Работа с иллюстрацией учебника, с. 160.
– Рассмотрите иллюстрацию к этому стихотворению. Как автор изобразил чудаков?
– Какую иллюстрацию вы можете нарисовать сами? Что вы нарисуете по-другому, иначе, чем в учебнике? «Нарисуйте» словами.
IV. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: выразительно читать стихотворение «Чудаки», по желанию нарисовать иллюстрацию к нему.
Урок 41
д. хармс. «очень страшная история»
Цели:развивать воображение, речь учащихся, умение работать с поэтическим текстом; совершенствовать навык чтения; расширять кругозор учащихся.
Оборудование: иллюстрации к мифам Древней Греции, плакат-кроссворд.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа над новым материалом.
Целевая установка.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Д. Хармса. А в конце урока нас ждет конкурс.
Беседа по вопросам.
– Какие произведения Д. Хармса вы уже читали?
– Какой характер носят его произведения?
– А стихотворение, которое будем читать сегодня, называется «Очень страшная история». Действительно ли история будет страшной? Почему вы так думаете?
– А что вы можете рассказать о самом Данииле Хармсе?
Рассказ заранее подготовленного ученика о жизни и творчестве Д. Хармса (1905–1942 гг.).
Даниил Иванович Ювачев вошел в литературу под именем Даниила Хармса. Он родился в 1905 году в Петербурге. Даниил Ювачев был одаренным ребенком, хорошо рисовал, имел большие музыкальные способности, был выдумщиком и сочинителем. Первыми слушателями и критиками будущего писателя были его сестры. Для них он сочинял сказки и фантастические истории.
Родители отдали мальчика в одну из лучших школ Петербурга – немецкое училище Петершуле. Здесь Даня в совершенстве изучил немецкий язык, серьезно занимался английским. Свое школьное обучение будущий писатель завершил в Царскосельской гимназии (ныне г. Пушкин). Именно в гимназии Даниил Ювачев начал писать стихи, в которых угадываются характерные хармсовские интонации: ирония, удивление. Он щедро вносил в свою жизнь атмосферу игры. Псевдоним – Хармс происходит от французского слова «charm» – чары, обаяние.
Творчество Хармса, писателя загадочного и самобытного, в равной степени принадлежит и детской, и взрослой литературе.
Стихи и рассказы, адресованные детям, принесли Хармсу широкую известность еще при жизни.
Они внесли в детскую литературу элемент причуды, шутки, чудачества, атмосферу детского фольклора. Писать для детей Хармс начал в 1928 году в связи с работой в детском журнале «Еж». Здесь были опубликованы многие из его лучших стихотворений – «Иван Иваныч Самовар», «Иван Торопышкин», «Игра», «Врун».
Чтение стихотворения учителем.
Анализ произведения.
– Понравилось ли вам это стихотворение? Чем?
– Кто является главным героем стихотворения?
– Какими представлены братья?
– Какая же «напасть» случилась с ними?
– К какому выводу они пришли?
– Почему Д. Хармс решил именно так озаглавить свое стихотворение?
Подготовка к выразительному чтению.
Конкурс «Лучший чтец юмористических стихотворений».
– Какое стихотворение мы с вами читали на прошлом уроке?
– Над чем же подшучивают авторы этих стихотворений?
– Представьте, что вам нужно прочитать эти стихотворения на празднике «Юморина». Как вы их будете читать?
Чтение стихотворений несколькими учащимися.
– Кто, по-вашему, из ребят, прочитавших стихотворение, выиграл бы главный приз на Юморине? Почему?
IV. Подведение итогов урока.
– Что вы теперь можете рассказать о творчестве Д. Хармса? Чем его произведения отличаются от других?
Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение Д. Хармса «Очень страшная история».
Урок 42
в. хотомская. «два гнома», «три сестрицы»
Цели:развивать воображение, память, речь учащихся, умение работать с поэтическим текстом; совершенствовать навык чтения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся читают стихотворение Д. Хармса наизусть. Учитель анализирует и оценивает чтение наизусть.
III. Работа над новым материалом.
Целевая установка.
– Сегодня мы познакомимся с двумя стихотворениями: «Два гнома» и «Три сестрицы». Оба эти стихотворения принадлежат перу одной и той же поэтессы – В. Хотомской.
– Прочитайте их и скажите, чем они необычны.
Чтение стихотворений учащимися в парах.
Анализ их содержания.
– Понравились ли вам эти стихотворения? Чем?
– Чем же необычны эти стихотворения?
– Какое настроение возникает у вас при их чтении?
– Почему каждое из стихотворений так называется?
Подготовка к выразительному чтению.
Разночтение:
1) хором;
2) от конца строчки к началу;
3) через слово.
Выразительное чтение.
Игра «Я – художник».
– Нарисуйте к любому из стихотворений свой рисунок.