Употребление служебных частей речи

Цель: закрепить умение определять функционально-стилистическую функцию служебных частей речи.

Пособия:

Розенталь Д. Э.Практическая стилистика русского языка. М., 1987. § 90—91.

Вариант 1

I. Переписать предложения, раскрыв скобки и вставив пропущенные бук­вы. Предлоги подчеркнуть.

1. Из (-за) пазухи выглядывала совсем крохотная мордочка собачки.

2. В (виду) большой загруженности ателье приём новых за­казов не производится.

3. (На) счет квартиры не беспокойтесь.

II. Выбрать из помещенных в скобках существительных с предлогами нужные. Если возможны варианты, отметить семантико-стилистические раз­личия между ними.

1.Мы (приехали (в автомобиле, на автомобиле).

2. Дети пошли (за грибами, по грибы).

3. Я скучаю (по друзьям, о друзьях).

4. Мы двигались (в направлении города, по направлению к городу).

5. Маше нравилось ходить в лес (по ягоды, за ягодами).

III. С близкими по значению предлогами составить предложения. Дать функционально-стилистическую характеристику использованных предлогов.

1. Ввиду, вследствие, в силу, в связи с , по причине, благо­даря, в результате.

2. С целью, в целях.

IV. Исправить ошибки в употреблении отыменных предлогов. Отметить возможные варианты.

1. Число слушателей курсов увеличилось за счет строителей.

2. Ученый знаком с работой уже существующих вулкани­ческих обсерваторий и даже сам побывал в «пасти дьявола» в виде Везувия.

3. В силу отсутствия единого централизованного методичес­кого руководства задерживается успешная реализация по­ставленных в этой области науки задач.

4. Благодаря большому износу опытных рельсов, их стали снимать с путей.

5. Число передовиков увеличилось за счет вновь обученных молодых рабочих.

6. Благодаря тому, что магнезии имеет очень высокую темпе­ратуру, элеватору приходится работать в очень тяжелых условиях.

7. Для количественной характеристики подвижности бетонной смеси используют прибор, при помощи которого выявляется степень растекаемости бетонной смеси (ее вязкость).

8. Противнику удалось забить две первые шайбы в силу сла­бой игры вратаря и защитников.

9. За счет совместного применения приемов получена наивыс­шая прибавка урожая — 81,2 ц/га.

10. Рабочие места слабо освещались, в силу чего имелось мно­го случаев производственного травматизма,

V. Раскрывая скобки, переписать предложения, подчеркнуть частицы и объяснить их правописание.

1. Сколько бы (не, ни) писал книг о Москве, нельзя расска­зать всего о ее изумительной истории.

2. Кто с детства (не, ни) знает глубоко падающие на сердце пушкинские строки о Москве?

3. Гордая и (не, ни) покоренная Москва заставила бежать из нее человека, который считал себя владыкой мира.

VI. Переписать предложения, раскрыв скобки. Подчеркнуть союзы
и объяснить их правописание.

1. На морском льду то (же) трещины.

2. Прошло десять дней, но письма читают, (как) будто толь­ко (что) получили.

3. Одному только не было писем, и он (как) будто заболел в две минуты.

4. (За) то все, кто держал конверты в руках, забыли про все на свете.

VII. Устранить в приведенных ниже предложениях ошибки в употребле­нии служебных слов. Отметить возможные варианты, текст выправить.

1. Нужно в институтах начать кампанию по агитации за этот метод.

2. Необходимо широкое применение сборного железобетона по всем электростанциям, которые будут введены в дей­ствие в этом году.

3. Школьники начали подготовку по приведению своего двора в порядок.

4. Достойный вклад в дело по выполнению плана внесла доярка Иванова.

5. В последние годы все более широкое распространение по­лучает тенденция по организации уличных, комитетов в сельской местности.

6. Среди жироподобных веществ содержится определенное питательное вещество — холин.

7. Строителей, перебрасывают из одного объекта в другой, а иной раз из одного СМУ в другое.

8. Жюри смотра распределит места для коллективов, участ­вовавших в смотрах.

9. Сейчас, как никогда, нужно всем звеньям стройки работать на полную силу.

10. Сквозь люк в бетонной камере они опустились на землю, чтобы обследовать новый ливневый коллектор.

VIII. Проанализировать данные предложения. Какие сведения получаем мы о взглядах говорящего на статус лица? Какое отношение, к ситуации выра­жают частицы?

1. Он мне только друг.

2. Он всего лишь Доцент.

3. Он уже почти доцент.

4. Вот и дождались.

5. Ведь дождь собирается.

6. Соседи вон машину купили.

7. Птицы-то улетают. 9. И птицы улетают.

10. Разве птицы улетают?

IX. Из газет выписать 3 примера неточного употребления служебных слов.

Наши рекомендации