Раздел 7. Функциональный аспект культуры речи
Тема 7.1. ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Семинарское занятие № 13. 2 часа. Учение о стилях языка и речи.Функционально-деловая дифференциация русского литературно языка. Характеристика функциональных разновидностей русского литературного языка. Официально-деловая письменная речь. Типы документов. Требования к оформлению реквизитов документов. Особенности языка деловых документов. Приёмы унификации служебных документов. Интернациональные свойства деловой письменной речи.
Самостоятельная работа 2 часа. Проработать и законспектировать учебный материал по теме семинарского занятия по основной рекомендованной литературе и познакомиться с дополнительной литературой, составить словарь новых понятий по теме семинара, подготовить образцы официально – деловых документов (например, заявления, сопроводительного письма, письма-просьбы, ответа на письмо-просьбу, резюме и др.), соблюдая требования стандартизации, унификации при написании текстов документов и основные языковые формула делового документа.
Изучение темы направлено на приобретение:
знаний о стилях языка и речи, характеристиках функциональных стилей современного русского литературного языка; требованиях к оформлению реквизитов разных типов делового документа, соблюдения требований стандартизации, унификации и употребления языковых формул в определенных типах делового документа;
умений определять тип делового документа, характер языковых формул делового письма разного типа делового документа; оформления реквизитов текстов документов с учётом требований стандартизации, унификации и интернациональных свойств делового письма;
навыков составления и написания текстов деловых документов с соблюдением необходимых реквизитов документа, требований стандартизации и унификации документа и интернациональных свойств делового письма.
Тема 7.2. КУЛЬТУРА НАУЧНОЙ РЕЧИ
Семинарское занятие № 14. 2 часа. Научная речь, её качества и языковые особенности. Устная научная речь (информативные жанры, реферативное сообщение, доклад, рецензия, сообщение). Первичные жанра собственно научного стиля (научная статья, монография, курсовая работа, выпускная квалификационная работа). Студенческий доклад, реферат, конспект, аннотация как вторичные учебно-научные тексты.
Самостоятельная работа 2 часа. Проработать и законспектировать учебный материал по теме семинарского занятия по основной рекомендованной литературе и познакомиться с дополнительной литературой, составить словарь новых понятий по теме семинара, подготовить доклад по заданной теме с соблюдением необходимых требований к оформлению и написанию студенческой научной работы.
Изучение темы направлено на приобретение:
знанийо научной речи, её качествах и языковых особенностях; особенностях устной научной речи (информативные жанры, реферативное сообщение, доклад, рецензия, сообщение); первичных жанрах собственно научного стиля (научная статья, монография, курсовая работа, выпускная квалификационная работа); студенческого доклада, реферата, конспекта, аннотации как вторичных учебно-научных текстов;
уменийвыделять особенности лексики, синтаксиса и структуры научных текстов разных типов и жанров, особенности первичных и вторичных научных текстов;
навыковподготовки и написания текстов разных жанров учебно-научных текстов: конспектов, рефератов, студенческих докладов, рецензий, отзывов и курсовых работ; навыков работы с научной литературной и телекоммуникационной информационной системой Интернета.
Тема 7.3. ОСНОВЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА. ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ
Семинарское занятие № 15. 2 часа. Основы ораторского искусства. Особенности публичной речи. Приёмы подготовки текста выступления в массовой аудитории. Способы словесного оформления публичного выступления. Самопрезентация. Культура общения с аудиторией. Дискуссия как управляемый публичный спор, задачи дискуссии и их типы. Типы аргументов. Культура выражения несогласия.
Самостоятельная работа 2 часа.Проработать и законспектировать учебный материал по теме семинарского занятия по основной рекомендованной литературе и познакомиться с дополнительной литературой, составить словарь новых понятий по теме семинара, подготовить сообщение по заданной теме с соблюдением необходимых требований к выступлению в студенческой аудитории; подготовиться к участию в дискуссии по проблем развития физической культуры и спорта в молодёжной среде.
Изучение темы направлено на приобретение:
знаний обосновах ораторского искусства; особенностях публичной речи; приёмах подготовки текста выступления в массовой аудитории; способах словесного оформления публичного выступления; приёмах самопрезентации и культуре общения с аудиторией; знаний о дискуссии как управляемом публичном споре, её задачах и типах; типах аргументов и культуре выражения несогласия.
умений использовать теоретические знания об ораторском искусстве, особенностях подготовки публичного выступления, способах его словесного оформления, структуре, приёмах выступления в массовой аудитории, аргументировании; использование правил речевого поведения в ходе дискуссий;
навыков подготовки текста выступления в массовой аудитории (выбор темы, подбор необходимой литературы, определение структуры текста, написание текста и подготовки к выступлению), подготовка презентаций или наглядности, правил использования технических средств в ходе выступления с докладом или рефератом.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
5.1. Перечень примерных контрольных вопросов для самостоятельной работы