Три аспекта в изучении культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический.

Три аспекта в изучении культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический.

Литературный язык как высшая форма национального языка. Признаки литературного языка.

4. Коммуникативные качества «хорошей речи»

5. Формы существования национального языка.

6. Сходство и отличие литературного языка и просторечия.

7. Сходство и отличие социолекта и просторечия.

8. Структура языка, единицы каждого уровня.

9. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

10. Особенности русского ударения. Акцентологические нормы русского литературного языка.

11. Орфоэпические нормы русского литературного языка.

12. Лексические нормы русского литературного языка.

13. Многословие как нарушение правильности и точности речи.

14. Лексическое значение как важное условие соблюдения лексических норм.

15. Употребление синонимов, антонимов, паронимов, омонимов.

16. Лексикография: основные типы лингвистических словарей.

17. Толковые словари: строение словарной статьи, характеристика основных толковых словарей.

18. Устойчивые словосочетания: разновидности, ошибки употребления.

19. Точность употребления устойчивых словосочетаний.

20. Лексические ошибки: штампы, нарушение сочетаемости слов.

В ходе изучения курса можно подготовить выступление на тему:

1. Расскажите о собственных наблюдениях над диалектной речью?

2. Что такое просторечие? Сопоставьте просторечие и территориальные диалекты.

3. Подготовьте доклад о проблемах речевой культуры на современном этапе.

4. Использование жаргонной лексики в языке современных средств массовой информации.

5. Особенности языковой политики на территории бывшего СССР.

6. Основные аспекты языковой политики на современном этапе в России и в других странах.

7. Расскажите о нарушениях точности речи в письменной или устной речи.

8. Расскажите о ваших наблюдениях над речевыми ошибками в письменной или устной речи.

9. Нарушение орфоэпических норм в речи телеведущих.

10. Что такое жаргонизмы? Насколько уместно их использование? Расскажите о том, какие жаргонизмы вы используете и в какой ситуации.

11. Обобщите ваши наблюдения над публицистическим стилем. В качестве примеров используйте газетные и журнальные статьи.

ТЕМА 1. ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЯЗЫКА

Упражнение 1. Сформулируйте определение литературного языка, назовите его признаки. Сравните свое определение с существующими:

1) «Нормализованный язык, обслуживающий разнообразные культурные потребности народа, язык художественной литературы, публицистических произведений, периодической печати, радио, театра, науки, государственных учреждений, школы и т.д.» (Д.Э. Розенталь);

2) «Представляет собой форму социального (социокультурного) существования национального языка, принимаемую его носителями за образцовую». (В.И. Максимов);

3) «Современный русский литературный язык, хотя и может рас­сматриваться как язык от А. С. Пушкина до наших дней, не остается неизменным. Он постоянно меняется и, следовательно, нуждается в нормировании». (Е.Н. Ширяев);

4) «Это кодифицированная подсистема; она характеризуется более или менее устой­чивой нормой, единой и общеобязательной для всех говоря­щих на литературном языке, и эта норма целенаправленно культивируется» (Беликов В.И., Л.П. Крысин)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение 2. Заполните пропуски в таблице. Определите, в каких отношениях находятся между собой языковые единицы:

языковые единицы языковой уровень раздел языкознания
Фонема ? лексема ? ? ? словообразовательный ? ? синтаксический ? ? ? морфология ?

Упражнение 3. Назовите основные единицы языка, дайте им определение. Определите, к какому языковому уровню относятся речевые ошибки в предложениях:

А. Фонетический. Б. Лексический. В. Морфологический.

Г. Синтаксический

1. По рассказам Печорина, дворянское общество наполнено лицемерием, злобой, лжой. 2. Что качается художественных средств, используемых Пушкиным для воссоздания впечатления достоверности изображаемой действительности. Повесть представляет собой мемуары. 3. Анна Сергеевна была таким человеком, который позволял высказывать свое мнение при нем.

4. Это свободный роман от всех рамок и норм литературного стиля. 5. Тембр нашей жизни намного превышает тембр жизни наших предков. 6. Истинные художники слова творят на страницах своих произведений грандиозные эпические полотна. 7. Глядя на него, складывается образ грубости и небрежности. 8. На открытие немецкого языкОвого центра приехал сам президент. 9. В деревне происходят события, перевернувшие все мировоззрение героя. 10. Изначально он не задумывался как единая композиция, а создавался и публиковывался по частям.

Упражнение 4. В соответствии с основными уровнями языка и сфера­ми использования языковых средств впишите типы норм в таблицу:

Правила Нормы
Постановка ударения    
Произношение    
Употребление слов      
Употребление устойчивых сочетаний   слов  
Образование слов  
Образование грамматических форм  
Образование словосочетаний и предложений  
Написание слов    
Постановка знаков препинания   препинания в предложении  
Употребление языковых единиц в функциональных стилях  

Упражнение 5. Определите, какие нормы нарушены в предложениях:

1. Онегин относится к категории людей дворянского общества. 2. Таких результатов он добился тем, что роман нам подан в виде записок из дневника Гринева. 3. Печерин предается страсти с дикаркой Беллой. 4. Автор пытается направить читателей немного в другую колею. 6. Как уже не раз писал «МК», нынешняя пирамида российской власти заточена под Путина. 7. Гастарбайтерша Ира Филиппова, приехавшая с Украины, чтобы работать концертные номера в одном из многочисленных питерских шапито. 8. Видимо при этих скоростях материяперестанет быть собой дезинтегрируется. 9. Удивило и то, что разноцветные нитки, которыми вышито изображение, не поблекли и не потеряли своей прочности за более чем пять столетий. 10. На языке актёров «номерной» означало способность спеть, сиграть, рассказать, симпровизировать, симитировать кого-нибудь. 11. В Новосибирском Государственном Техническом Университете с 2002 г. работает Народный факультет.

Антюхины сказки

Граб как раз грабил у собственной калитки снег. И совсем не обрадовался досужим расспросам о языке лемезе. Неспроста ведь и «шаповал», и слово «тайный» имеют в данном диалекте общий корень – «катрушник» и «катрушницкий». Именно поэтому старик Побожий, удобно устроившись на сугробе в своих валенках, долго не пускал журналиста «до паруты» (то есть в избу).

- Со мной на лезе говорил баштун, отец, когда обучал валять антюхи, валенки, - начал Николай Ульянович. - С древних времен шаповалы хлаяли по разным деревням и обували почти всех местных жителей за один визит. Придем мы с отцом в паруху и начинаем вовну (шерсть) с мерхли (овцы) чесать. Потом топчем ее руками, чтобы получился материал, из которого валенок можно сшить. Дело долгое, вот и переговариваемся. А чтобы похазники, хозяева-то, слыхтики не грели, судачим по-шаповальскому. Например: «Вовна хусая» (шерсть-то плохая). Взъерепенится баба: «О чем, шаповалы, речь ведете?» - «Да мы, мать, тебя за чистоту в доме хвалим». А сами между собой: «Похазница и дулесу не отгурила» («Хозяйка и чаю не дала»)... Ой лухтимся (хохочем) над глупой ряхой (женщиной)!

За эти шуточки Шаповалов и не любили. Услышав витиеватые словечки у себя во дворе, не каждый пускал странников-мастеров в хату на ночевку.

- Было дело зимой, ходили мы по одной украинской деревне поздно вечером, просились на работу и ночлег. А никто не пускает: «Нам ни гостей, ни валенок не нужно». Уж думали, околеем на морозе... Потом одна семья в избу пригласила, смаксали мы им антюхи (сделали валенки)... А на следующий день - глядь, и с других домов народ потянулся, с утра понадобились им валенки.

Справка «МК».«Упоминания о шаповалах и их удивительном языке можно найти еще в документах XIX века, - говорит краевед Брянской области Александр Кублицкий. - Некий исследователь Николайчик в 1890 году собирал о них материал и писал, что шаповалы пользовались репутацией ловких воришек и обманщиков. Например, работает мастер в избе, а хозяйка сидит над душой. Чтобы отделаться от нее, он может притвориться, что живот сильноболит… И вот шаповал катается по полу, кричит. А когда хозяйка побежит за помощью к соседям, моментально свернет манек (ком овечьей шерсти) фунтов в пять и спрячет так, что все поиски будут напрасны. С этой же целью шаповалы иногда прибегали к варварским способам. Использовали они для катания шерсти инструмент под названием «лук». Он был похож на охотничий - аршина в два высотой, а натянута на нем была струна, вокруг которой оборачивали шерсть, - при работе издавала бренчанье. Чтобы убрать бабу с глаз долой, шаповал подрезал струну с одного конца, а потом дергал так, чтобы та обрывалась и полоснула хозяйку по лицу до крови. В доме после визита мастеров порой пропадали вещи, драгоценности, а то и скотину уводили».

- Я больше повкусотни (пятидесяти) лет максал антюхи и ни разу ничего чужого не уяперил! - категорично мотает головой Побожий. - Это одна хусая ряха, дурная женщина, нас как-то в сарай для работы заманила и закаплунила (заперла)... Когда мы освободились, она все заработанные хавби (деньги) вместе с нашими сумками и вовной (шерстью) уклюжила (украла)! Другой раз закончили с отцом работу, а хозяйка вдруг трепез накрыла, засуетилась: «Покушайте: гости дорогие, путь неблизкий». - «Хлеваем!» - переглянулись мы. Вышли на двор якобы руки помыть, а сами дали деру... И только на расстоянии увидели, что к хате с другой стороны несколько чузов (мужиков) с вилами спешат... Подкузьмила баба!

Замужем за валенком

- Да ты шихта шпинская! - вдруг зашевелил грозными бровями Граб. Не успела я обидеться, что меня обозвали, как шаповал растворил дверь избушки и объяснил: - Девушка хорошая.

В сенях нас встретила хозяйка дома баба Зина. Ее муж вот уже лет десять («декан кугодов») как не валяет антюхи: «Мерклю, овцу, никто не держит, вовну не с кого чесать». Да и работа стала тяжела для старика.

- Раньше куда пешком ни похлаю - манька (комья шерсти) за мною летит,- признается Граб. - Сколько уборки моей ряхе, да только все равно маньку находили и в сморще, и в ашохе (в борще и каше). Это если вам, городским, таракан в тарелку захлает - вы весь суп скицам отгуряете (собакам отдадите).

Однако за шаповала выйти замуж всегда считалось престижным. Их дома на деревне были самыми богатыми.

- Большие антюхи, на мужиков, обычно протаривали (продавали) за декан (червонец), на ряху за повдекана (пятерку), а валенкам для микриненка цена - старомух (три рубля), - раскрывает коммерческие секреты Побожий. - Декан в день я получал. Так что Зина с охотой за меня пошла и по-шаповальски быстро выучилась, чтобы я у нее за спиной всякие разговоры не вел.

Случалось, что шаповал находил себе ламонную ряху (молодицу) в тех деревнях, где промышлял.

- Один ботос (парень) напялил специально для признания бурдасы (штаны), как в городе носят, кроме того, пепсердак (пиджак)... И в таком обличье подходит к шихте. «Хочу яцерить тебя в ряхи, любцаю и лобзаю», - и тербует ее («Хочу взять тебя в жены, люблю и желаю целовать», - молвит ей). А девица его за иностранца приняла: «Ты, - говорит, - наверное, шпион с-под заграницы!» - и пощечину отчукала.

Свадьбы в Ропске всегда проводили в церкви, только с недавних пор службы в местном храме стал вести новый священник. Как услыхал отец Владимир, что прихожане его Бога в молитвах «ахвесом» обзывают, так начался между ним и шаповалами антагонизм. К тому же духовный сан на лемезе тоже принижен: «попа» равняют с «кочетом»!

- Он перед самым сморчиком (носом) дверью хлопнул, - жалуется баба Зина, волнительно перебирая тыквенные семечки. - «Ваш лемез, - говордит, - от беса пришел. Порчу из вас надо выбивать. Советую посещать экзорцизм», - говордит. Только где ж это видано, чтобы кочет православных в храм не пущал?!

- Во время его молитв шпинские люди в обморок хлопаются! От духоты, - яростно вступает Побожий. - Наша старинная пятиугольная церковь ему не по вкусу пришлась, мол, старообрядческая постройка. Закаплунил он ее на замок, а всю церковную утварь - иконы и свечи - в соседний дом быта перенес. Я лично тридцать лет назад в этом здании вовну чесал... Нечистое это место!

Как послать по-шаповальски

Нынче из шаповалов в Ропске не изменили своему делу только два мастера: несомненно, это Деуненок и Цвир. Но 70-летний Деуненок зазнался и не стал общаться с журналистом «МК». «Пусть катрушницкое дело похлает со мной в могилу», - гордо заявил он, весь черный от копоти после раздувания печки. А вот шаповала Сергея Цвирова я застукала за валянием... И вовсе не дурака.

- А, прихлаяли шкредьку (дедушку) навестить... - С этими словами Цвир впустил меня в сарайчик, где кроме столика также имелась настоящая русская печка. Дед открыл заслонку, его щеки некоторое время надувались и снова сдувались, при этом он, не кашляя, глотал дым...- Дуляснык в степне... - торжественно познакомил он меня с «огнем в печи». Только тут я заметила, что на ней стоит огромный чугунный котелок. - Новая мода этой зимой прихлаяла - антюхи (валенки) в черный цвет красить.

В котел старик кладет четыре чайные ложки специальной черной как уголь краски, Помещение заполняет едкий смолянистый дым - а до вытяжки Цвир за 74 года жизни не додумался.

- Сейчас протарить антюхи можно за старомух по-новому - 300 кербулей. Все же прибавка к пенсии...Антюхи надо довести до кипения..

Когда антюхи начинают кипеть, нюхать этот процесс тяжело. «Поэтому шаповалы долго не живут», - говорит дед Сергей и голыми руками достает из бурлящей жидкости огромные валенки.

Этот едкий дым растворяет легкие, - объясняет он. - Но мало антюх смаксать (сделать), его еще надо протарить (продать). А кто на рынке хусый враг шаповала? Знамо дело, скиц.

- Собака? - удивляюсь я. - Неужто валенки грызут?

- Да нет... - Шаповал аж за бока взялся от смеха. - Скиц - это и собака, и милиционер. Стоим мы, бывало, с куропцами на шусте (рынке), тут по цепочке весть летит: «Бальбечка (друг) скиц хлает!» Пояперим все свои антюхи и ухлевываем (хватаем валенки и убегаем). В советское время тарить ведь было нельзя - нас гоняли. А сейчас скицы свою долю тербуют!

На полу валяются деревянные ноги разных размеров. Шаповал прикинул на глаз и «обул» пару из них в антюхи: «Прилаживаем колодку». Потом поднял с пола гнилое бревнышко и начал выбивать из валенка душу - та проявлялась в виде черного пара: «Это чтобы антюх по колодке сел».

Справка «МК».Среди шаповалов ходит легенда, что еще в начале прошлого века они решили язык свой узаконить и написали письмо царю-батюшке. А для пущей выразительности - все слова в нем были, конечно, шаповальские. Так что никто при дворе смысла послания не уловил.

- Я пытался составить шаповальский словарик, - говорит краевед Александр Кублицкий. - Еще десять лет назад мастера с кулаками отстаивали свою тайну, потому что валенки пользовались спросом. Всего я записал около 350 разных слов. Вообще, в Брянской области было несколько носителей тайных языков. Еще до войны по деревням ходили слепцы-лирники, которые играли на инструменте, а между собой перекидывались неведомыми словами. В архивах отмечены и странствующие книгопродавцы офени с их офенским языком. Свой словарь есть и у старообрядцев. Краеведы считают, что возникновение «конспиративных» языков связано с вечной борьбой нашего народа за свободу. Что касается лингвистической стороны, то специалисты отмечали, что грамматика у новоропских шаповалов русская, а вот звуковой строй схож с северо-белорусской фонетикой.

Мы с другими шаповалами гардеману покерим (самогону выпьем) и начинаем бусать (гулять), - признается дед Сергей. - А закаплунят в вытрезвитель, тут Митька Соболь всех посылает «кинтонтой шихте» (аналог известному «к такой-то матери» - Авт.).Деуненок отбивается и кричит: «Похлаяли на шкребень, шмураки!» («Пошли на..., дураки!») - делится старик премудростями шаповальского мата.

Сам Цвир недавно попал в неприятную историю... на границе. Дело в том, что Новый Ропск расположился рядом с Украиной и Белоруссией. В честь «трехграничья» в брянском лесу еще при советской власти заложили камень «Дружбы народов». Тогда это было место паломничества молодежи из этих республик. И вот дед Сергей вознамерился вспомнить свою молодость и поклониться ее памятнику. Только на полянку вышел, а на него молодцы в камуфляже набросились, начали руки крутить...

- «Мананатея на псуль!» - кричу. Такое крепкое выраженьице - не знаю, что означает. Но звучит забористо! Они: «Ты, дед, с какой стороны пришел - с украинской или белорусской?» Другое теперь время... Чтобы камень увидеть - таможню надо проходить...

Не только это тяготит старика в отношениях с молодым поколением. Некому ему передать мастерство, которое он унаследовал от отца и деда...

- Ламонным (молодым) антюхи не нужны... Им все у-нер-ситеты отгуряй (подавай) - не выговоришь. Эх, как тоска въяперит... - Дед мнет в черных грубых руках шапку-ушанку. - Забывают ремесло йорых чузов (стариков), забывают то, чем Русь куропская жила…

Уходит в небытие и таинственный, как Древняя Русь, язык шаповалов.

ТЕМА 3. ЯЗЫКОВЫЕ НОРМЫ

Упражнение 1. Сравните следующие определения нормы литературного языка. Какие признаки нормы выделяются в каждом из них? Какие еще признаки вы могли бы назвать?

1. «Правильной» всегда представляется речь старших поколе­ний... Нормой признается то, что было, и отчасти то, что есть, но отнюдь не то, что будет ... Норма есть идеал, раз навсегда достигнутый, как бы отлитый на веки вечные. (Л. М. Пешковский).

2. Норма соответствует не тому, что «можно сказать», а тому, что же сказано и что по традиции говорится в обществе...(Э. Косериу)

3. Норма — это совокупность наиболее пригодных («правиль­ных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых элемен­тов (лексических, произносительных, морфологических, син­таксических) из числа сосуществующих..., образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе со­циальной, в широком смысле, оценки этих элементов. (С. И. Ожегов)

4. Норма — это совокупность правил выбора и упо­требления языковых средств(в данном обществе в данную эпоху). (Беликов В.И., Крысин Л.П.)

Упражнение 2. Найдите ошибки в употреблении существительных:

1. Грузинов и армян в Москве много. 2. По приезду в Италию спортсмены останутся довольны теми условиями, которые создали для них организаторы игры. 3. Было внесено 1407 случаев нарушений законодательства. 4. Кроме того, они будут тщательно изучать орудия добычи, оборудование и даже сами уловы. 5. Согласно договора мы не будем выполнять свои обязательства, пока не ратифицируют другие страны. 6. В зависимости от того, сколько у вас лишних килограмм. 7. За 45 руб. можно заказать компот из сухофрукт. 8. Как будто колоколы звонили в моих ушах. 9. У окруженного взвода солдат оставалось всего семнадцать гранатов. 10. Эта небольшая семья, состоящая только из двух сестер, - Дези и Моны Роуперов, была в хороших отношениях почти со всей компанией Джоби. 11. Понаровская займется рекламой чулков. 12. Еще недавно в нашем округе продавали молоко в бочках в разлив. 13. По словам руководителя партии СПС Никиты Белыха… 14. Шикарную мастино, исхудавшую до позвоночника, нашли на улице. 15. Она никогда не жаловалась. Даже после двух операций на глазах, когда начала слепнуть.

Задание 5. Замените цифры словами, поставив их в нужном падеже.

Число участников колеблется между 457 и 502.

Димитрий располагал уже 38000 людей.

На протяжении 1926 метров вышина их колеблется между 11 и 21 метрами.

Наполеоновская армия насчитывала около 134 тысяч солдат и офицеров при 587 орудиях.

На 1 июня 1917 года действующая армия располагала 581 самолетом, в том числе: Северный фронт – 93, Западный – 125.

В 1917 году русская армия нуждалась в пополнении 3375 аппаратами, в том числе 1850 истребителями.

Город, в котором жило около 120 тыс. человек, распоряжавшихся 572 десятинами пахотной земли, 257 – сенокосной, 735 – леса, 528 – воды.

Самая большая пирамида из 362194 бутылочных пробок была построена 17-19 ноября 1990 г. в Китае.

К концу 1989 года в мире насчитывалось более 320 трамвайных систем, из них наиболее развитая трамвайная сеть в Ленинграде, с 2402 вагонами и 64 маршрутами.

Из 4803 лондонских автобусов 4120 – двухэтажные.

Расстояния между его 466 станциями меньше, чем расстояния между станциями лондонского метро.

"Крогер" управляет 1235 супермаркетами, 958 магазинами.

Более чем в 350 залах хранится почти 3 млн. произведений искусства.

Приблизительно на 845 языках и диалектах говорят в Индии.

Задание 6. Допишите, если нужно окончания:

Заявление адресовано Наталье……..(Седых), Антонине………(Венда), студентке…………(Ремчук); репортажи …………( Мослаченко), квартира Нины…… (Григ); заявление Булата……..(Окуджава), Николая……….(Жерех), Евгения……….(Крыса); в лице………………………(Патрис Лумумба),……………….(У Ку Линг); распоряжение о зачислении на работу Ивана……(Заяц), Зои………..(Смородина); администрация Александра ……………………….(Лукашенко), Григория……… (Петренко); роль Светланы ………(Тома), автомобиль Петра………….(Красных), Александра………..(Грин).

Задание 7. Допишите, если нужно окончания:

братья Покрасс…, семья Берг…, лорд и леди Гамильтон…, супруги Кент…, братья Гримм..., Эдмон и Жюль де Гонкур…, Урсула и Вольфганг Улърих.., Рокуэлл и Сэлли Кент.., Нина и Станислав Жук…, Йосеф и Карел Чапек…, муж и жена Саймон….

Задание 8. Допишите, если нужно, окончания. Продолжите список своими примерами:

1. Пишу письмо Анн_ Бах_, Иоганн_ Бах_.

2. Восхищаюсь Александр_ Блок_, Любовь_ Блок_.

3. Роман принадлежит Артур_ Конан_ Дойл_.

4. Мы познакомились с мадам Анн_ Дойл_.

5. Произведения Владимир_ Короленко_.

6. Стихи Евген_ Короленк_.

7. Познакомился с Никола_ Гриценк_.

8. Женился на Анастас_ Гриценк_.

9. Это музыка Эдвард_ Григ_.

10. Это квартира Нин_ Григ_.

11. Музыка братьев Покрасс_.

12. Семья Берг_.

Д/З: Вставьте пропущенные знаки препинания. Ответьте на приведенные ниже вопросы к тексту.

Современная лингвистика среди основных признаков литера­турного языка называет такие язык культуры язык образованной части народа сознательно кодифицированный язык. Последнее сознательная кодификация языка то есть определение и узаконе­ние его норм прямая задача культуры речи с появлением литера­турного языка появляется и культура речи.

Кодифицированные нормы литературного языка это такие нормы которым должны следовать все носители литературного языка. Любая грамматика современного литературного языка любой его словарь есть не что иное как его кодифицирование. Культура речи начинается там, где язык как бы предлагает вы6op для кодификации и выбор этот далеко не однозначен. Часто можно услышать километр но норма только километр не менее часто договор но норма договор хотя сейчас уже категори­чески не запрещается договор. Это свидетельствует еще и о том что современный русский литературный язык хотя и может рас­сматриваться как язык от А. С. Пушкина до наших дней не остается неизменным. Он постоянно меняется и следовательно нуждается в нормировании. Если же следовать раз и навсегда установленным нормам то есть опасность что общество просто перестанет с ними считаться и будет стихийно устанавливать свои правила.

(Е. Н. Ширяев)

Подготовьте ответы на вопросы:

1. Что понимается под кодификацией языка?

2. Какие нормы называются кодифицированными?

3. Назовите основные способы кодифицирования языка.

4. В чем опасность установления только жестких, незыбле­мых норм?

5. Приведите примеры исторической изменчивости норм.

Упражнение 8. Паронимы

конвенциональный – условный. конвенционный – установленный конвенцией (договором, соглашением между государствами).
активизация – усиление деятельности, активности; переход к более решительным действиям. активация - возбуждение или усиление активности; перевод в деятельное состояние; переход от состояния покоя к движению, развитию.
туристский – от слова турист туристический - от слова туризм
представить - предъявить, сообщить что-либо: документы, факты, доказательства, рукопись. предоставить. 1. Отдать кого-что-либо в распоряжение, пользование: предоставить кредит, помощь, место; 2. Дать возможность сказать, сделать что-либо: возможность, выбор, права.
гарантийный – относящийся к гарантии, связанный с ней гарантированный – обеспеченный законом или договором; обязательный.
эффектный – производящий эффект, впечатляющий.   эффективный – дающий наибольший эффект, приводящий к нужным результатам; действенный.
надеть – покрыть себя или часть тела одеждой одеть – кого-то в к.-либо одежду, одеть +неод. Сущ. в В.п. с пред. (во все новое), или сущ. в Тв. П. (одеялом);
закончить (работу) окончить университет
командированный – тот, кто едет в командировку командировочный – документ
элитный - отборный элитарный – свойственный элите, принадлежащий ей.
тотальный - всеобщий тоталитарный – характеризующийся насилием.
сопротивление – противодействие натиску сопротивляемость – способность сопротивляться
вычесть – удержать какую-либо сумму из денег, предназначенных к выдаче высчитать – разговорное слово
военный- относящийся к войне, к армии, к военнослужащим; состоящий на службе в армии: военная наука, промышленность. воинский - относящийся к военному делу, к военной службе: воинская доблесть, воинские традиции
Покупательная – относящийся к возможности купить: покупательная способность – способность сделать покупку; покупательные фонды населения. Покупательская – относящийся к покупателю: покупательская способность – способность покупателя к чему-либо, покупательский вкус, интерес.

Упражнение 9. Выберите подходящий по смыслу пароним:

протокол дипломатичный дипломатический
таможенный тариф конвенциональный конвенционный
государственный паритет (равенство) приоритет (первенство)
ужин дружественный дружеский
законодательство жилое жилищное
спрос потребительный потребительский
мастерство исполнительное исполнительское
вопросы оговорить обговорить
платье эффектное эффективное
насыпь земельная земляная
дом планирование планировка
срок гарантийный гарантированный
переговоры длинные длительные
изменения коренные корневые
подписать договор договоренность
пиджак одеть надеть

Примеры.

Сказ про московского студента

Жил-был московский студент. Были у него и дар слова, и золотые руки, и ахиллесова пята. Он был абсолютный нуль в математике. Но наш студент держал ушки на макушке, и о нем замолвили словечко знающие люди. Но другая проблема одолевала студента, насущная. Ходил он всегда голодный как волк и вынужден был жить на голодном пайке, потому как денег у него было кот наплакал. Но не был наш студент тяжелым на подъем, голову долго не ломал и придумал, как ему раздобыть поесть! Решил он белых воротничков обмануть, да не тут то было. Показали они ему, где раки зимуют, и сказали, чтоб зарубил себе на носу: жди-ка ты дружок у моря погоды, а нас не трогай. Но студенту нашему, как с гуся вода. Не успели они и глазом моргнуть, как виновник торжества уплетал их обед за обе щеки. Ум за разум от такого заходит! «Дело в шляпе, - подумал студент,- и волки сыты и овцы целы, и поминайте меня как звали, скатертью мне дорога, еще не вечер!».

Базаревич Ксения

ОТ ВСЕГО СЕРДЦА

Была у одной женщины дочь - красавица - кровь с молоком. И жили они водой не разольешь. Да только муж у нее был - ни рыба ни мясо. Целыми днями баклуши бьет или лясы точит. Однажды мать говорит дочери:

- Сходи, дочка, проведай бабушку, уж не захворала ли она?С твоим
папой каши не сваришь, а у меня дел тьма тьмущая. Так ты уж сама - одна
нога здесь, другая там. Возьми пирожок и горшочек масла. Маслом кашу не
испортишь, даже бабушкину.

- Как же я пойду одна через лес? - Испугалась девочка. Там волков
как собак нерезаных!

- Не сгущай краски, дочка. Я связала тебе красную шапочку. Ты ее
надень и пой погромче - волк от тебя сбежит как черт от ладана!
Делать нечего! Пошла девочка в лес. Красную шапочку вверх тормашками надела - самой страшно! А ягод в лесу - видимо невидимо. Стала она ягоды
есть, громко петь перестала. Волк как снег на голову и свалился. Увидел
Красную шапочку с потребительской корзиной и стал удочки закидывать -выведывать, расспрашивать. Рассказала девочка волку все как на духу. Мол
молоко на губах не обсохло, а уже послали! Волк - стреляный воробей, тертый калач - слушает Красную шапочку, а сам мозгами раскидывает - как
самому впросак не попасть и девчонку вокруг пальца обвести. «Бабка ее,
небось как сыр в масле катается, а у меня неделю маковой росинки во рту
не было. Тут нельзя брезговать никакими средствами - или пан или пропал», -
решил серый разбойник и что есть духу помчался по самой короткой дороге
только пятки засверкали.

- Открывай, сова, медведь пришел, - нервно пошутил голодный волк. В один миг он справился со старушкой, недавно плотно пообедавшей любимой кашей. «Бог лесной! Да она нафарширована сгоревшей
овсянкой», - поморщился зверь и с тяжелым сердцем полез на еще теплую
кровать. Беда не приходит одна, и вскоре за дверью послышалось хриплое
урчание Красной шапочки:

- Опять овсянка! Хорошо, что я червячка заморила.... Девочка была не
из робкого десятка, но увидев посеревшую и обросшую бабушку, она
закричала во всю Ивановскую! Волк не стал дожидаться вопроса: «А почему
у тебя такой большой...» и втирать очки. Он не жуя произвел воссоединение семьи: «Ничего, в тесноте, да не в обиде!». Грязные ягоды доделали
черное дело в волчьем желудке. Ему сделалось нехорошо. На счастье, мимо
проходили охотники - два сапога пара. Привлеченные девичьим криком, они
решили погреть руки. В доме друзья наделали много шума, работали с
огоньком. «Щи да каша - пища наша», - только и смог промямлить волк, рухнув
замертво.

Бабушку вернули на кровать, а девочку -счастливым родителям.

На следующий день папа с Красной шапочкой отправились в зоопарк - смотреть слонов!

Нестерова Татьяна

Три аспекта в изучении культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический.

Наши рекомендации