Литературная сказка II половины XIX в.

Особенности развития жанра литературной сказки в творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка, В.М. Гаршина, С.Т. Аксакова, Л.Н. Толстого.

1.Сравните сказку С.Т. Аксакова с подобными литературными и фольклорными сюжетами Апулей. «Метаморфозы», ч. 5,6 – «Сказка об Амуре и Психее»; м-мЛеПренс де Бомон. «Красавица и зверь»; русские народные сказки «Финист – ясный сокол» и «Заколдованный королевич». Черты сходства и различия в сюжетных ситуациях, характеристиках персонажей, особенностях языка, идейном смысле.

2.Какие сказки Л.Н. Толстого вам известны? Сказка «Три медведя» и ее связь с педагогическими воззрениями автора.

3.Сказки В.М. Гаршина. Андерсеновские традиции и символизм сказке «Attaleaprinceps», «О жабе и розе», «О том, чего не было». Фантастика и реальность в сказке «Лягушка – путешественница».

4.Структура цикла Д.Н. Мамина-Сибиряка «Алёнушкины сказки». Традиции и новаторство сказок. Фольклорные мотивы в «Сказке о царе Горохе…».

5.Сделайте выводы о характерных особенностях литературной сказки II половины XIX в.

Литература

1. Аникин В.П. Вступительная статья / В кн. Ершов П.П. «Конек – горбунок». – М., 1994.

2. Аникин В.П. Для любознательных читателей. В книге: Две сказки. Сказки русских писателей. – М., 1975.

3. Ахматова А.А. Пушкин и дети. // Детская литература. – 1994. – № 4.

4. Березкина С.В. История создания последней сказки Жуковского / В кн. Жуковский и русская культура. – Л., 1987.

5. Бессараб М.Я., Жуковский В.А. Книга о великом русском поэте. – М., 1975.

6. Благой Д.Д. «У нас ведь все от Пушкина. // Детская литература. – 1994. – № 6.

7. Введение в литературоведение /под ред. Мотылец Е.А. – Новокузнецк, 1999.

8. Курочкина Г. Писатель, просветитель, педагог, сказочник.// Дошкольное воспитание. – 1992. – № 6.

9. Курочкина Г. Писатель, просветитель, педагог-сказочник. Дошкольное воспитание, № 6, 1975.

10. Курочкина Г. Сказки Пушкина // Дошкольное воспитание, 1993. – № 9.

11. Леонова Т.Г. О некоторых аспектах изучения литературной сказки.//Литературная сказка. История, теория, поэтика. – М. 1996.

12. Лупанова И.П. П.П.Ершов / В кн. Ершов П.П. «Конек – горбунок». – М., 1976.

13. Маршак С.Я. Заметки о сказках Пушкина в 4 тт., т.4 – М., 1964.

14. Минералова И.Г. Детская литература. – М. 2002.

15. Нагишкин В.Б. Литературнаясказка. – М., 1963.

16. НайдичЛ.Э.Сказка Жуковского «Тюльпанное дерево и ее немецкий источник. / В кн. Жуковский и русская культура. – Л., 1987.

17. Отличительные черты литературной сказки.

18. Пигарев К.В. Жуковский. / В кн. Жуковский В.А. Баллады. – М., 1990.

19. Русская литература для детей / Под ред. Т.Д. Полозовой . – М.,2000.

20. Сахаров В.И., Одоевский В.Ф. – писатель и педагог. // Начальная школа. – 1994. – № 12.

21. Семенко И.М. Жизнь и поэзия В.А.Жуковского. – М., 1975.

22. Сказка П.П. Ершова «Конек - Горбунок».

23. Слонимский А.Л. Мастерство Пушкина. – М., 1993.

24. Строев Н.Рождение литературнойсказки. / В кн.: «Французская литературнаясказка ХVII – ХVIII в.». – М., 1989.

25. Томашевский Б.В. Теория литературы: Поэтика. – М.

26. Утков И.Н «Дорогами Конька – горбунка». – М., 1983.

27. Утков И.Н. «Рожденный в недрах непогоды» – М., 1976.

28. Фрумкин А. Новое издание старинной сказки А. Погорельского. // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 7.

29. Фрумкин А. Новое издание старинной сказки А. Погорельского. Дошкольное воспитание, № 7, 1974.

30. Шаров А.И. Волшебники приходят к людям. – М., 1974.

Тема 5:Вклад отечественных просветителей в развитие детской литературы XIX века

Вопросы для обсуждения:

1.Взгляды К.Д. Ушинского на детскую литературу и детское чтение. Педагогические взгляды.

2.Книги для детей «Родное слово», «Детский мир»:

а) строение книг;

б) тематика;

в) воспитательное и образовательное значение

3.Тематическое и жанровое многообразие произведений К.Д. Ушинского. ( анализ произведений)

4.Л.Н, Толстой о роли детской литературы в воспитании ребенка.

5.Работа писателя над «Азбукой» и «Новой азбукой». Анализ учебных книг Л.Н, Толстого. ( структура книг, тематика и т.д.)

6.Психологизм в раскрытии детских характеров, гуманистическая направленность рассказов Л.Н. Толстого о детях и для детей. Анализ произведений «Филиппок», «Косточка», «Птичка», «Корова», «Прыжок», «Акула», «Старый дед и внучек», «Лев и собачка», басня «Голубка и муравей» и других произведений по собственному выбору студента.

Литература

1. Егоров С.Ф., К.Д. Ушинский. М., 1987.

2. Зайденшнур Э. «Азбуке» Толстого 100 лет.// Начальная школа, № 1. 1973.

3. Зайцев В.И. Лев Толстой и дети. // Дошкольное воспитание, 1970. – №11,12.

4. Николаева В. О языке детских рассказов Л.Н. Толстого. В книге: о литературе для детей. Вып. 6, Л, 1961.

5. Педагогическое наследие К.Д. Ушинского в современной практике воспитания и обучения. – Киев – Одесса, 1980.

6. Романовский А.К., Барсук И.Я. Жизнь во имя будущего. – Киев, 1974.

+ основная литература по курсу и самостоятельный поиск

Тема 6:Традиции и новаторство природоведческой литературы

для детей

Вопросы для обсуждения:

1.Общая характеристика традиций природоведческой литературы для детей.

2.Многообразие жанров в творчестве В.В. Бианки. Анализ произведений: Лесная газета, Чей нос лучше, Хвосты, Лесные домишки и множество других.

3.Значение творчества В.В. Бианки в развитии советской научно-художественной природоведческой книги.

4.Содружество человека и природы в произведениях К.Г. Паустовского.

5.Е.Г. Чарушин о животных и природе – детям.

6.М.М. Пришвин и «мир тончайшей и светлой поэзии». Характеристика особенностей творческой манеры мастера, анализ произведений. ( Утята и ребята, Матрешки в картошке, Золотой луг, Кладовая солнца, Лисичкин хлеб и др.)

Литература

  1. Вслух про себя. Книга 1. – М., 1975.
  2. А. Ивич. Природа. Дети. Очерки. – М., 1975.
  3. Г. Гроденский. Виталий Бианки. – М., 1966.
  4. И. Зверев, Ю. Дмитриев. Мыслить экологически. В мире книг, № 7. – 1997.
  5. Г.А. Ершов. Михаил Пришвин. Жизнь и творчество. – М., 1973.
  6. И.А. Зотов. Человек и природа в творчестве М. Пришвина. – М., 1982.

Тема 7:Развитие литературной сказки в советской детской литературе

Подготовка докладов по следующим темам:

¨ Революция и сказка. Ю. Олеша «Три толстяка». Традиции и новаторство.

¨ Взаимоотношения человека и природы в сказах П.П. Бажова. ( анализ сборников)

¨ А.Н. Толстой и его сказки. «Сорочьи сказки»

¨ Сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино или золотой ключик».

¨ Правда и иллюзии страны Оз. О творчестве А. Волкова и его произведении «Волшебник изумрудного города» (с продолжениями).

¨ «Тысяча и одна ночь» на московских улицах. Б. Лагин «Старик Хоттабыч».

¨ Е. Шварц. Сказки для театра. Особенности переосмысления литературных сюжетов.

¨ Сказки В.П. Катаева. Быт и фантастика. («Цветик – семицветик», «Кувшинчик и дудочка», «Пень»).

¨ В. Каверин и «философия детства» в его сказках («Легкие шаги», «Аптека «Голубые шары», «Снегурочка» и т.д.).

¨ Маленькие человечки и серьёзные проблемы в сказках Н. Носова (трилогия о Незнайке, «Бобик в гостях у Барбоса»).

¨ Отражение многообразия детской жизни в сборниках произведений Н.Носова для детей.

¨ «Неправильный» герой в произведениях Э. Успенского.

¨ Г. Остер – поэт и сказочник.

Литература

1. Маршак С.Я. Воспитание словом. Статьи, заметки, воспоминания. – М., 1964.

2. А.И. Ивич. Воспоминание поколений. – М., 1969.

3. Е. Пермяк. Долговекий мастер. О жизни и творчестве Павла Бажова. – М., 1974.

4. И.П. Лупанова. Полвека. Советская детская литература. 1917 – 1967. – М., 1969.

5. И.П. Мотяшов. Мастерская доброты. Очерки современной детской литературы. – М., 1994.

6. М. Петровский. Книги нашего детства. – М., 1986.

7. С.Я. Маршак. Воспитание словом. Статьи, заметки, воспоминания. – М., 1964.

Тема 8:Становление и развитие традиций советской

детской поэзии в ХХ веке. ( часть 1)

I. Теоретический исследования К.И.Чуковского в области детской литературы, психологии и детского литературного творчества. ( анализ книги «От двух до пяти»1-5 главы)

1.Характеристика «Заповедей для детских писателей».

2.Гуманистическая направленность сказок К.И.Чуковского и образы положительных героев в них. (Анализ сказок «Федорино горе», «Мойдодыр», «Айболит», «Бармалей», «Путаница», «Чудо-дерево», «Телефон», «Муха-цокотуха», «Краденое солнце» )

3.Поэтическое новаторство автора.( перечислить характерные признаки его творческой манеры)

II.Творчество С.Я. Маршака для детей.

4.Тема детства в поэзии С.Я. Маршака. Традиции фольклорных произведений в стихотворениях о детстве («Усатый полосатый», «Кто колечко найдет», «Мыльные пузыри», «Друзья-товарищи», «В поезде»).

5.Тема труда. Охарактеризовать сюжетно-композитционные особенности, воспитательные задачи, специфику жанровой принадлежности произведений «Пожар», «Почта», «Почта военная», «Рассказ о неизвестном герое», «Быль небылица»…

6.Юмор и сатира в творчестве С.Я. Маршака. Анализ произведений: Чего боится Петя, Где тут Петя где Сережа, Кот и лодыри, Про одного ученика…и др.

7.Воспитательная и развивающая функции стихотворных циклов С.Я. Маршака. «Детки в клетке», «Веселый счет», «Про все на свете», «Веселье путешествие от А до Я», «Круглый год», «Разноцветная книга», «Лесная книга».

Становление и развитие традиций советской

детской поэзии в ХХ веке. ( часть 2)

I. Сатира и юмор в детской поэзии А.Л. Барто

1.Стихотворные циклы, сборники: «За цветами в зимний лес» (анализ)

2.Приемы, используемые автором в юмористических произведениях, их значение. Анализ произведений: Девочка-рёвушка, Девочка чумазая, Болтунья, Буква Р, Мы с Тамарой, Сережа учит уроки,.//Любочка, Милочка-копилочка, Лялечка, Леночка с букетом, Два очка за старичка, Жадный Егор, Хищница, Ярлычок, Рыцари и др.

3.Специфика использования диалогов и монологов, разговорной детской речи. ( примеры)

4.Связь с фольклорной традицией. ( примеры)

5.Проследить эволюцию А. Барто – сатирика.

II. Особенности поэтического творчества С.В. Михалкова.

1.Лирические стихи поэта, их задачи, композиционные, жанровые особенности.

2.Веселые стихи. Развлекательный характер, познавательная функция. Специфика тем, приемов, языка произведений.

3.Басенное творчество автора. (анализ произведений)

4.Поэмы С.В. Михалкова. Черты времени, нашедшие в них отражение.

Литература

  1. Венгров. История русской советской литературы. – М., 1973.
  2. С.М. Роланов, С.Я. Маршак. Жизнь и творчество. – М., 1975.
  3. В.П. Ивич. Воспитание поколений. – М., 1975.
  4. И.В. Сарнов, С.Я. Маршак. – М., 1972.
  5. Бегак Б.А. Дети смеются. Очерки о юморе в детской литературе. – М., 1979.
  6. Жизнь и творчество К. Чуковского. – М., 1978.
  7. Ивич А.И. Сказки и «заповеди» К. Чуковского. В кн. Ивич А.И. Воспитание поколений. – М., 1969.
  8. Петровский М.С. Книга о К. Чуковском. – М., 1966.
  9. Петровский М.С. Книги нашего детства. – М., 1986.
  10. В. Разумневая. Книга на всю жизнь. – М., 1975.
  11. Б. Галанов, С. Михалков. Очерк творчества. – М., 1972.
  12. А. Барто. Записки детского поэта. – М., 1976.
  13. И.Р. Соловьев. Очерк творчества А. Барто. – М., 1972.

Тема 9:Зарубежная детская литература

Вопросы для обсуждения:

1.Памятники древней литературы в изданиях для детей.

2.Английская детская литература. (А. Берг, Дж. Барри, Д. Биссет, Д. Гринвуд, Ч. Диккенс, Л. Кэрролл, А.А. Милн, Дж. Свифт, У. Теккерей, Р.Д. Киплинг, П.Л. Трэверс, О. Уайльд).

3.Детская литература Скандинавии. (Г.Х. Андерсен, С. Лагерлеф, А. Линдгрен, Т. Янсон ).

4.Французская детская литература. (А. Франс, Г. Мало, Ж. Санд,

Ш. Перро, Ф. Рабле, А. де Сент – Экзюпери ).

5.Детская литература Германии. (В. Гауф, Э.Т.А. Гофман, братья Гримм, Э. Кестнер, Д. Крюсс, Э. Распэ, Меттерлинк).

6.Итальянская детская литература. (Коллоди, Дж. Родари).

7.Американская детская литература. (М. Твен, Р. Макклоски).

8.Детская литература западных славянских стран. (К. Чапек, Я. Корчак, Ю. Тувим).

Преподаватель __________________________ О.А. Букотина

Наши рекомендации