Библиографическое описание

К элементам библиографического описания публикации относятся:
• фамилия, инициалы автора;
• название книги, её подзаголовок /если оно есть/
• порядковый номер издания /если книга издается впервые, то не указывается/;
• порядковый номер тома, части, выпуска;
• место издания;
• название издательства;
• год издания;
• количество страниц;

Библиографическое описание книг:

Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.

Слуцкий В.И. Элементарная педагогика, или Как управлять поведением человека: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 240 с.

Библиографическое описание статьи:

• фамилия, инициалы автора;
• название статьи, подзаголовок;
• наименование журнала /газеты, сборника/;
• год выхода журнала /число выхода газеты/;
• страницы журнала, сборника занимаемые статьей.

Например:
Артемов А. Некомпьютерные игры // Семья и школа. – 1990. – №5. – С.50-53

Краевский В.В. Педагогическая теория в системе связи науки и практики // Профессиональная подготовка педагога: Сб. науч. трудов. – М., 1993. – С.18-24.

Упражнение 82.Проанализируйте текст, выделив лексические, морфологические и синтаксические приметы научного стиля. Составьте к этому тексту планы разных типов – номинативного и глагольного.

Генетика изучает два фундаментальных свойства живых систем – наследственность и изменчивость, то есть способность живых организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение, а также приобретать новые качества. Наследственность создает непрерывную преемственность признаков, свойств и особенностей развития в ряду поколений. Изменчивость обеспечивает материал для естественного отбора, создавая как новые варианты признаков, так и бесчисленное множество комбинаций прежде существовавших и новых признаков живых организмов.

Признаки и свойства организма, передающиеся по наследству, фиксируются в генах – участках молекулы ДНК (или хромосомы), определяющих возможность развития одного элементарного признака или синтез одной белковой молекулы. Совокупность всех признаков организма называется фенотипом. Совокупность всех генов одного организма называется генотипом. Фенотип представляет собой результат взаимодействия генотипа и окружающей среды. Эти открытия, термины и их определения связаны с именем одного из основоположников генетики В. Иогансена.

В основу генетики были положены закономерности наследственности, обнаруженные австрийским ученым Грегором Менделем при проведении им серии опытов по скрещиванию различных сортов гороха. Скрещивание двух организмов называется гибридизацией, потомство от скрещивания двух особей с различной наследственностью называется гибридным, а отдельная особь – гибридом. В ходе этих исследований Менделем были открыты количественные закономерности наследования признаков.

Заслуга Менделя в области генетики заключается прежде всего в четком изложении и описании законов генетики, которые в честь своего первооткрывателя были названы законами Менделя.

(Грушевицкая Т. Г., Садохин А. П. Концепции современного естествознания. – М., 2002. – С. 302)

Ответ:

Лексические приметы: ___________________________________________________

Морфологические приметы:

___________________________________________________

Синтаксические приметы:

___________________________________________________

ТЕМА № 11 ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Теоретический минимум

1. Сфера употребления публицистического стиля речи – общественно-экономические, политические, культурные отношения. Используется в устной речи (выступления на собраниях, в передачах радио и телевидения и т.д.) и в письменной речи (в газетах, журналах и т д.).

2. Цель: информационная, оценочная, воздействующая. Публицистический стиль служит для воздействия на людей и их информирования через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши), для освещения событий разных сфер жизни (экономической, политической, спортивной, бытовой и др.). Основные функции: сообщения (информативная), волюнтативная (волеизъявления, воздействия).

3. Стилевые черты: 1) Эмоциональность (страстность), оценочность, острота и яркость изложения

2) Призывность, лозунгово-декларативный характер текстов, обусловленные побудительным характером речи, активно воздействии на разум и чувства слушателя и читателя.

3) Оперативность, актуальность проблематики, своевременность, обусловленные стремлением сообщить нечто новое для читателя и слушателя.

4) Логичность, то есть умение последовательно, непротиворечиво и аргументированно оформлять выражаемое содержание.

5) Общенаучная терминология.

6) Доходчивость, четкость, простота, доступность.

7) Лаконичность изложения при информативной насыщенности

8) Четко выраженное авторское отношение к проблеме.


4. Языковые признаки публицистического стиля речи:

а) Фонетический уровень:

В устной публицистике используется все богатство и разнообразие интонации: от высокой, торжественной, митинговой до разговорно-бытовой, от приподнятой до сниженной. Основой произношения в устной публицистике является нейтральный и книжный стили. Как отклонение, имеющее стилистическую значимость, воспринимаются возвышенный (митинговый) и разговорный стили. Интонация является осознанным, преднамеренным средством воздействия на слушателя с целью вызвать у него определенную эмоциональную и волевую реакцию. б) Словообразовательный уровень:

а) отвлеченные существительные с суффиксами -ость, -ство, -ие;

б) слова с интернациональными словообразовательными элементами: приставки: -архи, -гипер, -дез, -контр, -пост, -транс; суффиксы: -а, -ция, -ра, -ист, -изм, -ант;

в) слова с эмоционально-экспрессивными аффиксами;

г) слова, образованные путём сложения: общественно-политический;

д) аббревиатуры;

в) Лексический уровень:

а) употребление готовых стандартных формул (или речевых клише): горячая поддержка, живой отклик, резкая критика, наведение элементарного порядка и др.;

б) фразеологизмы: мирное наступление, сила диктата, вопрос безопасности, пакет предложений;

в) «театральная» лексика (политическое шоу, на политической арене, закулисная борьба, роль лидера, драматические события, кошмарный сценарий и др.) и военная терминология (гвардия, штурм высоты, передний край, линия огня, прямая наводка, стратегия, мобилизация резервов);

г) эмоционально-оценочная лексика (слова с положительной оценкой: актив, милосердие, помыслы, дерзать, процветание; слова с отрицательной оценкой: насаждать, обывательский, саботаж, расизм)

д) книжные пластаы лексики, имеющие торжественную, гражданско-патетическую, риторическую окраску: дерзать, воздвигать, самопожертвование, воинство, отчизна;

е) широкий охват лексики литературного языка: от научных и технических терминов до слов обыденной разговорной речи. Иногда публицист выходит за рамки литературного языка, используя в своей речи жаргонные слова;

ж) в текстах на политическую тему встречаются слова: фракция, коалиция, кандидат, лидер, законопроект, демократы, оппозиция, доверие избирателей, депутатский запрос, парламентское расследование, в экономических текстах – слова: бюджет, инвестиции, инфляция, аукцион, арбитраж, аудит, сырье, лицензирование, банкротство и т.п., в сообщениях о происшествиях, стихийных бедствиях, авариях часто встречаются слова: ураган, тайфун, землетрясение, наводнение, захват заложников, теракт, стрельба в карауле, столкновение автомобиля с поездом и т.п.

г) Морфологический и грамматический уровень:

а) единственное число имени существительного в значении множественного: Русский человек всегда отличался выносливостью; Преподаватель всегда знает студента;

б) императивные формы глагола: Оставайтесь с нами на первом канале!

в) настоящее время глагола используется для сообщений о событиях, запланированных на будущее, чтобы подчеркнуть актуальность предстоящих событий: Завтра начинается визит в Санкт-Петербург федерального канцлера Германии. На следующей неделе открывается книжная ярмарка.

г) причастия на -омый: ведомый, невесомый, влекомый;

д) производные предлоги: в области, на пути, на базе, во имя, в свете, в интересах, с учетом.

е) повелительная форма глагола в публицистике используется как средство привлечения внимания собеседника: посмотрите, давайте подумаем, вспомните, обратите внимание.

д) Синтаксический уровень:

а) простота, ясность предложений;

в) необычный порядок слов (инверсионный), что позволяет поставить на первое место в предложении тему сообщения: Человек пострадал от пожара в пятиэтажке на улице Обручева. Воюет армия с природой (ср.: Армия воюет с природой). Исключение составляли предприятия добывающей промышленности (сравни: Предприятия составляли исключение);

в) риторический вопрос (для усиления эмоциальное воздействие, подкрепления выражаемой мысли): Чем же москвичи и гости столицы хуже берлинцев? Хотят ли русские войны?

г) побудительные и восклицательные предложения: Все на выборы!

д) все виды односоставных предложений;

е) однородные члены, вводные слова, сложные синтаксические конструкции.

е) заголовки статей, очерков, выполняющие рекламную функцию: Малые беды большого флота.
Зима – сезон горячий.

5. Жанры:

1) газетные – очерк, статья, фельетон, репортаж;

2) телевизионные – аналитическая программа, информационное сообщение, диалог в прямом эфире;

3) ораторские – выступление на митинге, тост, дебаты;

4) коммуникативные – пресс-конференция, встреча «без галстука», телемосты;

5) рекламные – очерк, объявление, плакат, лозунг.

Упражнение 83. Выявите особенности, присущие публицистическому стилю.

Ура! Каникулы!

В нынешний уик-энд наступают летние школьные каникулы. Для ребятни – золотая пора, а вот для их родителей – время настоящей головной боли. Куда пристроить свое чадо аж на целых три месяца? Сейчас туристический рынок предлагает массу вариантов разборчивым родителям – от частных пансионов в Англии до скаутских лагерей в ближнем Подмосковье. Так что отправить ребенка в детский летний лагерь мало того, что хлопотно, так может оказаться еще и весьма накладно. Чтобы не получить сразу два удара – по кошельку и, как следствие, по нервам, читайте наш сегодняшний материал.

В одном только Подмосковье имеется не один десяток детских летних лагерей. Есть лагеря, специализирующиеся на дополнительном образовании. К примеру, к западу от столицы на берегу Москвы-реки есть детский лагерь, где кроме занятий спортом, купаний и прочих развлечений дети могут научиться раду компьютерных дисциплин – программированию, web-дизайну и компьютерной графике.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок за лето и отдохнул, и английский подтянул, а заокеанские варианты вам не по карману, то и это не проблема. На берегу Черного моря, в Санжейке, есть лагерь под названием «Чеширский кот», где уроки английского проводят на открытом воздухе, чуть ли не на травке, а не за традиционными скучными партами.

Сохранили свои традиции и известные «Артек» и «Орленок», расположенные на Черноморском побережье. В состав «Орленка» входят аж шесть детских летних лагерей, где к услугам ребятни спортплощадки, тренажеры, кинозал, компьютеры, есть даже кабельное телевидение и видеопрокат и, конечно, самое главное – пляжи и море...

(«Советский спорт», 2003, 23 мая)

Ответ:________________

__________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Упражнение 84. Что означают данные слова иноязычного происхождения? Дайте их толкование. Подготовьтесь к лексическому диктанту.

альянс –_______________

апартеид –______________

афера –_________________

билль –________________

брифинг –______________

дебитор –______________

демпинг –______________

депортация –___________

дилемма –______________

иерархия –______________

инвестор –_____________ интервью –_____________

конгломерат –__________

конгрегация –___________

консенсус –_____________

менталитет –____________

мобилизовать –__________

пресс-релиз –___________

памфлет –______________

публицистика –__________

рейтинг –_______________

репортаж –_____________

санкция –_______________

субкультура –___________

тоталитарный –_________

фельетон –_____________

хроника –______________

эссе –__________________

Упражнение 85. Заголовок сейчас представляет собой органичный первый элемент текстовой публикации, неразрывно с ней связанный, более того – вытекающий из ее содержания. В.Г. Короленко в одном из своих писем подчеркивал: «Заглавие должно до известной степени предупреждать о содержании». Найдите и выпишите наиболее удачные, на ваш взгляд, заголовки статей. Поясните, почему вы выбрали их.

___________________________________________________

Заметка – краткое изложение или описание какого-либо явления, события, человека, проблемы. К заметке предъявляются следующие требования: оперативность, актуальность, точность, краткость, ясность изложения. Заметка бывает двух видов: информационная и оценочно-информационная.

Упражнение 86. Докажите, что перед вами заметка.

Вдыхать или не вдыхать?

Замеры, проведённые в десяти школах, показали следующее. В классе стандартной площадью (50 кв. м), где находится около 30 детей и учитель, при закрытых форточках и двери уже через 20 минут концентрация углекислого газа увеличивается в 4 раза по сравнению с содержанием его в атмосфере, т. е. вне помещения. К концу же 45-минутного урока концентрация достигает 0,3 %, т. е. увеличивается в 8 раз.

(По материалам периодических изданий)

Упражнение 87. Напишите статью в районную газету одну из предложенных тем: «История моего города (станицы)», «Преимущества загородной жизни», «Заводить ли домашнего питомца и кого выбрать?» или заметку любого вида о каком-либо событии, которое произошло в вашем классе, школе, городе.

_______________________________________________________

Упражнение 88. Прочитайте текст «Учитесь говорить и писать» Д.Лихачёва. Охарактеризуйте его стилевые черты, лексические, морфологические и синтаксические средства.

Учитесь говорить и писать

Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит… А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочём, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, неуверен в себе.

Если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

Если вам приходится часто публично выступать – на собраниях, заседаниях, совещаниях, просто в обществе своих знакомых то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это важно, чтобы вас поняли.

Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены остальные.

Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».

(Д.Лихачёв)

Стилевые черты: ______

___________________________

Языковые средства:____

_____________________________________________________________

Наши рекомендации