Дидактическая игра «Что из чего?».

Материал: предметы разного качества: мячи резиновый, теннисный, футбольный; стакан стеклянный, пластмассовый; кружка фарфоровая; кубики пластмассовые, деревянные; ложки пластмассовые, металлические, деревянные; салфетки бумажные, матерчатые.

Задание:

- Объедини предметы, сделанные из стекла, пластмассы, резины и т. п.

- Охарактеризуй деревянную ложку, называя свойства и качества материала, из которого она сделана (твердая или мягкая, хрупкая или прочная, температура поверхности теплая или холодная и др.).

Затем педагог просит по этому же алгоритму дать характеристику еще 2-3 предметов.

- Сравни металлическую ложку с деревянной матрешкой (металл холодный - дерево теплое), стеклянный стакан с металлической кружкой и др.

Критерии оценки:

4 балла — ребенок без ошибок классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны. Самостоятельно характеризует свойства и качества этих материалов: структуру поверхности, твердость — мягкость, хрупкость - прочность, блеск, звонкость, температуру поверхности.

3 балла — ребенок без ошибок классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны. С небольшой словесной помощью взрослого характеризует свойства и качества этих материалов: структуру поверхности, твердость — мягкость, хрупкость - прочность, блеск, звонкость, температуру поверхности.

2 балла - при определении материалов, из которых сделаны предметы, допускает 1-2 ошибки. Требует дополнительных пояснений при определении свойств и качеств этих материалов, допускает неточности.

1 балл- ребенок не может классифицировать предметы самостоятельно и допускает много ошибок.

4. Уровень знаний о профессиях:

Дидактическая игра «Угадай профессию». (Приложение 13)

Материал: предметные картинки с изображением людей разных профессий - повар (кулинар), строитель, штукатур-маляр, модельер, парикмахер, столяр, летчик, пожарный, полицейский, машинист, шофер, капитан, хлебороб и т. д.

Картинки с изображением атрибутов разных профессий и результатов труда людей различных профессий

Задание:

Ребенок внимательно рассматривает картинки и перечисляет известные профессии, соотносит атрибуты (орудия) и результаты труда.

Примерные вопросы:

1. Какая профессия у этого человека?

2. Какие инструменты (атрибуты) нужны людям этой профессии?

3. Что делают люди этой профессии?

4. Объедини строителей.

5. Людей каких профессий можно назвать земледельцами?

Критерии оценки:

4 балла — ребенок самостоятельно называет профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности, владеет приемом обобщения. Безошибочно соотносит атрибуты (орудия) и результаты труда.

3 балла — ребенок называет профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности, владеет приемом обобщения. Безошибочно соотносит атрибуты (орудия) и результаты труда с небольшой словесной помощью взрослого.

2 балла - ребенок перечисляет названия профессий по картинкам. Обобщая профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности, допускает ошибки.

1 балл - ребенок называет не все профессии, приемом обобщения не владеет.

5. Уровень знаний детей о некоторых родах войск:

Дидактическая игра «Кому что нужно?» (Приложение 14)

Материал: предметные картинки с изображением пограничника, моряка, летчика, подводника, танкиста, пехотинца; картинки с изображением техники, оружия для военных профессий.

Примерные вопросы:

1.Назови, кто изображен на картинках? (Военные.)

2.При помощи картинок вспомни и назови известные тебе рода войск.

3. Какая боевая техника нужна танкисту (летчику) и т. д.?

4. Для чего нужны военные?

Критерии оценки:

4 балла — ребенок различает рода войск, правильно отвечает на все вопросы.

3 балла— ребенок различает рода войск, правильно отвечает на все вопросы.

2 балла - правильно называет 2-3 военных профессии, может о них рассказать.

1 балл — ребенок называет 1—2 военных профессии; затрудняется подобрать и назвать боевую технику, рассказать о профессии.

Раздел «Формирование целостной картины мира. Ознакомление с природой»

1. Уровень знаний детей о растениях:

А) Дидактическая игра «Что лишнее?» (Приложение 15)

Материал: Карточки с изображением деревьев, кустарников, травянистых растений (например: подорожник, крапива, лопух, береза; ель, сосна, дуб, смородина; малина, сирень, вишня, крапива).

Задание:

Ребенок рассматривает карточки с изображением растений и отвечает на вопросы:

-Как называются эти растения?

- Какое из растений лишнее и почему? (Ребенок убирает картинку.)

-Как можно назвать все растения одним словом? (Травянистые растения.)

- Береза - это... (дерево) и т.д.

Критерии оценки:

4 балла - ребенок самостоятельно называет изображенные растения, правильно выбирает лишнюю карточку, объясняет свой выбор, используя обобщающее слово «травянистые растения», «кустарники», «деревья».

3 балла - ребенок называет изображенные растения, правильно выбирает лишнюю карточку, объясняет свой выбор, используя обобщающие слова с небольшой помощью взрослого.

2 балла — ребенок называет правильно растения, выделяет лишнее, но не знает обобщающего слова «травянистые растения», «кустарники». Поясняет, что береза - это дерево.

1 балл - ребенок называет правильно только одно растение, не выделяет лишнее растение, не знает обобщающих слов (дерево, травянистые растения, кустарники)

Б) Дидактическая игра «Чьи плоды?» (Приложение 16)

Материал: карточки с изображением деревьев (ель, дуб, клен, береза, сосна); картинки с плодами этих деревьев (еловая шишка, желудь, крылатка клена, березовая сережка, сосновая шишка); комнатные растения или их иллюстрации (хлорофитум, бальзамин, фиалка).

Задание:

1. Ребенок подбирает к каждому дереву нужную картинку с плодами.

Вопросы:

-Назови, какие деревья ты узнал.

-Найди на картинках плод каждого дерева.

2. Ребенок рассматривает комнатные растения. Называет их.

Задания:

На столе ты видишь одну фиалку, что нужно сделать, чтобы было много фиалок? Вспомни известные тебе способы размножения растений (черенками, усами и др.)

Критерии оценки:

4 балла- ребенок самостоятельно подбирает к деревьям плоды. Называет правильно комнатные растения и способы их размножения.

3 балла - ребенок самостоятельно подбирает к деревьям плоды. Называет правильно комнатные растения и способы их размножения с небольшой подсказкой взрослого.

2 балла - называет деревья, имеет представления о способах размножения, но допускает ошибки при подборе плодов и способах размножения комнатных растений.

1 балл - называет правильно 1-2 дерева, затрудняется в соотношении их с семенами. О способах размножения растений не имеет представления.

2. Уровень знаний детей о животных:

А) Дидактическая игра «Кто есть кто?» (классификация) (Приложение 17)

Материал: предметные картинки – домашние животные и дикие (лесные) животные, птицы (ласточка, скворец, синица, ворона, сорока, галка, снегирь, воробей), пресмыкающиеся (ящерица, черепаха), насекомые (пчела, комар, муха).

Задание:

Ребенку предлагается рассмотреть картинки и разложить по группам: домашние животные, дикие животные, зимующие и перелетные птицы, пресмыкающиеся, насекомые.

Критерии оценки:

4 балла — ребенок без помощи взрослого называет все картинки, правильно классифицирует и выделяет группы.

3 балла — ребенок называет все картинки, правильно классифицирует, выделяет группы с небольшой помощью взрослого.

2 балла — ребенок самостоятельно называет большинство картинок, но классифицирует и выделяет группы только с помощью взрослого.

1 балл — ребенок называет лишь отдельные картинки, затрудняется в классификации даже с помощью воспитателя.

Б) Дидактическая игра «Засели лес». (Приложение 18)

Материал: иллюстрация леса; карточки с изображением диких животных (белка, лиса, заяц, медведь, волк)

Задание:

Ребенок рассматривает картинки.

Вопросы:

-Как называют зверей, которые живут в лесу? (Дикие звери.)

-Посмотри, лес пустой, давай заселим его животными. Расскажи, что ты знаешь о каждом из них.

Ребенок поочередно «заселяет» в лес животных, отвечая на вопросы воспитателя об их жизни в лесу и повадках.

-Чем питается белка? (Грибами, орехами.)

- Что ей помогает ловко передвигаться по деревьям? Что ей помогает спасаться от врагов? Что защищает от холода? (Зимняя шуба, пушистый хвост.)

-Чем питается заяц? Как он спасается от врагов? (Путает следы, меняет окраску.)

- Что помогает ему выдержать холод?

-Почему волка и лису называют хищниками? Что им помогает охотиться за животными?

-Как ведут себя волки во время охоты? (Волки собираются в стаи, вместе охотятся по ночам, могут подолгу гнаться за добычей.)

-Как охотится лиса? (Лиса незаметно подкрадывается, подкарауливает, заметает следы.)

- Чем питается медведь? Что делают медведи в зимнюю пору? (Впадают в спячку.) Что помогает медведю не питаться всю зиму? (Запас жира.)

- Какие еще животные впадают в спячку? (Ежи.) Чем питается еж? Как спасается от врагов и что помогает ему в этом? (Сворачивается клубком, иголки.)

Критерии оценки:

4 балла - ребенок с интересом выполняет задание, правильно отвечает на все вопросы воспитателя о жизни диких животных.

3 балла - ребенок с интересом выполняет задание, правильно отвечает на все вопросы воспитателя о жизни диких животных с небольшой помощью взрослого.

2 балла - ребенок имеет представление о повадках диких животных, не на все

вопросы может ответить.

1 балл - ребенок имеет очень слабые представления о, повадках диких животных.

3. Уровень знаний детей о сезонных изменениях в природе:

Дидактическая игра «Что было бы если…?» (Приложение 19)

Материал: иллюстрации лета и зимы, на которых изображена вода в разных состояниях (лужа, речка, снег, ледяная горка и др.)

Задание:

Ребенок рассматривает картинки.

Вопросы:

-На какой из картинок изображена вода?

-На зимней картине есть вода?

-Почему ты так решил? Объясни.

-А можем мы летом увидеть лед?

- Почему?

Критерии оценки:

4 балла- ребенок имеет представление о сезонных изменениях в природе, о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот, обоснованно делает выводы, правильно отвечает на вопросы.

3 балла - ребенок имеет представление о сезонных изменениях в природе, о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот, рассказывает с небольшой помощью взрослого; обоснованно делает выводы, правильно отвечает на вопросы.

2 балла - ребенок имеет представление о сезонных изменениях в природе, переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот, но затрудняется сделать выводы.

1 балл - ребенок имеет представление о сезонных изменениях в природе, но не знает о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот.

4. Уровень общей осведомленности о роли человека в природе:

Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо». (Приложение 20)

Материал: диск со стрелкой в центре (по типу циферблата), в середине которого изображение природы, а по краям знаки, символизирующие положительное (кормушка для птиц, скворечник, посадка деревьев и т. д.) и отрицательное (сломанная ветка, сачок для бабочки и т. д.) поведение человека в природе или набор природоохранных знаков.

Задание:

Ребенок, перемещая стрелку (рассматривая знаки), рассказывает о помощи человека природе и о его вредном воздействии на природу

Критерии оценки:

4 балла — ребенок самостоятельно анализирует поведение человека в природе, делает выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.

3 балла — ребенок анализирует поведение человека в природе, делает выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе с небольшой помощью воспитателя.

2 балла - ребенок имеет представление о правильном поведении человека в природе, но не всегда может объяснить вред, который причиняет человек природе.

1 балл - ребенок не проявляет интереса и самостоятельности при выполнении задания, затрудняется делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.

Раздел "Формирование элементарных математических представлений"

1. Уровень знаний о количестве, счет в пределах 10:

А) Дидактическое упражнение "Скажи сколько" (Приложение 21)

Материал: предметные картинки или мелкий счетный материал: матрешки, солдатики, овощи, цветы и т.п. Количество каждой группы предметов разное (например, 6 матрешек, 7 цветов, 9 солдатиков, 10 бабочек).

Задание:

Ребенок считает количество предметов в любой группе.

Вопросы:

- Посчитай солдатиков. Сколько их всего?

- Посчитай бабочек. Сколько их? И т.д.

Б) Дидактическое упражнение "Скажи, который по счету предмет" (Приложение 22)

Материал: можно использовать материал первого задания, только расставить (разложить) картинки по одному (бабочка, солдатик, цветок и т.п.)

Задание:

Ребенок рассматривает предметные картинки (предметы) и определяет, каким по счету стоит солдатик, какая по счету бабочка? И т.п.

В) Дидактическое упражнение "Пусть станет поровну" (Приложение 23)

Материал: мелкий счетный материал.

Расставлены две группы предметов так, чтобы в одной их было меньше на один. Например: 6 солдатиков и 7 матрешек.

Задание:

Посчитай группы предметов.

- Сколько всего солдатиков?

- Сколько матрешек?

- Кого больше (меньше)?

- На сколько?

- Сделай так, чтобы их стало поровну.

- Как еще можно это сделать?

Критерии оценки:

4 балла –ребёнок самостоятельно считает, уменьшает и увеличивает число на единицу, сравнивает группы предметов, считает в прямом и обратном порядке, различает количественный и порядковый счёт. Устанавливает связи между числом, цифрой, количеством. Решает простые задачи на уменьшение и увеличение. Определяет состав числа. Определяет место числа среди других чисел ряда.

3 балла – ребёнок правильно определяет совокупность предметов на основе счёта, сравнивает числа, уменьшает и увеличивает число на единицу, считает в прямом и обратном порядке, различает количественный и порядковый счёт, соотносит количество предметов с цифрой. Решает задачи, но допускает ошибки, которые в состоянии сам исправить. С помощью воспитателя на основе практических манипуляций определяет состав числа. При определении места числа среди других чисел допускает ошибки, но исправляет их.

2 балла –ребёнок правильно определяет количество предметов на основе счёта, уменьшает и увеличивает число на единицу, но допускает ошибки, соотносит количество предметов с цифрой. Ошибается при определении места числа среди других чисел.

1 балл –ребёнок допускает много ошибок, даже с дополнительными объяснениями и показами воспитателя; не понимает заданий.

2. Уровень знаний детей о величине

А) Дидактическая игра "Построй матрешки" (Приложение 24)

Материал: плоскостные матрешки (7-10 штук)

Вопросы:

- Что ты видишь на столе?

- Посмотри, все ли матрешки одинаковы?

- Чем они отличаются?

Задание:

Построй матрешки в ряд в порядке убывания (возрастания), пользуясь словами "самый высокий", "поменьше", "еще ниже", "самый низкий".

Б) Дидактическое упражнение "Сравни ленточки" (Приложение 25)

Материал: ленточки разной длины и ширины, 7-10 шт.

Критерии оценки:

4 балла –ребенок самостоятельно делит круг и квадрат на две и четыре равные части и объясняет, что части меньше целого; правильно определяет название частей; при выполнении задания 2 самостоятельно применяет условную мерку, сравнивает полученные результаты и делает вывод.

3 балла –ребенок достаточно уверенно делит круг и квадрат на две и четыре равные части и объясняет, что части меньше целого; определяет название частей с небольшой помощью взрослого; при выполнении 2 задания правильно применяет условную мерку, сравнивает полученные результаты и делает вывод с небольшой подсказкой воспитателя.

2 балла –ребенок затрудняется при делении, но после подсказки воспитателя правильно выполняет задание, отмечая, что целое больше части, но не может дать название частям; при измерении длины ребенок пользуется условной меркой, после дополнительной инструкции воспитателя сравнивает результаты самостоятельно.

1 балл –ребенок не может разделить круг и квадрат на равные части, не понимает значение понятий «целое» и «часть»; не имеет представлений о понятии длины, не умеет пользоваться условной меркой даже после показа воспитателем.

3. Уровень знаний детей о форме

Дидактическая игра "Что где лежит?" (Приложение 26)

Материал: набор геометрических фигур - круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник. Предметные картинки - мячик, шарик воздушный, пирамидка, колпак клоуна, кубик, пуговица, чупа-чупс, дыня, дорожный знак (треугольной формы), квадратные часы, квадратная коробка, конверт, флажок, книга, овальный поднос.

Задания:

- Рассмотри все геометрические фигуры и картинки.

- Какие геометрические фигуры ты видишь? Назови их.

- Чем отличаются круг и овал от других фигур?

- Соотнеси картинку с геометрической фигурой.

- Разложи фигуры в ряд, под каждой из них положи картинку похожей формы.

Критерии оценки:

4 балла –ребенок имеет чёткие представления о геометрических фигурах (плоскостных и объемных). Делает обобщение «многоугольник», знает понятие «угол».

3 балла – ребенок имеет чёткие представления о геометрических фигурах (плоскостных и объемных). С помощью воспитателя делает обобщение «многоугольник», знает понятие «угол».

2 балла –ребенок путается в определении названий некоторых фигур, не может дать обобщение, но может объяснить различие между кругом и квадратом.

1 балл – ребенок не понимает заданий, не может назвать даже плоскостные фигуры.

4. Ориентировка в пространстве

Игра "Встань там, где я скажу"

Ребенок двигается в заданном направлении. Например: два шага в перед, один шаг влево, три шага назад, два шага вправо.

Вопросы:

- Что ты видишь справа (слева) от себя?

- Что ты видишь впереди (сзади) от себя?

- Возьми куклу (собачку) и посади перед собой, сзади от себя; справа от Кати; справа от себя и т.п.

Критерии оценки:

4 балла –ребенок справился с заданием, не допустил ни одной ошибки при перемещении точки.

3 балла – ребенок справился с заданием, но был неуверен, часто просил повторить или уточнить задание.

2 балла –ребенок справился с заданием, но допустил 1-2 ошибки при перемещении точки (например: влево или вправо).

1 балл –ребенок не справился с заданием, допустил более 3 ошибок.

5. Ориентировка во времени

А) Дидактическая игра «Наш день». (Приложение 27)

Материал:сюжетные картин­ки, где изображены разные ви­ды деятельности детей, сле­дующие друг за другом на про­тяжении дня: уборка постели, гимнастика, умывание, завтрак, занятие и т. д.

Ребенок рассматривает картинки, изобра­жающие разные виды деятельности детей, сле­дующие друг за другом на протяжении дня: уборка постели, гимнастика, умывание, зав­трак, занятие и т. д.

Задание:

Разложи картинки по порядку, начиная с утра.

Назови одним словом утро, день, вечер, ночь. (Сутки.)

Б) Дидактическое упражнение «Назови соседей»

Вопросы:

- Если вчера было воскресенье, какой день недели сегодня?

- А какой день недели следует за четвергом? И т. п.

Критерии оценки:

4 балла –ребенок справился с заданием, не допустил ни одной ошибки; знает не только текущий месяц, но и все остальные; умеет определять время с точностью до 1 часа.

3 балла – ребенок справился с заданием, но был неуверен, часто просил повторить или уточнить задание.

2 балла –ребенок знает последовательность дней недели, но затрудняется в выкладывании дней недели в соответствии с цифрой, но после наводящих вопросов справляется с заданием; знает только текущий месяц; неуверенно определяет время.

1 балл –ребенок не справился с заданием даже после наводящих вопросов.

6. Формирование логики

Наши рекомендации