Употребление служебных частей речи
Цель: закрепить умение определять функционально-стилистическую функцию служебных частей речи.
Пособия:
Розенталь Д. Э.Практическая стилистика русского языка. М., 1987. § 90—91.
Вариант 1
I. Переписать предложения, раскрыв скобки и вставив пропущенные буквы. Предлоги подчеркнуть.
1. Из (-за) пазухи выглядывала совсем крохотная мордочка собачки.
2. В (виду) большой загруженности ателье приём новых заказов не производится.
3. (На) счет квартиры не беспокойтесь.
II. Выбрать из помещенных в скобках существительных с предлогами нужные. Если возможны варианты, отметить семантико-стилистические различия между ними.
1.Мы (приехали (в автомобиле, на автомобиле).
2. Дети пошли (за грибами, по грибы).
3. Я скучаю (по друзьям, о друзьях).
4. Мы двигались (в направлении города, по направлению к городу).
5. Маше нравилось ходить в лес (по ягоды, за ягодами).
III. С близкими по значению предлогами составить предложения. Дать функционально-стилистическую характеристику использованных предлогов.
1. Ввиду, вследствие, в силу, в связи с , по причине, благодаря, в результате.
2. С целью, в целях.
IV. Исправить ошибки в употреблении отыменных предлогов. Отметить возможные варианты.
1. Число слушателей курсов увеличилось за счет строителей.
2. Ученый знаком с работой уже существующих вулканических обсерваторий и даже сам побывал в «пасти дьявола» в виде Везувия.
3. В силу отсутствия единого централизованного методического руководства задерживается успешная реализация поставленных в этой области науки задач.
4. Благодаря большому износу опытных рельсов, их стали снимать с путей.
5. Число передовиков увеличилось за счет вновь обученных молодых рабочих.
6. Благодаря тому, что магнезии имеет очень высокую температуру, элеватору приходится работать в очень тяжелых условиях.
7. Для количественной характеристики подвижности бетонной смеси используют прибор, при помощи которого выявляется степень растекаемости бетонной смеси (ее вязкость).
8. Противнику удалось забить две первые шайбы в силу слабой игры вратаря и защитников.
9. За счет совместного применения приемов получена наивысшая прибавка урожая — 81,2 ц/га.
10. Рабочие места слабо освещались, в силу чего имелось много случаев производственного травматизма,
V. Раскрывая скобки, переписать предложения, подчеркнуть частицы и объяснить их правописание.
1. Сколько бы (не, ни) писал книг о Москве, нельзя рассказать всего о ее изумительной истории.
2. Кто с детства (не, ни) знает глубоко падающие на сердце пушкинские строки о Москве?
3. Гордая и (не, ни) покоренная Москва заставила бежать из нее человека, который считал себя владыкой мира.
VI. Переписать предложения, раскрыв скобки. Подчеркнуть союзы
и объяснить их правописание.
1. На морском льду то (же) трещины.
2. Прошло десять дней, но письма читают, (как) будто только (что) получили.
3. Одному только не было писем, и он (как) будто заболел в две минуты.
4. (За) то все, кто держал конверты в руках, забыли про все на свете.
VII. Устранить в приведенных ниже предложениях ошибки в употреблении служебных слов. Отметить возможные варианты, текст выправить.
1. Нужно в институтах начать кампанию по агитации за этот метод.
2. Необходимо широкое применение сборного железобетона по всем электростанциям, которые будут введены в действие в этом году.
3. Школьники начали подготовку по приведению своего двора в порядок.
4. Достойный вклад в дело по выполнению плана внесла доярка Иванова.
5. В последние годы все более широкое распространение получает тенденция по организации уличных, комитетов в сельской местности.
6. Среди жироподобных веществ содержится определенное питательное вещество — холин.
7. Строителей, перебрасывают из одного объекта в другой, а иной раз из одного СМУ в другое.
8. Жюри смотра распределит места для коллективов, участвовавших в смотрах.
9. Сейчас, как никогда, нужно всем звеньям стройки работать на полную силу.
10. Сквозь люк в бетонной камере они опустились на землю, чтобы обследовать новый ливневый коллектор.
VIII. Проанализировать данные предложения. Какие сведения получаем мы о взглядах говорящего на статус лица? Какое отношение, к ситуации выражают частицы?
1. Он мне только друг.
2. Он всего лишь Доцент.
3. Он уже почти доцент.
4. Вот и дождались.
5. Ведь дождь собирается.
6. Соседи вон машину купили.
7. Птицы-то улетают. 9. И птицы улетают.
10. Разве птицы улетают?
IX. Из газет выписать 3 примера неточного употребления служебных слов.