Сделайте комплексный анализ произведения.

Исходя из того, что художественный текст представляет собой единство содержания и формы, определённой информации и образной системы, Вам необходимо показать, в чём именно проявляется это единство в рассматриваемом произведении. Аргументировать свою точку зрения Вы можете, используя следующие вопросы:

1) определите тему и основную мысль текста, обоснуйте выбор жанра;

2) охарактеризуйте композицию произведения, её связь с сюжетом, с помощью которых обеспечивается художественная целостность текста; взаимосвязь его частей, развития сюжета;

3) выделите в тексте изобразительно-выразительные средства языка, наиболее важные, на ваш взгляд, для выражения его идеи и создания образа героя; передачи авторской позиции;

4) можете ли Вы назвать произведения искусства, с которыми так или иначе связан анализируемый текст (в литературе, живописи, музыке, кино)? Обоснуйте свои ассоциации?

И.С. Тургенев

Милостыня

Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шел старый, больной человек.

Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь... Он изнемогал.

Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками — и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую, седую пыль.

Он вспоминал...

Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат — и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам... И вот теперь у него нет куска хлеба — и все его покинули, друзья еще раньше врагов... Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? И горько ему было на сердце и стыдно.

А слезы всё капали да капали, пестря седую пыль.

Вдруг он услышал, что кто-то зовет его по имени; он поднял усталую голову — и увидал перед собою незнакомца.

Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой.

— Ты всё свое богатство роздал, — послышался ровный голос... — Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал?

— Не жалею, — ответил со вздохом старик, — только вот умираю я теперь.

— И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку, — продолжал незнакомец, — не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?

Старик ничего не ответил — и задумался.

— Так и ты теперь не гордись, бедняк, — заговорил опять незнакомец, — ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры.

Старик встрепенулся, вскинул глазами... но незнакомец уже исчез; а вдали на дороге показался прохожий.

Старик подошел к нему — и протянул руку. Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.

Но за ним шел другой — и тот подал старику малую милостыню.

И старик купил себе на данные гроши хлеба — и сладок показался ему выпрошенный кусок — и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость.

Вариант 6

Сделайте комплексный анализ произведения.

Исходя из того, что художественный текст представляет собой единство содержания и формы, определённой информации и образной системы, Вам необходимо показать, в чём именно проявляется это единство в рассматриваемом произведении. Аргументировать свою точку зрения Вы можете, используя следующие вопросы:

1) определите тему и основную мысль текста, обоснуйте выбор жанра;

2) охарактеризуйте композицию произведения, её связь с сюжетом, с помощью которых обеспечивается художественная целостность текста; взаимосвязь его частей, развития сюжета;

3) выделите в тексте изобразительно-выразительные средства языка, наиболее важные, на ваш взгляд, для выражения его идеи и создания образа героя; передачи авторской позиции;

4) можете ли Вы назвать произведения искусства, с которыми так или иначе связан анализируемый текст (в литературе, живописи, музыке, кино)? Обоснуйте свои ассоциации?

И.С. Тургенев

Лазурное царство

О лазурное царство! О царство лазури, света, молодости и счастья! Я видел тебя... во сне.

Нас было несколько человек на красивой, разубранной лодке. Лебединой грудью вздымался белый парус под резвыми вымпелами.

Я не знал, кто были мои товарищи; но я всем своим существом чувствовал, что они были так же молоды, веселы и счастливы, как и я!

Да я и не замечал их. Я видел кругом одно безбрежное лазурное море, всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо — и по нем, торжествуя и словно смеясь, катилось ласковое солнце.

И между нами по временам поднимался смех звонкий и радостный, как смех богов!

А не то вдруг с чьих-нибудь уст слетали слова, стихи, исполненные дивной красоты и вдохновенной силы... Казалось, самое небо звучало им в ответ — и кругом море сочувственно трепетало... А там опять наступала блаженная тишина.

Слегка ныряя по мягким волнам, плыла наша быстрая лодка. Не ветром двигалась она; ею правили наши собственные играющие сердца. Куда мы хотели, туда она и неслась, послушно, как живая.

Нам попадались острова, волшебные, полупрозрачные острова с отливами драгоценных камней, яхонтов и изумрудов. Упоительные благовония неслись с округлых берегов; одни из этих островов осыпали нас дождем белых роз и ландышей; с других внезапно поднимались радужные длиннокрылые птицы.

Птицы кружились над нами, ландыши и розы таяли в жемчужной пене, скользившей вдоль гладких боков нашей лодки.

Вместе с цветами, с птицами прилетали сладкие, сладкие звуки... Женские голоса чудились в них... И всё вокруг: небо, море, колыхание паруса в вышине, журчание струи за кормою — всё говорило о любви, о блаженной любви!

И та, которую каждый из нас любил, — она была тут... невидимо и близко. Еще мгновение — и вот засияют ее глаза, расцветет ее улыбка... Ее рука возьмет твою руку — и увлечет тебя за собою в неувядаемый рай!

О лазурное царство! я видел тебя... во сне.

Июнь, 1878

Приложение к самостоятельной работе № 27 «Подготовка к классной контрольной работе».

Примерный перечень вопросов и заданий классной контрольной работы.

1. Стихотворение А.А. Блока «Вхожу я в темные храмы…» (Восприятие, истолкование, оценка.)

2. Стихотворение А.А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» (Восприятие, истолкование, оценка.)

3. Стихотворение А.А. Блока «Россия». (Восприятие, истолкование, оценка.)

4. Стихотворение А.А. Блока «Мы встречались с тобой на закате…» (Восприятие, истолкование, оценка.)

5. Стихотворение А.А. Блока «Фабрика». (Восприятие, истолкование, оценка.)

6. Какими изображены красногвардейцы в поэме А.А. Блока «Двенадцать»?

7. Почему Иисус Христос и красногвардейцы не могут встретиться? (По поэме А.А. Блока «Двенадцать».)

8. Стихотворение В.В. Маяковского «Послушайте!». (Восприятие, истолкование, оценка.)

9. Стихотворение В.В. Маяковского «Вам!». (Восприятие, истолкование, оценка.)

10. Стихотворение В.В. Маяковского «Нате!». (Восприятие, истолкование, оценка.)

11. Стихотворение В.В. Маяковского «О дряни». (Восприятие, истолкование, оценка.)

12. Стихотворение С.А. Есенина «В этом мире я только прохожий...» (Восприятие, истолкование, оценка.)

13. Стихотворение С.А. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная...» (Восприятие, истолкование, оценка.)

14. Стихотворение С.А. Есенина «Закружилась листва золотая» (Восприятие, истолкование, оценка.)

15. Стихотворение С.А. Есенина «Отговорила роща золотая…» (Восприятие, истолкование, оценка.)

16. Стихотворение С.А. Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ!». (Восприятие, истолкование, оценка.)

17. Стихотворение М.И. Цветаевой «Маме». (Восприятие, истолкование, оценка.)

18. Стихотворение М.И. Цветаевой «Ещё молитва». (Восприятие, истолкование, оценка.)

19. Стихотворение М.И. Цветаевой «Народ». (Восприятие, истолкование, оценка.)

20. Стихотворение М.И. Цветаевой «В зале». (Восприятие, истолкование, оценка.)

21. Стихотворение А.А. Ахматовой «Творчество». (Восприятие, истолкование, оценка.)

22. Стихотворение А.А. Ахматовой «Я пришла к поэту в гости». (Восприятие, истолкование, оценка.)

23. Стихотворение А.А. Ахматовой «Слаб голос мой, но воля не слабеет…» (Восприятие, истолкование, оценка.)

24. Стихотворение А.А. Ахматовой «Не с теми я, кто бросил землю…» (Восприятие, истолкование, оценка.)

25. Стихотворение А.А. Ахматовой «Вечером». (Восприятие, истолкование, оценка.)

26. Стихотворение Б.Л. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!». (Восприятие, истолкование, оценка.)

27. Стихотворение Б.Л. Пастернака «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»). (Восприятие, истолкование, оценка.)

28. Стихотворение Б.Л. Пастернака «Единственные дни». (Восприятие, истолкование, оценка.)

29. Какие страницы жизни Максима Горького Вам запомнились и почему?

30. Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль». Своеобразие композиции произведения, приём контраста.

31. Каким изображает М. Горький Ларру? (Портрет, речь.)

32. Каковы люди, к которым привела Ларру мать? По каким нравственным законам они живут?

33. «Экспозицией» легенды является фраза: «Вот что может сделать бог с человеком за гордость!» Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре.

34. В чем трагедия бессмертия Ларры?

35. Чем отличается «сильный» Данко от «сильного» Ларры?

36. Изергиль называет «гордым» и Ларру, и Данко. В одном и том же значении употреблен эпитет или нет?

37. Чему была посвящена жизнь Изергиль? Почему?

38. Можно ли Изергиль назвать сильной личностью?

39. На что обречена Изергиль в конце жизни?

40. Пьеса Максима Горького «На дне» как социально-философская драма.

41. Что есть правда и что есть ложь? (По пьесе Максима Горького «На дне».)

42. Нужны ли жалость и сострадание в суровом мире действительности? (По пьесе Максима Горького «На дне».)

43. Чьей позиции в споре о правде и человеке придерживаетесь Вы? (По пьесе Максима Горького «На дне».)

44. Почему Актёр и Сатин не в состоянии выбраться со «дна жизни»? (По пьесе Максима Горького «На дне».)

45. Женские образы в пьесе Максима Горького «На дне». Ваше отношение к ним.

46. Обманывает ли Лука ночлежников? Обоснуйте свою позицию.

47. В чём заключается своеобразие темы любви в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»?

48. Юрий Андреевич Живаго - представитель интеллигенции в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

49. Какие страницы романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» для Вас стали самыми яркими и запоминающимися?

50. Согласны ли Вы с утверждением, что всякая власть должна стремиться к тому, чтобы люди были счастливы? (По роману Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».)

51. Какие страницы жизни А.А. Ахматовой Вам запомнились и почему?

52. Какие страницы жизни С.А. Есенина Вам запомнились и почему?

Приложение к самостоятельной работе № 36 «Подготовка к классной контрольной работе».

Примерный перечень вопросов и заданий классной контрольной работы.

1. Как в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» доказано утверждение: «трусость — самый страшный порок»?

2. Почему Мастер заслужил «покой», а не «свет»? (По роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».)

3. В чём суть спора Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата в романе "Мастер и Маргарита"?

4. За что М.А. Булгаков казнил М.А. Берлиоза? (По роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».)

5. «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?..» (По роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита».)

6. Кто из героев романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» становится жертвой свиты Воланда и почему?

7. Тема творчества в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита".

8. Проблема нравственного выбора в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

9. В чем трагедия Григория Мелехова? (По роману М.А. Шолохова "Тихий Дон".)

10. Роль пейзажа в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон".

11. Почему любовная драма Григория и Аксиньи разворачивается на фоне потрясений гражданской войны?

12. Какую роль играет в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» финальный эпизод возвращения Григория Мелехова?

13. Почему повествование в романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон» начинается и заканчивается описанием Мелеховского двора?

14. Судьбы Аксиньи и Натальи в романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон».

15. Тема гражданской войны и судеб казачества в романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон».

16. Каким изображён процесс коллективизации, раскулачивания, строительства советского общества в повести А.П. Платоновича «Котлован»?

17. Вощев в поисках смысла жизни (по повести А.П. Платонова «Котлован»).

18. Проблема трагической судьбы России в повести А.П. Платонова «Котлован».

19. Лагерная жизнь в повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

20. Сохранить в себе человека (по рассказу А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»).

21. Трагедия человека в тоталитарном государстве (на примере «Колымских рассказов» В. Т. Шаламова).

22. «Лагерная» тема в «Колымских рассказах» В.Т. Шаламова.

23. Чем интересен образ Броньки Пулкова из рассказа В.М. Шукшина "Миль пардон, мадам!"

24. Образы «чудиков» в ранней прозе В.М. Шукшина.

25. Тема преемственности поколений в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой».

26. Тема русской деревни в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой».

27. Стихотворение А.Т. Твардовского «Перед войной, как будто в знак беды…» (Восприятие, истолкование, оценка.)

28. Стихотворение А.Т. Твардовского «Зачем рассказывать о том…» (Восприятие, истолкование, оценка.)

29. Стихотворение А.Т. Твардовского «Мы на свете мало жили…» (Восприятие, истолкование, оценка.)

30. Стихотворение А.Т. Твардовского «Спасибо, моя родная…» (Восприятие, истолкование, оценка.)

31. Стихотворение Н.М. Рубцова «Звезда полей». (Восприятие, истолкование, оценка.)

32. Стихотворение Н.М. Рубцова «Тихая моя родина». (Восприятие, истолкование, оценка.)

33. Стихотворение Н.М. Рубцова «Чудный месяц плывет над рекою». (Восприятие, истолкование, оценка.)

34. Стихотворение Н.М. Рубцова «Зимняя песня». (Восприятие, истолкование, оценка.)

35. Стихотворение Н.М. Рубцова «Повесть о первой любви». (Восприятие, истолкование, оценка.)

36. Стихотворение Н.М. Рубцова «Берёзы». (Восприятие, истолкование, оценка.)

37. Стихотворение Н.М. Рубцова «В минуты музыки печальной…» (Восприятие, истолкование, оценка.)

38. Стихотворение И.А. Бродского «Пилигримы». (Восприятие, истолкование, оценка.)

39. Стихотворение И.А. Бродского «Стихи о принятии мира». (Восприятие, истолкование, оценка.)

40. Анализ эпизода романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: полет Маргариты над Москвой.

41. Анализ эпизода «Великий бал у сатаны» романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

42. Анализ эпизода «Последние похождения Коровьева и Бегемота» в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

43. Анализ эпизода из главы 2, части 1 романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" «Допрос во дворце Ирода Великого».

44. Анализ эпизода «Луговой покос» (т.1, гл. 9) романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».

45. Анализ финала романа М.А.Шолохова "Тихий Дон" (том 4, часть 8, глава 18) «Возвращение Григория Мелехова на хутор».

46. Анализ эпизода «Сцена гибели Аксиньи» романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».

47. Анализ рассказа В.Т. Шаламова «По снегу».

48. Анализ сцены разорения кладбища (по повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой»).

49. Анализ сцены прощания Дарьи с домом (по повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой»).

50. Анализ сцены сенокоса домом (по повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой»).

51. Написать сочинение-эссе «Моё любимое произведение современной русской литературы».

52. Написать рецензию на произведение современной русской литературы.

3. Критерии оценки самостоятельных работ студентов

Критерии оценки самостоятельных работ №№ 1, 4, 5, 10, 15, 19, 28, 32, 34 «Ответ на проблемный вопрос».

Критерии Баллы
1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе:    
а) студент понимает проблему, предложенную в вопросе, объясняет позицию автора и формулирует свою позицию, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы, демонстрирует обоснованность суждений; фактические ошибки и неточности отсутствуют;
б) студент понимает суть проблемы, предложенной в вопросе, и предлагает объяснение её смысла, но ограничивается только собственным видением проблематики произведения, не подкрепляя их необходимыми доводами и (или) допускает одну негрубую фактическую ошибку;
в) студент упрощенно понимает проблему, предложенную в вопросе, и объясняет её смысл поверхностно, не выходя на общую проблематику произведения и (или) допускает две фактических ошибок;
г) студент не обнаруживает понимания проблемы, предложенной в вопросе, и (или) не знает проблематики произведения, допускает более двух грубых фактических ошибок, связанных с пониманием содержания художественного текста.
2. Обоснованность привлечения текста:  
а) текст рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и логически обоснованно (цитаты с комментариями к ним, пересказ фрагментов текста с их оценкой, ссылки на текст произведения);
б) текст привлекается и комментируется, но не всегда обоснованно и вне прямой связи с выдвинутым тезисом;
в) текст не привлекается и не комментируется, суждения текстом не обосновываются.  
3. Уровень владения теоретико-литературными понятиями:    
а) студент показывает знание теоретико-литературных понятий на терминологическом уровне и уместно использует их при самостоятельном анализе литературного материала;
б) студент показывает знание теоретико-литературных понятий, но их употребление в работе носит общий характер, не показывает навыка уместного использования их при анализе литературного материала;
в) студент не владеет теоретико-литературными понятиями, не использует в работе ни одного термина и (или) допускает грубые ошибки в использовании литературоведческих терминов.
4. Последовательность и логичность изложения:  
а) части высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается, нет необоснованных повторов и нарушений логической последовательности;
б) части высказывания логически связаны между собой, но мысль повторяется, есть нарушения в последовательности изложения (в том числе – внутри смысловых частей высказывания), отступления от основной проблемы, предложенной в вопросе;
в) грубые нарушения последовательности, нет связи между частями и внутри частей, есть повторения; отсутствует общая логика высказывания.
5. Следование нормам речи:  
а) допустима 1 речевая ошибка и (или) 1 грамматическая ошибка;
б) допущено 2 речевых ошибки и (или) 2 грамматических ошибки;
в) допущено 3 речевых ошибки и (или) 3 грамматических ошибки;
г) допущено более 3 речевых ошибок и (или) более 3 грамматических ошибок.  

12 баллов – «5»

8 - 11 баллов – «4»

6 - 7 баллов – «3»

0 - 5 баллов – «2»

Критерии оценки самостоятельных работ №№ 2, 3, 6, 9, 15, 17, 18, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 31, 35 «Литературоведческий анализ лирического произведения (восприятие, истолкование, оценка)».

Критерии Баллы
1. Понимание и интерпретация произведения:
1.1. настроение, преобладающее в тексте; На каждый пункт 0-2 балла: 0 баллов— не понято; 1 балл— понято частично; 2 балла— понято и проанализировано с примерами и комментариями.
1.2. мотивы, тематика, образность (ключевые образы, образы- символы, образный ряд в целом), хронотоп;
1.3. композиционная структура;
1.4. жанровая специфика;
1.5. образ лирического героя;
1.6. контекст литературной традиции ,контекст культурно-исторической эпохи и/или контекст творчества писателя.
2. Анализ элементов художественной формы:
2.1. на уровне лексического строя текста; На каждый пункт 0-2 балла: 0 баллов:не используются; 1 балл:используются с примерами; без выявления функциональной роли 2 балла:используются с примерами и выявлением функциональной роли
2.2. на уровне поэтического синтаксиса (обращения, восклицания, риторические вопросы, инверсия);
2.3. на уровне изобразительных средств (эпитет, сравнение, метафора, метонимия, аллегория, символ);
2.4. на уровне стиховедческих категорий: размер, строфика, рифма;
2.5. на уровне приёмов звукописи. 0 баллов:не используется; 1 балл:используется с примерами и выявлением функциональной роли.
3. Композиция работы  
а) не выстроена; 0 баллов;
б) выстроена плохо, присутствуют серьёзные нарушения логики; 1 балл:
в) выстроена, но есть повторы, немотивированные отступления; 2 балла
г)выстроена, но наблюдаются отдельные логические нарушения (например, отсутствует вступление и/или заключение); 3 балла
д) выстроена, но наблюдаются отдельные логические нарушения внутри абзаца или на уровне предложения; 4 балла
е) сочинение представляет собой связный текст, разделённый на смысловые части (в том числе отчётливо выражены вступление и заключение). Текст в целом и внутри частей выстроен логично. 5 баллов
4. Привлечение текста произведения:
а) не привлекается, суждения текстом не обосновываются;
б) привлекается, но представляет собой необоснованный пересказ; в) привлекается, но не всегда комментируется;
г) привлекается, комментируется, но не соответствует задачам анализа;
д) привлеченные цитаты соответствуют задачам анализа, прокомментированы для аргументации своей позиции;  
е) текст привлечён умело и разнообразно, в соответствии с задачами анализа, прокомментирован с учётом образности стихотворения.
5. Речевое оформление:
5.1. стилевое единство работы По каждой позиции 2 балла; 0 баллов:не наблюдается; 1 балл:наблюдается; 2 балла:наблюдается на высоком уровне;
5.2. наблюдаются лексическое и синтаксическое богатство речи; точность формулировок и словоупотребления;    
5.3. речевая грамотность, наличие грамматических ошибок; 1 балл:5 речевых ошибок / 2-3 грамматические ошибки 2 балла:3-4 речевых ошибки; / 1 грамматическая ошибка 3 балла:2 речевых ошибки; 4 балла:не более одной речевой ошибки;
6. Интеллектуальный потенциал:
6.1.нестандартность идей; На каждый пункт 2 балла
6.2.глубина ассоциативных рядов;
6.3. широта эрудиции.  
Всего 45 баллов

47 - 48 баллов – «5»

34 – 46 баллов – «4»

23 – 33 балла – «3»

0 – 22 балла – «2»

Критерии оценки самостоятельных работ №№ 7, 12, 30 «Сочинение-эссе».

Критерии Баллы
1.Оригинальность подхода к теме и полнота ее раскрытия: 10 баллов
а) автор использует оригинальный подход к теме, полностью ее раскрывает; 8–10 баллов
б) оригинальный авторский подход к теме, но тема раскрыта не полностью или нет оригинального авторского подхода, но полностью раскрыта тема. 4–7 баллов  
в) автор не использует оригинальный подход к теме, практически не раскрывает ее. 0–3 балла  
2. Характер выражения и аргументации авторской позиции: 10 баллов
а) автор находит убедительные аргументы для обоснования своей позиции, сопоставляет и анализирует различные факты и точки зрения; 8–10 баллов  
б) слабо выражена авторская позиция и/или недостаточно аргументирована; 4–7 баллов  
в) авторская позиция практически не выражена и/или не аргументирована. 0–3  
3. Уровень эрудиции и умение ее проявить: 10 баллов
а) автор приводит интересные факты, цитаты, мнения, способствующие наиболее полному раскрытию темы; 8–10 баллов  
б) в работе приведены некоторые факты, мнения или цитаты; 4–7 баллов  
в) автор практически не приводит никаких фактов, цитат, суждений . 0–3  
4. Грамотность работы. Индивидуальный стиль автора: 20 баллов
а) автор демонстрирует оригинальную манеру письма, богатство словаря; ошибки отсутствуют; 17–20 баллов  
б) автор использует отдельные выразительные средства, в работе есть штампы, ошибки (орфографические – 0-1, пунктуационные – 0-2, речевые – 0-2, грамматические – 0-1 и др.); 10–16 баллов  
в) автор не использует выразительные средства, допускает ошибки (орфографические – 1-2, пунктуационные – 3-4, речевые – 3-4, грамматические – 3-4 и др.);   4–9 баллов  
г) работа имеет шаблонный характер, отличается бедностью словаря; низкий уровень грамотности.   0–3 балла  

Критерии оценки самостоятельных работ №№ 8, 20, 29, 33 «Сочинение-рассуждение».

"ОТЛИЧНО": может быть выставлена, если есть прямой и исчерпывающий ответ по теме, обнаружено отличное знание и глубокое понимание текста художественного произведения, а также умение пользоваться литературным материалом для раскрытия темы, давать оценку излагаемым фактам, логически последовательно и аргументировано излагать свои мысли, писать правильным и выразительным литературным языком.

"ХОРОШО": ставится за сочинение, дающее в целом правильный и достаточно полный ответ на тему, обнаруживая хорошее знание текста, умение пользоваться литературным материалом, делать необходимые выводы и обобщения, писать правильным литературным языком, но содержащее отдельные неточности в выражении мыслей.

"УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится за сочинение, в котором дан в основном правильный, но схематичный ответ на тему или допущены отдельные отклонения от темы, неточности в изложении фактического материала, нарушения последовательности изложения мыслей.

"НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится за сочинение, в котором не понята и не раскрыта тема, налицо плохое знание текста произведения, преобладают общие фразы, не подтвержденные литературным материалом; изложение носит трафаретный характер или сводится к простому пересказу произведения или учебника, имеются серьезные нарушения последовательности в выражении мыслей, отсутствуют выводы и обобщения.

Критерии оценки тестовых заданий по творчеству Л.Н. Толстого – самостоятельная работа № 11.

Оценка «5» - 51 – 56 баллов – 91 – 100 %.

Оценка «4» - 42 – 50 баллов – 75 – 89 %.

Оценка «3» - 34 – 41 балл – 60 – 74 %.

Оценка «2» - 0 -33 балла 0 - 59 %.

Критерии оценки тестовых заданий по творчеству А.П. Чехова – самостоятельная работа № 14.

Оценка «5» - 42 – 46 баллов – 91 – 100 %.

Оценка «4» - 35 – 41 баллов – 75 – 89 %.

Оценка «3» - 28 – 34 балла – 60 – 74 %.

Оценка «2» - 0 -27 баллов 0 - 59 %.

Наши рекомендации