Употребление служебных частей речи

1. Найдите формы слов, с которыми не сочетается предлог согласно

а) соглашению;

б) договоренности;

в) легенды;

г) предсказания;

д) мнения.

2. Найдите словосочетания, в которых предлог С употреблен грамматически правильно

а) пришла с магазина;

б) приехал с Украины;

в) вернулся с Урала;

г) упал с крыльца;

д) встретился с другом.

3. Определите, какими предлогами управляет существительное компромисс

а) по

б) в

в) за

г) с

д) между

е) от

4. Установите соответствие между союзом и выражаемым значением

1. так как А. причина

2. пока В. уступка

3. хотя С. время

4. чтобы Д. цель

Е. условие

5. Найдите формы слов, с которыми сочетается предлог благодаря

а) соглашению;

б) другу;

в) товарища;

г) предсказания;

д) мамы.

Синтаксические нормы русского языка

1. Найдите предложения, которые построены неправильно

а) Книга читается с удовольствием.

б) Погода, кажется, начинает портиться.

в) Горбачев, он был инициатором перестройки.

г) Где проходила наша экспедиция, то были глухие леса.

д) Хотелось бы провести мне выходной с друзьями.

2. Найдите предложения, в которых подлежащее и сказуемое согласованы правильно

а) В турнире участвовал 21 спортсмен.

б) Полгорода осталось без отопления.

в) На выставке представлены 30 моделей самолетов,

г) Студент или студентка должна прийти за справ­кой?

д) Село Погореловка расположена далеко от реки.

3.Найдите предложения, в которых деепричастные обороты использованы правильно

а) Собираясь в дорогу, день тогда выдался солнечным.

б) Соединяя разные части страны, дорога обрывает­ся у моря.

в) Возвратившись в родное село, он начал работать механиком.

г) Прослушав доклад, наши сомнения рассеялись.

д) Весело напевая себе под нос, Петр вошел в подъезд.

4. Найдите предложения, в которых подлежащее и сказуемое согласованы правильно

а) Небольшая часть студентов, аспирантов и докто­рантов участвовали в забастовке.

б) Небольшая часть отдыхающих разъехалась.

в) Небольшая часть абитуриентов были приезжие.

г) Небольшая часть учеников справилась с заданием.

д) Небольшая часть ежей выжили в тяжелых усло­виях.

5.Найдите предложения, в которых однородные члены использованы правильно

а) Обратите внимание не только на знания учеников, но и их навыки.

б) Их задача — координировать и руководить всеми работами.

в) Тысячи человек являются безработными и бес­кровными.

г) Самолет летел невысоко и почти бесшумно.

д) Мальчишки и девчонки, а также их родители, со­брались в поход.

6. Найдите предложения, в которых правильно оформлена косвенная речь

а) Брат предложил поехать в выходные на озеро.

б) Меня спросили, не знаю ли я, где Алексей.

в) На вопрос о любимой книге она сказала, что зат­рудняюсь ответить.

г) Татьяна говорит Онегину, что «я другому отдана; я буду век ему верна».

д) Татьяна, она «была русская душою».

7.Найдите предложения, в которых однородные члены использованы правильно

а) Печорин - офицер, ведущий свободный образ жизни и который ищет приключений.

б) Зарницы вспыхивали и трепетали, как крыло уми­рающей птицы.

в) Созданы хорошие условия не только для публика­ции, но и внедрения научных работ.

г) Вы можете идти медленно, не бежать?

д) Справочник запрашивали из Казахстана, Кавказа, Туркмении.

8.Найдите предложения, в которых деепричастные обороты использованы правильно

а) Ничуть не смутившись, она быстро прошла мимо.

б) Глядя на нее, он хотел плакать от счастья.

в) Садясь тебе писать письмо, меня переполняет неж­ность.

г) Подъезжая к реке, мы остановили лошадей.

д) Выйдя на улицу ранним утром, тебя кружит водо­ворот запахов.

Тест №3

По теме «Орфоэпические нормы»

Нормы ударения

Расставьте ударения в словах:

Торты, диспансер, договор, газопровод, инструмент, каталог, бармен, километр, славянин, анатом, кладовая, кремень, эксперт, свекла, трубопровод, цемент, аналог, христианин, добыча, каучук, лоскут, ракушка, щавель, столяр, экспертный, прирученный, красивее, ярки, продал, звонишь, блокировать, августовский, редки, красивейший, создал, звоним, осведомить.

Нормы словоупотребления»

1. Подберите синонимы к заимствованным словам. Определите случаи «вытеснения» исконного слова заимствованным.

Архитектор, бизнес, гуманный, дилер, игнорировать, интервал, казус, кемпинг, коллега, компромисс, презентация.

2. Определите значение паронимов, составьте с ними словосочетания.

Демонстративный – демонстрационный, адресат – адресант, заплатить – оплатить, искусный – искусственный, абонемент – абонент, дефектный – дефективный, встать – стать, проблема – дилемма

3. Определите значение омонимов, составив с предложенными словами словосочетания или предложения.

Завод, искра, мех, стопа, править

4. Прочитайте синонимический ряд. Охарактеризуйте смысловые и стилистические оттенки каждого синонима, составьте с ними словосочетания.

Известный, популярный, знаменитый, прославленный, знатный, именитый, мировой.

5. Объясните значение фразеологизмов.

За тридевять земель; лезть на рожон; бить баклуши; без зазрения совести; точить лясы; начинать с азов; семи пядей во лбу.

Кол-во ошибок____________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ_______________________________

Наши рекомендации