Диагностическая игра «Часть и целое».

Материал:три вида игрушек разного количества (куклы, мишки, машины) или круги си­него, желтого и красного цветов

Ребенок рассматривает группы игрушек (кук­лы, мишки и машины), объединяет их в одну группу и называет.

Вопросы и задания:

- Сосчитай количество частей «Группы игру­шек».

- Сколько их? (Три.)

- Какие это части? (Первая часть - куклы, вторая часть - мишки, третья - машины.)

- Посчитай количество игрушек каждой части.

- Чего больше?

- Значит, какая часть больше?

- В какой части игрушек меньше?

- Что можно сказать об этой части игрушек? (Она самая маленькая.)

Примечание. Можно считать части и количест­во частей, сравнивая выделенные множества и на при­мере кругов разного цвета или других геометриче­ских форм.

Критерии оценки:

4 балла –ребенок «читает» простую схему, способ и последовательность выполнения действий. Свободно пользуется условными обозначениями. Проявляет инициативу и творчество в интеллектуальных играх. Знания и представления математического содержания активно отражает в речи.

3 балла -ребенок с небольшой помощью воспитателя «читает» простую схему, способ и последовательность выполнения действий. Свободно пользуется условными обозначениями. Проявляет инициативу и творчество в интеллектуальных играх. Знания и представления математического содержания отражает в речи.

2 балла –ребенок с помощью воспитателя выполняет заданные действия, поясняет их последовательность. Может «расшифровать» условные обозначения. Результаты деятельности носят, в основном, воспроизводящий (нетворческий) характер. С помощью воспитателя выражает в речи свои знания, представления математического содержания.

1 балл –ребенок неуверенно выполняет действия в заданной последовательности даже после помощи воспитателя или не справляется совсем. В деятельности пользуется образцами, инициативы и творчества не проявляет. Затрудняется в речевом выражении своих мыслей, действий.

Развитие продуктивной (конструктивной) деятельности

1. Умение анализировать постройку по схеме:

Материал: схема постройки.

Задания:

- Какая деталь лежит в основании постройки?

- Какая деталь поставлена на основание?

- Что находится на верху постройки?

2. Уровень развития способности различать и называть строительные детали:

Материал: строительные детали – куб, пластина, кирпичик, брусок, треугольная призма, цилиндр, конус.

Задание: воспитатель показывает детям строительные детали и просит назвать их, объясняя конструктивные свойства (устойчивость, форма, величина).

3. Уровень развития умения строить разные конструкции по рисунку:

Материал: строительные наборы, рисунки зданий.

Задание:

Коллективное конструирование «Построим город».

Постройка по образцам, каждый ребенок выбирает, что будет строить и где будет находиться его постройка.

Критерии оценки:

4 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданиями.

3 балла –ребенок самостоятельно справляется с заданиями с небольшой помощью воспитателя.

2 балла – ребенок справляется с заданиями только с помощью воспитателя или со второй попытки.

1 балл – ребенок не справляется с большинством заданий.

Образовательная область «Познавательное развитие» (диагностическая карта) №1

Воспитатели____________________________________________________________________________________________________Учебный год_____________________

Диагностика знаний, умений и навыков детей старшей группы №_____________________________________________________Дата_____________________



Ф.И.ребёнка Раздел«Формирование целостной картины мира»  
Расширение кругозора. Предметное и социальное окружение Ознакомление с природой Итог
Предметный мир Транспорт Труд Символика Растительный мир Животный мир Природные. явления Эколог.зависимости,связи и взаимодействия человека с природой:
 
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
Итог:                                 4- 3- 2- 1- 4- 3- 2- 1-  

Образовательная область «Познавательное развитие» (диагностическая карта) №2

Воспитатели_______________________________________________________________________________________________________Учебный год_____________________

Диагностика знаний, умений и навыков детей старшей группы №___________________________________________________________________Дата___________________

Ф.И.ребёнка «Формирование элементарных математических представлений» Развитие (конструктивной) деятельности  
Уровень знаний о количество, счет в пределах 20 Уровень знаний детей о величине Уровень знаний детей о форме Ориентировка в пространстве Ориентировка во времени Формирование логики Умение соотносить конструкцию предмета с его назначением: Уровень развития умения строить разные конструкции по рисунку и словесной инструкции воспитателя итог
 
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
Итог:                                 4- 3- 2- 1- 4- 3- 2- 1-
                                                   

Образовательная область «Речевое развитие»

1. Уровень сформированности словаря:

А) Дидактическая игра «Что может быть…?».

Задание:

- Ребенку предложить ответить на вопросы: «Что может быть, например, белым?» (снег, мел, сахар, ромашка, лист бумаги и т.д.); зеленым (трава, листья, платье, арбуз, яблоко); красивым (человек, платье, картина, букет); далеким (космос, планета, город, лес…).

Б) Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Задание:

- Я тебе буду говорить слова, а ты мне другие слова – слова – наоборот. Например: день-ночь.

Слабый -… (сильный), пасмурно - … (солнечно), хороший -… (плохой), утро - … (вечер), улыбаться - … (плакать), весело - … (грустно), сидеть - … (стоять).

Критерии оценки:

4 балла –ребенок самостоятельно отвечает на все вопросы воспитателя.

3 балла –ребенок отвечает на все вопросы воспитателя, но с небольшой помощью взрослого.

2 балла –ребенок отвечает на все вопросы, но дает односложные ответы и только с помощью воспитателя.

1 балл –ребенок не может дать ответа на большинство вопросов, не понимает задание.

2. Уровень сформированности звуковой культуры речи:

А) Дидактическая игра «Определи место звука в слове». (Приложение 28)

Материал: предметные картинки с изображением мальчика, арбуза, рябины, танка, абрикоса и др. (или любые другие, но чтобы один и тот же звук был в начале, в середине и в конце слова).

Задание:

- Ребенок рассматривает предметные картинки и раскладывает их так, чтобы в одной стопке оказались слова со звуком [а] в начале, в другой - со звуком [а] в середине слова.

- Почему остались лишние картинки? (Ребенок должен сказать, что осталась картинка с изображением рябины, т. к. звук [а] не стоит ни в начале слова, ни в середине, а в конце слова).

Б) Дидактическая игра «Подбери слово с заданным звуком».

Задание:

- Придумай слово на любой заданный звук, например: звук [м].

- Придумай слово, чтобы заданный звук был в середине (в конце) слова.

Критерии оценки:

4 балла - ребенок самостоятельно без ошибок определяет место звука в слове.

3 балла - ребенок без ошибок определяет место звука в слове, но иногда неуверенно.

2 балла - ребенок без ошибок определяет место звука в начале слова, допускает ошибки при определении звука в середине или в конце слова.

1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок.

3. Уровень сформированности грамматического строя речи:

А) Упражнение «Какой? Какая? Какое?» (Приложение 29)

Материал: предметные картинки - лимон, яблоко, елка и др.

Задание:

Ребенок рассматривает картинки, называет предметы и отвечает на вопросы:

Лимон - какой? (Желтый, сочный, кислый.)

Яблоко - какое? (Красное, круглое, вкусное.)

Елка - какая? (Высокая, зеленая, колючая.)

Б) Игра «Как сказать по-другому?»

Задание: Об одном и том же можно сказать разными, но похожими словами. Такие слова называют близкими по смыслу или словами-«приятелями». Придумай слова-«приятели» к следующим словам:

1. Метель (вьюга, буран, пурга).

2. Смешной (забавный, потешный, комичный).

3. Грустный (невеселый, печальный).

4. Торопиться (спешить).

Критерии оценки:

4 балла - ребенок без затруднений подбирает ко всем существительным более 3 прилагательных, заменяет слово другим со сходным значением.

3 балла - ребенок без затруднений подбирает ко всем существительным по 2-3 и более прилагательных, заменяет слово другим со сходным значением.

2 балла - ребенок затрудняется в подборе прилагательных, называет к каждому существительному не более одного прилагательного. В подборе синонимов требуется дополнительная инструкция (примеры), подбирает не более 1-2 синонимов.

1 балл - ребенок не может подобрать правильно прилагательные и синонимы к заданным словам.

В) Дидактическое упражнение «Придумай слово».

Задание:

- В какую посуду насыпают сахар? (сахарницу)

- Куда можно положить хлеб? (хлебницу)

- Куда можно положить масло? (масленку)

- Куда правильно насыпать соль? (в солонку)

- Если человек воспитывает, то он работает…? (воспитателем)

- А если учит…? (учителем)

- А если строит…? (строителем).

Критерии оценки:

4 балла - ребенок без затруднений подбирает подходящие по смыслу слова.

3 балла - ребенок с некоторыми затруднениями, но правильно, подбирает новые слова.

2 балла - ребенок затрудняется в подборе слов. В словообразовании требуется дополнительная инструкция (примеры) воспитателя.

1 балл - ребенок не может подобрать правильно слова к заданиям.

Г) Дидактическая игра «Продолжи словарный ряд» (однокоренные слова).

Задание:

- Я буду говорить слово, а ты придумай такие слова, но чтобы это слово было в этих словах. Например: речка – речной – речник – реченька.

Лес -… (лесной, лесник, лесовик и др.)

Медведь (медведица, медвежонок, медвежья).

Критерии оценки:

4 балла - ребенок без затруднений подбирает подходящие по смыслу слова.

3 балла - ребенок с некоторыми затруднениями, но правильно, подбирает новые слова.

2 балла - ребенок затрудняется в подборе слов. В словообразовании требуется дополнительная инструкция (примеры) воспитателя.

1 балл - ребенок не может подобрать правильно слова к заданиям.

4. Уровень сформированности связной речи:

А) Составление рассказа по сюжетной картине из серии «Семья». (Приложение 30)

Вопросы по содержанию картинки:

- Кто нарисован на картинке, чужие люди или родственники?

- Как можно назвать их вместе, одним словом?

- Назови членов семьи, изображенных на картинке.

- Что делает семья на этой картинке, трудится или отдыхает?

Задание: расскажи по картине, как будто о своей семье, назови имена членов семьи, профессию (взрослых) и занятия детей, какие обязанности и какую работу выполняют дома члены семьи.

Б) Пересказ сказки К.Д.Ушинского «Бишка» или любое литературное произведение, незнакомое детям.

Критерии оценки:

4 балла — ребенок составляет рассказ о семье по сюжетной картине, употребляя сложные предложения разных видов. Последовательно пересказывает литературное произведение без помощи взрослого, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристику персонажей. Пользуется прямой и косвенной речью.

3 балла — ребенок составляет рассказ о семье из личного опыта по образцу воспитателя, употребляя сложные предложения разных видов. Последовательно пересказывает литературное произведение с небольшой помощью взрослого, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристику персонажей.

2 балла - рассказывает по сюжетной картинке, редко употребляя сложные предложения. Пересказывает литературный текст с опорой на иллюстрации. Не пользуется прямой и косвенной речью.

1 балл - ребенок затрудняется рассказать по картинке, даже при помощи воспитателя. Делает существенные пропуски при пересказе, демонстрирует отдельные эпизоды

5. Художественная литература

1. Дидактическое упражнение «Что это такое: сказка, рассказ, стихотворение или загадка (жанры)».

Материал: литературные произведения по программе.

Задание:

Воспитатель предлагает детям прослушать небольшие литературные произведения и сказать, что это такое: сказка, рассказ, стихотворение или загадка. Например:

- Русская народная сказка «Лиса и кувшин».

Лиса с журавлем подружились.

Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

- Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!

Пошел журавль на званный пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:

- Покушай, голубчик куманек, - сама стряпала.

Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал - ничего не попадает!

А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела.

Кашу съела и говорит:

- Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.

Журавль ей отвечает:

- Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.

На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

- Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и эдак, и лизнет его, и понюхает-то, - никак достать не может: не лезет голова в кувшин.

А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.

- Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!

Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла - не солоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось! С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

- Рассказ Л.Толстого «Косточка»:

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:

— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Все сказали:

— Нет.

Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:

— Нет, я не ел.

Тогда отец сказал:

— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:

— Нет, я косточку бросил за окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

- Стихотворение И.Белоусова «Весенняя гостья»:

Милая певунья,

Ласточка родная.

К нам домой вернулась

Из чужого края.

Под окошком вьется

С песенкой живою:

«Я весну и солнце

Принесла с собою...»

- Загадка (на выбор педагога).

Критерии оценки:

4 балла –ребенок самостоятельно определяет жанры литературных произведений, может вспомнить название.

3 балла –ребенок самостоятельно определяет жанры литературных произведений, но вспоминает название только с помощью воспитателя.

2 балла –ребенок определяет жанры только с помощью и наводящими подсказками воспитателя.

1 балл – ребенок не справляется с заданием даже после помощи воспитателя.

2. Дидактическое задание «Прочитай наизусть стихотворение, считалку, загадку».

Задание:

Воспитатель просит ребенка прочитать 2-3 программных стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки.

Критерии оценки:

4 балла –ребенок самостоятельно и выразительно читает наизусть 2-3 стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки.

3 балла –ребенок выразительно читает наизусть 1 стихотворение, 1 считалку, 1 загадку с небольшой словесной помощью воспитателя – напоминание названия, или начало.

2 балла –ребенок может рассказать или 1 стихотворение, или 1 считалку, или 1 загадку.

1 балл – ребенок не справляется с заданием.

Наши рекомендации