Творч. путь А. Блока. Эволюция лирики поэта. Анализ одного стихотворения по выбору. Поэма «Двенадцать». Проблематика и поэтика.

А. Б. (1880 - 1921) начал писать стихи » конце 90-я и окончательно сложился как поэт накануне рев-ции 1905г. его жизненный и творческий путь был «путь среди рев-ций».

Если сравнить юношескую лирику Б. с его зрелыми стихами, может показ-еж, что перед нами 2 рази, поэта. Ранние произ-я Б. - потомственного интеллигента, увлекшегося философией Вл. Соловьева, идеалиста и мистика, - относятся к символизму. Первая книга - «Стихи о Прекрасной Даме», 1904 была посвящена жене - Любови Дмитриевне Менделеевой. Поэт творил некий миф о божественной «Прекрасной Даме», - воплощении соловьевской «Вечной Женственности» или «Души мира», кот. является основой философ. эстетич. установок русского символизма. А. Белый, В. Иванов, И. Анненскнй в др. символисты с мучительной напряженностью переживают проблему личности и истории в их таинственной связи с вечностью, с сутью вселенского «мирового процесса» внутренний мир личности для них - показатель общ. трагического состояния мира (в т. ч. «страшного мира» российской действительности, обреченного на гибель).

«Стихи о Пр. Даме» считаются у Б. Самыми символическими и самыми классическими. Цикл крепится на традиционных ром. антитезах. Все высокое, живое сосредоточена в Ней. Лир. герой устремляется за Ней, но останавливается, ощущая «грань богопознанья». Идеал, хотя бы в последней стадии, всегда недостижим: «В этих мечтах - навсегда отдаленная, ты, лучезарная, ты.. .». Свет приближающегося идеала в ключевом стихотворении цикла «Предчувствую тебя. Года проходят мимо» ясен и тревожен. Героя пугает возможное несовершенство Прекрасной Дамы. Поэтика цикла неустойчива: антитезы, оксюмороны (близкая даль, безумная дума). Лир. герой находится во власти противоположных чувств - разнотональные стих-я: «Вхожу я в темные храмы», «Ты свята, но я тебе не верю», концентрация чувств в первой строке. По словам самого Б., все, натканное им с 1918 г. следует читать как дневник.

Ко времени выхода книги в свет Б. уже довольно далеко отошел от ее тем. Наступил кризис его юнош. религиозно-мистического мировоззрения. Он уже тяготится своей отчужденностью от реал, жизни, пытается вглядеться в нее.

Революция 1905 г. произвела на него громадное впечатление, прояснила его идейное зрение. Он открыл в себе гражданина, стал участвовать в демонстрациях. События этого вр. отразились в целом ряде пр-й. 1906-1908 - время писательского успеха и роста Б. он стан-ся профессиональным литератором, его имя стан-ся известным. Не только поэт и драматург, но и критик, и публицист, участвующий в полемике о сущ-ве искусства. Постановка пьесы «Балаганчик» имела огромный успех; одна за другой выходили его книги: сб. стихов «Нечаянная радость», 1907, «Снежная маска», 1907, «Земля в снегу», 1908, сб. «Лир. драмы», 1908, драма «Песня судьбы», 1909.

В 1907 -1908 гг. определился глубокий разлад со всей симв. лит-рой. Отныне он воодушевляется идеями правды, справедливости, общ. долга, патриотизма и народности. Б. стрем-ся сделать стих, речь прямой, ясной и точной, со свойственной ему музыкальностью. Появляется стремление создать монумент, драм, пр-я (незаконченная поэма «Возмездие», 1910, драма «Роза и крест», 1912). 1909 - путешествие по Италии и Германии - цикл «Итальянские стихи».

1915 г. сб. «Стихи о России»: возникает тема России, кот. он посвящает свою жизнь. По убеждению Б., «Гений, прежде всего, народен». Народ и Россия - явления не соц., а духовные. Они выражают стихийные основы бытия. Утверждается новый универсальный «символ-категория» СТИХИЯ, пришедший на смену Душе мира.

Образ Родины постепенно усложняется и становится противоречивым: он не только противостоит «страшному миру», но и неотъемлем от него («Ты стоишь под метелицей дикой, роковая, родная страна». Она многолика: это и сказка (Русь) и мерзость («Грешить бесстыдно, непробудно...»). У Б. родина - женщина, возлюбленная, мать. Он верит в ее будущее.

Вся лирика Б. - 3-х томный роман в стихах (по Гегелю всякий дух Процесс проходит 3 стадии: тезис - антитезис - синтез). 1-й том - тезис. Мистическое ожидание Ее, Прекрасной Дамы ( 1898 - 1904 - 687 стих-ий);

2-Й том - антитезис: на перв. взгляд полная противоположность - страшные образы. Б.: «Я пригвожден к трактирной стойке». Вместо Прекрасной Дамы др. полу божество - НЕЗНАКОМКА, кот. ходит по ресторанам (заземление идеала). Незн-ка кажется реальной, но это не так. Пр. Дама более реальна (Незн-ка сущ-т только в больном сознании героя, только поэт видит в ней неземное сущ-во, а ПР. Дама сущ-т объективно, она правит миром. Отличие Пр. Дамы от Незн-ки не в том, что 1 - небесная, 2 -земная, а в том, что 1 - выраж-е сущ-ти всего мира, его гармонии, единства, а 2 - лишь призрак, кот. сущ-т только в сознании поэта. Во 2-й книге происходит момент протрезвления: лир. герой видит «спины» - им больно и нехорошо (ср. в 1-й книге лишь Он и Она).

3 том - синтез находит себя в образе России ("Чуковский: Б. до 3-й книги - чуточку иностранец, нет нац. фольклорных традиций. Здесь же появляется детали, связ. с образом рус. бабы. Цикл «На поле Куликовом»: лир. герой - безымянный рус. Воин времен Дм. Донского. Вера в Россию: «Россия! Не пропадешь, не сгинешь ты!».

Поэма «Двенадцать», 1918. Впервые напечатана в газете «Знамя труда». Восприняли по-разному: 2 лагеря 1) приняли рев-цию - восхищались «12»: Белый, больш. партия. 2) Отриц. отн-е к рев-ции - не приняли «12»: символисты (Гиппиус: «неприличный жест», Чулков: музу поэта опоили зельем, Гумилев: отдал дань «делу антихриста», «вторично распял Христа и еще раз расстрелял государя).

Современная трактовка:- Д. Андреев: «12» - попытка найти точку опоры, крик отчаянья. - Вильчики: 2 типа ритма (частушечный и чеканный), образ Катьки - Русь, Пр. Дама; образ Христа - не искусственно приклеенный финал (апост. число, Хр. - тот враг, за кот. охотится 12 человек, указание на нач. буквы имени Христа: «Снег воронкой завился, Снег столбушкой поднялся». Александров: мифотворчество - женское начало (люб. Кн. К Ренан «Жизнь Христа» - миф о воскрешении Христа Марией Магдалиной) • Катька - единственный творец, а смерть ее - знак апокалипсиса = смерть Петербурга (Катька «толстоморденькая» - императрица) + символ цвета: белый, красный. Сразу после «12» - патриотическая поэма «Скифы» - к традиц. теме исторических путей и судеб России. Противопоставление «цив.» Запада и «скифской» Руси. От имени Руси призывает запад положить конец ужасам войны: «В последний раз - опомнись, старый мир! На братский пир труда и мира, В последний раз на светлый братский пир Сзывает варварская лира!». Ст-я «Интел-я и рев-я», «12», «Скифы» - «трилогия очеловечивания».

Наши рекомендации