Оформите библиографическое описание следующих ис- точников.
1. Книга Н. И. Формановской «Речевой этикет и культура об- щения», изданная в 1989 году в Москве в издательстве «Русский язык», объемом 235 страниц.
2. Статья И. С. Улуханова «О новых заимствованиях в русском языке», опубликованная в первом номере журнала «Русский язык в школе» в 1994 году на стр. 70–75.
3. Словарь перестройки, изданный в 1992 году в Санкт- Петербурге в издательстве «Златоуст», объемом 256 страниц, под общей редакцией В. И. Максимова.
4. Тезисы доклада Г. Г. Тимофеевой «Функционирование но- вых англо-американских заимствований в русском языке 80-х го- дов», опубликованные в сборнике тезисов межвузовской конфе- ренции «Проблемы функционального описания языковых единиц» в Свердловске в 1990 году на стр. 116–117.
Определите метод логической организации научного текста.
Многофункциональность риторики, обеспечившая ей су- ществование в новых условиях, позволяет говорить о лингвисти- ческих основаниях современной риторики и в метаязыковом ас- пекте: функционирование ее в качестве дескриптивного аппарата и нормативного регулятора дает возможность трактовать риторику как «вторичную» грамматику, функционирующую как своего рода метатекст. Описывая и предписывая процедуры конструирования коммуникативных форм и ситуаций, в которых речь употребляется с разными целями, риторика сама берет на себя задачу создания
функционального языка, выступая как один из важнейших инст- рументов культуры, который организует ее языковую и коммуни- кативную систему.
Определите, какой из подстилей научного стиля речи использован в данных отрывках. Какие специфические черты научного стиля изложения вы заметили?
А) Ф. Ницше подвергает критике мораль как форму культуры, отождествлѐнную с христианством. Он приходит к выводу о вра- ждебности морали и губительности еѐ для жизни и творчества. Мораль, по Ницше, это путь вырождения человека, уничтожение воли к жизни. «Решающий признак, устанавливающий, что свя- щенник (включая и затаившихся священников-философов) сделал- ся господином не только в пределах определѐнной религиозной общины, но и всюду вообще, есть мораль (dukadens), воля к концу, которая ценится как мораль сама по себе и заключается в безус- ловной ценности, приписываемой началу неэгоистическому и враждебному всякому эгоизму», – пишет Ницше. Спасение, на его взгляд, в возвращении к мифологическому тождеству человека с миром, в котором происходит обновление духа человека, проник- нутого дионисийством, ибо Ф. Ницше, разделяя шопенгауэровское понятие мира как ищущей и страждущей стихии, считает жизнь человека трагичной, процессом бесконечного становления – соз- дания и ликвидации ценностей культуры. Отсюда – необходимый
«переизбыток жизни», который не боящийся трагизма бытия Ф. Ницше обозначает дионисийским началом в культуре, обес- печивающим жизнь культуры.
Б) Простейшими и, можно сказать, основными фигурами в пространстве являются точки, прямые и плоскости. Наряду с эти- ми фигурами мы будем рассматривать так называемые геометри- ческие тела и их поверхности. Представление о геометрических телах дают окружающие нас предметы. Так, например, кристаллы имеют форму геометрических тел, поверхности которых составле- ны из многоугольников. Такие поверхности называются много- гранниками. Одним из простейших многогранников является куб. Капли жидкости в невесомости принимают форму геометрическо- го тела, называемого шаром. Такую же форму имеет футбольный мяч. Консервная банка имеет форму геометрического тела, назы- ваемого цилиндром.
Вариант II
1. Прочитайте текст и выберите отрывок для цитирова- ния. Оформите выбранный фрагмент: а) как цитату, являю- щуюся самостоятельным предложением; б) как прямую речь; в) как придаточное предложение. Приведите свои примеры оформления цитат.
Увы, мы не знаем родной язык – мы только им пользуемся. Го- ворим, как птицы поют, – естественно и свободно, как придется. Знать же язык, языком владеть – значит охватить сознанием не одну лишь пользу слов и грамматики, но проникнуть в изначальную суть, в красоту и в высокую правду речи, понять до конца, не ощу- щением только или чувством, но и разумом, волей. Понять, что именно язык – начало всех начал, что, приступая к делу, и совер- шая дело, и подводя итог, мы осмысляем все это словом, передавая открытое для себя – другим.
(Колесов В. В. Культура речи – культура поведения. Л.: Лениздат, 1988. – С. 4)