Работа с иллюстрацией учебника, с. 160.

– Рассмотрите иллюстрацию к этому стихотворению. Как автор изобразил чудаков?

– Какую иллюстрацию вы можете нарисовать сами? Что вы нарисуете по-другому, иначе, чем в учебнике? «Нарисуйте» словами.

IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: выразительно читать стихотворение «Чудаки», по желанию нарисовать иллюстрацию к нему.

Урок 41
д. хармс. «очень страшная история»

Цели:развивать воображение, речь учащихся, умение работать с поэтическим текстом; совершенствовать навык чтения; расширять кругозор учащихся.

Оборудование: иллюстрации к мифам Древней Греции, плакат-кроссворд.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа над новым материалом.

Целевая установка.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Д. Хармса. А в конце урока нас ждет конкурс.

Беседа по вопросам.

– Какие произведения Д. Хармса вы уже читали?

– Какой характер носят его произведения?

– А стихотворение, которое будем читать сегодня, называется «Очень страшная история». Действительно ли история будет страшной? Почему вы так думаете?

– А что вы можете рассказать о самом Данииле Хармсе?

Рассказ заранее подготовленного ученика о жизни и творчестве Д. Хармса (1905–1942 гг.).

Даниил Иванович Ювачев вошел в литературу под именем Даниила Хармса. Он родился в 1905 году в Петербурге. Даниил Ювачев был одаренным ребенком, хорошо рисовал, имел большие музыкальные способности, был выдумщиком и сочинителем. Первыми слушателями и критиками будущего писателя были его сестры. Для них он сочинял сказки и фантастические истории.

Родители отдали мальчика в одну из лучших школ Петербурга – немецкое училище Петершуле. Здесь Даня в совершенстве изучил немецкий язык, серьезно занимался английским. Свое школьное обучение будущий писатель завершил в Царскосельской гимназии (ныне г. Пушкин). Именно в гимназии Даниил Ювачев начал писать стихи, в которых угадываются характерные хармсовские интонации: ирония, удивление. Он щедро вносил в свою жизнь атмосферу игры. Псевдоним – Хармс происходит от французского слова «charm» – чары, обаяние.

Творчество Хармса, писателя загадочного и самобытного, в равной степени принадлежит и детской, и взрослой литературе.

Стихи и рассказы, адресованные детям, принесли Хармсу широкую известность еще при жизни.

Они внесли в детскую литературу элемент причуды, шутки, чудачества, атмосферу детского фольклора. Писать для детей Хармс начал в 1928 году в связи с работой в детском журнале «Еж». Здесь были опубликованы многие из его лучших стихотворений – «Иван Иваныч Самовар», «Иван Торопышкин», «Игра», «Врун».

Чтение стихотворения учителем.

Анализ произведения.

– Понравилось ли вам это стихотворение? Чем?

– Кто является главным героем стихотворения?

– Какими представлены братья?

– Какая же «напасть» случилась с ними?

– К какому выводу они пришли?

– Почему Д. Хармс решил именно так озаглавить свое стихотворение?

Подготовка к выразительному чтению.

Конкурс «Лучший чтец юмористических стихотворений».

– Какое стихотворение мы с вами читали на прошлом уроке?

– Над чем же подшучивают авторы этих стихотворений?

– Представьте, что вам нужно прочитать эти стихотворения на празднике «Юморина». Как вы их будете читать?

Чтение стихотворений несколькими учащимися.

– Кто, по-вашему, из ребят, прочитавших стихотворение, выиграл бы главный приз на Юморине? Почему?

IV. Подведение итогов урока.

– Что вы теперь можете рассказать о творчестве Д. Хармса? Чем его произведения отличаются от других?

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение Д. Хармса «Очень страшная история».

Урок 42
в. хотомская. «два гнома», «три сестрицы»

Цели:развивать воображение, память, речь учащихся, умение работать с поэтическим текстом; совершенствовать навык чтения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают стихотворение Д. Хармса наизусть. Учитель анализирует и оценивает чтение наизусть.

III. Работа над новым материалом.

Целевая установка.

– Сегодня мы познакомимся с двумя стихотворениями: «Два гнома» и «Три сестрицы». Оба эти стихотворения принадлежат перу одной и той же поэтессы – В. Хотомской.

– Прочитайте их и скажите, чем они необычны.

Чтение стихотворений учащимися в парах.

Анализ их содержания.

– Понравились ли вам эти стихотворения? Чем?

– Чем же необычны эти стихотворения?

– Какое настроение возникает у вас при их чтении?

– Почему каждое из стихотворений так называется?

Подготовка к выразительному чтению.

Разночтение:

1) хором;

2) от конца строчки к началу;

3) через слово.

Выразительное чтение.

Игра «Я – художник».

– Нарисуйте к любому из стихотворений свой рисунок.

Наши рекомендации