I. Литературная сказка. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм
Беседа
Беседу по сказке мы начнем с вопроса:
— Какой можно назвать сказку А. С. Пушкина — народной или литературной?
Ученики ответят, что это литературная сказка, но при этом она очень близка к народной. Обратимся к 3-му вопросу учебника (с. 108):
— Какая сказка — «Спящая царевна» В. А. Жуковского или «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина — ближе к народной? Обоснуйте свой ответ. Какая из них понравилась вам больше? Чем?
Ученики отвечают, что сказка А. С. Пушкина ближе к народной, чем сказка В. А. Жуковского. В пушкинской сказке зла царевне желает не посторонняя ведьма, а злая мачеха, как это обычно бывает в русских народных сказках. Пушкин использует волшебные числа 7 и 3: царевна попадает к семи богатырям, Елисей три раза обращается за помощью к месяцу, солнцу и ветру. Важно, что королевич обращается именно к силам природы.
В пушкинской сказке, как и в сказке Жуковского, есть зачин и концовка, но, в отличие от Жуковского, Пушкин чаще использует ритмичные повторы, например «путь-дорога», «царь-отец», «росла, росла», «красавица-девица»; использует постоянные эпитеты, например «черной зависти полна», «в светлой горнице», «стол дубовый», «красная девица».
Сказка Пушкина нравится детям больше, потому что она более душевная, чем сказка Жуковского.
— Сказка Пушкина очень близка к народной сказке. Чем она отличается от нее?
Дети ответят, что все пушкинские сказки написаны стихами, в них есть рифма и ритм (как правило, пятиклассники уже знакомы с этими понятиями). Чтобы в ходе анализа сказки мы могли свободно говорить о ритме и рифме, обратимся к повторению, углублению этих понятий на начальном этапе урока.
Чтение статей учебника
Найдем учебную статью «Рифма, способы рифмовки» (с. 110), прочитаем ее, выпишем основные понятия в тетрадь.
Чтобы дать понятие об отличии стихотворной и прозаической речи, мы можем провести беседу с учениками и записать определение ритма по учебной статье «Ритм. Стихотворная и прозаическая речь» (с. 111—112).
— Приведите примеры ритма в жизни.
— Какое прозаическое произведение мы записывали как стихотворение, потому что чувствовали в нем ритм?
Ученики вспомнят отрывки из сказки «Царевна-лягушка» и подтвердят: иногда в прозе тоже бывает ритм.
— Чем отличается ритм прозы от стихотворного ритма?
Достаточно того, что ученики услышат, что стихотворный ритм более четкий. Изучение размеров стиха предусмотрено программой в 6-м классе, но в качестве пропедевтики мы можем дать детям почувствовать, что есть стихи, которые соответствуют, например, тиканью часов или маршу солдат (двусложные размеры); есть такие стихи, которые можно петь под ритм вальса, на раз-два-три (трехсложные размеры).
Информация для учителя
«Ритм создает определенное настроение, окрашивает стихотворение или отрывок единым тоном. Обратите внимание, какой разный ритм в таких стихотворных отрывках. Как подчеркивает он характеры героинь?» (с. 95). Следует ответить на этот вопрос учебника. Дети ощущают размер стиха как его ритм. Преждевременно говорить о том, что сказка А. С. Пушкина написана хореем. Возможно, стоит сказать здесь о разности интонаций при характеристике царевны и царицы, а во время непосредственного чтения текста еще раз подчеркнуть это.
Итак, в тетради останется несколько небольших записей:
Рифма — это созвучие окончаний стихотворных строк.
Ритм — повторение однозначных явлений через равные промежутки времени.
Прозаическая речь — речь, свободно движущаяся от предложения к предложению.
Стихотворная речь — речь, подчиненная ритму.
II. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна (мачеха и падчерица)
Мы предлагаем как путь изучения сказки чтение текста по эпизодам, обсуждение содержания, сплавленное с наблюдениями над лексикой, интонацией, ритмом и работой над выразительным чтением. Одновременно можно составлять план сказки, озаглавливая выделенные эпизоды.
Ход работы может быть таким: один ученик читает эпизод сказки, класс дает этому эпизоду название, записывает в тетради, обсуждает с помощью вопросов, предлагаемых учителем. В завершение работы другой ученик читает этот же эпизод, но уже с учетом того, о чем говорилось при обсуждении. Наметим эпизоды и возможное содержание разговора.
Эпизод первый. «Царь с царицею простился...»
— Что в описании проводов царя и ожидания его царицей подчеркивает грустное настроение царицы? (4-й вопрос, с. 108.)
Грустное настроение передается с помощью описания одиночества царицы. Она одна сидит перед окном и смотрит в поле так, что даже заболели глаза от напряжения. Даже когда проходит девять месяцев, она не сводит с поля глаз. Поэт преувеличивает, что царица видит все время вьюгу и снег, потому что царь уехал весной, потом были лето и осень. Но это преувеличение помогает подчеркнуть одиночество царицы.
Царица, молодая, тихая и кроткая, ждет своего «милого друга». Мы слышим в этих стихах незатейливую песню простой русской женщины, которая и женой-то не успела побыть, как любимый муж оставил ее одну, уехал в путь-дорогу.
С апреля до сочельника5 проходит девять месяцев. Протекла весна веселыми ручьями, прошумело лето зеленой листвой, сжала хлеб с полей хозяйской рукой осень. Но для молодой царицы все «пусто в поле».
Милый уехал — снег еще лежал, милый вернулся — снег уже лежит. И словно не было других времен года, была только белая, нескончаемо тоскливая зима. Как точны пушкинские слова о том, что «очи // Разболелись глядючи // С белой зори до ночи». Ведь глаза действительно болят, когда долго смотришь на сверкающий под солнцем снег!
Совершенно нетипично употребление эпитета «белая» со словом «заря». Заря обычно бывает ясной, румяной, алой. Белым в народной поэзии называют день. Для молодой царицы, ожидающей возвращения мужа, даже зори выцвели, поблекли, побелели.
Представьте себе страдание отца и мужа, который скачет, извещенный о близких родах, обнять свою жену и увидеть ребенка, а застает в царицыном тереме смерть!
Обращаем внимание на повторы: «в путь-дорогу», «ждет-пождет», «царь-отец»; на слова и выражения с фольклорной стилистической окраской: «снарядился», «инда очи // Разболелись глядючи // С белой зори до ночи; // Не видать милого друга!», «белешенька земля», «тяжелешенько вздохнула», «издалеча... // Воротился...».
Материал для учителя
Царица-мачеха
Возможна следующая трактовка этого образа (однако ее не следует давать учащимся в силу их возрастных особенностей и нетрадиционной трактовки образа царицы-мачехи).
Попробуем себе представить описанную ситуацию в реальности. Красивая и умная женщина, царица оказалась второй женой. Она чувствовала, что и царь, и прислуга сравнивают ее с первой царицей. И всеобщий молчаливый приговор не в ее пользу: гордость и своенравие ее перевешивают и красоту, и ум, и царственность. Для русских людей важно, чтобы царь и царица были милостивыми. Эта женщина милостивой не была.
В сказке мы ни разу не видим царя с молодой женой. О нем Пушкин упоминает только тогда, когда тот тужит по пропавшей дочери. Ревность появляется там, где нет любви. И царице остается только ревновать.
В христианской Руси женщины не участвовали в общественно-политической жизни. Их заботой были семья и хозяйство. И вот перед нами женщина — умная, властная, облаченная в царские одежды, но никакой реальной властью не обладающая, женщина, которая много лет чувствует себя во дворце чужой и нелюбимой. Ей остается одно утешение — любоваться своей красотой.
Спустя много лет после смерти первой жены, услышав от зеркальца о красоте царевны, мачеха говорит:
Вишь какая подросла! И не диво, что бела: Мать брюхатая сидела, Да на снег лишь и глядела! |
Зависть и досада чувствуются в этих словах. Присутствие кроткой царицы ощущается во дворце даже тогда, когда ее дочь становится невестой.
У мачехи остается одно — красота. Но верное зеркальце отнимает и эту иллюзию. Красота тает. Царица стареет. Она уже не молодица, а просто гневная баба. Это открытие ужасно. Теряя красоту, царица утрачивает единственную — призрачную — власть над мужем, в сущности, все, что у нее осталось в жизни.
Отчаянно сопротивляясь судьбе, она пытается руками служанки уничтожить царевну. Когда это не удается, она решает «иль не жить, иль царевну погубить».
Царица «положила»: в этом мире нет места для них двоих. Логично и психологически точно считать, что царица сама вышла на поединок с судьбой и временем, которые воплотились в ненавистном для нее облике молодой царевны. Она уже не доверяет сенной девушке — Чернавке. Мир не принял царицу, и персонификацией этого мира стала царевна.
Царица посылает колдунью, одетую как монахиня-черница, которая кидает падчерице отравленное яблоко.
Услышав о возвращении царевны, мачеха умирает от ревности и злобы, понимая, что в жизни ее все окончилось, так и не начавшись. Это трагедия сильной и умной женщины, которая не нашла своего места и своего дела в этом мире.
Эпизод второй. «Царь женился на другой»
— Похожа ли новая царица на первую жену царя?
Ученики ответят, что непохожа, и скажут, почему непохожа. Возможны такие ответы: первая царица любила своего мужа, а новая царица любит только себя; первая царица — скромная, душевная, а вторая — гордая, самовлюбленная.
Обратим внимание на слова, данные в сносках: молодица, ломлива, перст.
Учитель покажет ученикам, как песенная, народная интонация первого эпизода сменяется отрывистым, резким ритмом второго, в котором уже нет слов с характерными для народной речи уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Разговор царицы с зеркальцем можно прочитать по ролям, при этом сделаем акцент на резком танцевальном ритме последних строк эпизода: «И царица хохотать...»
Эпизод третий. «Но царевна молодая...»
Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась — и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. И жених сыскался ей, Королевич Елисей. |
Пушкин-лицедей в нескольких словах описывает тайну превращения девочки в прекрасную девушку. Четыре простых глагола создают ощущение чуда, которое совершается единственный раз в жизни — у всех на глазах и все же непостижимо.
— Понравилась ли вам царевна? Как объяснить, что стихотворные строки о ней начинаются с союза но! Кому противопоставляет ее автор? (7-й вопрос, с. 108—109.)
Детям нравится царевна. Стихотворные строки о ней начинаются с союза но, потому что Пушкин противопоставляет молодую царевну царице, ее мачехе.
— Как вы понимаете слова тихомолком расцветая?
Ученики отметят, что Пушкин сравнивает царевну с цветком.
— Как в описании царевны отражен идеал народной красоты? Какую женщину считали красивой на Руси?
Дети отметят слова «белолица, черноброва» и кроткий нрав царевны.
— Как вы понимаете выражение «нраву кроткого такого»?
Обратим внимание на плавный ритм при описании царевны.
Эпизод четвертый. «Она, // Черной зависти полна...»
В учебнике пишется, что «чернавка» — это практически синоним слов «сенная девушка». Возможна и иная трактовка этого слова. Мы полагаем, что Чернавка, Чернава — это имя женщины. У Пушкина это слово пишется с большой буквы.
Чернава — это старинное женское имя, как Любава или Забава. В сказке имя Чернава, Чернавка носит служанка, сенная девушка царицы. Возможна это единственное женское имя в сказке. При определенной сказочной традиционности и обусловленности образов мачехи и падчерицы образ сенной девушки для сказок нетипичен и — у Пушкина — глубоко человечен.
Владимир Иванович Даль пишет о том, что сенные девушки — это горничные, служанки, и приводит приговорку: «Уточки серыя, девушки сенныя». Цитирует Даль и такую фразу: «У княгини ста два девиц и сенных боярынь».
Однако Чернава была не простой серой уточкой среди царицыных сенных девушек и боярынь. Она была посвящена в тайны царицы. Именно ей поручила венценосная злодейка исполнение своего преступного замысла.
Эпизод уместно прочитать по ролям. Отметим простонародные грубоватые слова, которые употребляет автор для описания поступков царицы: «отпрыгнет», «ручку замахнет», «мерзкое стекло», «Я в ней дурь-то успокою...».
— Какие слова царица хотела услышать от зеркальца?
Царица добивалась от зеркальца уверения в том, что она самая красивая. Царица начинает относиться к молодой царевне с ненавистью, когда узнает, что та стала милее, румянее и белее. Она ведет себя не как царица, а как завистливая женщина и злая мачеха. Мы слышим как бы реплику Чернавки: «Черт ли сладит с бабой гневной?»
— Как вы понимаете выражение «черной зависти полна»?
— «Весть царевну в глушь лесную...» Определите, к какой части речи принадлежит слово весть. Почему автор употребляет именно это слово?
Глагол в повелительном наклонении, синоним — отвести.
— Рассмотрите иллюстрацию Е. Пашкова (с. 93). Соответствует ли она, по-вашему, характеру сказки?
Эпизод пятый. «С царевной // Вот Чернавка в лес пошла...»
Царевна была единственной и любимой дочерью царя. Она уже готова была стать королевной, женой королевича Елисея, получить в приданое «семь торговых городов // Да сто сорок теремов», как оказалась в лесу вместе с Чернавкой.
В лесной глуши царевна догадалась о намерениях Чернавки, догадалась, кто мог ей приказать совершить убийство, и взмолилась:
«Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица, Я пожалую тебя». |
Преодолевая смертный страх, царевна помнит, что она станет царицей и сможет наказывать, миловать и жаловать по своей воле. Она сулит Чернавке награду за избавление от верной смерти.
Чернавка не может спорить с царицей, она обязана выполнять ее приказы под страхом жестокого наказания. Но Божьи заповеди запрещают убивать, и в этот критический момент страх наказания отступает перед милосердием. Чернава обращается к своей душе. Там — любовь. Она противостоит и страху наказания, и сладости посула. Любовь мудра, она ведает, что жизнь, которую даровал человеку Всевышний, только Он и волен забрать назад.
Чернавка произносит во всей сказке только одну реплику: «Не кручинься, Бог с тобой!» Не отмахиваясь на прощание от докучливой мысли, не стремясь поскорее решить сложную проблему, а искренне, из глубины сердца, прощеньем и отпущеньем, светом и надеждой звучат слова: «Бог с тобой!» Значит, с тобой правда, истина, помощь и жизнь.
В. И. Даль пишет, что слова «Бог с тобой» — это не только прощальное пожелание, но и прощение вины. Жизнь царевны может стать причиной изгнания, наказания и даже гибели сенной девушки, и некому будет защитить ее. Эпизод расставания Чернавки с царевной истинно драматичен. На границе жизни и смерти Чернавка прощается и прощает царевне ее невольную перед ней вину. Пока жива в человеке душа, а в душе жива любовь, человек сделает выбор в пользу жизни.
Очень важно найти нужную интонацию при чтении этого эпизода, который станет кульминацией урока.
Домашнее задание
Прочитать сказку и дать названия эпизодам до слов: «За невестою своей...» (с. 104).
Индивидуальное задание
Если класс сильный, учитель может распределить эпизоды между учениками и предложить им подготовить выразительное чтение и анализ каждого эпизода.