Основы стиховедения. речь стихотворная и прозаическая. системы стихосложения. композиция поэтического текста. версификационный анализ стиха

План занятия:

1. Речь прозаическая и стихотворная. Верлибр. Системы стихосложения.

2. Силлабо-тоническая система стихосложения. Стопа. Метр. Размер.

3. Отклонения от стопового метра. Акцентные облегчения и утяжеления стопы (пиррихий, спондей, бакхий, антибакхий, трибрахий, амфимакра).

4. Дольник.

5. История русского стихосложения (фольклорные и литературные корни русского стиха; русская досиллабическая и силлабическая поэзия; реформа русского стихосложения В. Тредиаковского и М. Ломоносова; эксперименты русских модернистов).

Литература:

· Холшевников В.Е.Основы стиховедения. Русское стихосложение. – СПб.: Академия, 2002.

  • Федотов О.И. Основы теории литературы: Учеб. Пособие для студ. высш. уч. завед.: В 2 частях. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. (Часть 2. Раздел «Основы стиховедения»).
  • Илюшин А.А. Русское стихосложение: Учебн. пособие для филол. спец.вузов. – М.: Высш. шк., 2004.

· Фесенко Э.Я. Теория литературы. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2008.

· Иванюк Б. П. Поэтическая речь. Сборник упражнений. М.: Флинта, 2009. Интернет-ресурс: http://www.biblioclub.ru/83446_Poeticheskaya_rech_Sbornik_uprazhnenii.html

  • Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. – М., 2011. Лекция 16. С. 305-309.

Задание:

1) Ответьте на контрольные вопросы из учебного пособия Иванюк Б.П., Есикова Н.Д. «Лирика: анализ лирического произведения» на странице 365.

Литература:

· Иванюк Б.П., Есикова Н.Д. Лирика: анализ лирического произведения. – Елец: ЕГУ им.И.А. Бунина, 2007.

2) Проанализируйте тексты по следующей схеме:

· Схема и шифр

· Система стихосложения (если силлабо-тоническая система, то определите метр и стопность)

· Клаузула

· Рифма (точная – неточная [вид неточной рифмы])

· Система рифмовки

· Вид строфы

Пример:

Показалось, что много ступеней,

А я знала – их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: «со мною умри!…»

А) È È _ È È _ È È _ È 3 6 9

È È _ È È _ È _ 3 6 8

È È _ È _ È È _ È 3 5 8

È È _ È _ È È _ 3 5 8

Опираясь на полученный шифр, можно предположить, что перед нами дольник на основе анапеста (первая строка – чистый анапест – 3-6-9); если искусственно дополнить слог в третьей стопе 2-го стиха и во второй стопе 3-его и 4-го стихов, то получим шифр анапеста:

3 6 9 3 6 9

3 6 ^ 8 3 6 9

3 ^ 5 8 3 6 9

3 ^ 5 8 3 6 9

Вывод: перед нами дольник на основе трехстопного анапеста.

Б) клаузула:

È È _ È È _ È È _ È женская

È È _ È È _ È _ мужская

È È _ È _ È È _ È женская

È È _ È _ È È _ мужская

В) рифма:

Показалось, что много ступ`еней, a

А я знала – их только тр`и! В

Между кленов шепот ос`енний а

Попросил: «со мною умр`и!…» В

Рифма а двусложная – женская. Для определения точности рифмы необходимы два показателя: основа (ударный гласный) и заударная часть:

[’эн’иj] – [‘эн’иj]; основа совпадает, заударная часть совпадает . Вывод: рифма точная.

Рифма В односложная – мужская. Для определения точности необходимы три показателя: основа, заударная часть (если есть) и опора (согласный, предшествующий ударному гласному основы):

[р‘и] – [р‘и]; основа совпадает, опора совпадает, заударная часть отсутствует. Вывод: рифма точная.

Г) система рифмовки: аВаВ – перекрестная.

Д) строфа: четыре стиха с перекрестной рифмовкой – катрен.

Тема 4.2.

КОМПОЗИЦИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА. ВЕРСИФИКАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СТИХА. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ, ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ РУССКОЙ РИФМЫ

План занятия:

1. Происхождение и эволюция русской рифмы

2. Классификация рифм. Виды рифм: по клаузуле (мужские, женские, дактилические, гипердактилические); по звучанию (точные, неточные, приблизительные); по грамматическому родству рифмочленов (грамматические и аграмматические); по месту в стихе (концевые и внутренние).

Литература:

· Холшевников В.Е. Что такое русский стих. Рифма. См. В кн.: Стиховедение: Хрестоматия / сост. Л.Е.Ляпина. – М., 2003. С.26-33.

· Федотов О.И. Основы теории литературы: Учеб. пособие для студ. высш. уч. завед.: В 2 частях. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

· Самойлов Д. Книга о русской рифме. / Стиховедение: хрестоматия / сост. Л.Е.Ляпина. – М., 2003. С. 118-128.

· Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Проблема рифмы. См.: Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб., 1996.

· Иванюк Б. П. Поэтическая речь. Сборник упражнений. М.: Флинта, 2009. Интернет-ресурс: http://www.biblioclub.ru/83446_Poeticheskaya_rech_Sbornik_uprazhnenii.html

3. Основные схемы рифмовки: смежная (парная), кольцевая (охватная, опоясывающая), перекрестная. Вольная рифмовка. урегулированный разностопный стих. Рефрен. Рифма-эхо.

4. Два класса стихотворной речи: строфическая и астрофическая. Строфа. Классификация строф: одиночные и повторяющиеся; тождественные и нетождественные; обособленные и цепные. Наиболее употребительные строфические формы (двустишие, трехстишие, четверостишие; пятистишие, шестистишие; их разновидности). Твердые строфические формы: терцины, рубаи, секстина, октава, одическое десятистишие, рондо.

Литература:

· Холшевников В. Е. Что такое русский стих. Строфика. Интонация. // Стиховедение: Хрестоматия / сост. Л.Е. Ляпина. – М., 2003. С. 33- 43.

· Федотов О.И. Основы теории литературы: Учеб. пособие для студ. высш. уч. завед.: В 2 частях. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

5. Графический образ поэзии.

Литература:

1. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Графический образ поэзии/Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб., 1996.

2. Поэтическая графика / Введение в литературоведение: Учебн. пособие / Л.В.Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Элсанек и др.; Под ред. Л.В.Чернец. – М.: Высш. шк., 2011.

Задание:

Проанализируйте тексты с точки зрения ритмической и графической организации: М. Цветаева «Рас – стояния: версты, мили…», И. Бродский «Бегство в Египет»:

М. ЦВЕТАЕВА

Б.Пастернаку

Рас – стояние: версты, мили…

Нас рас – ставили, рас – садили,

Чтобы тихо себя вели,

По двум разным концам земли.

Рас – стояние: версты, дали…

Нас расклеили, распаяли,

Две руки развели, распяв,

И не знали, что это – сплав

Вдохновений и сухожилий…

Не рассорили – рассорили,

Расслоили…

стена да ров.

Расселили нас, как орлов-

Заговорщиков: версты, дали…

Не расстроили – растеряли.

По трущобам земных широт

Рассовали нас, как сирот.

Который уж – ну который – март?!

Разбили нас – как колоду карт!

24 марта 1925

И.БРОДСКИЙ

БЕГСТВО В ЕГИПЕТ

…погонщик возник неизвестно откуда.

В пустыне, подобранной небом для чуда,

По принципу сходства, случившись ночлегом,

Они жги костер. В заметаемой снегом

Пещере, своей не предчувствуя роли,

Младенец дремал в золотом ореоле

Волос, обретавших стремительно навык

Свеченья – не только в державе чернявых,

Сейчас, – но и в правду подобно звезде,

Покуда земля существует: везде.

24 декабря 1988

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учебная литература:

1. Введение в литературоведение: Учебн. пособие / Л.В.Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Элсанек и др.; Под ред. Л.В.Чернец. – М.: Высш. шк., 2011.

2. Федотов О.И. Основы теории литературы: Учеб. пособие для студ. высш. уч. завед.: В 2 частях. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

3. Хализев В.Е. Теория литературы. Учеб. 5-е изд. – М., 2009.

4. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций / Под ред. З.И. Плавскина, В.В.Жирмунской. – М., 2009.

5. Лотман Ю.М.Анализ поэтического текста/Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб., 1996.

6. Холшевников В.Е. Основы стиховедения. — СПб., 2002.

7. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. – М ., 1996.

Хрестоматии:

1. Стиховедение: Хрестоматия / Сост. Л.Е. Ляпина. – М., 2003.

2. Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия для студентов филологических факультетов./ Автор-составитель Н.Д. Тамарченко. - М.: РГГУ, 1999.

Энциклопедии и справочники:

1. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / Гл. науч. ред. Н.Д.Тамарченко. – М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008.

2. Западное литературоведение ХХ века: Энциклопедия / Под ред. Е.А. Цургановой. – М: Intrada, 2004.

3. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред и сос. А.Н. Николюкин. – М.: НПК «Интелвак», 2003.

4. Литературный энциклопедический словарь. Под ред. Кожевникова В.М., Николаева П.А. – М., 1987.

Интернет-ресурсы:

1. Библиотека научной и учебной литературы. URL: http://sbiblio.com/biblio/

2. Университетская библиотека. URL: http://www.biblioclub.ru/

Наши рекомендации