Творч. путь А. Белого. Худ. своеобразие лирики Белого. Проблематика и поэтика романа «Петербург».
(1880-1934) А. Белый – это псевдоним. Наст. Имя – Борис Николаевич Бугаев. Окончил московский ун-т, отделение физико-математическое.
В 1903 Белый организовал литерат. Кружок (С. Соловьев, Лев Кобылинский, Петровский и др.) Название кружка – «аргонавты». Они подобно древним грекам «путешествовали за своим «золотым руном» - новым словом, способным содействовать преображению мира. После знакомства с Блоком постепенно сложилось объединение «младосимволистов».
А. Белый был человеком редкой одаренности: поэт-лирик, прозаик, теоретик литературы, критик и публицист… Начал Белый с прозаических «симфоний», в которых повествов. Строилось как спор контрастных «музыкальных» тем – страстный порыв к духовным высотам противопоставлялся уродству реальности; сборник «Золото в лазури» 1904г.
Ликующее мироощущение было потеснено наплывом «мистических ужасов», которые виделись Белому в современной ему России. От надмирных высот писатель обращается к земному, русскому, крестьянскому в сборнике1909г. «Пепел» (здесь уже видим «свинец облаков, зловещие кабаки, просторы голодных губерний»)
Стих-е «Из окна вагона» Сб. «Пепел»
- Напоминает некрасовские образы: кабаки, погосты, «убогие стаи избенок». Соединение безысходного одиночества лирического героя и суровой немоты матери-родины подчеркивают выразительность трагической ситуации:
Мать Россия! Тебе мои песни,-
О, немая, суровая мать!-
Здесь и глуше мне дай, и безвестней
Непутевую жизнь отрыдать.
Лирический герой – бродяга, висельник, горемыка. Им владеют чувства отверженности и одиночества. Они оттеняются и усиливаются ритмами лихой отчаянной пляски:
Что там думать. Что там ждать,
Дунуть, плюнуть – наплевать:
Наплевать да растоптать,
Веселиться, пить да жрать
Белый обращался и к урбанистической теме. В цикле «Город» слышны отзвуки уличных митингов, демонстраций 1905 года, ощутима напряженная атмосфера времени.
«Самосжигание» лирического «Я» происходит в сборнике «Урна».
Белого-поэта в современном сознании потеснил Белый-прозаик, чей «Петербург» (1914) стал одной из вершин европейского романа. Традиционный для русской литературы образ Петербурга трансформировался у Белого в символ. Образ России, восточной страны, избравшей в столицы один из красивейших европейских городов и разрывающейсямежду Востоком и Западом, противоречив, это противоречие и заключает в себе грядущую неизбежную трагедию страны.
Петербургу посвящен лучший роман Белого “Петербург” — гениальное произведение, исполненное пророческого пафоса. “Близится великое время”, — писал Белый, предсказывая полосу грандиозных социальных катастроф, потрясений, войн, завершившуюся Октябрем 1917 года. Белый указал на страшную опасность, которую представляли террористы для России. Белый был абсолютно прав, когда подчеркивал, что терроризм идет с Востока. Исторические судьбы России, судьбы русских интеллигентов на историческом перепутье — основная проблема романа, которую романист сформулировал как “Восток или Запад”. Так должна была называться трилогия, замысел которой не был осуществлен полностью: Белый написал только романы “Серебряный голубь” и “Петербург”.
Белый в одном ряду с Джойсом, Прустом, Кафкой. Он опередил их, предваряя поэтику их произведений. Если говорить о Белом как о прямом предшественнике Джойса, то следует назвать поток сознания, переосмысление античной мифологии (у Белого — мифы о Сатурне и Аполлоне, у Джойса — “Одиссея”) как способ символизации и придания происходящему вселенского сущностного характера, художественная реализация теории Фрейда, изображение подсознательного распада, одиночества, разрыва связей, эдипова комплекса, определяющего отношения персонажей (Николая Аполлоновича с отцом и матерью), кинематографичность (монтаж, основанный на сцеплении ассоциаций). Известно, что Джойс в Париже любил смотреть “Броненосец „Потемкин”” С. М. Эйзенштейна, который считал Белого своим учителем. Джойса, по его собственному признанию, привлек монтаж. Бездушная чиновничье-бюрократическая власть, которую символизирует Учреждение, возглавляемое сенатором Аблеуховым, бесконечно далекая от “фабричного люда”, — прообраз недоступного замка в одноименном романе Кафки.
62. Художественное своеобразие лирики Есенина. Жанр поэмы в творчестве Есенина. Анализ поэмы "Анна Снегина".
Сергей Александрович Есенин (1895-1925). Исповедовал христианскую веру. Христос для него—совершенство. Однако в православии Есенина уже на раннем этапе проявился еретизм. Молодой Есенин верил в Христа как в гения, одаренного светлым умом человека, как в благородную душу, образец любви к ближнему—и только. Он подверг сомнению Божественную суть Христа. Мотивы лирики Есенина начала 1910-х годов—жертвенная миссия поэта, одухотворенная природа, религиозное послушание, странничество, богоизбранность русского крестьянина, за которого радеет Св. Николай Угодник, чувственная и плотская любовь. В мировоззрении Есенина органично объединились 2 начала—христианское и крестьянское. Тема крестьянской России, тема избы в творчестве поэта приобрела философский и библейский смысл. Крестьянский космос олицетворял для него не просто благодать, но и земной рай. Восприятие крестьянского рая, адекватного раю небесному, воссоздано в стих-ии «Гой ты, Русь моя родная…»: “Если крикнет рать святая: / “Кинь ты Русь, живи в раю!”/ Я скажу: “Не надо рая,/ Дайте родину мою”. Пейзаж в поэзии Есенина одухотворен. Пейзажная метафора соединена с евангельскими образами. С 1916 по 1918 г. поэт создал цикл религиозно-революционных поэм-утопий, неоевангельский миф о русской революции. В этот период он испытал на себе влияние одного из лидеров левых эсеров, организатора «скифства» Р.В. Иванова (Иванова-Разумника). Есенин—участник альманаха «Скифы» 1917-1918 гг., ориентированного на народную , крестьянскую Россию и объединившего вокруг себя Н.Клюева, А. Белого, В. Брюсова, Е. Замятина и др. Р.Иванов вслед за Н. Клюевым способствовал росту крестьянского самосознания у Есенина. Под их влиянием поэт ассоциирует крестьянский рай с революционной идеей, с новым образом Росси, что нашло отражение в поэмах 1916-1918 гг. Февральскую и Октябрьскую революции он принял как крестьянские и христианские по содержанию; их цель—воплотить на земле христианский и крестьянский социализм.Марксизм для него чужд. В религиозно-революционных поэмах «Товарищ», «Певущий зов», «Отчарь,», «Октоих», «Пришествие», «Преображение», «Сельский часолов», «Инония», «Иорданская голубица», «Небесная голубица», «Небесный барабанщик», «Пантократор» говорилось о Богом избранной стране России, предназначенной быть земным раем. Цикл стих-ий «Персидские мотивы» (осень 1924-август-1925). Романтический сюжет о любви северянина и дикарки южанки Есенин воспринял от Пушкина и Лермонтова. На темы, сюжеты, тональность «Персидских мотивов», повлияли персидские лирики. В персидской поэзии образ женщины—исключительный, женская красота превосходит саму природу, лирический герой подмечает в любовном страдании тончайшие нюансы. В своем цикле Есенин воссоздавал образ голубой и веселой страны, которой перестала быть Россия. Ранее Россия ассоциировалась в лирике Есенина с голубой страной, то есть со страной-идеалом, мужицкой мечтой. После революции голубой цвет исчезает из его лирики. Теперь выдуманная Персия соответствовала идеалу, именно там поэт стремился обрести покой. Однако Персия дает временный покой, Тема цикла—ностальгия по России. В январе 1925 г. Есенин написал поэму «Анна Снегина»—о северной, реальной любви в реальной предреволюционной и послереволюционной России, объединив в одном сюжете 2 темы—лирическую и эпическую. «Анна Снегина» писалась в пору приоритета в обществе классовой идеологии. По сути поэт выбрал в героини эмигрантку (прообраз Анны—Л.Кашина (1886-1937), которая, однако, не покинула Россию. В 1917г. она передала свой дом в Константинове крестьянам, сама жила в усадьбе на Белом Яру на Оке. Там бывал Есенин), по общепринятым нормам—классового врага. Анна для героя—дорогая ему женщина и духовная сестра. Анна и Сергей—дети России. Интимный сюжет о влюбленности героев, об их незавершенной любви развивается в поэме как череда фрагментов, цепь чувственных состояний: безотчетное чувство в 16 лет; равнодушие Сергея в 1917; встреча Анны и Сергея после его болезни, их интуитивное, безотчетное влечение друг к другу и т.д. В романе героев отсутствует логика, он развивается интуитивно. В описании нереализованного любовного желания, не выраженных определенно романтических отношений героев, смены чувств и настроений проявилась импрессионистическая поэтика. Есенин в образах-намеках создал поэзию импульса, впечатления, интуиции. Революция определила расставание героев, но она не в силах подавить в них память о любви и чувство внутреннего родства. Революция стала драмой и в судьбах других героев поэмы. Есенин описал дореволюционные беды крестьян, но ввел в сюжет и мотив послереволюционных напастей. Крестьянину плохо и от со деникинцев, и от советских налогов. Национальный характер есенин выразил в образе старухи-мельничихи, которая интерпретирует конфликт криушан и радовцев, убийство старшины как начало погибели деревни, модель войны крепких, хозяйственных мужиков и мужиков нищих. Свобода отравила мужика вседозволенностью, психологической подоплекой их революционности были их нравственные пороки. Прон для Есенина—новое проявление национального характера. Он—мятежник новой формации. Еще один современный тип—Лабутя, его принцип—жить «не мозоля рук», он «хвальбишка и дьявольский трус». Не случайно Прон и Лабутя—братья. Современный, новый мужик—«Фефела! Кормилец! Касатик! / Владеет землей и скотом, / За пару измызганных «катек» / Он даст себя выдрать кнутом». В душе мятежного крестьянина—Ленин, потому что Сергей говорит именно криушанам: «Он—вы». Эпическая тема поэмы выдержана в реалистических некрасовских традициях: сосредоточенность на народных бедствиях; сюжет о народном вожаке; образы крестьян с индивидуальными характерами и судьбами; повествование о деревнях Радово и Криуши; сказовый стиль; лексико-стилистические особенности речи крестьян; свободный переход из одной языковой культуры в другую. В герое поэмы Есенин описал себя. Лирика 1924—1925 гг. Последние 2 года в его стихах выражались покаянные мотивы, мысли об ошибках буйной и мятежной молодости. Предчувствуя свою смерть, поэт не трактует ее образ трагически. Образу смертипридан эллегический характер. У Есенина философское отношение к близкому концу, к переходу из суетного земного состояния в страну покоя. В лирике 1925г. мотив смерти—один из приоритетных. Ожидание смерти сочеталось в лирике есенина с радостью жизни. В стих-ии «Ну, целуй меня, целуй… »: «Увядающая сила! / Умирать—так умирать! / До кончины губы милой / я хотел бы целовать». В 1925г. в любовной лирике Есенина раскрылась донжуанская тема: «Не гляди на меня с упреком…», «Какая ночь! Я не могу», «Ты меня не любишь, не жалеешь…» и др. —стихи, посвященные «любви недорогой», «вспыльчивой связи», принятой за любовь «чувственной дрожи», легкодумным женщинам, которых любят «кстати». Эта любовь—без страдания, умиротворяющая, она соответствует настрою поэта на душевный покой. Лирический герой Есенина подмечает в себе любовную легкость и стремление к вечному любовному счастью. Желание получить все сполна, быть «каждый день у других колен»—следствие философской концепции жизни, выраженной в слове «принимаю»—эта концепция в последние годы жизни поэта определила его настроения, темы, поступки—эта тема в его стихах 1925г. становится лейтмотивом. Обновленное состояние поэта, его философская концепция—«принимаю»—выразилась в зимнем цикле 1925г.В этих стихах отразился жизненный тонус поэта, его душевный покой, физическая бодрость, его расставание с тревогой и тоской («Так я еще никогда не думал», «Я уж взволнован. Какие плечи!», «Сердце метелит твоя улыбка»).Поздняя лирика Есенина наполнена пушкинизмами. К пушкинскому Моцарту поэт обратился, задумав свою последнюю поэму «Черный человек». Поэтическая исповедь была написана под явным впечатлением от «Моцарта и Сальери» Пушкина. Незадолго до гибели к пушкинскому Моцарту приходит человек в черном и заказывает ему «Реквием». Он становится для Моцарта наваждением, отнимает у него покой. Есенин использовал эту же ситуацию: к лирическому герою приходит Черный человек и лишает его покоя. Он мучает поэта, он, вычленив из есенинского «целого» его неправедное «Я», рисует поэта как воплощенное зло. Черный человек—образ есенинской рефлексии. В финале поэмы герою удается освободиться от черного гостя, победить свои собственные внутренние терзания, утвердить в душе согласие своих полярных «я». Лирический герой Есенина принимает не только мир таким, каков он есть, но и себя—как данность, как природное целое.