Работа с рекомендуемой литературой

Прежде чем приступить к изучению литературы, указанной в списках, необходимо познакомиться с содержанием соответствующих глав рекомендованных учебников и учебных пособий по курсу. Если тема предполагает привлечение теоретико-литературного материала, рекомендуется обратиться к пособиям по теории литературы, введению в литературоведение, словарям, энциклопедиям, справочникам.

Работая с учебными пособиями или практической литературой, научными исследованиями, студент должен творчески осмысливать материал, проявлять максимум самостоятельности.

Начиная работу с литературой по определенной теме или разделу курса, следует определить для себя очередность ознакомления с научными источниками, в порядке их авторитетности или приоритетности с точки зрения изучаемой проблематики. Рекомендуется четко фиксировать в рабочих тетрадях выходные данные источников, делая выписки, обязательно указывать страницы цитируемых фрагментов. Выходные данные книг необходимо указывать в полном формате, в соответствии с современными требованиями к оформлению литературы (автор, название, место издания, издательство, год издания, страницы; в сборниках, словарях, энциклопедиях, хрестоматиях и т.п. отмечаются имена редакторов или составителей). Если цитируется статья, указывается автор, название статьи, далее – сборник, журнал или газета, где она опубликована, год, для сборника – том, выпуск, серия, для журнала – номер, для газеты – дата.

При конспектированиирекомендованных источников работу следует начать с внимательного чтения текста, одновременно отмечая наиболее важные его фрагменты и тезисы. Рекомендуется составить развернутый тезисный план работы, на основе которого будет оформлен окончательный текст конспекта. В самом конспекте также следует выделить основные разделы плана, центральные тезисы, выводы; возможны, а иногда необходимы, пометки творческого, оценочного характера, отражающие отношение студента к излагаемому материалу, заметки сопоставительного характера и т.д. Грамотно сделанный конспект должен быть полноценным рабочим инструментарием в подготовке к практическому занятию, коллоквиуму, зачету, экзамену.

Самостоятельная работа студентов над докладами, сообщениями, рефератамиможет быть разделена на следующие основные этапы:

1. Внимательное прочтение избранного художественного текста.

2. Составление библиографии.

3. Обращение к соответствующим разделам лекционного курса, учебников, учебных и методических пособий.

4. Изучение научной и критической литературы, рекомендованной к практикуму в целом и к избранной теме.

При изучении научной литературы студенту следует делать рабочие заметки и выписки, а также конспектировать наиболее важные для данной темы источники.

Докладу следует предпослать план, отражающий основные положения выступления. План необходим для того, чтобы дисциплинировать мысль выступающего, чтобы его изложение или выступление было логичным и последовательным. В докладе следует выделить вступление, главную часть и заключение. Во вступлении дается обоснование выбора темы, формулируется основная задача. В главной части на основе анализа текста и изученной критической литературы определяется место анализируемого произведения в творчестве данного писателя и в литературе рассматриваемого периода, раскрываются художественные особенности данного произведения.

При выборе студентом такого типа самостоятельной работы, как реферирование или рецензирование литературно-критического источника, следует сформулировать основную мысль автора, выделить наиболее важные проблемы и уяснить значение данного источника в современном научно-исследовательском контексте.

В том случае, когда студент анализирует художественное произведение, необходимо рассмотреть его содержание, определить смысловую направленность, дать развернутые, подтвержденные соответствующими цитатами, психологические характеристики героев, проанализировать поэтику разбираемого произведения и раскрыть его нравственное, философское, эстетическое содержание. При анализе художественного текста студент должен обратить внимание на индивидуальную творческую манеру писателя, на специфику выразительных средств, на отдельные художественные детали произведения. Очень важно, чтобы студент умел квалифицированно высказать свои собственные суждения о художественном своеобразии данного произведения.

Темы практических занятий содержат планы, методические указания и списки литературы. Однако необходимо иметь в виду, что методические указания не являются исчерпывающими, их назначение – помочь студенту определить узловые проблемы и основные вопросы, необходимые для наиболее полного раскрытия темы. Предлагаемый список литературы включает монографии, научные и критические статьи, справочники. В процессе подготовки к практическим занятиям студент пополняет эти списки за счет новых публикаций по данной теме и самостоятельных библиографических изысканий.

В специально отведенной для работы над художественным произведением тетради студент делает записи, связанные с анализом идейного содержания и художественного своеобразия произведений русских писателей. Самостоятельная работа над текстом предполагает следующие этапы:

    1. Вдумчивое прочтение текста.
    2. Запись наиболее важных в художественно-смысловом отношении отрывков.
    3. Самостоятельный вывод, объясняющий приведенную цитату.
    4. Определение языкового, стилевого, жанрово-сюжетного своеобразия данного произведения.

При выполнении письменных самостоятельных и контрольных работ следует учитывать следующее. Важным элементом в процессе создания работы является составление плана, который предусматривает 3 части: введение, основную часть и заключение. Во введении формулируется проблема, мотивируется ее актуальность и значимость для понимания авторского замысла и художественной концепции произведения. Основная часть содержит анализ произведения в аспекте, указанном темой работы. При этом студенту целесообразно, наряду с собственными оценками и суждениями о произведении, привести различные научные трактовки, спорные точки зрения на произведение, существующие среди ученых, а затем выказать свое отношение к проблеме.

В заключение подводятся итоги работы, формулируются основные выводы, отмечается историко-литературное значение произведения.

В конце работы оформляется список использованной литературы в строгом соответствии с образцами имеющейся в методических разработках библиографии.

* Подготовлены кандидатом филологических наук, доцентом Ибатуллиной Г.М.

Рекомендации

по организации самостоятельной (индивидуальной)

работы студентов

Утверждено

решением ученого совета СГПА
от_________2006г., пр. №8
Ректор Х.Х. Баймурзин

Общие положения

1. Концепцией модернизации российского образования на пе­риод до 2010 года определены основные задачи профессионального образования - «подготовка квалифицированного работника соответ­ствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профес­сией и ориентированного в смежных областях деятельности, способ­ного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, соци­альной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребно­стей личности в получении соответствующего образования».

Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоя­тельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответ­ственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, вос­питание их творческой активности и инициативы.

Самостоятельная работа является основной и обязательной ча­стью учебного процесса. Самостоятельная работа - это вид учебных занятий, предназначенный для приобретения студентами знаний, умений и навыков в объеме изучаемой дисциплины согласно требо­ваниям ГОС ВПО. Самостоятельная работа необходима для форми­рования у обучающихся умения систематизировать, закреплять и уг­лублять знания.

Самостоятельная работа призвана дисциплинировать и повы­шать ответственность обучающихся, использовать ими полученные знания в предстоящей практической деятельности, научить постоянно обновлять полученные знания, т.е. научить учиться самостоятельно.

Планирование самостоятельной работы

2. Четкое планирование является необходимым условием для успешной самостоятельной работы студентов.

3. Объем времени (в часах), отводимый на СР по каждой конкрет­ной дисциплине, устанавливается учебным планом специальности.

4. Соотношение часов аудиторных и самостоятельной работы оп­ределяется, как правило, характером дисциплин и видами подготовки.

5. Самостоятельная работа включает в себя:

- изучение учебных материалов по дисциплине;

- написание докладов, рефератов, аннотаций (эссе), сообщений по темам, вынесенным для самостоятельного изучения;

- выполнение контрольных и курсовых работ, предусмотрен­ных программами учебных дисциплин;

- написание выпускных квалификационных (дипломных) ра­бот;

- участие в работе научных кружков, на олимпиадах, конкур­сах, студенческих конференциях;

- обобщение опыта работы в процессе прохождение практик и практикумов;

- участие студентов в научно-исследовательской деятельности вуза (участие в бюджетных и внебюджетных научных иссле­дованиях, включенных в планы НИР вуза);

- публикация результатов НИР.

6. Сбалансированность по разделам и темам программы учеб­ной дисциплины является обязательным требованием к преподава­нию при планировании самостоятельной работы студентов.

Методическое обеспечение самостоятельной работы

7. Самостоятельная работа студентов как вид учебной деятель­ности является объектом методической, научно-исследовательской, организационной и воспитательной работы кафедр.

8. Самостоятельная работа и уровень ее методической разработки служат качественным показателем работы преподавателей кафедры.

9. Разработка методического обеспечения самостоятельной ра­боты студента по изучению учебной дисциплины является обязатель­ной для преподавателей кафедр.

10. В структуре пакета учебно-методических материалов само­стоятельная работа и ее организация представлена в следующих документах: - в учебно-тематическом плане, в котором преподаватель вы­деляет тематику самостоятельной работы и указывает реко­мендуемое для освоения материала время;

- в методических рекомендациях;

- в фонде контрольных заданий, предназначенных для оценки качества подготовки специалистов, регулярного проведения самоанализа работы, а также при аттестации специальностей и комплексной проверке вуза (фонд включает задания, во­просы, тесты, задачи, которые позволяют оценить уровень знаний, навыков и умений, обучающихся согласно требова­ниям РОС специальностей);

- в списке рекомендуемой литературы, содержащей перечень обязательных и дополнительных учебных и методических материалов, авторский материал;

11. Студенту должны быть доступны:

- методические научные разработки ведущих преподавателей кафедры (монографии, диссертации, публикации в периоди­ческой печати);

- отчеты преподавателей и сотрудников кафедры о стажиров­ках, переподготовках и повышении квалификации по профи­лю учебной дисциплины;

- материалы научных, научно-практических конференций по изучаемой тематике.

12. Преподаватель, ведущий дисциплину, обязан представлять студентам адреса сайтов, содержащие материалы курса.

13. Преподаватели кафедр несут ответственность за содержа­ние методического обеспечения самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины.

Организация самостоятельной работы

14. Основой организации самостоятельной работы студента яв­ляется адаптация к профессиональной деятельности знаний, навыков и умений, приобретенных в процессе обучения.

15. Время, отводимое на самостоятельную работу, должно ис­пользоваться студентами для наиболее полного освоения учебной дисциплины.

17. Максимальный объем учебной нагрузки студента согласно ГОС специальностей составляет 54 часа в неделю, из них при обуче­нии по очной форме по программам высшего профессионального образования, как правило, - 27 часов учебного времени отводится на самостоятельную работу, при заочной форме - в основном, межсесси­онный период.

18. Роль преподавателя в организации самостоятельной работы состоит в координации действий обучающихся в освоении дисципли­ны.

19. Взаимодействие между преподавателем и студентом осуще­ствляется по инициативе студентов, для чего каждым преподавателем составляется график присутствия на кафедре, во время которого бу­дут осуществляться консультации.

20. Преподаватели кафедр и сотрудники подразделений акаде­мии оказывают помощь студентам по планированию и организации самостоятельной работы.


Контроль за самостоятельной работой

21. Контроль за самостоятельной работой студентов является обязательным со стороны преподавателя.

22. Формами контроля за самостоятельной работой студентов по усмотрению кафедры могут быть: курсовые и контрольные рабо­ты, рефераты, тестирование (компьютеризированное), обзор литера­туры по заданной теме, отчет по первоисточникам, углубленные во­просы, выносимые на экзамен или зачет, коллоквиум и т.д.

23. Варианты выбранных форм контроля определяются веду­щими преподавателями, обсуждаются на заседаниях кафедры и фик­сируются в учебно-тематических планах дисциплин.

Согласовано:

Проректор по учебной работе В.А. Беглов

Проректор по научной работе А.Л. Галиев

Проректор по заочному обучению и З.М. Дударева

социальным вопросам

Начальник УМУ Р.Р. Бурангулова Председатель УОМС Л.М. Линецкая

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦВОПРОСОВ

Приведенный ниже перечень спецвопросов призван дать возможность каждому студенту определится с интересующим его кругом проблем и в течение учебного семестра подготовить реферат, сообщение, доклад и т.п. по одной из выбранной им самим и согласованной с преподавателем тем.

Литературу к теме студент подбирает самостоятельно, используя новейшие публикации, а также обращаясь к списку работ, приведенному в данном учебном комплексе. Оформление и объем работы должны соответствовать требованиям государственного стандарта: обязательны ссылки и сноски, объем не менее 15 страниц машинописного текста формата А4 и т. д.

Спецвопрос сдается преподавателю на проверку за десять дней до наступления зачетно-экзаменационной сессии. Лучшие сообщения и доклады будут рекомендованы для влючения в состав студенческой научно-практической конференции. Творчески выполненная работа может стать основой для написания курсового и дипломного сочинений.

1.Периодизация русской литературы 18 века (разнообразие точек зрения в современной науке).

2. Реформы Петра 1 и русская литература.

3.Проблема национального и заимствованного в русской литературе петровского времени.

4. Роль путевых записок петровского времени в становлении жанра литературного путешествия.

5.Газета «Ведомости» и ее роль в становлении русской журналистики.

6. Русское барокко в архитектуре и искусстве.

7.Создание профессионального русского театра.

8. Классицизм как ведущее литературное направление в русской литературе 18 века.

9. Реформа русского стихосложения.

10. Филологические труды В.К.Тредиаковского.

11.Многообразная научная деятельность М.В.Ломоносова, в том числе критика и журналиста.

12.Образ Петра 1 в творчестве русских поэтов ХУШ века.

13.История жанра русской оды.

14.Сатирические журналы Н.И.Новикова.

15.Русская журналистика второй половины ХУШ века.

16. Ирои-комическая поэма в русской литературе ХУШ века.

17. Русская стихотворная пародия в ХУШ веке.

18. Русский очерк в ХУШ веке.

19. Жанр элегии в русской поэзии ХУШ века.

20. Автобиографическая и мемуарная литература ХУШ века.

21. Письмо как жанр документальной и художественной прозы ХУШ века.

22.Русская литературная и театральная критика ХУШ века.

23. Жанровое своеобразие повествовательной прозы 1760-1770-х гг. (Ф.А.Эмин, М.Д.Чулков и др.).

24. Творчество В.И.Майкова.

25. Творчество А.А.Ржевского.

26. Творчество М.М.Хераскова.

27. Творчество Екатерины Алексеевны Романовой (Екатерины П).

28. Жанр комической перы (М.Попов, А.Аблесимов, Я.Княжнин, Н.Николев, М.Матинский и др.).

29. Творчество Я.Б.Княжнина.

30. Творчество В.В.Капниста.

31. Творчество И.И.Хемницера.

32. Творчество М.Н.Муравьева.

33. Творчество И.Ф.Богдановича.

34. Творчество Н.А.Львова.

35. Анакреонтическая лирика Г.Р.Державина.

36. Г.Р.Державин-драматург.

37.Проблема художественного метода «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева.

38. Жанр сентиментальной повести в творчестве Н.М.Карамзина.Поэтика и проблематика.

39. Творчество И.И.Дмитриева.

40. Газеты петровской эпохи. «Ведомости».

41. Журналы Московского университета.

42. Журнал «Трутень» и его роль в русской журналистике ХУШ века.

43. Журнал «Живописец» и его место в литературно-журнальной жизни ХУШ века.

44. Журнал Д.И.Фонвизина «Друг честных людей, или Стародум».

45. Журналы И.А.Крылова.

46. Журналы Ф.Эмина и М.Чулкова.

47. «Московский журнал» и его место в литературном процессе последней четверти ХУШ века.

48. «Санкт-Петербургский журнал» в ряду литературных журналов того времени.

49. Первый в России журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума».

50. Литературные альманахи ХУШ века.

Контрольные вопросы для самопроверки

Наши рекомендации