Авторская и литературная сказка

Программа по литературе

Классы

Москвин. Г.В., Ерохина Е.Л., Пуряева Н.Н.

Программа включает

· пояснительную записку;

· основное содержание с примерным распределением учебных часов и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков;

· таблицу "Система формируемых умений в процессе изучения литературы".

Пояснительная записка

Данная программа направлена на реализацию целей и задач литературного образования школьников, определенных федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, и составлена на основе обязательного минимума содержания основных образовательных программ (литература). Методическая часть программы ориентирована на формирование умений, навыков и способов деятельности, рекомендованных стандартом.

В программе определены основные цели и задачи литературного образования:

· освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

· овладение умениями чтения и анализа художественных произведений;

· развитие читательской культуры, образного и аналитического мышления, творческого воображения;

· развитие устной и письменной речи учащихся;

· развитие познавательного интереса и потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;

· воспитание духовно развитой личности, формирование гражданского сознания, чувства патриотизма и толерантности к многообразию культур.

Для достижения целей и выполнения задач программы предусмотрен компетентностный подход, определяющий формирование, развитие и совершенствование двух основных видов компетенции: познавательной и деятельностной. Отбор, распределение учебного материала и организация учебного процесса обусловлены конкретными задачами по формированию указанных компетенций на каждом этапе обучения с учетом взаимосвязи как этапов обучения, так и их основных конституирующих факторов (возрастные психо-физиологические характеристики учащихся; место литературы в общеобразовательном контексте обучения; социально-культурные условия жизни). В программе под этапом обучения понимается один учебный год.

Учебная стратегия каждого этапа обучения предполагает три ракурса:

· развитие и совершенствование знаний, умений и навыков, приобретенных на предыдущем этапе;

· формирование новых, актуальных на данном этапе знаний, умений, навыков;

· учет в процессе преподавания зоны как ближайшего, так и перспективного развития.

Основным условием выполнения программы является создание, поддержание и развитие мотивации учащихся, в основе которой лежит познавательный интерес, формирующийся последовательно и градационно.

Программа с 5 по 8 класс намеренно стоится не по хронологическому принципу, так как учащиеся еще не владеют необходимым объемом знаний по истории; в основу положен деятельностный принцип. С 9 класса вводится хронологический принцип организации материала.

Развитию и поддержанию познавательного интереса при изучении литературы в 5–8 классах способствует создание проблемных ситуаций, которые требуют от учащихся активного применения полученных знаний, сформированных умений, предполагают поиск, догадку, самостоятельный анализ явления. Именно поэтому в названии каждого тематического раздела программы 5–8 классов содержится вопрос или познавательное противоречие. Читая и анализируя предложенные программой тексты литературных произведений, учащиеся под руководством учителя последовательно проходят путь совместного поиска решения поставленной проблемы.

Учащиеся 9–11 классов в условиях сформированного познавательного интереса способны самостоятельно выявлять закономерности, существенные стороны изучаемого явления, делать выводы и обобщения. Поэтому в основе программы 9 и 10–11 классов лежит формирование представления о литературе как о процессе. Создание специальных проблемных ситуаций уступает место созданию условий для самостоятельного выявления учащимися возможных познавательных противоречий и поиска пути их разрешения.

В основу каждого этапа заложена актуальная для данного этапа теоретико-литературная и методическая идея:

5 класс – осознание природы художественного образа;

6 класс – осознание специфики содержания художественного произведения в единстве его образных, сюжетных и композиционных аспектов компонентов;

7 класс – представление о пафосе как об эмоционально-смысловой доминанте произведения;

8 класс – наблюдение над коммуникативно-прагматической направленностью произведения, обнаруживающейся в системе отношений автор – читатель;

9 класс – представление о литературном процессе как о последовательном, культурном и историческом развитии.

10–11 класс – развитие представления о литературном процессе в единстве его стилевых, сюжетных, мотивных составляющих и индивидуально-творческой манеры писателя.

Цели и задачи каждого этапа формирования познавательной компетенции достигаются при осознании и усвоении актуального для данного этапа понятийного аппарата (когнитивная, эстетическая и теоретико-литературная концептосферы). При этом понятия, вводимые на одном этапе, поддерживаются и углубляются на последующих.

Понятийный аппарат включает в себя:

5 класс – искусство, литература, слово; художественный образ; вымысел; устное народное творчество, виды фольклора; выразительно-изобразительные средства художественного языка (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория);

6 класс – тема, проблематика; содержание и форма литературного произведения; идея; сюжет, понятие жанра; литературный герой, персонаж, лирический герой; проза и поэзия, основы стихосложения;

7 класс – роды и жанры литературы; пафос, виды пафоса; конфликт; композиция; стадии развития действия (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог);

8 класс – система образов; тип, характер; образ автора, автор-повествователь; авторская позиция; деталь, символ;

9 класс – основные литературные направления, традиция и новаторство, стиль; процесс жанрообразования в литературе; мотив; авторские (в том числе лирические) отступления;

10–11 классы – классическая литература; вечные темы, мотивы и образы; психологизм, народность, историзм.

Авторы стремятся избежать традиционного противопоставления двух основных подходов в организации учебного процесса: от теории к деятельности и от деятельности к теории. В основу методической концепции кладется идея творческого познания как синкретического по своей сути процесса.

Формирование деятельностной компетенции достигается в овладении определенными умениями.

Система формируемых умений в процессе изучения литературы

NB просьба к оформителю вид таблицы не менять!

5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс
воспринимать художественный текст
выразительно читать произведение (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произведения
выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного
владеть различными видами пересказа
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением
выражать свое отношение к прочитанному
  выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев
  анализировать художественный текст
  сопоставлять эпизоды литературного произведения и сравнивать его героев
    определять род и жанр литературного произведения
    характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств
    участвовать в диалоге по почитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою точку зрения
    писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения
      выявлять авторскую позицию
        сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев
          самостоятельно анализировать произведения разных жанров
          проводить сопоставительный анализ произведений

Основная школа

Класс

Аудиторные занятия 50 часов
Аудиторные сочинения 6 часов
Внеклассное чтение 6 часов
Обобщение изученного 2 часа
Резерв 6 часов
Всего 105 часов

NB проверить расчасовку

Литература как искусство слова – 1 час

Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет.

Реальность и вымысел (виньетка)

Фольклор

Малые жанры фольклор – 1 час

Загадки, пословицы и поговорки как основные малые жанры фольклора. Выражение народного миропонимания. Роль средств художественной изобразительности. Роль фольклора в национальной культуре, современном языке и речи.

Русские народные сказки – 3 часа

Сказка как выражение народного миропонимания и мироотношения. Сказка как явление фольклора. Художественный мир сказок. Виды сказок.

· «Хрустальная гора…». Волшебная сказка. Нравственно-философские основы волшебной сказки. Чудесное как условие достижения идеала. Структура волшебной сказки. Герой волшебной сказки.

· «Как старик домовничал». Бытовая сказка. Своеобразие содержания. Отражение народного уклада жизни и нравов. Поучительность бытовой сказки.

· «Лиса и тетерев». Сказка о животных. Иносказательность. Своеобразие сюжета. Мораль сказки о животных.

ВН. ЧТЕНИЕ.«Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» – 1 час

Басня

Легенда

А.С.Пушкин. Стихотворение «Анчар» – 1 час

Специфика легенды. Ее отличие от сказки. Добро и зло в человеке и мире. Поэтический мир стихотворения.

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы» – 1 час

Слово о писателе.Поэтическая легенда. Проблема жизненного выбора. Поэтический мир стихотворения.

«Повесть временных лет» («Основание Киева», «Призвание варяжских князей», из сказаний о князьях Олеге, Игоре, княгине Ольге) – 2 часа

Летопись как одни из истоков древнерусской литературы. История и предание. Проблема автора. Фольклорные элементы.

А.С.Пушкин. Баллада «Песнь о вещем Олеге» – 2 часа

Легендарное и художественное. Летописная основа произведения. Человек и судьба. Поэтический мир произведения.

ВН. ЧТЕНИЕ.Легенда о Томасе Лермонте – 1 час

Лирическое стихотворение

Первоначальное понятие о лирике. Мир души и чувств.

Мир чувств

А.С.Пушкин. Стихотворения «Няне», «Пущину» – 1 час

Жизненная основа душевных переживаний. Поэтический мир стихотворения.

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Молитва» («В минуту жизни трудную…») – 2 часа

Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворения.

Мир природы

А.А.Фет. Стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…», «Кот поет, глаза прищуря…», «Мотылек мальчику» – 2 часа

Роман, повесть, рассказ

ВН. ЧТЕНИЕ. Мы помним (произведения о ВОВ) – 1 час

Класс

Аудиторные занятия 51 час
Аудиторные сочинения 6 часов
Внеклассное чтение 6 часов
Обобщение изученного 2 часа
Резерв 5 часов
Всего 105 часов

NB проверить расчасовку

Литература как искусство слова – 1 час

Содержание художественного произведения. Его основные элементы: тема, проблема, идея. Понятия «сюжет» и «композиция». Первичное представление о жанрах.

Как появилась поэзия и проза? (виньетка)

Истоки и вершины

Понятие о поэзии и прозе; о форме и способе повествования.

Песня – 1 час

Песня как малый жанр фольклора. Обрядовое и лирическое. Слово и ритм.

Былина «Садко» – 2 часа

Былина как русский героический эпос. Киевский и Новгородский цикля былин. Основные сюжеты и главные герои былин. Художественное своеобразие и язык былин. Своеобразие былин о Садко. Образ главного героя.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» – 2 часа

Повесть как жанр древнерусской литературы. Духовные ценности и нравственные идеалы. Сюжет и герои.

ВН. ЧТЕНИЕ.И.А.Бунин. Былина «Святогор и Илья» в сравнении с народной былиной – 1 час

Класс

Аудиторные занятия 50 часов
Аудиторные сочинения 8 часов
Обобщение изученного 2 часа
Внеклассное чтение 6 часов
Резерв 4 часа
Всего 70 часов

NB проверить расчасовку

Литература как искусство слова – 1 час

Литература как способ постижения и выражения отношения к миру. Вечное и злободневное в литературе.. углубление представления о жанрах. Система жанров.

Какими способами литература представляет мир? (виньетка)

Понятия: эпос – эпическое, лирика – лирическое, драма – драматическое. Мифологическая основа эпоса. Эпический герой. Основные мотивы эпического сюжета (сражение и путешествие)

Эпос

Гомер. «Илиада» (фрагмент «Гектор и Ахиллес»), «Одиссея» (фрагмент «Одиссей у Циклопа») – 3 часа

Слово о писателе. Эпическое в произведении. Образы героев.

Лирика

Ф.Петрарка. Сонет LXXXVII – 1 час.

Слово о писателе. Жанр сонета. Философская основа лирического переживания.

В.Шекспир. Сонет: № 130 («Ее глаза на звезды не похожи…»), сонет № 66 («Зову я смерть») – 1 час.

Слово о писателе. Жанр сонета. Виды сонета.

А.С.Пушкин. Стихотворения «К морю», «Погасло дневное светило…» – 1 час.

Слово о писателе.Переживание судьбы. Выбор жизненно позиции. Достижение берега. Поэтический мир стихотворений. Двухсложные размеры. Актуализация изученного ранее.

Драма

Героическое в литературе

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино» – 1 час

Слово о писателе.Героизм русского народа. Историческая основа произведения. Проблема поколения. Система образов. Поэтический мир произведения.

В.П.Астафьев. Повесть «Пастух и пастушка» (фрагмент главы «Бой») – 1 час

Слово о писателе. Подвиг русского народа в Великой Отечественной войне. Образ главного героя.

Трагическое в литературе

Сатирическое в литературе

Родина и родная природа

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Родина», «Тучи» – 1 час

Любовь к родине. Глубина и искренность чувства. Поэтический мир стихотворений.

А.К.Толстой. Стихотворения «Колокольчики мои…», «Не ветер, вея с высоты…» – 1 час

Слово о писателе.Лирическое переживание жизни природы, ее красоты. Поэтический мир стихотворений.

А.А.Ахматова. Стихотворения «Перед весной…», «Родная земля» - 1 час

Слово о писателе.Лирическое переживание жизни природы, ее красоты. Поэтический мир стихотворений.

Гражданские мотивы

Защита отечества

Национальный характер

Слово о писателе. «Записки охотника» как цикл рассказов о жизни русского народа. Образ повествователя. Типы национального характера. Быт, нравы. Талант и душа человека из народы. Роль пейзажа. Мастерство Тургенева-прозаика.

В.М.Шукшин. Рассказы «Миль пардон, мадам», «Микроскоп» – 2 часа

Слово о писателе.Своеобразие национального типа в изображении Шукшина. «Чудики» как вечные герои. Общечеловеческое в обычном человеке. Повествовательное мастерство Шукшина.

ВН. ЧТЕНИЕ. А.С.Пушкин. Поэма «Полтава» – 1 час

Дружба

А.С.Пушкин. Стихотворения «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Арион» – 1 час

Душевное единение как основа человеческого согласия и гармонии. Полнота изображения психологического, социального и природного мира. Поэтический мир стихотворения.

Любовь

ВН. ЧТЕНИЕ. Мы помним (произведения о ВОВ) – 1 час

Класс

Аудиторные занятия 51 час
Аудиторные сочинения 8 часов
Внеклассное чтение 4 часа
Обобщение изученного 2 часа
Резерв 5 часов
Всего 70 часов

NB проверить расчасовку

Литература как искусство слова – 1 час

Художественный текст: его чтение и интерпретация. Литература как диалог автора и читателя. Место героя в этом диалоге.

Кто такой автор? (виньетка)

Автор-писатель, автор-повествователь

«Житие Сергия Радонежского» (фрагменты)– 1 час

Автор в древнерусской литературе. Его специфика. Жанр жития. Христианско-нравственный идеал и его воплощение в произведении. Черты житийности в классической русской литературе.

Слово о писателе. Проблема жанра произведения. Значение фольклорной формы поэмы. Историческая основа. Конфликт и проблематика. Героико-романтическая личность как герой произведения. Автор – читатель. Художественное мастерство Лермонтова.

Класс

Аудиторные занятия 89 часов
Аудиторные сочинения 10 часов
Обобщение изученного 4 часа
Резерв (в том числе на внеклассное чтение) 2 часа
Всего 105 часов

NB проверить расчасовку

Литература как искусство слова – 1 час

Понятие о литературном процессе. Основные этапы развития мировой литературы.

Литература Античности (виньетка)

Обзорное занятие – 1 час

Обзорное занятие – 1 час

Западноевропейская литература XVIII в. Эпоха просвещения. Классицизм. Сентиментализм. Актуализация изученного ранее.

И.В.Гете. Роман «Страдания юного Вертера» (обзор) – 1 час

Слово о писателе. Особенности содержания. Характеристика героев.

Русская литература XVIII в. (виньетка)

Обзорное занятие – 1 час

Русская литература XVIII в. Общественно-исторические предпосылки возникновения литературы нового времени в России. Специфика литературы нового времени. Эпоха Просвещения в России. Основные направления русской литературы XVIII в. (классицизм, сентиментализм). Актуализация изученного ранее.

Обзорное занятие – 1 час

Развитие системы стихосложения в русской поэзии. Актуализация изученного ранее.

И.А.Крылов. Басни «Кошка и соловей», «Листы и корни», «Бедный богач», «Лев и мышь», «Разборчивая невеста», «Демьянова уха», «Квартет», «Волк на псарне» – 2 часа

Слово о писателе.Жанрово-стилевое разнообразие басен Крылова: социально-исторические, философские, морально-бытовые. Язык и стиль басен. Аллегорические образы. Дидактизм содержания. Традиции и новаторство. Актуализация изученного ранее

Западноевропейская литература конца XVIII – начала XIX вв. (виньетка)

Обзорное занятие – 1 час

Европейская литература конца XVIII – начала XIX века. Стили и направления. Возникновение романтизма. Исторические и философские основы романтического мировосприятия. Романтическая концепция мира и человека.

Для самостоятельного чтения и анализа:

Ф.Шиллер. Драма «Разбойники» – 1 час

И.В.Гете. Трагедия «Фауст» (фрагменты) – 2 часа

Слово о писателе.Роль творчества Гете в мировой литературе. Фольклорная легенда в основе сюжета. Философская проблематика. Сюжет и композиция. Система образов.

Дж. Г. Байрон. Поэма «Чайльд Гарольд» (фрагмент) – 2 часа

Слово о писателе.Место Байрона в развитии европейского романтизма. Проблема героя времени в произведениях романтизма. Своеобразие жанра и композиции. Образ автора. Поэтический мир произведения. Актуализация изученного ранее.

Русская литература XIX в. (виньетка)

Обзорное занятие – 1 час

Процесс жанрообразования и стилевого развития в русской литературе первой половины XIX в. Связь литературного процесса с общественно-политической ситуацией в России. Актуализация изученного ранее.

А.С.Пушкин.

Стихотворения «Узник», «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэту» («Поэт, не дорожи любовию народной…»), «Туча», «Я памятник себе воздвиг неруктворный…», «Осень», «Два чувства дивно близки нам…» – 3 часа

Этапы жизни и творчества.Тема поэта и поэзии, свободы личности и свободы творчества. Источник творческого вдохновения. Природа и жизнь человека. Поэтический мир стихотворений.

Поэма «Цыганы» – 1 час

«Цыганы» как романтическая поэма. Своеобразие романтизма Пушкина. Проблема героя. Поэтический мир произведения.

«Моцарт и Сальери» – 1 час

«Маленькие трагедии» как философский цикл. Нравственная проблематика. Конфликт произведения (гений и злодейство). Верность своему предназначению как условие творчества.

Повесть «Пиковая дама» – 1 час

Нравственно-философская проблематика. Конфликт. Тип героя нового времени. Символическое в произведении. Фантастическое и реальное. Художественное своеобразие.

Роман в стихах «Евгений Онегин» – 10 часов

История создания романа. Своеобразие жанра (единство эпического и лирического в романе). Особенности сюжета и композиции. Историческая основа романа. Энциклопедичность. Проблематика романа. Евгений Онегин как герой времени. Систем образов. Специфика образа автора. Язык и стиль романа. Онегинская строфа как минимальная композиционная и ритмико-смысловая единица произведения.

Поэты пушкинской поры: К.Н. Батюшков Стихотворения «Разлука», «Ты хочешь меду, сын?…» Е.А. Баратынский. Стихотворения «Разуверение», «Мой дар убог, и голос мой негромок». А.А.Дельвиг. Стихотворение «Русская песня» («Соловей»). Д.В.Давыдов. Стихотворения «Песня» («Я люблю кровавый бой…»), «Листок» – 2 часа

Н.В.Гоголь.

Комедия «Ревизор» – 2 часа

Этапы жизни и творчества. Жанр общественной комедии (традиции и новаторство) особенности конфликта. Композиция как способ выражения авторской идеи. Страх и любопытств как движущая сила развития конфликта. «Миры» «Ревизора» (преступный, миражный, истинный). Образ уездного города и образ Петербурга в пьесе. Система персонажей. Своеобразие смеха (виды комического и приемы комизма).

Обзорное занятие – 1 час

Развитие русской прозы. Ведущая роль романа в отражении русской действительности. Актуализация изученного ранее. Драматургия. Островский как создатель русского национального театра.

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Друг и враг», «Русский язык», «Два богача» – 1 час

Слово о писателе.Своеобразие жанра. Философская проблематика и глубина лирического переживания. Художественное мастерство Тургенева.

Ф.И.Тютчев. Стихотворение «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Фонтан» – 2 часа

Слово о писателе. Философская лирика Тютчева. Основные темы: творчество, Россия, любовь, природа. Поэтический мир стихотворений.

А.А.Фет. Стихотворения «Учись у них, у дуба, у березы…», «На заре ты ее не буди», «Вечер» – 2 часа

Слово о писателе. Единство лирических переживаний в изображении жизни, любви, природы. Поэтический мир стихотворений.

Н.А.Некрасов. Стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом…», «Я не люблю иронии твоей», «Тройка» – 2 часа

Слово о писателе.Жанрово-стилевое разнообразие лирики Некрасова. Гражданское и личное. Народная тема. Лирический герой поэзии Некрасова. Актуализация изученного ранее. Поэтический мир стихотворений.

Русская литература XX в. (виньетка)

Обзорное занятие – 1 час

Этапы развития русской литературы XX века. История и литературный процесс. Развитие прозы. Развитие поэзии. Развитие драматургии.

Средняя школа

Класс

Аудиторные занятия 85 часов
Сочинения 10 часов
Резерв (в том числе на обобщение изученного) 10 часов
Всего 105 часов

Русская классическая литература

Вводное занятие – 2 часа

Литературный процесс 19-начала 20 вв. Понятие о классической литературе. Стиль: общие закономерности и индивидуальная авторская манера. Жанр: становление и развитие; жанровое содержание, жанровая форма. Принципы анализа художественных произведений. Представление о литературной критике и ее роли в литературном процессе.

А.С. Пушкин – 5 часов

М.Ю. Лермонтов – 3 часа

Н.В. Гоголь – 2 часа

А.Н. Островский – 4 часа

И.А. Гончаров – 5 часов

Этапы жизни и творчества.

Роман «Обломов»

История создания. Отображение эпохи в романе. Социальная и философская проблематика . индивидуальное, национальное и общечеловеческое в образе главного героя. Тема любви в романе. Особенности сюжета и композиции произведении. Своеобразие стиля Гончарова.

Творчество И.А.Гончарова в оценке критиков и литературоведов.

И.С. Тургенев – 5 часов

Ф.И. Тютчев – 2 часа

А.А. Фет – 2 часа

А.К. Толстой – 2 часа

Н.А. Некрасов – 5 часов

Н.С. Лесков – 2 часа

Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.

Сказ «Левша»

Своеобразие жанра. Национальная и историческая проблематика. Образ главного героя. Особенности повествовательной манеры Лескова. Своеобразие языка.

Творчество Н.С.Лескова в оценке критиков и литературоведов.

Ф.М. Достоевский – 7 часов

Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.

Роман «Преступление и наказание»

История создания произведения. Полифония как идейно-композиционный принцип организации романа. Своеобразие жанра и жанровые источники. Традиции и новаторство в создании образов героев («человек-идея»). Система образов. Сюжет и композиция. Социальные и нравственно-религиозные основы произведения. Проблема преступления, наказания, покаяния и раскаяния в произведении. Психологизм. Мастерство Достоевского-прозаика.

Творчество Ф.М.Достоевского в оценке критиков и литературоведов.

Сопоставительный анализ общих мотивов русской и зарубежной литературы

О.Уайльд– 2 часа

Слово о писателе.

Роман «Портрет Дориана Грея»

Л.Н. Толстой – 10 часов

Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.

Роман-эпопея «Война и мир»

История создания. «Война и мир» как роман-эпопея. Историческое и личное как сюжетная основа произведения. Архитектоника произведения. Система героев в романе. Нравственный и жизненный поиск князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. «Мысль семейная» в романе («Болконские, Курагины, Ростовы). «Мысль народная» в романе: национальный характер. Народные образы. Образ Платона Каратаева. Война и мир в романе. Смысл названия. Нравственно-философская проблематика романа. Психологизм Толстого. Мастерство Толстого-прозаика.

Творчество Л.Н.Толстого в оценке критиков и литературоведов.

А.П. Чехов – 8 часов

Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.

Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Крыжовник», «Душечка», «Палата №6»

Жанровые особенности рассказов Чехова. Человек и время в рассказах. Проблема героя. Своеобразие конфликта и композиции в рассках Чехова. Нравственно-философская проблематика. Единство социально-индивидуально-психологического и универсально-философского аспектов в прозе Чехова. Мастрество Чехова-прозаика. Традиции русской классической литературы и новаторство.

Пьеса «Вишневый сад»

Своеобразие жанра птесы. Сюжет и конфликт. Композиция конфликта. Историческое и вечное в «Вишневом саде». Система образов. Проблема героя-«недотепы». Тема России: человек и русский мир. Социальная и нравственная проблематика пьесы. Смысл финала. Писхологизм пьесы. «Подводное течение». Символическое в пьесе (значение образа вишневого сада). Особенности драматургии Чехова (структура диалога, ремарки, паузы).

Творчество А.П.Чехова в оценке критиков и литературоведов.

Роль прозы и драматургии Чехова в русской и мировой литературе XX века.

Сопоставительный анализ общих мотивов русской и зарубежной литературы

Б. Шоу – 2 часа

Слово о писателе.

Пьеса «Дом, где разбиваются сердца»

Чеховские традиции в творчестве Б.Шоу. Своеобразие конфликта, проблематики и образов в пьесе.

И.А. Бунин – 4 часа

Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.

«Одиночество», «Густой зеленый ельник ...», «Ночь наступила, день угас…»

Традиции поэзии XIX в. в творчестве Бунина. Основные мотивы поэзии Бунина. Поэтический мир стихотворений.

Рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Солнечный удар», «Легкое дыхание»

Традиция русской классической прозы в рассказах Бунина. Своеобразие тематики, проблематики и жанра рассказов. Особенности композиции. Социальное и общечеловеческое в рассказах. Мастерство Бунина-прозаика.

Творчество И.А.Бунина в оценке критиков и литературоведов.

Сопоставительный анализ общих мотивов русской и зарубежной литературы

Ш. Бодлер – 1 час

Слово о поэте.

А.И. Куприн – 2 часа

Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.

Повесть «Гранатовый браслет»

Традиции русской классической литературы в творчестве Куприна. Своеобразие любовного конфликта в повести «Гранатовый браслет». Система персонажей. Трагическое, драматическое и лирическое в повести. Смысл эпиграфа. Роль детали в рассказе.

Творчество А.И.Куприна в оценке критиков и литературоведов.

М.А. Горький – 5 часов

Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.

Рассказ «Старуха Изергиль»

Своеобразие стиля ранней прозы Горького. Проблема романтизма: традиция и новаторство. Философская проблематика. Особенности жанра, сюжета и композиции рассказа. Проблема героя. Художественный мир рассказа (пейзаж, портрет).

Пьеса «На дне»

«На дне» как социально-философская драма. Сюжет и конфликт пьесы. Социальная, этико-философская и нравственная проблематика пьесы. Система образов. Столкновение жизненных позиций в пьесе; разное понимание правды и справедливости. Традиция русской драматургии и новаторство Горького-драматурга.

Творчество М.А.Горького в оценке критиков и литературоведов.

11 класс

Аудиторные занятия 84 часа
Аудиторные сочинения 10 часов
Резерв (в том числе на обобщение изученного) 11 часов
Всего 105 часов

Литературный процесс в русской литературе XIX – XX вв.

Вводное занятие – 2 часа

Понятие о единстве литературного процесса. Преемственность сюжетов и мотивов как основа литературной традиции. Жанр (актуализация изученного ранее). Проблема традиции и новаторства.

Русская литература XIX века (систематизация изученного материала)

Лирика

Обзорное занятие – 1 час

Теория: система стихосложения, размеры, рифма, жанры, изобразительные средства, лирический герой. Актуализация изученного ранее.

В.А.Жуковский, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет – 3 часа

Основные жанры и темы поэзии XIX века. Своеобразие лирического мира каждого из перечисленных поэтов.

Лиро-эпические и эпические жанры

Обзорное занятие – 1 час

Теория: проблема жанров, сюжет, композиция, тема, проблематика, идея, проблема автора. Актуализация изученного ранее.

И.А.Крылов. Басни – 1 час

Социально-историческая и общественная проблематика басен Крылова. Художественный мир басен. Актуализация изученного ранее.

А.А. Блок – 5 часов

Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы», «На железной дороге», «Фабрика»

Проблема стиля лирики Блока: неоромантизм и символизм. Основные мотивы. Философские идеи и образы. Национальное и историческое. Любовь как мистерия и реальность в лирике Блока. Поэтический мир стихотворений.

Поэма «Двенадцать»

Поэма «Двенадцать» как социально-философское произведение. Образ революции как идейная и сюжетная основа поэмы. Стихия и человек. Реальность, фантасмогория и символика в поэме. Смысл финала. Своеобразие жанра и композиции. Образы героев. Поэтический мир произведения.

А.А. Ахматова – 4 часа

Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень», «Приморский сонет», «Не с теми я, кто бросил землю...»

Основные мотивы лирики Ахматовой. Своеобразие изображения любовного чувства в лирике Ахматовой. Выражение гражданской позиции. Тема Родины. Стилевое своеобразие лирики Ахматовой (от акмеизма к индивидуальности творческой манеры). Пушкинские мотивы в лирике Ахматовой. Поэтический мир стихотворений.

Поэма «Реквием»

В.В. Маяковский – 4 часа

Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Письмо товарищу Кострову…», «Нате», «Левый марш»

Своеобразие стиля ранней лирики Маяковского: футуризм и неоромантизм. Основные мотивы ранней лирики. Образ лирического героя. Специфика пафоса Маяковского. Особенности поэтики ранней лирики: ритм и размер, рифма, неологизмы, гипербола, метафора, олицетворение. Революционное обновление мира как ведущая тема зрелого этапа творчества Маяковского. Основные темы: поэт и поэзия, поэт и гражданин, тема

Наши рекомендации