В каких произведениях русской литературы XX века можно, как и в «Слове о полку Игореве», найти черты жанра «воинской повести»? (Свой ответ аргументируйте)
Жанру героического эпоса свойственны следующие признаки:
• воинская героика (прославление воинской доблести),
• воинская терминология, характерная лексика, используемая при описании битв,
• а также определенные стилистические формулы: сборы войска, выступление в поход, бой, поражение, пленение, победа, возвращение домой и т.д.
В тексте произведения нашли отражение военно-феодальные понятия и представления, свойственные данному жанру: Русь, господин, братья, дружина, честь, слава и т.д.
Также в Слове используется воинская терминология, описывающая вооружение дружины Игоря, воинские подразделения, этапы боя: меч, стелы, шелом, копье, стяг, дружина, полк.
Автора Слова в боевой русской истории привлекает ее рыцарственная поэзия, хотя он пишет историческую поэму о неудачном походе князя Игоря, о поражениях русских полков и называет ее «скорбной повестью», тем не менее, неосторожные и заносчивые князья Игорь и Всеволод под его пером становятся людьми, которые любят свою родину; они смелые, неустрашимые военачальники, связанные со своими дружинниками кепкой боевой дружбой. Игорь-благородный человек, воинская честь и чувство долга не позволяют ему бросить в беде милого брата Всеволода. Рисуя образ Всеволода на поле брани, поэт использует прием гиперболы: «… куда ты, тур, поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая, Там лежат головы половецкие». Забывает он и о почестях, и о богатстве, и о жене-красавице, не дорожит и своей жизнью. Поражение смелых христианских рыцарей в бою с неверными дало автору возможность рассказать о политическом и нравственном уроке и цене неудачного похода князей.
Объединяющим моментом для древнего жанра воинской повести и литературы середины 20ого века является патриотическая темав самом важном и высоком значении этого слова. Тяжелые военные будни, где сама война приравнена к тяжелому труду, дружба, доказанная кровью, бессметные подвиги русских солдат (дружинников) и командиров (военачальников), их мужество и стойкость, скорбь и память о пережитом, призыв к миру - таков круг тем, которые нашли отражение в воинских повестях, в Слове и в целом ряде произведений о ВОВ: Шолохов «судьба человека» Твардовский «ТЕРКИН» , В. Некрасов «В окопах Сталинграда», Бондарев «Батальоны просят огня».
Можно ли назвать сон великого киевского князя «вещим»?
Вещий Сон Святослава — не отражение действительного события, реальности, а поэтический прием, использованный автором по традициисредневековой литературы. Герои средневековых эпических и лиро-эпических произведений «видят» вещие сны накануне важных событий. В особых случаях, когда речь шла о судьбе государства, предстоящие события мистическим путем, через сновидения «предсказывались» его главе.
Сон Святослава «мутенъ», т. е. темный, непонятный. Таким и полагалось быть «вещему» сну, состоящему из загадочных, символических картин. Итак, Святославу снится в Киеве на горах «государственный» сон. Мистическим путем ему дается знать о походе Игоря, его поражении и нашествии на Русь врагов. Тем самым подчеркивается роль вел. киевского князя как главы рус. князей и всей Русской земли. Худ. функция Сна Святослава — обосновать право последнего на «злато слово», в котором он выступает объединителем русских князей в борьбе с врагами.
Какие нравственные вопросы решает автор «Слова о полку Игореве» в своём произведении?
Идеяединения, патриотизма и гуманизма. Автор не просто излагает события, а показывает, почему в двухвековой борьбе побеждала Русская земля, а теперь - половцы. Он передает свою тревогу и призывает к защите Отечества и прекращению усобиц. Своим произведением автор порывается показать людям, что мы будем сильны лишь тогда, когда объединимся, если мы будем порознь, вскоре не будет такой великой державы Русь. Но сила людей в свободе нравственного выбора между добром и злом, в способности пересилить, перебороть в самих себе эгоистические наклонности и встать на сторону правого дела, на благо Родины.
Эта способность ценится автором «Слова…» превыше всего и наделяется самой высокой наградой – любовью отечества, любовью народа. Певец прямо и смело указывает на действительные причины поражения и предлагает устранить их политическим объединением князей и нравственным совершенствованием, развитием чувства гражданственности и чести.
В каких произведениях русской классики в качестве важнейшего средства поэтики использовались сны?
Сон - это одно из ведущих средств поэтики в литературе. Через сон, с одной стороны, можно раскрыть внутренний мир героя, а с другой стороны, с помощью аллегорий (АЛЛЕГОРИЯ — (иносказание) — выражение отвлеченного, абстрактного содержания мысли (понятия, суждения) посредством конкретного (образа), напр., изображение смерти в виде скелета с косой, правосудия в образе женщины с завязанными глазами и с весами в одной руке и мечом в другой. сна зашифровать истинный смысл происходящего). Практически в каждом крупнейшем произведении русской литературы используется прием сна, например: сон Маргариты в романе Булгакова, сон Пети Ростова в романе Толстого "Война и мир", сон Раскольникова в романе "Преступление и наказание". Повесть "Гробовщик" у Пушкина полностью строится на приеме сна.
Пётр Гринёв (Пушкин. «Капитанская дочка») называет увиденный им сон «пророческим». Множество мелких деталей связывает сон с реальным будущим: это, например, «чёрная борода» вожатого, о которой впервые будет упомянуто сразу после описания сна, и слова бродяги, обращённые к хозяину постоялого двора («а теперь заткни топор за спину: лесничий ходит»), и требование «поцеловать ручку» государя-мужика в качестве присяги. И так же, как во сне, – множество мёртвых тел близких герою людей. Сон Гринёва – аллегориябудущих событий, их пророческая схема.
Как автор «Слова» относится к своему герою, и в каких произведениях русской литературы можно найти примеры неоднозначного авторского взгляда на героев или события?
Автор «Слова о полку Игореве» неоднозначно относится к своему герою. Для автора Игорь храбрый, но недальновидный полководец, который ведет свои войска в поход, обреченный на неудачу. Игорь любит родину, Русь, но основным побуждением его является стремление к личной славе: «Страсть князю ум охватила, и желание отведать Дон Великий заслонило ему предзнаменование».
Пример противоречивого отношения автора к герою можно увидеть в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». С одной стороны, Л.Н. Толстой осуждает бесчестные и подлые поступки Долохова по отношению к Пьеру и Николаю Ростову, с другой – показывает его человеком, способным любить, заботливым сыном и братом. Не случайно и в портрете Долохова соединены контрастныечерты: «прекрасные» и «наглые» глаза.
Неоднозначно также отношение И.С. Тургенева к главному герою романа «Отцы и дети» Евгению Базарову. Автор симпатизирует Базарову за его честность, за самостоятельность суждений и независимость, но не принимает нигилистическихвзглядов, которые отстаивает герой, его отношения к природе и искусству, миру и людям в целом.
Как в «Слове» соотносятся лирические и героические мотивы?
Почему автор «Слова…» называет своё произведение и «словом», и «повестью», и «песнью»?
Можно выделить такие жанровые особенности:
• слово: горячее авторское обращение к современникам, которых надо было вдохновить на борьбу с иноземными захватчиками;
• героическая поэма: произведение является историческим документом, героическим воинским повествованием о реальных событиях и людях;
• былинная песнь: поэтические образы и картины, лирические отступление, использование художественных приемов, эмоциональная насыщенность.
Какое значение имеет «Золотое слово» в поэме?
В нём выражена основная идея произведения. Автор «Слова о полку Игореве» — горячий патриот своей отчизны. Он искренне переживает за судьбу родного края. Являясь человеком широко образованным, неплохим политиком и историком, он прекрасно понимает, каковы причины русских бед. Ставя целью своего произведения помочь Руси в преодолении княжеских распрей, в объединении их, он создает «золотое слово» Святослава — речь, с особой силой раскрывающую основное идейное содержание всей поэмы. В этом основное значение речи великого киевского князя и всего произведения в целом.
Сон Святослава — это сон вещий, он предсказывает гибель Игорева войска и пленение самого Игоря. Символическая система сновидения опирается на древние верования славян: жемчужины во сне предвещают скорые слёзы, сорванный верх («князёк») с княжеского терема — надвигающуюся смерть, поскольку дом утратил целостность, оказался открыт враждебным силам. Пустые колчаны впрямую указывают на причину поражения Игоря: у окружённых воинов закончились стрелы, и они оказались бессильны против половцев. Наделены символическими смыслами и цвета (чёрный саван), и акустический фон (вороний «грай»): они призваны передать горе и скорбь, которые ожидают Святослава после пробуждения.
Художественная функция Сна Святослава — обосновать право последнего на «злато слово», в котором он выступает объединителем русских князей в борьбе с врагами.