Подводя итоги, отметьте, что образы рек в «Слове о полку Игореве» наделены разнообразными функциями: сюжетными, символическими

и др.

9. В каких произведениях русской классики рассказывается о горе ма­ тери, потерявшей сына-воина, и в чём эти ситуации можно сопоставить со «Словом о полку Игореве»?

В начале своего размышления укажите, что горе родителей, потеряв­ ших сына-воина, становится одним из главных мотивов русской литерату­ ры начиная с XII века. Так, в письме Олегу Святославичу, примыкающему

к «Поучению» Владимира Мономаха, ярко выражено чувство скорби отца, потерявшего любимое чадо. В «Повести о разорении Рязани Батыем» ря­ занский князь Юрий Ингваревич оплакивает своего бесстрашного сына Фёдора, бросившего дерзкий вызов нечестивому иноверцу и погибшего страшной, мучительной смертью.

10. 3*к.N133

132 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

В качестве литературного контекста используйте произведения авто­ ров XIX и XX веков. Вспомните стихотворение Н.А. Некрасова «Орина, мать солдатская», роман Л. Н. Толстого «Война и мир» (гибель юного Пети Ростова, трагедия его матери), «Белую гвардию» М. А. Булгакова (героиче­ ская смерть полковника Най-Турса и стойкость его матери), «Тихий Дон» М. А. Шолохова (горе Ильиничны, потерявшей старшего сына Петра в братоубийственной гражданской войне) и другие произведения. Обо­ снуйте приведённые примеры. Например, укажите на трагическую судьбу сына Людмилы Штрум Анатолия - героя эпопеи В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба», который гибнет во время Великой Отечественной войны. Ав­ тор скорбно замечает: «Все люди виноваты перед матерью, потерявшей на войне сына, и тщетно пробуют оправдаться перед ней на протяжении истории человечества».

Обобщая сказанное и сопоставляя приведённые примеры со «Сло­ вом...», отметьте черты русского национального характера, сближающие матерей разных эпох. Именно они позволяют героиням отечественной словесности с достоинством пережить выпавшие на их долю страшные испытания, не озлобиться на жизнь, не сломиться под ударами судьбы.

15.Какую деталь«вещного мира»лирической героини А. А. Блок делает

психологическим «знаком беды» и почему («О доблестях, о подвигах, о сла­ ве...»)?

Прежде всего внимательно прочитайте стихотворение А. А. Блбка и выявите деталь, символизирующую уход, расставание. Выполняя зада­ ние, помните, что деталь является художественно значимой подробно­ стью. С одной стороны, она является частью человеческой реальности, с другой — художественным элементом, с присущей ему иносказательно­ стью. Специфика вещного мира является одной из важнейших составля­ ющих поэтики писателя.

«Синий плащ», в котором лирическая героиня уходит в «сырую ночь», становится «знаком беды», так как лиловый и синий цвета в символике Блока обозначают крушение мечты о счастье. «Синий плащ» не просто элемент костюма, верхней одежды, это символическая форма защиты «милой» и «нежной» избранницы героя от враждебности промозглого тёмного мира. «Синий плащ» - единственный «цветовой» образ моно­ хромных сновидений героя, он позволяет показать, насколько важна была для него та, ради которой можно было забыть «о доблестях, о подвигах, о славе...».

Подводя итоги, укажите, что данное произведение не единствен­ ный текст, в котором А. А. Блок использовал образ синих одеяний.

10'


Справочные материалы к ответам части 2. Вариант 2

В стихотворении «За холмом отзвенели упругие латы...» героиня одета аналогичным образом («Надо мною ты в синем своём покрывале,/С ис­ целяющим жалом — змея»),

16.В каких произведениях русской лирики изображается переломныймо­ мент в жизни лирического героя — подведение итогов молодости, прощание с любовью, надеждами, юношескими мечтами?

Отметьте, что первая строчка стихотворения А. А. Блока отсылает чи­ тателя к началу пушкинского текста: «Любви, надежды, тихой славы...» («К. Чаадаеву»), содержанием которого является изображение переломных моментов в жизни лирического героя (отказ от «забав юности», поиски иных, высших истин, обретение новых общественных идеалов).

Укажите, что среди произведений заявленной тематики выделяет­ ся также пушкинское «Вновь я посетил...», исполненное философских размышлений о человеке и природе, времени, памяти, судьбе. В элегии утверждается обновление как закон природы, происходит примирение лирического героя с неизбежным старением, поскольку он приветству­ ет «племя младое, незнакомое». Покажите, что прощанию с надеждами юности посвящено значительное число стихотворений М.Ю.Лермон­ това («Дума», «Как часто пёстрою толпою окружён...» и др.). Так, в эле­ гии «И скучно и грустно...» герой опровергает юношеские стремления к счастью, любви, страсти. Ощущение отшумевших радужных мечтаний молодости выражено в произведении «Выхожу один я на дорогу...»: «Уж не жду от жизни ничего я,/И не жаль мне прошлого ничуть». Однако утра­ та земных надежд сочетается с ожиданием духовных свершений: «Начать готов я жизнь другую,/Молчу и жду; пора пришла» («Гляжу на будущность с боязнью...»).

Делая выводы, подчеркните разнообразный характер ностальгических итоговых стихотворений у названных поэтов и вместе с тем общность гу­ манистической значимости их творчества.

17.1.Докажите, что баллада В.а. ЖуковскогооСветлана» исполнена

«русского духа».

Формируя развёрнутое высказывание на эту тему, вспомните, что рождение русской баллады было связано с выявлением национальной темы и уяснением специфических особенностей русского характера. Подчеркните оригинальный характер сюжета, который обусловлен на­ циональной русской культурой (действие «Светланы» происходит во вре­ мя Святок — в тот период русской жизни, когда, по давно сложившимся

134 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

обычаям, гадания девушек на свою судьбу сделались традицией). Назови­ те фольклорные приёмы, используемые автором.

Поразмышляйте над национальным характером героини и её сужено­ го, раскройте нравственные истоки их жизненного выбора, смысл финала баллады. Процитируйте зачин произведения и прокомментируйте сцену гадания. Подчеркните, что очарование молчаливой Светланы, верной на­ родным религиозным идеалам и традициям, заключается в умении поко­ риться судьбе, терпеть и не роптать, кротко сносить испытания, верить в благость Творца и его предначертаний:

Лучший друг нам в жизни сей Вера в провиденье.

Благ зиждителя закон:

Здесь несчастье -лживый сон; Счастье - пробужденъе.

Наши рекомендации