Ян. Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994.
26. Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология. Л..1984.
27. Орлицкий Ю. Б. Стихи и проза. М.,2002.
28. Пави П. Словарь театра. М., 1991.
29. Потебня А. А. Теоретическая поэтика. М., 1990.
30. Семиотика и художественное творчество. М., 1977.
31. Сильман Т. Заметки о лирике. Л., 1977.
32. Токарев С. А.. Мелетинский Е. М. Мифология.// Мифы народов мира. Т.1, М..1991.
33. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. Л., 1977.
34.Успенский Б. А. Семиотика искусства. М., 1995.
35.Хализев В. Е. Драма как род литературы. М., 1986.
36.Холшевников В. Е. Анализ композиции лирического произведения.//Анализ одного стихотворения. Л., 1985.
37.Холшевников В. Е. Стиховедение и поэзия. Л., 1991.
38.Чудаков А. П. Слово – вещь – мир. М., 1992.
39.Эткинд Е. Г. Материя стиха М., 1998.
40.Ю. М. Лотман и тартуско – московская семиотическая школа. М., 1994.
41.Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. Л., 1977.
42.Белецкий А. И. Избранные труды по теории литературы. М.,1964.
43.Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.
44.Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890 – 1925 годов в комментариях. М., 1993.
45.Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М.,1994.
46.Литературоведение на пороге ХХI века. М., 1998.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
8.1 . Методические рекомендации преподавателю
Тема занятий п/п | Средства обучения | Формы обучения | Методы обучения |
Лекции № 1-18 | Учебная, научно-исследовательская литература, лекции | Лекции, индивидуальные консультации | Объяснительно-иллюстративный |
Практические занятия № 1-18 | Учебная, научно-исследовательская литература, художественные тексты, лекции | Семинары, анализ текстов | Научно-исследовательский |
8.2. Методические указания для студентов по организации внеаудиторной самостоятельной работы
раздел | Всего часов | Задания для самостоятельной работы | Список литературы для подготовки | Форма контроля |
1. Филология и литературоведение как научные дисциплины | Изучение и конспектирование монографий, учебных пособий, хрестоматий | 1.Стиховедение. Хрестоматия. СПб.,1996. 2.Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология. Л.,1984. 3. Орлицкий Ю. Б. Стихи и проза. М.,2002. 4. Холшевников В. Е. Стиховедение и поэзия. Л., 1991. 5. Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха. М.,1984. | Проверка конспектов | |
2. Стиховедение | Выполнение контрольных работ Изучение и конспектирование монографий, учебных пособий, хрестоматий | 1.Стиховедение. Хрестоматия. СПб.,1996. 2.Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология. Л.,1984. 3. Орлицкий Ю. Б. Стихи и проза. М.,2002. 4. Холшевников В. Е. Стиховедение и поэзия. Л., 1991. 5. Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха. М.,1984. | Проверка контрольных работ | |
3. Литература как искусство | Выполнение исследовательских и творческих заданий. Изучение и конспектирование монографий, учебных пособий, хрестоматий | 1. Роднянская И. Б., Кожинов В. В. Образ художественный.//Краткая литературная энциклопедия. Т. 5, М., 1968. 2. Арутюнова Н. Д. Образ, метафора, символ в контексте жизни и культуры.// Res philologica. Филологические исследования. М.- Л.,1990. 3. Мукаржовский Ян. Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994. 4. Выготский Л. С. Психология искусства. М.,1987. 5. Лотман Ю. М. Некоторые вопросы общей теории искусства.// Ю. М. Лотман и тартуско – московская семиотическая школа. М., 1994. | Индивидуальные беседы и консультации Проверка конспектов. | |
4. Литературное произведение | Написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы. | Ильин И. А. Одинокий художник. М., 1993. 2. Юркевич П. Д. Идея.// Юркевич П. Д. Философские произведения. М., 1990. 3. Лихачев Д. С. Внутренний мир художественного произведения.// Вопросы литературы. 1968, № 8. 4. Жолковский А. К., Щеглов Ю. К. Работы по поэтике выразительности. М., 1996. 5. Чудаков А. П. Слово – вещь – мир. М., 1992. | коллоквиумы | |
5. Типология тератры | Изучение и конспектирование монографий, учебных пособий. | 1. Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994. 2. Михайлов А. В. Проблема стиля и этапы развития литературы нового времени.//Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения. М., 1982. 3. Жирмунский В. М. Литературные течения как явление международное.// Жирмунский В. М. Сравнительное литературоведение. Л., 1979. | Проверка конспектов практических занятий, монографий и статей | |
всего | ||||
Подготовка к экзамену | ||||
Итого |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Факультет филологии и медиакоммуникаций
Кафедра русской и зарубежной литературы
«Утверждаю»
Проректор по учебной работе
_______________ Т.Ю. Стукен
«_____» ________________ 20__ г.
Рабочая программа дисциплины
«Основы филологии: введение в литературоведение»
цикл ФГОС ВПО Б2 часть обязательная
к следующим образовательным программам
по направлению подготовки бакалавра
Направление подготовки / специальность | Шифр направления подготовки / специальности | Форма обучения |
филология | 032700.62 | очная |
г. Омск – 20__ г.
Программа дисциплины «Основы филологии: введение в литературоведение»
Разработана: Подгорной И.П. старшим преподавателем кафедры русской и зарубежной литературы
Программа рассмотрена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы (протокол № ___ от «___» _____________ 20__ г.)
Зав. кафедрой русской и зарубежной литературы ___________________ / Соломонова В.В./
Программа разработана в соответствии с федеральным(и) государственным(и) образовательным(и) стандартом(амии) высшего профессионального образования РФ и согласована с факультетами/институтами, осуществляющими профессиональную подготовку по этим направлениям подготовки/специальностям:
Декан факультета
филологии и медиакоммуникаций ____________________________ / Иссерс О.С./
1. Цели освоения дисциплины:
Целями освоения дисциплины «Введение в литературоведение» являются овладение основными теоретико-литературными понятиями и терминами, а также умение пользоваться ими при обращении к конкретному литературному явлению (произведению, творчеству какого-либо автора, литературному процессу в целом), анализируя и интерпретируя литературные факты и события.
Основные задачи:
- раскрыть важность знания и понимания основных литературоведческих категорий и терминов в изучении истории литературы и самостоятельных научных исследованиях.
- показать неповторимость каждого художественного произведения, невозможность схематического подхода к анализу текста.
Реализация поставленных задач осуществляется исследованием художественных текстов в единстве содержания и формы.
2. Место дисциплины в структуре ООП вуза
Введение в литературоведение изучается в первом семестре первого курса, являясь, таким образом, и пропедевтической и базовой дисциплиной для последующего постижения всех литературоведческих курсов. Введение в литературоведение непосредственно связано с Практикумом по анализу художественного текста. Основные разделы курса: филология и литературоведение как научные дисциплины; стиховедение; литература как искусство; литературное произведение; типология литературы.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
ОК – владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1)
Коды компетенций | Название компетенции | Краткое содержание/определение и структура компетенции. Характеристика (обязательного) порогового уровня сформированности компетенции у выпускника университета | Средства и технологии оценивания |
ОК-1 | Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения | Владение культурой философского мышления Знает: - основные направления осмысления отношений человека и мира - основные философские категории, используемые для описания и объяснения реальности; - основные принципы организации философского дискурса; - различные дискурсивные практики философии; - основные этапы развития, направления и течения философии; - основы онтологии и теории познания; - основы логики и теории аргументации; - и понимает специфику философии как способа познания и духовного освоения мира - содержание представлений об отношениях науки и философии; - содержание представлений о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального; - философские проблемы в области профессиональной деятельности | Устный опрос, тестирование, коллоквиум, собеседование по лекциям, прочитанной литературе |
Умеет: - проблематизировать мыслительную ситуацию, репрезентировать ее на уровне проблемы; - корректно вести диалог по актуальным мировоззренческим вопросам; - основы онтологии и теории познания; - основы логики и теории аргументации; - определять пути, способы, стратегии решения проблемных ситуаций в социальной жизни; - определять современное значение философских идей прошлого; - определять конкурентность и взаимодополняемость различных концепций по отдельным мировоззренческим проблемам; - логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; - использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений; - непредвзято, многомерно оценивать различные философские, научные, религиозные, общественные, идейные течения, направления и школы Наши рекомендации
|