Творч. путь А. Толстого. Жанр романа в творчестве А. Толстого. Проблематика и поэтика романа «Петр 1»

Его творчество было широко признано. Был четырежды лауреатом Сталинской премии, был избран академиком АН СССР. Был депутатом Верховного совета СССР. Во время ВО войны занимался публицистич. деят-ю. 1907 выход книги стихов «Лирика». 1908 публикация первого рассказа, 1911-1912 вышли двухтомные «Повести и рассказы», ранние романы(«Чудаки» и «Хромой барин»). В 20-30гг написано продолжение романа «Хождение по мукам», начат роман «Петр 1» Толстой умер 23 февраля 1945 года не успев дописать роман.

«Петр 1» началась работа над романом в 1929 г. Произведение было задумано как исторический роман-эпопея.(РОМАН— Несмотря на исключительную распространенность этого жанра, его границы до сих пор недостаточно ясны и определенны. Наряду с произведениями, носящими это имя, мы встречаем в лит-ре последних столетий крупные повествовательные произведения, к-рые называются повестями. В романе рассматривается история в развитии, определенного героя).

В романе выделяется два тематических пласта: показ исторической действительности 1682-1704гг. и исследование национального характера.

Личность в романе трактуется как точка приложения исторических сил, которые действуют иногда наперекор желанию человека. Роль личности зависит от того, совпадает ли ее путь с дорогой истории. Для прогрессивного деятеля важно не только подчиняться ее воле, но и проявлять инициативу, быть активным творцом народной судьбы. Такое представление находилось в русле требований социалистического реализма изображать героя как преобразователя жизни.

В то же время в произведениях социалистического реализма нельзя было обойтись без утверждения решающей роли народных масс. А. Толстой показывает и жизнь крестьян, солдат, ремесленников, чьими руками, трудом, терпением создается богатство и слава России.

75. Творческий путь М. Шолохова. Жанровое своеобразие романа «Тихий Дон». Проблема современного прочтения романа «Поднятая целина».Михаил Александрович Шолохов родился в 1905 г. на хуторе Кружилине станицы Вешенской. Желание серьезно заниматься литературной работой заставило Шолохова приехать в 1922 г. в Москву, где он познакомился с поэтами и писателями литер-ной группы «Молодая гвардия»: М. Колосовы, И. Молчановым и др. В 1923 г. в газ. «Юношеская правда» появляется его первый фельетон «Испытание», а в дек. следующего года газ. «Молодой ленинец» публикует первый рассказ «Родинка» о судьбе донского казачества. В 1926 г. выходят одновременно 2 сборника:«Донские рассказы» и «Лазоревая степь». Предисловие к «Донским рассказам» было написано А.С. Серафимовичем, с кот-м Шолохов (Ш-в) познакомился в 1925 г. и мнение кот-го для начинающего автора было чрезвычайно важно. В центре внимания рассказов - люди, разделенные революцией, гражданской войной. Ш-в в это вр. Полностью на стороне «красного» казачества, героизирует, романтизирует, идеализирует его. Шолохов воспринимает 20 век как наиболее трагический в истории человечества. Отдавая дань романтическим сюжетам гражд. войны, писатель в лучших своих произведениях одновременно показывал бесчеловечность гражд. войны, осуждал смертоубийство. В «Д. р-зах» драматизм классовой борьбы раскрывается в остросюжетных ситуациях. Социальный конфликт часто получает свое разрешение в столкновении близких, родных друг другу людей(«Продкомиссар» - борьба между отцом и сыном; «Родинка», где отец убивает сына). Рассказы Ш-ва по своему содержанию воспринимаются не только как предтеча «Тихого Дона», но и как следование складывающейся традиции отражения гражд. войны, отраженной в произведениях И. Бабеля, А. Фадеева, Л. Леонова и др. В 1926 г. Шолохов начинает работу над «Тихим Доном». Годом раньше писатель приступает к работе над романом «Донщина», описывающим поход генерала Корнилова. В процессе работы Ш-в понял, что без предыстории казачества «не под силу» создать правдивую летопись времени. Он остановил работу над «Донщиной», а «через года взялся снова», решив показать довоенное казачество. Роман-эпопея«Тихий Дон» («Т.Д.») состоит из 4-х книг. 1-ая книга появилась на страницах ж. «Октябрь» в 1927г. Год спустя там же печат-ся 2-ая книга, в кот-ю вошли «корниловские» главы «Донщины». 3-я книга - в 1929 г. в ж. «Октябрь» (до 12 главы). В 1940 г. 8-я часть романа появилась в ж. "Новый мир". Хронологические рамки в романе четко определены: май 1912-март 1922 года. Это десятилетие делится на две равные половины Октябрем 1917 г.: до революции и после революции. Соответственно строится композиция книги. 1-ая часть посвящена мирной жизни казаков, предшествовавшей Первой мировой войне, и самой войне. Все описываемые события рассматриваются автором в сравнении: как было раньше и что стало теперь. Произв-е связано с традициями народного творчества (пословицы, поговорки, песни передают настроение, переживания героев). Эпиграфом к 1-ой книге послужили старинные казачьи песни. Двойной эпиграф задает одновременно темы и 1-ой книге, и всему «Т.Д.». 1-ый эпиграф помогает оценить события 1-ой книги в русле сложившейся жизни казачества. Испокон веков казаки прерывали свой мирный труд для военных битв. Так и сейчас, покос жита был прерван появлением верхового, который крикнул слово «сполох». Изобразительная манера Шолохова заставляет воспринимать художественное пространство романа сразу в двух плоскостях: война казаков в чужих краях и ожидание их в родном доме. 2-ая песня эпиграфа связывает все 4 книги воедино. Образ «мутнехонька» Дона приобретает символическое значение и открывает в каждой книге новую грань восприятия мира. В первой книге «муть» Дона ассоциируется с нарушением привычного мирного уклада жизни. Во второй книге он уже воспринимается как «смутность» в мыслях, как «смута» времени. 2-ая часть эпопеи повествует о событиях к. 1916 г. - до апр. 1918 г. «Сполох» 1-ой книги превращается в братоубийственную войну во 2-ой. Ш-в, показывая разных людей: и тех, кот-м путь ясен, и тех, от кот-х еще сокрыта дорога, - предлагает задуматься о выборе человека в это смутное время. Люди ищут правду: ищет ее Митька Коршунов, Григорий Мелехов; за свою правду будет ранен и убит Бунчук, о своей правде будет говорить Подтелков перед казнью. Правда одна, она не делится на белых и красных. Третья книга эпопеи повествует о событиях Верхне-Донского восстания 1919 г. Эпиграфом для нее тоже послужила старинная казачья песня. Слова песни обретают философско-трагическое звучание, ибо оказываются связанными прочными нитями с традицией предшествующей литературы. «Мутен» Дон ассоциативно связан с замутившимися водами «быстрой Каялы», с водами быстрого Днестра, уносящих казаков от шляхтичей. Каждый борется за жизнь для себя и своих близких. Только время непостижимое каждый раз поворачивает героев будто в другую сторону. «Беды» и «тяготы» Верхне-Донского восстания были связаны с протестом казачества против разрушения самой жизни, кот-я складывалась веками и передавалась по наследству от поколения к поколению. 4-я книга эпопеи, рассказывающая о попытке противостояния отряда Фомина красным, предсказывает страдания, кот-е выпадут на долю донского казачества. Многие герои гибнут, так и не успев высказаться. Ими был сделан выбор, и они пошли по своему пути. Шолохов одним из 1-ых показал другой выбор, к-й сделала Россия. Дезертиры, принявшие Мелехова к себе, удивляются тому, что он не может дождаться весны, когда будет объявлена амнистия. Позиция Мелехова: «Нет, не могу ждать», - это выбор своего пути, пути на страдание. 4-я книга возвращает памятью к предыдущим 3-м: она логически завершает эволюцию героев. В последней главе эпопеи автор показывает мир в двух измерениях: настоящем и будущем. В настоящем - у главного героя «это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей». В будущем - .. .Мишатка все-таки «узнал в этом бородатом и страшном на вид человеке отца...». Мир своих героев Ш-в видит изнутри. Ему понятны и дороги все приметы казачьего быта, он прекрасно знает казачий фольклор и донскую природу. Действие романа начинается с мая, с сезона «маетных» (т.е. трудных) крестьянских забот, кот-е в этом мире превращаются в военные, заканчивается же мартом - началом весны, временем обновления и самой природы, и человека, временем, когда рождается надежда. Жизнь человека и природы сливается воедино, и одно не мыслится без другого. Именно природа не позволяет в романе делить людей на плохих и хороших. Путь Григория Мелехова типичен для поисков всего казачества. В нем - родовые черты Мелеховых. Главный герой завершает свое хождение по мукам в родном Татарском. Ш-в оставляет своего героя на пороге грядущих жизненных испытаний. Женские образы в романе являют собой выстраиваемую логическую цепочку: женщина - земля - Россия. И потому гибель красной пулеметчицы Анны Погудко, матери Кошевого, Натальи, Аксиньи воспринимается как уничтожение вечно животворящей силы. Революция у Ш-ва показыв-ся со стороны белых (казаков). Осн. действие - в станице Вешенская. Изображены реальные участники событий Иван Лагутин, Федор Подтелков, Михаил Кривошлыков и др. Прототипом для Григория Мелехова послужил казак Харлампий Вас. Ермаков. Ш-в наследовал принцип неотделимости личности от истории. Это было одновременно и следование традиции, заложенной Л. Толстым, и тем фундаментом, но кот-м писатель строил свою эпическую прозу. «Т.Д.» - национальная эпопея в духе «Войны и мира» потому, что его историко-философская сущность не только отводит массам казаков важное место, но и опирается на веру в постоянство, незыблемых позитивных ценностей, сохраняемых народом». Писатель предлагает новый вариант «полифонии» (соединение голоса автора с голосами героев). В 1932 г. была опубликована 1-ая книга второго романа Ш-ва«Поднятая целина». Первоначальное название романа - «С потом и кровью». Второе название - более оптимистичное. Поднятая целина - это метафора, кот-я определила содержание романа (лемехом революции перепахиваются людские судьбы). Ш-в считал своей задачей «показать людей в годы строительства при Советской власти». Бои давно отгремели, но люди снова поставлены перед выбором. События отражают ход коллективизации в хуторе Гремячий Лог. Представителей 2-х противостоящих лагерей в романе не так много, основную массу составляют люди колеблющиеся, сомневающиеся. До конца «красными» можно считать лишь 3-х главных персонажей - Нагульнова, Давыдова и Размет-нова. Для них характерны непримиримость, безграничная вера в коммунистические идеалы. Половцев с Лятьевским также «борцы», и они также не жалеют своей жизни ради идеи. Методы, кот-ми действуют и те, и другие, также часто похожи. Основным критерием, по кот-му оценивается тот или иной поступок, оказывается его корыстность или бескорыстность, способность или неспособность на подлость и предательство. Единственным судьей и мерилом всего того, что совершается, в романе оказывается народ. Для автора важна даже не сама «правда», но искреннее стремление ее найти. Гремячинские «коммунисты» с самого начала действуют самостоятельно. Образ высокого партийного начальства в романе прорисован нечетко. Образ Давыдова претерпевает эволюцию (он учится жить чаяниями и интересами людей). «Правда» Нагульнова, Разметнова и Давыдова в итоге оказывается совершенно непохожа на ту «идеологию», кот-ю пропагандируют в государственном масштабе. Противопоставление «правды» отдельной личности и официальной идеологии достигает своего апогея в сцене, когда Нагульнов выражает несогласие со статьей Сталина. В «партийном треугольнике» у каждого оказывается не только своя «правда», но и свой способ смотреть на вещи. Если в образе Нагульнова сильны романтические черты, то Разметнов - в большей степени реалист. Давыдов представляет собой промежуточный тип - от «правды» Нагульнова он постепенно приближается к «правде» Разметнова, для кот-го морально-этические нормы, выработанные народом на протяжении веков, оказываются нерушимы (отказался раскулачивать «ребятишек», не смог зарубить отца и детей человека, насиловавшего его жену). В отличие от Нагульнова, Давыдова и Разметнова у Лятьевского и Половцева нет своей «правды», так как «правда» - мысль объединяющая и примиряющая. У них же есть лишь «интересы» - восстановить свой прошлый социальный статус, вернуть имущество и пр. Юмор в романе связан с образом деда Щукаря. Дед Щукарь любим хутором - потому, что его вранье и хвастовство бескорыстно, оно не приносит никому вреда. Образ Щукаря нужен был автору еще для того, чтобы ввести иронию в характеры главных героев. Так в народном понимании рассказы Нагульнова о мировой революции, а Давыдова о классовой борьбе ничем не отличаются от вранья Щукаря, и то и другое - безобидное чудачество. Персонажей автор наделяет щукаревой «чудинкой» - это своего рода знак принадлежности к народу. У Давыдова это слово «факт», кот-е он постоянно, часто невпопад повторяет в разговоре (сравн. чтение Щукарем энциклопедии, у Нагульнова - страсть к петушиному пению, у Разметнова - голуби, ради кот-х он стреляет окрестных кошек (сравн. нелюбовь Щукаря к собакам). Сквозь призму образа Щукаря, через иронию образы главных героев очищаются от наносного. Смех, юмор, по Шолохову - неотъемлемая часть народного духа (противопоставление - Половцев никогда не улыбается),часто именно смех приходит на помощь в критической ситуации (сцена раскулачивания, выступление Щукаря). В «Поднятой целине», как и в «Тихом Доне», женские образы - та призма, через которую высвечиваются поступки главных героев. Все трое оказываются несостоятельны в семейных отношениях. Однако несмотря на то, что и Нагульнова, и Разметнова, и Давыдова покидают, им оказывается дано важное умение - любить. Нагульнов продолжает любить Лушку, как и Давыдов, Андрей - Марину. Любовью главные герои проверяются и, несмотря на то, что она оканчивается неудачей, выказывают важнейшее свойство своей души - бескорыстие и преданность. Роман имеет своеобразное обрамление. Он начинается описанием земли, кот-я пробуждается весной, и заканчивается описанием ее летом. Во время войны Ш-в становится военным корреспондентом газет «Правда» и «Красная Звезда»; лично принимает участие в боях под Смоленском, Ростовом. В годы войны написан р-з«Наука ненависти», опубл. в «Правде» в 1942г. Р-з «Наука ненависти» стал ступенью к созданию романа«Они сражались за Родину». Писатель начал работу над ним в 1943г., но работа над романом не была закончена. Р-з«Судьба человека» продолж-т тему ВОВ, но этот р-з также и завершает трилогию Ш-ва. Содержанием становится столкновение с историей, попытка человека отстоять свою сущность, свое право на жизнь в годы вражды. Композиц-й прием - рассказ в рассказе (от имени главного героя Соколова, кот-й, потеряв семью на войне, усыновляет встретившегося сироту Ванюшку).





76. Творческий путь А. Солженицина. Прблематика и поэтик рассказов Солженицина. «Архипелаг ГУЛАГ» как «опыт художественного исследования». Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее под запретом, наконец-то по праву заняло свое место в истории русской литературы советского периода. После издания "Архипелага ГУЛАГа" (а это произошло лишь в 1989 году) ни в русской, ни в мировой литературе не осталось произведений, которые представляли бы большую опасность для советского режима. Эта книга раскрывала всю сущность тоталитарного режима. Пелена лжи и самообмана, все еще застилавшая глаза многим нашим согражданам, спадала. После всего, что было собрано в этой книге, что было раскрыто с поразительной силой эмоционального воздействия, с одной стороны, документального свидетельства, с другой - искусства слова, после того, как в памяти запечатлелся чудовищный, фантастический мартиролог жертв "строительства коммунизма" в России за годы советской власти - уже ничего не удивительно и не страшно! Родился в декабре 1918 г., место рождения - г. Кисловодск; отец происходил из крестьян, мать - дочь пастуха, ставшего впоследствии зажиточным хуторянином. После средней школы С заканчивает в Ростове-на-Дону физико-математический факультет университета, одновременно поступает заочником в Московский институт философии и литературы. Не закончив в последнем двух курсов, уходит на войну, с 1942 по 1945-й командует на фронте батареей, награжден орденами и медалями. В феврале 45-го в звании капитана арестован из-за подслеженной в переписке критики Сталина и осужден на восемь лет, из которых почти год провел на следствии и пересылке, три - в тюремном НИИ и четыре самых трудных на общих работах в политическом Особлаге. Затем был в Казахстане "навечно", однако с февраля 1957 г. последовала реабилитация. Работал школьным учителем в Рязани. После появления в 1962 г. произведения "Один день Ивана Денисовича" был принят в Союз писателей. Но следующие работы вынужден отдавать в "Самиздат" или печатать в Зарубежье. В 1969-м из СП исключен, в 70-м удостоен Нобелевской премии по литературе. В 1974-м в связи с выходом первого тома "Архипелага ГУЛАГ" насильственно изгнан на Запад. До 1976 г. жил в Цюрихе, затем перебрался в американский штат Вермонт, природою напоминающий среднюю полосу России. Вслед за публикацией Одного дня Ивана Денисовича, принесшей ему всеобщую известность, Солженицыну удалось опубликовать лишь несколько рассказов, лучший из которых - Матренин двор (1963); после этого двери советских издательств перед ним закрылись. Его главные романы В круге первом и Раковый корпус были опубликованы за рубежом в 1968, а в 1969 его исключили из Союза советских писателей. В 1970 ему была присуждена Нобелевская премия по литературе. В 1971 на западе был опубликован роман Август Четырнадцатого, первый из серии исторических романов, устанавливающих причины революции. Следом за ним, в 1973, вышел первый том монументального художественно-документального исследования советской системы трудовых лагерей - Архипелаг ГУЛАГ. В разгар скандала, вызванного этой публикацией, С был лишен советского гражданства и выслан из страны. Спустя некоторое время он поселился в США, где продолжал работать над циклом исторических романов и выпустил воспоминания о хрущевской эре Бодался теленок с дубом (1975). В 1994 он вернулся в Россию.Хотя сам писатель и утверждал, что наиболее влекущая его в литературе форма - "полифоническая с точными приметами времени и места действия", из пяти его крупных вещей, как это не удивительно, романом в полном смысле является "В круге первом", ибо "Архипелаг ГУЛАГ" согласно подзаголовку - "опыт художественного исследования", эпопея "Красное колесо" - "повествование в отмеренных сроках". "Раковый корпус" - по авторской воле, "повесть", а "Один день Ивана Денисовича" - даже "рассказ". Роман "В круге первом" писался 13 лет и имеет семь редакций. Сюжет состоит в том, что дипломат Володин звонит в американское посольство, чтобы сказать о том, что через три дня в Нью-Йорке будет украден секрет атомной бомбы. Подслушанный и записанный на пленку разговор, доставляют на "шарашку" - научно-исследовательской учреждение системы МГБ, в котором заключенные создают методику распознания голосов. Смысл романа разъяснен зэком: "Шарашка - высший, лучший, первый круг ада". Володин дает другое разъяснение, вычеркивая на земле круг: "Вот видишь круг? Это -отечество. Это - первый круг. А вот второй, он шире. Это - человечество. И первый круг не входит во второй. Тут заборы предрассудков. И выходит, что никакого человечества нет. А только отечества, отечества и разные у всех..." "Один день Ивана Денисовича" задуман автором на общих работах в Экибастузском особом лагере. "Я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир одним днем". В повести "Раковый корпус" Солженицын выдвинул свою версию "возбуждения рака": сталинизма, красного террора, репрессий. Сохранение человеческой души в условиях тоталитаризма и внутреннее противостояние ему — сквозная тема рассказов "Один день Ивана Денисовича" (1962), "Матренин двор" (1963; оба опубликованы А. Т. Твардовским в журнале "Новый мир"), повестей "В круге первом", "Раковый корпус" (1968; опубликованы за рубежом), вбирающих собственный опыт Солженицына: участие в Великой Отечественной войне, арест, лагеря (1945-53), ссылку (1953-56). "Архипелаг ГУЛАГ" (1973; в СССР распространялся нелегально), — "опыт художественного исследования" государственной системы уничтожения людей в СССР; получил международный резонанс, повлиял на изменение общественного сознания, в т. ч. на Западе. В творчестве С, продолжающего традиции русской классики 19 в., трагические судьбы героев осмысливаются автором в свете нравственного и христианского идеала. В десятитомном "Красном колесе" (1971-91), на огромном фактическом материале рассматриваются причины революции (слабость власти, упадок религии, общественный радикализм) и ее ход, анализируются политические и идеологические платформы различных партий и групп, обосновывается возможность альтернативного исторического развития России. В статьях "Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни", "Жить не по лжи" и др., "Письме вождям Советского Союза" (все — 1973) С предрекал крах социализма, вскрывал его нравственную и экономическую несостоятельность, отстаивал религиозные, национальные и классические либеральные ценности. Эти темы, как и критика современного западного общества, призыв к личной и общественной ответственности развиты в публицистике Солженицына периода изгнания из СССР (с 1974 в ФРГ; с 1976 — в США, шт. Вермонт; вернулся в Россию в 1994), в т. ч. — новейшей ("Как нам обустроить Россию", 1990, "Русский вопрос" к концу XX в.", 1994). Автобиографическая книга "Бодался теленок с дубом" (1975; дополнена 1991) воссоздает общественную и литературную борьбу I960 — нач. 70-х гг., в связи с публикацией его сочинений в СССР. Нобелевская премия (1970). Рассказ Солженицына "На изломах", напечатанный в журнале "Новый мир" в 1996 году. В нём автор сумел дать ответ на вопросы читателей о смысле бытия, вторгнувшись в нервный эпицентр действительности, реально оценив происходящее. С называет рассказ "На изломах", что значит в момент самых крутых социально-исторических сдвигов, в самые критические минуты личного и общественного существования. Так, неожиданно, одним из героев рассказа становится талантливый деятель отечественного ВПК, промышленный заправила, сумевший устоять не только во времена былые, но и во времена новые не дать погибнуть своему детищу - заводу. Другой герой, более молодой, достигший высот финансового Олимпа. Он глава крупного провинциального банка, который хотят повалить конкуренты, используя все возможные средства, вплоть до покушения на жизнь Алексея. В прошлом этот разносторонне одарённый Толковянов "вздорил" с государством, а теперь вынужден идти просить у него защиты. Найдёт ли? Оба персонажа для С - воплощение национальной талантливости и упорства, непоказной любви к стране, которую они могли бы и покинуть, потому что нигде не пропали бы, да только не лежит сердце к "загранице". Хочется, чтоб здесь было хорошо, да и честолюбия достаточно, чтоб не мириться с унижением бегства. Оба не желают уступать даже в самых трудных условиях, в которых вынуждены - в силу извечной российской нескладицы - самореализовываться. Поэтому и держатся друг за друга. Похоже, на них и уповает С, на эту элиту, плоть от плоти народной. И что характерно, на прошлое своего "вэпэкашника" он закрывает глаза: ведь не уронил национальной гордости, не уступил никому первенства. Но и новоиспечённого банкира он не обвиняет в том, что деньги в банке народные, что богатеет тот, когда население нищает. Солженицын понимает одно: как бы ни было, а без талантов такого рода, без их хозяйской разворотливости не обойтись. Его надежда - в том, что всё нормализуется, обретёт цивилизованные формы, и обретёт их именно трудами и усилиями таких вот молодых и немолодых старателей, для которых чувство свободы неразрывно связано с чувством самоуважения и желанием самореализоваться в родной стране. Надежды на восстановление и обновление России звучат и у других современных писателей. В произведениях В. Астафьева, В. Распутина. Но безусловно то, что "На изломах" стоит особняком, решая эту проблему в ином ключе. Рассказ современен и достаточно лёгок для восприятия. В нём С в доступной форме сумел выразить сложную идею возрождения страны, возрождения уважения к человеческой личности. Будет ли Россия домом для живущих в ней? В этом, как мне кажется, нерв раздумий всех современных писателей. Это их главная тревога. Но и мы часто задумываемся о судьбе своей родины, а ответы ищем у великих мира сего.

Наши рекомендации