Дидактическая игра «Что изменилось?», «Чего не стало?»

4. Составление рассказов
Логопед загадывает загадку:
На сучках висят шары.
Посинели от жары.

— Как вы думаете, что это? (Слива.)



Логопед составляет описательный рассказ о сливе.

_ зто — слива. Она овальной формы. Она фиолетового цвета. Слива вкусная, душистая, сочная. Растет в саду на дереве.

Аналогично дети составляют описательные рассказы об осталь­ных фруктах по картинно-графическому плану.

цвет форма величина вкус какой на ощупь В каком виде употребляют в пищу
Дети маршируют, образуют круг, «крошат», «рубят», «отжимают», «кладут», приседают, хлопают в ладоши.

Физкультминутка

Будем мы варить компот Фруктов нужно много. Вот: Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. (Н. Нищева)

6. Дидактическая игра «Какой сок приготовили?»
Образование прилагательных от существительных.

7. Дидактическая игра «Назови ласково»(по картинкам)
Образование уменьшительно-ласкательной формы существитель­
ных.

8. Дидактическая игра «Сосчитай»(по карточкам)
Согласование числительных с существительными.

9. Согласование притяжательных местоимений с существитель­
ными

На столе лежат картинки. Дети переворачивают их и называют.

— Это чье яблоко? (Это мое яблоко.) Ит.д.

Рассказ логопеда

— Осенью в садах собирают урожай фруктов. Люди аккуратно
снимают плоды с деревьев, чтобы не повредить их. Фрукты полез­
ны: в них много витаминов. Все любят фрукты, потому что они
сочные, сладкие, душистые, ароматные. Но едят их не только в
сыром виде, а также из них делают соки, джемы, варят компоты,
варенье.

Итог занятия

Занятие 7. «Фрукты»(продолжение)

Цели: уточнить знания детей о фруктах; упражнять в составле­нии описательных рассказов по схеме; согласовывать притяжатель­ные местоимения, прилагательные, числительные с существитель-

2. Е. В. Кузнецова 1 7

ными в родительном падеже единственного и множественного числа; активизировать словарь; развивать внимание, память.

Оборудование: демонстрационный материал — изображения и муляжи фруктов, карточки с изображением одинаковых фруктов; раздаточный материал — конверты с картинками фруктов.

Ход занятия

Организационный момент

— Сядет тот, кто назовет фрукты.

Отгадывание загадок

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко.)

— Как вы думаете, что это?

Выставляется картинка и детям предлагается составить описа­тельный рассказ. (Аналогично по всем фруктам.)

Я сладкий, рос на юге. Как солнышко в листве. Оранжевый и круглый, Я нравлюсь детворе. (Апельсин.)

Листья плотные, да лаковые. Плоды желтые, да лакомые. Ее скорее скушай. Созрела, значит ... (Груша.)

Физкультминутка

Собери в корзинку фрукты овальной формы, в другую — круг­лой формы.

4. Согласование притяжательных местоимений с существитель­
ными(по картинкам)

На столах у детей лежат картинки. Логопед спрашивает: «Чей фрукт?»

Согласование прилагательных с существительными

— Окаком фрукте можно сказать: вкусное ... , душистая ... ,
ароматный ... , сочные ....

6. Согласование прилагательных с существительными в роди­
тельном падеже единственного и множественного числа(по кар­
тинкам)

— Что это? (Красное яблоко.)

— А это что? (Красные яблоки.)

— Нет чего? (Красных яблок.)

7. Дидактическая игра «Сосчитай»(по карточкам)
Согласование числительных с существительными.

Дидактическая игра «Какой сок приготовим?»

Образование прилагательных от существительных.

— Как вы думаете, в каком виде можно употреблять в пищу
фрукты? (В сыром, вареном, сушеном.) Что можно из них пригото­
вить? (Сок, джем, варенье, повидло, компот.)

Итог занятия

— О чем мы сегодня говорили на занятии?

Материал для закрепления

I. Уточнить названия фруктов.

Учить составлять описательный рассказ по плану:

1. Что это?

2. Какой формы?

3. Какого цвета?

4. Какой на ощупь?

5. Какой на вкус?

6. Какие блюда можно приготовить?

Например: Это яблоко. Оно круглой формы. Красного цвета, гладкое, твердое, сладкое, сочное, румяное, аппетитное, душис­тое и т.д.

Уметь находить сходство и различие между фруктами.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа в име­
нительном и родительном падежах.

Например: яблоко — яблоки — яблок и т.д.

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­
ным суффиксом.

Например: лимон — лимончик и т.д.

3. Образование прилагательных от существительных.
Например:

— Сок из груши. Сок какой? (Грушевый.)

— Варенье из яблок. Варенье какое? (Яблочное.)

— Салат из фруктов. Салат какой? (Фруктовый.)

4. Согласование притяжательных местоимений с существитель­
ными.

Например: Это чей мандарин? — Это мой мандарин. И т.д.

5. Согласование прилагательных с существительными в роде и
числе.

Про что можно сказать?

— Вкусный? Сочный? Ароматный?

— Вкусная? Сочная? Ароматная?

— Вкусное? Сочное? Ароматное?

— Вкусные? Сочные? Ароматные?

6. Согласование числительных с существительными.

,. 19

Например: одна груша, две груши, три ... , четыре ... , пять груш и т.д.

7. Согласование существительных с глаголом единственного и множественного числа.

Например: Вишня висит. Вишни висят. Груша лежит. Груши лежат. Яблоко растет. Яблоки растут. Мандарин упал. Мандарины упали. Я съел апельсин. Мы съели апельсины.

Занятие 8. «Деревья»(экскурсия)

Цели: закрепить названия деревьев, их строение, внешние при­знаки; учить детей различать деревья по внешним признакам; об­разовывать прилагательные от существительных; существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; подбирать слова-ан­тонимы; закрепить употребление предлогов; развивать словарь по данной теме.

Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изо­бражением листьев разных деревьев.

Ход занятия

1. Чтение стихотворения

Его весной и летом Мы видели одетым. А осенью с бедняжки Упали все рубашки. (Дерево.)

Беседа о деревьях

— Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные дере-1
вья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют
вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные де­
ревья опадают, а хвойные — сохраняют свою хвою.

— Назовите лиственные деревья. (Береза, дуб, осина и т.д.)

— Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, лиственница, пихта.)

— Где растут деревья? (В лесу, парке, саду, на газонах и т.д.)

— Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.)
Логопед рассказывает о каждом дереве.

БЕРЕЗА — ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья] 01 утлой v' ормы.

СОСНА — ствол толстый, стройный, коричневый, вместо ве-| ток иголки.

РЯБИНА — ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево! высокое, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, рас­положенных попарно. У рябины есть красные ягоды.

ТОПОЛЬ — ствол высокий, серого цвета, лист овальной фор­мы, почки липкие.

ДУБ — могучее дерево, его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой, лист резной, овальной формы, кроме листьев у дуба есть желуди.

ИВА — ствол темно-зеленого цвета, листья зеленые, осенью желтеют, по форме листья ивы продолговатые.

КЛЕН — ствол у клена темно-серый, лист имеет форму звез­дочки.

ОСИНА — ствол у осины серый, листья по форме круглые.

Ствол у ели, сосны, лиственницы — коричневого цвета. У елки ствол зеленого цвета. Все хвойные деревья имеют маленькие оваль­ные шишечки. У ели и сосны шишки крупные, а у лиственни­цы — маленькие.

Дети становятся в круг и идут, поднимают, кружатся,

3. Физкультминутка
Мы вокруг березы
Весело пойдем,

Руки вверх поднимем,

Покружимся слегка.

И подбросим листья

Вверх под облака. делают движения подбрасывания.

Подбор слов-действий

Деревья — качаются, стоят, шумят, растут. Листья — осыпаются, покрывают землю, желтеют, гниют, со­хнут, увядают, шелестят.

Подбор слов-значений

Логопед показывает картинки с изображением листьев разных деревьев и предлагает детям найти такой же.

— Лист клена. Лист какой? — Кленовый.

— Лист березы ...

— Лист липы ...

— Лист тополя ...

Как называется явление в природе, когда падают листья? (Ли­стопад.)

Наши рекомендации