Работа с картиной и иллюстрацией в процессе обучения истории

В картинах, используемых на уроках истории, различают учебные картины, созданные как учебные пособия, и художественные произведения, созданные как произведения искусства. Картины занимают важное место и дают наиболее красочное представление об изучаемом явлении, событии. Прежде всего учебная картина создается иллюстратором как наглядное учебное пособие. По содержанию она должна полностью соответствовать учебной программе, учебнику и возрасту учащихся. Она отражает не случайные эпизоды, а существенные, узловые события и явления, изучаемые на уроках истории и доступные для понимания учащимися. Ее композиция проста, контуры четки. Все ее содержание нарочно отобрано в соответствии с учебно-познавательными и воспитательными задачами. Из художественных учитель привлекает лишь те произведения, которые наиболее правдиво и ясно отображают исторические явления. На уроке нецелесообразно использовать картину, сюжет которой далеко выходит за пределы школьной программы. Учебные и используемые в их качестве картины деляются на:

Событийные (дают представление о конкретных, единичных событиях; чаще всего воссоздают ключевой момент в истории и требуют яркого сюжетного рассказа учителя с возможными элементами беседы)

Типологические (воспроизводят многократно повторяющиеся исторические факты, события, типичные для изучаемой эпохи: вече в Новгороде, полюдье и т.п.; они требуют развернутой беседы, самостоятельная работа учащихся возможна, если ее элементы уже знакомы ученикам; их использование целесообразно при изучении экономики, быта и т.д.)

Культурно-исторические картины (знакомят учащихся с предметами быта, памятниками архитектуры, с особенностями памятников разных эпох; исторический пейзаж нуждается в описании и объяснении учителя в форме рассказа или воображаемой экскурсии)

Исторические картины-портреты (помогают воссоздать образы исторических личностей, специфический метод - характеристика с элементами рассказа о жизни и деятельности исторического деятеля)

Некоторые картины попадают сразу в несколько категорий; так, народное собрание в Афинах можно использовать и как типологическую, и событийную. Метод работы с картиной определяется в основном и прежде всего его содержанием. Так, используя произведения живописи, учитель должен отметить, что картина не документ, а отображение истории в искусстве; должен проанализировать (сам или ученик) реальное историческое содержание этой картины, дать краткую характеристику картины как произведения искусства, сообщить необходимые данные об авторе, его идейных взглядах. Метод включает в себя:

Подготовку учащихся к восприятию картина (в процессе беседы или рассказа, предшествовавшего показу)

После того, как картина вывешивается, учащимся дается пауза для восприятия

Показ и объяснение

При показе учитель должен пользоваться указкой. Показ при этом должен быть точен, как по карте. Разбирая картину, лучше пользоваться словесными указаниями ("прямо перед нами", "на ступенях", "слева от броневика"). При показе портрета учитель пользуется не указкой, а рукой!

Рассказ по картине начинается с композиции центра, а если его нет, то рассказ ведется следуя внутренней логике содержания картины. При объяснении картины следует соблюдать смысловую последовательность: сначала сосредоточить внимание учащихся на главном, основном и на предмете в целом; далее проанализировать детали картины, устанавливая связь ее частей, наконец, подвести учащихся к обогащению понимания целого.

При использовании картины учитель должен соблюдать некоторые требования:

На одном уроке использовать одну-две картины

Показывать (вывешивать) картину лишь в нужный момент урока

Учитывать возраст учащихся; старшим излагать сразу понятийные аспекты, средним и младшим сперва показывать наиболее яркие моменты картины; при этом независимо от возраста учитель учит находить главное в картине, последовательно излагать материал

Картина может быть использована в любой момент урока:

Включена в рассказ учителя в изложении нового материала (как зрительная опора)

Привлечена после рассказа (для закрепления изложенного материала)

Использовать как средство проверки изученного материала

Иногда картина может стать источником новых знаний, т.е. по ней может вестись изложение нового материала

Может использоваться как средство мобилизации знаний, т.е. как переход к изложению нового материала.

Лучше всего подходят иллюстрации, созданные специально для школы. Они не должны расширять программу. Они используются наряду с картинами, созданными современниками, они являются документом эпохи, свидетельством внимательного наблюдателя. Есть иллюстрации, в которых отсутствует исторический сюжет, но они представляют ценнейший пример мировой художественной культуры. Методика работы с иллюстрацией, помещенной в учебнике, в целом такая же, как и с картиной. Иллюстрация - неотъемлимая органическая часть содержания учебника. Поэтому работа с ней обязательна или на уроке, или дома. Отбор иллюстраций необходимо объяснять, они должны раскрывать существенные стороны общественной жизни в изучаемую эпоху, существенные черты изучаемого явления или события, помогая изучению явления, его существенных особенностей и общих закономерностей развития. Весь иллюстративный материал можно разделить на:

Изображения документального характера

Изображения творческого воображения

В зависимости от предназначения, они служат или иллюстрацией, или дополнением и конкретизацией текста учебника, по ним учитель проводит беседу или организует работу в классе, или восполняют материал, отсутствующий в тексте. По содержанию иллюстративный материал различают на:

Изображение подлинных вещественных памятников прошлого

Изображение отдельных предметов или их фрагментов

Изображения архитектурных памятников в их современном виде (развалины)

Сюжетные и бытовые композиции, созданные современными художниками и иллюстраторами, пользуясь примерно теми же методами, как событийная и типологическая картина.

Наши рекомендации